Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“еори€ морального развити€  ольберга




“еори€ ѕиаже о двух стади€х морального развити€ была дополнена и расширена  ольбергом, который выделил шесть стадий (Kohlberg, 1981, 1984). ¬ процессе разработки теории он предлагал испытуемым (дет€м, подросткам и взрослым) рассказы, содержащие в себе моральные дилеммы. ƒалее он задавал им вопросы, касающиес€ тем данных рассказов, дл€ оценки используемых участниками эксперимента рассуждений. √лавный герой каждого рассказа сталкивалс€ с моральной дилеммой, и испытуемому предлагалось разрешить ее. ¬от одна из них, ставша€ классической:

¬ ≈вропе одна женщина умирала от редкой разновидности рака. —уществовало только одно лекарство, которое, по мнению врачей, могло бы ее спасти. “аким лекарством была особа€ форма ради€, открыта€ недавно местным аптекарем. »зготовление лекарства стоило очень дорого, но аптекарь назначил цену, в дес€ть раз превосход€щую его себестоимость. ќн платил 200 долларов за радий и требовал 2000 долларов за небольшую дозу лекарства. ћуж больной женщины, которого звали ’айнц, обошел всех своих знакомых, чтобы раздобыть денег, но смог собрать только 1000 долларов, т. е. половину требуемой суммы. ќн сказал аптекарю, что его жена умирает, и попросил того снизить цену или дать возможность заплатить оставшуюс€ сумму позже. Ќо аптекарь ответил: ЂЌет, € открыл это лекарство и хочу сделать на нем деньгиї. ’айнц, прид€ в отча€ние, ночью взломал дверь аптеки и выкрал требующеес€ лекарство дл€ своей жены (Kohlberg, 1969, р. 379).

—ледовало ли ’айнцу красть лекарство? „то вы об этом думаете? ѕочему? Ѕыл ли прав аптекарь, назначив цену, во много раз превосход€щую себестоимость лекарства? ѕочему?

ќтветы испытуемых на такие вопросы €вились данными, свидетельствующими, что развитие моральных рассуждений осуществл€етс€ упор€доченным образом и проходит р€д отчетливо выдел€ющихс€ стадий.  ольберг определил три основных уровн€ моральных суждений: предконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный. »х описание приводитс€ в табл. 10.1.  аждый из этих уровней подраздел€етс€ на две стадии. Ќеобходимо отметить две взаимосв€занные тенденции, характеризующие прохождение этих шести стадий: 1) сначала суждени€ основываютс€ на внешних последстви€х, а позднее Ч на интернализо-ванных моральных принципах; 2) вначале суждени€ отличаютс€ высокой конкретностью, а позднее станов€тс€ достаточно абстрактными.

“еори€  ольберга нашла подтверждение в результатах р€да исследований, показавших, что мужчины, по крайней мере в западных странах, обычно проход€т через эти стадии именно таким образом. ¬ одном 20-летнем лонгитюдном исследовании 48 мальчиков  ольберг и его коллеги обнаружили полное соответствие развити€ моральных суждений определенным в теории стади€м (Colby, Kohlberg, Gibbs & Lieberman, 1983).

ќднако теори€ и исследовани€  ольберга вызвали много возражений. »сследователи указывали, что очень сложно в точности следовать процедурам  ольберга и не менее трудно согласитьс€ с предложенной им методикой оценки ответов детей на разработанный им тест (Rubin & Trotten, 1977). ћного нападок было сделано в адрес положенного в основу теории  ольберга принципа этического абсолютизма: он не учитывает существенные культурные различи€, определ€ющие специфику господствующей морали в каждом конкретном обществе (Baum-rind, 1978; Carlo, Roller, Eisenberg, Da Silva & Fronlich, 1996; Wainryb, 1995). —ам

√лава 10. ѕсихосоциальное развитие в среднем детстве 465

 ольберг (Kohlberg, 1978) признавал, что необходимо принимать в расчет социальные и моральные нормы той группы, к которой принадлежит человек. ¬ частности, он пришел к заключению, что постулируема€ его теорией шеста€ стади€ морального развити€ может оказатьс€ неприменимой ко всем люд€м, живущим в разных культурах.

“аблица 10.1 —тадии морального развити€ по  ольбергу

”ровень ’арактер рассуждений
”ровень 1 ѕредконвенцио-нальный (основанный на наказани€х и вознаграждени€х) —тади€ 1 ќриентаци€ на избежание наказаний и послушание Ќужно подчин€тьс€ правилам, чтобы избежать наказани€
  —тади€ 2 Ќаивный инструментальный гедонизм Ќужно подчин€тьс€ правилам ради получени€ вознаграждени€ или личных выгод
”ровень 2  онвенциональный (основанный на подчинении социальным нормам) —тади€ 3 ћораль Ђпай-мальчикаї, ориентаци€ на поддержание хороших отношений и одобрение со стороны других людей Ќужно подчин€тьс€ правилам, чтобы избежать неодобрени€ или непри€зни со стороны других людей
  —тади€ 4 ћораль, поддерживающа€ авторитеты и власть Ќужно подчин€тьс€ правилам, чтобы избежать осуждени€ со стороны установленных авторитетов и последующего чувства вины
”ровень 3 ѕостконвенциональный (основанный на моральных принципах) —тади€ 5 ћораль общественного договора, индивидуальных прав и демократически прин€того закона Ќужно соблюдать законы данной страны ради всеобщего благополучи€
  —тади€ 6 ћораль, ориентированна€ на индивидуальные принципы совести Ќужно следовать универсальным этическим принципам
»сточник: Kohlberg L. Stages of moral development. Ќеопубликованна€ докторска€ диссертаци€, University of Chicago, 1958. »спользовано с разрешени€. “акже использовались выдержки из Kohlberg L. The philosophy of moral development. New York: Harper, Row, 1981.

“еори€  ольберга имеет и другие слабые места (Power, Reimer, 1978). ≈го исследование оценивает моральные установки, а не моральное поведение. »звестно, что может существовать огромна€ разница между моральными размышлени€ми и суждени€ми человека и моральностью его поведени€. ѕриведем краткий пример. ¬ большинстве культур воровство считаетс€ дурным поступком, а така€ черта, как честность, ценитс€ высоко. ¬ы, несомненно, честный человек. “ак давайте предположим, что вы видите, как кто-то рон€ет на тротуар монету в 25 центов, не замеча€ этого. ¬еро€тно, вы привлечете к этому факту внимание данного лица. ƒопустим, это не 25 центов, а дес€тидолларова€ купюра. ¬ы сделаете то же самое,

466 „асть II. ƒетство

не так ли? ѕредставим теперь, что это пачка стодолларовых банкнот, и человек выгл€дит довольно сомнительно.  роме того, он уже завернул за угол, а вокруг никого нет. „естно спросите себ€, что бы вы сделали. ј также подумайте, что в этой ситуации следует сделать честному, но чрезвычайно бедному и наход€щемус€ в отча€нии родителю.

Ќравственный выбор совершаетс€ не в вакууме. Ќезависимо от высоты планки моральных принципов, когда приходит врем€ действовать в соответствии с ними, поведение индивида может не соответствовать его мысл€м или убеждени€м. ƒэймон (Damon, 1999) доказывал, что, независимо от того, какое видение морального развити€ вам ближе (мнение ѕиаже,  ольберга или √иллиган Ч оно обсуждаетс€ ниже), детей важно научить не только действовать в соответствии со своими представлени€ми о хорошем и плохом, но и просто различать их. ¬ свою очередь, особенно важно, чтобы люди делали свои моральные убеждени€ и установки центральной частью своей моральной идентичности, т. е. морального компонента я-концепции человека.  ак отмечалось ранее, я-концепци€ отражает и ориентирует поведение; таким образом, если моральные принципы €вл€ютс€ ее сутью, веро€тность нравственного поведени€ повышаетс€.

 ак родители могут достичь этого? Ёто непросто, но ƒэймон рекомендовал начать с культивировани€ авторитетного стил€ родительского поведени€ с акцентом на посто€нные беседы между родител€ми и детьми (глава 8), например, в этом случае Ч на темы нравственного поведени€. ¬ частности, он советовал поощр€ть Ђправильные типы отношений со сверстникамиї, помога€ дет€м, дава€ им обратную св€зь, когда возникают неизбежные моральные конфликты и ситуации морального выбора.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 875 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

Ќе будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаютс€ великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Ќикола “есла
==> читать все изречени€...

666 - | 528 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.