Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общесистемные методологические принципы государственного управления




Принципами в научной теории называют основные положения, с помощью которых выстраивается теория и объясняются анали­зируемые факты. Таковы, скажем, философские принципы. Теоре­тико-познавательный и методологический аспекты — неотъемле­мые признаки принципов государственного управления как науч­ных положений. В системе государственного управления принци­пы выступают в своей главной ипостаси — в качестве основных и исходных положений управленческой деятельности, выработан­ных наукой и сформулированных государством. Они являются надежным средством организации и регулирования целенаправ­ленного процесса воздействия на общество, а также одновременно и собственно функционирования управляющего субъекта.

Принципы объективны в своей основе и по содержанию по­стольку, поскольку они выражают научное знание об объектив­ных законах и функциях управления, отвечают критериям науч­ной истины. Однако объективность принципов в указанном смыс­ле нельзя отождествлять с объективно существующими обществен­ными процессами и присущими им объективными законами. Прин­ципы государственного управления независимы от сознания и воли субъекта только в смысле адекватного отражения объективных законов, потребностей государства и общества. Познаются и фор­мулируются они людьми с различными субъективными способно­стями и возможностями.

Принципы государственного управления суть субъективное по форме выражение требований объективных законов и специфики общественных политических отношений. Иначе чем же объяс­нить тот факт, что признаваемые в одном типе государства (ска­жем, социалистическом) нормативные требования в качестве ос­новы государственного строительства и управления в другом (ли берально-демократическом) решительно отвергаются. Конечно же, не только иной сущностью политических систем, хотя это глав­ное. Неолиберальное демократическое сознание властей предер­жащих — существенный фактор, под влиянием которого осмыс­ливаются объективные реалии и закономерности государства и общества.

Было бы ошибочно интерпретировать положение об объектив­ном содержании принципов управления так, что будто бы объек­тивность гарантирует адекватное их осуществление любым субъек­том и при любых условиях.

В советской политической литературе подобный апологетичес­кий подход был стереотипным при анализе политики правящих партийно-государственных институтов. Его авторами за сущее выдавалось должное, за действительное — нормативное, а скорее желаемое. И хотя для некоторых авторов (к их числу мы отно­сим и себя) нормативный подход чаще всего был основанием кри­тической оценки существующей политической практики и выяв­ления ее противоречий, он все же мало способствовал объектив­ному рассмотрению проблем.

Не нормативность, а прежде всего действительность должна быть предметом анализа реализации законов и принципов управ­ления в практической деятельности государственных органов. Нельзя не подчеркнуть, что сознательная реализация научных законов и принципов — лишь одна из возможностей, хотя и реальных, в практике управляющего субъекта. Определяя госу­дарственное управление, включая политическое руководство, как деятельность целенаправленную, не следует считать, что любые ее виды и формы строятся целиком и полностью по строгим науч­ным проектам. Цель, замысел — идеальный образ будущего ре­зультата, но не строго выверенная во всех аспектах какая-то научная формула.

Цель, замысел субъекта формулируются в результате синтеза элементов научных знаний и идеологических представлений, здра­вого смысла и практического опыта, итога повседневных наблю­дений и интуиции лидеров. Политика, государственное управле­ние — не только (а во многих случаях не столько) наука, но также искусство. В последнем, как известно, доминирует вообра­жение, далеко не всегда адекватно отражающее реальность. К сказанному нужно добавить, что научные знания о законах и принципах управления - не абсолютная, а относительная исти­на. Мы многого еще не знаем о современных политических про­цессах и об объективных закономерностях государственного уп­равления, особенно в россии. Тем более, что многие теоретики и политики вообще отрицают таковые, а» принципы принимают любые целесообразные в данной конкр^нои ситуации формы и нормы управления. Не любое теоретическое положение, именуе­мое в литературе «принципом государственного управления», фактически им является.

Существенной особенностью принципов государственного уп­равления являются выраженность и закрепленность их в боль­шинстве своем в правовых нормах. Это положение подчеркивает­ся Г В. Атаманчуком. Правовое закрепление принципов, бесспор­но, «вносит большую конкретность и устойчивость в управлен­ческие отношения» [1]. Мы хотели бы обратить внимание читате­ля на уточнение: «в большинстве своем»- За ним кроется вопрос, требующий дальнейшего анализа практических форм функциони­рования принципов управления. Их можно сгруппировать так:

1) традиции, складывающиеся в государственном управлении;

2) политические требования и установки, зафиксированные в программах и других официальных доцентах государства;

3) конституционные установления и другие правовые нормы, закрепляющие формальные образцы управленческих отношении
и действий субъекта и объекта управления;

4) научные рекомендации практике управления;

5) политические, идеологические и нравственные ценности как форма выражения и средство воздействия на управляющих и управляемых. Ценностный аспект может приобретать любой из указанных видов практического функционирований принципов государствен­ного управления, что зависит от значимости принципа для систе­мы управления и его общественного признания. Заметим, что некоторые принципы закрепляются одновременно в ряде форм: в виде политических и правовых норм, традиций и идеологических ценностей. К числу таковых относится принцип плюрализма. Он фигурирует во многих ипостасях: как демократический, т.е. по­литический, принцип выбора целей и формирования государствен­ных органов власти и управления; как принцип планирования, как правовая норма при организации демократических выборов; как политическая и идеологическая ценность — один из регуля­торов поведения управляющих и управляемых и т.д. Известный советский принцип демократического централизма был закреп­лен политически (в Программе и Уставе правящей партии) и конституционно — в качестве основного принципа государствен­ного управления обществом. Некоторые либерально-демократи­ческие принципы управления, например, плюрализм, конкурен­ция, закреплены юридически и в форме традиций. Кроме того, они в числе политических, идеологических и нравственных цен­ностей государства и общества.

В научной литературе описываются многие принципы госу­дарственного управления и их типологии. Однозначного решения этого вопроса нет. В данной работе в качестве основания типоло­гии принципов государственного управления признаются: объек­тивные законы и функции социального и государственного управ­ления, специфика государства как политически организованного общества. Принципы, как отмечалось, суть субъективные формы выражения объективных законов управления, а также потребно­стей развития государства и общества, состояния его политико-правовой культуры.

В соответствии с названным основанием выделим группы об­щесистемных принципов государственного управления:

1) общеметодологические принципы, сформулированные на основе познания общих законов социального и государственного управления, закрепленные в политических и правовых нормах,
или применяемые в качестве научно-практических рекомендаций; они определяют содержание государственного управления;

2) организационные системно-структурно-функциональные принципы, закрепленные нормативно;

 

3) принципы разработки, принятия и исполнения решений, в
большинстве своем предусмотренные законодательством;

4) принципы управления отдельными сферами общественной жизни: политической, экономической, социальной, культурной.

Назовем их специфическими. Так же, как общесистемные, они в большинстве своем прописаны юридически или же отражены в определенных политических документах и административных инструкциях.

Государственное управление — сложный политико-правовой организм со многими относительно самостоятельными органами и службами, регулируемыми частными принципами. Такова, на­пример, государственная служба и ее принципы[2].





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 736 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2308 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.