Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общества




Рассмотрение всего комплекса проблем теории государствен­ного управления следует начать с анализа исходной, базовой ка­тегории «государство». Несмотря на то, что о государстве напи­сано множество книг и статей, в современной политической мыс­ли отмечается повышенный интерес к этой проблеме. Теоретичес­кая актуальность связана главным образом с усилением практи­ческой роли государства во всех сообществах мира. Наблюдается активизация всех функций государства: политической, экономи­ческой, социальной и культурологической; возрастает его влия­ние на процессы современной модернизации обществ. Всеобщая известность понятия «государство», превращение этого понятия в элемент обыденного политического сознания вовсе не означает, что научное знание о государстве стало исчерпывающим, по край­ней мере, для современного исторического этапа. Известное еще не есть познанное.

Современные представления о государстве не менее противоре­чивы, чем те, которые существовали в начале прошлого века. Из-за сложности и запутанности вопроса то, о чем спорили поли­тики и теоретики в прошлом: о происхождении государства, о его роли и соотношении с обществом — остается предметом науч­ных (да и политических) дискуссий и поныне.

1. два подхода к определению понятия государства Из многих определений государства, встречающихся в науч­ной литературе, можно выделить два. Первое характеризует го­сударство в самом широком смысле: как высшую форму органи­зации человеческих сообществ; как политический союз людей, подчиненных единой верховной власти; как форму организации, имеющей главной целью выражение единой воли, обеспечение общих интересов, а также защиту прав и свобод человека [1]. В соответствии с другим пониманием, государство — это система политических и правовых связей и отношений между людьми, регулирующих общезначимые виды их поведения и деятельнос­ти. Иначе сказать, это — политико-правовой институт, а точнее, система особого типа социальных институтов, образующих орга­низацию политической власти. Позиция, акцентирующая инсти­туциональную сторону государства, наиболее четко выражается в сведении его к системе норм, определяющих поведение людей в обществе. Так, испанский политолог Л. Санистебан пишет, что в действительности государство «не больше, чем определенный тип юридически регулируемого социального поведения, существую­щий в конкретных пространственно-временных условиях» [2].

Понимание государства как высшей формы политической орга­низации общества, как политического союза людей не исключает его институциональное™ и нормативно-правовой основы регули­рования социального поведения людей. Коренная черта государ­ства — публичная власть, непосредственно с населением не со­впадающая. Однако государство не сводится ни к системе юриди­ческих норм, ни к определенному типу нормативно регулируемо­го поведения, ни, наконец, к публичной власти. Схватывая «дей­ствительность государства лишь частично, — отмечает профес­сор А. Венгеров, — эта абстракция ошибочно претендует на пол­ное отображение государства во всей его многогранности. Между тем такое отображение невозможно также без характеристики государства как определенной коллективности, ассоциации, ин­тегрируемой публично-властными отношениями и институтами» [3]. Именно оно и позволяет представить современный образ го­сударства со всеми его социально-политическими признаками и регулирующими институтами. Современное государство характе­ризуется определенной, государствообразующей социальной общ­ностью людей, включающей нацию или многонациональное объе­динение, совокупность классов, других социальных групп и сло­ев. Национальные и социальные группы в рамках государствен­ной политической формы организации интегрируются в единый народ данной страны, обретающий общие существенные черты образа жизни, общественного сознания и психологии. Этнонаци-ональная и социально-классовая структура сложившегося сооб­щества — один из главных факторов, определяющих устройство государства.

Государство — территориальная организация общества, ха­рактеризующаяся своим социально-политическим пространством. Социальным в том смысле, что территория, занимаемая государ­ством, составляет среду для жизнедеятельности данного сообще­ства. Политическое — в смысле пространственных границ дей­ствия государственной власти. Бытие современного государства связано с наличием единого экономического, а также общих для всех районов данной страны правового и информационного про­странств. Политическому государственному союзу присущи об­щая культурная среда, общий язык (или языки), а также во многих случаях единая религия.

Государство в его широком понимании, как политический союз и высшая форма социальной организации людей, пронизывает все существенные стороны жизнедеятельности общества и отож­дествляется с ним, выступая в качестве исторически сложившей­ся объективной формы своего существования. Например, мы го­ворим: Российское государство, имея в виду Россию — страну, не существующую вне государства. История человечества — череда сменяющихся по воле господствующих классов политических груп­пировок и лидеров, типов государств и правящих режимов. Од­нако государство как универсальная политико-правовая форма бытия общества, как союз людей, живущих на определенной тер­ритории, объединенный некоторыми общими экономическими свя­зями и формами культуры, оставалось. Даже такие коренные перевороты в истории, как революции 1848 г. во Франции и Октябрьская 1917 г. в России не сокрушали и не ставили своей целью уничтожать государство, а лишь качественно изменяли существовавшие тогда в этих странах типы государственного уст­ройства общества. Характерно, что в энгельсовской утопии об «отмирании государства» в «коммунистическом будущем» пред­полагалась не отмена государства, а естественный процесс угаса­ния его функций как аппарата управления людьми и замена орга­низацией управления вещами.

Будучи универсальной всеобщей формой организации обще­ства, государство выступает в качестве субъекта и объекта само­управления и управления. Как саморегулирующаяся социальная система государство — субъект самоуправления. Определение го­сударства в качестве субъекта управления предполагает его пони­мание не в смысле объективной универсальной формы организации общества, а в более узком его толковании — как политико-правового института, как выделенного из общества аппарата уп­равления. Такой подход способствует вычленению из всего госу­дарственно-организованного общества его ядра — структуры, яв­ляющейся субъектом управления. А именно: публичной и леги­тимной (нормативно выраженной) властной силы общества (Г. Атаманчук). Эта сила представлена основными органами го­сударства: законодательной власти, исполнительной власти (пра­вительственным аппаратом, административной и финансовой си­стемами, вооруженными силами, правоохранительными и кара­тельными органами, разведывательными организациями и др.),

судебной власти.

Государство как политико-правовой институт (система госу­дарственных органов) не тождественно обществу в целом, а пред­ставляет собой организованную группу людей, осуществляющую от имени общества публичную власть и управление людьми. По­пытки втиснуть все многообразие общественной жизни в прокру­стово ложе государственных институтов, как известно, — типо­логическая черта тоталитарных режимов. Государство не долж­но поглощать гражданское общество. Понятие «гражданское об­щество» тесно связано с понятием «государство», поскольку они характеризуют различные, но взаимодополняющие стороны гло­бального общества как единого организма. Гражданское обще­ство включает совокупность политических и неполитических са­морегулирующихся видов деятельности и отношений — произ­водственно-экономических, социальных, духовно-нравственных, религиозных и т.д., составляющих жизненную основу государ­ства. Гражданское общество на современном этапе человеческой цивилизации — это общество с развитыми экономическими, со­циальными, правовыми, духовными отношениями между людь­ми. Это — совокупность ассоциаций и других организаций, обес­печивающих совместную жизнь граждан, удовлетворение их груп­повых и индивидуальных потребностей и интересов. На его базе функционирует демократическое государство, являясь официаль­ным выражением гражданского общества, сферой выявления, ре­гулирования и защиты общих интересов социальных групп и граж­дан.

В контексте теории государственного управления на первый план выдвигается проблема функций современного государства.

Именно проблема, в полном значении этого понятия, проблема, над разрешением которой трудились многие политические мыс­лители прошлого и которая остается предметом острых дискус­сий политиков и теоретиков современности.

Функции государства — это сложившиеся направления его деятельности в важнейших сферах общественной жизни, в кото­рых реализуются и конкретизируются сущность и роль государ­ства в обществе. Функции суть обобщенные, более или менее од­нородные виды целенаправленного воздействия на общество. Они обусловливаются его историческими типами и конкретно-истори­ческими этапами развития данной общественной системы. В фун­кциях проявляются и объективируются присущие данному типу государства особенности и закономерности развития, состояние и динамика социально-экономических, политических, духовных процессов и отношений [4]. Отсюда исторический характер функ­ций государства, их видов и содержания, свойственных конкрет­ным государственным системам.

Бывшее советское государство характеризовалось функциями, обеспечивающими решение задач создания коллективистского со­циального строя (хозяйственно-организаторской, культурно-вос­питательной и др.). Нынешнее Российское государство преследу­ет иные цели — осуществить капитализацию страны, перестро­ить систему социально-экономических и других общественных отношений на основе принципов либеральной демократии. Соот­ветственно качественно изменились его специфические функции. Одна из важнейших, новых для нашего общества, — реформиро­вание экономики, превращение ее в рыночную.

В функциях государства находят отражение основные цели его социальных носителей (крупных социальных групп) и реализу­ются задачи, выражающие объективно-историческое предназна­чение определенного типа государства.

В свое время К. Маркс писал в «Капитале», что государство в классово-антагонистическом обществе решает задачи двоякого рода: «выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические функции, вытекающие из противопо­ложности между правительствами и народными массами» [5]. Это положение классика сохраняет теоретическое значение для ана­лиза современности. Мировая практика и политическая литера­тура показывают, что современное государство как политико-правовой институт продолжает выполнять традиционную функцию инструмента классового господства. Правящая элита и сегодня формируется в большинстве своем из числа сильных мира сего. О государстве как господстве людей над людьми, опирающемся на легитимное насилие, писал в начале XX в. немецкий социолог М. Вебер. Вместе с тем диапазон функций государства значительно расширился, что связано с изменением его социальной природы и превращением в реальный политический союз граждан, а так­же в фактического представителя большинства населения конк­ретной страны. Современное демократическое государство осуще­ствляет широкий круг деятельности, выходящий за пределы ин­тересов отдельных классов, в том числе господствующих. Оно занимается решением общественно-политических проблем, регу­лированием и преодолением социально-экономических противо­речий и конфликтов, включая межклассовые. «Не каждый конф­ликт, — писал бывший канцлер ФРГ В. Брандт, — является тем, что называли и называют «классовым вопросом». Но это понимание не вытесняет осознание того, что «мы все же до изве­стной степени классовое общество» и «давно проводим в обще­стве социальную политику, имеющую целью уменьшить классо­вые противоречия и различия» [6].

Государство в современном обществе — это самостоятельный организм, воздействующий на все стороны общества. В его дея­тельности заинтересованы не отдельные, а все социальные груп­пы, хотя требования, предъявляемые к этой деятельности, соци­альные ожидания у различных групп, конечно, различные. Ска­жем, консервативные круги экономически господствующих групп не заинтересованы в усилении роли государства в экономической сфере, равно как и в социальной. Напротив, малообеспеченные массы выступают за более жесткий и широкий государственный контроль во всех областях общественной жизни.

В современных индустриальных и постиндустриальных обще­ственных системах государство превратилось в многофункциональ­ную, относительно самостоятельную (с широким диапазоном са­мостоятельности) систему политико-административных институ­тов, социально-экономических и социокультурных организаций.

Политическая и юридическая науки из всего многообразия функций, выполняемых государством, выделяют основные. Это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных целей и задач, стоящих перед ним в определенный исторический период [7]. В них воплощается общесоциальное назначение государства. Эти функции относятся к деятельности государства в целом, хотя выполняются в разной степени всеми или многими его органами. Объектом воздействия являются не отдельные части общественной жизни и группы лю­дей, а социальная система как единый организм или ее подсисте­мы (экономическая, социальная, политическая, духовная).

Какие же функции можно отнести к основным, присущим со­временному государству, в том числе Российскому? Оговоримся, что в конкретных государственных системах они обретают свои специфические модификации.

Прежде всего функция обеспечения единой государственной власти в обществе. Государство есть институциональная (упо­рядоченная, закрепленная правовыми нормами) форма бытия общественной публичной власти. Через институты государства осуществляется легитимация власти, реализуется монополия на издание законов, имеющих общеобязательный характер, и при­менение принуждения для их исполнения. Как система соци­альных институтов государство существует и функционирует на основе Конституции — свода правовых законов и образцов ин­ститутов.

Другая важнейшая функция — управленческая. Государство — управляющая система. Его институты (высшие и региональ­ные органы законодательной и исполнительной власти) осуще­ствляют политическое руководство и административное управле­ние деятельностью социальных субъектов и отношений, связан­ных с общественными интересами. Объем управленческих функ­ций, масштабы, формы и методы управленческой деятельности государственных институтов зависят от типа государства. Об этом пойдет речь в дальнейшем.

Не менее важная функция государства — интегративная. Она реализуется на базе управленческой. Государство регулирует взаимоотношения социальных групп, коллективов и граждан, добивается достижения общественных компромиссов, обеспечи­вает определенное единство всех социальных групп и слоев насе­ления, сплачивая их в народ как государствообразующую общ­ность. Основу социально-политического единства народа состав­ляют общие государственные интересы, общепризнанные ценности и цели. Выражение и защита их придает государству и его деятельности политический характер.

Государство осуществляет экстракционную и дистрибутивную деятельность, т.е. его институты и организации занимаются до­быванием экономических и других ресурсов, необходимых для своего функционирования, и распределением и перераспределе­нием ресурсов, благ, услуг и символических ценностей (званий, классификаций и пр.). (Угсюдахозяйственно-экономическая фун­кция: создание необходимых условий для функционирования и прогресса экономики. Это — правовое закрепление тех или иных форм собственности на средства производства, обеспечение едино­го экономического пространства, строительство адекватной фи­нансовой системы, проведение соответствующей налоговой поли­тики и т.п.

Одна из главных функций современного государства — содей­ствие воспроизводству человеческого фактора во всех его ас­пектах: поддержание на соответствующем уровне систем образо­вания, здравоохранения, науки и духовной культуры. В ряде литературных источников она именуется культурно-воспитатель­ной функцией.

Важнейшая функция государства — защита данного обще­ства от разноге рода разрушающих (внутренних и внешних) фак­торов. Речь идет об обеспечении внутренней безопасности членов общества, а также о военной, экономической, информационной, идеологической, экологической, технотронной и др.

Наконец, современное государство существует не в социально-политическом вакууме, а в окружении международного сообще­ства. Создание благоприятных, с точки зрения государственных интересов, условий международных связей и сотрудничества страны с международным сообществом — весьма значимая функ­ция, успешная реализация которой гарантирует нормальную жизнедеятельность страны и государства.

Отмеченные функции характеризуют взаимодействие государ­ства с обществом в целом, а также с внешней, международной средой. Их реализация зависит от того, как работает государ­ственный организм в своем внутреннем функционировании. В по­литической науке внутренние виды деятельности государствен­ных институтов объединяются в группу функций конверсионных (преобразовательных). Это прежде всего следующие виды деятельности: а) артикуляция и агрегация интересов, что означает про­цесс предъявления, выражения и обобщения социальных интере­сов при выработке государственных решений; б) нормотворче­ство (разработка норм и правил); в) применение норм и правил; г) контроль за соблюдением норм и правил членами государствен­ного аппарата; д) политическая и административная управлен­ческая коммуникация. В совокупности названные конверсионные функции образуют процесс самоуправления государства.

Набор функций государства определяет его структуру как сис­темы институтов и организаций. Поскольку анализ государствен­ных структур впереди, отметим здесь лишь один момент. А имен­но: разделение государственных институтов и органов на три груп­пы: 1) непосредственно осуществляющие властные функции (в том числе правоохранительные органы); 2) институты, обеспечи­вающие разнообразные виды внешней безопасности; 3) система институтов и органов политического руководства и администра­тивного управления.

Итак, краткий анализ функций государства показывает, что одной из основных является управление обществом и само­управление. Проблема состоит, однако, в том, что понимать под государственным управлением? Каковы границы его воздействия на общество? Не ведет ли возрастание роли государственного уп­равления к ограничению или даже свертыванию демократии? Не есть ли практика государственного управления, скажем, эконо­микой и некоторыми другими сферами социальной жизни, как утверждает Ф. Хайек, «дорога к рабству»? Ответы на все эти вопросы далеко не академического характера мы попытаемся дать при анализе современных концепций роли государства в обще­стве.

2. конкурирующие концепции роли государства в управлении обществом

Американские авторы монографии «Эффективность государ­ственного управления» называют «извечным вопросом» в поли­тической науке и практике вопрос о роли, которую органы госу­дарственного управления призваны играть в обществе в целом [8]. Актуальность вопроса для нашей страны также очевидна, что обусловлено конкретно-исторической ситуацией, в которой она оказалась в конце столетия. Это — ситуация глобального

отказа от советских принципов управления, основанных на ого­сударствлении всех социально значимых элементов общественной системы, и попыток перехода к принципам, реализуемым госу­дарствами Запада. Переходный характер ситуации осложняется специфическим для российской политической элиты впаданием из одной крайности в другую, стремлением заменить тотальное огосударствление социальной жизни полным разгосударствлени­ем. В итоге — системный кризис невиданной (после гражданской войны) разрушительной силы, имевший место в 90-х гг. прошло­го века, не до конца преодоленный и в наше время.

Современный мир представляет собой калейдоскоп обществен­но-политических систем и цивилизаций. Широко известные в меж­дународном политическом языке понятия «Восток — Запад», «Север — Юг» — не идеологические термины, а вполне содержа­тельные категории, отражающие и нынешнюю реальность. В про­странстве этих мировых противоположностей можно встретить причудливое сочетание разнообразных форм управления процес­сами общественной жизни: от традиционалистских до самых со­временных, с широким использованием новейшей информацион­ной технологии. Соответственно весьма разнообразны и взгляды идеологов-теоретиков. В развитых странах сложились и конку­рируют следующие концепции, обосновывающие роль государ­ства в управлении обществом: 1) либеральная, признающая ос­новным регулятором общественной жизни свободный рынок; 2) социалистическая, отстаивающая принцип централизованно­го планового государственного управления; 3) концепция, соче­тающая элементы неолиберальной и социалистической.

Либеральная концепция сформировалась в лоне либеральной идеологии — идейно-политического течения, обосновывающего буржуазно-парламентский строй и связанные с ним свободы в экономической, политической и других сферах жизни. В арсена­ле классического либерализма ведущее место занимала идея пре­доставления полного простора частнособственнической инициа­тиве и освобождения экономической деятельности от опеки госу­дарства. Да и не только экономической. Один из основоположни­ков американского либерализма Джефферсон считал лучшим то правительство, которое меньше всего управляет.

Традиционные принципы либерализма (главным образом ли­беральной политической демократии) в XX в. модифицировались.

Оставаясь приверженцами свободного рынка как механизма наи­более эффективной экономической деятельности, либералы в то же время стали подчеркивать целесообразность определенного вмешательства государства в экономику для ограничения господ­ства монополий и предотвращения кризисных и конфликтных ситуаций. Впервые этот новый взгляд на роль государства сфор­мулировал английский экономист Дж. Кейнс (1919 г.). Суть его концепции — обоснование государственного регулирования ка­питалистической экономики как метода воздействия государства на экономику с целью обеспечения бесперебойного ее функцио­нирования в рамках неизменной системы капиталистических об­щественных отношений. «Нашей конечной целью, — писал Дж. Кейнс, — может быть отбор таких переменных величин, которые поддаются сознательному контролю или управлению со стороны центральных властей в рамках той хозяйственной систе­мы, в которой мы живем» [9]. Дж. Кейнс в качестве основной сферы государственного регулирования рассматривал рыночные отношения.

Учение английского экономиста, объявленного спасителем ка­питализма, было на практике реализовано президентом США Ф. Рузвельтом в его «Новом курсе», позволившем стране преодо­леть «Великую депрессию» (1929-1933). Дж. Неру в своем «Взгля­де на всемирную историю» назвал «Новый курс» «великим, увле­кающим воображение экспериментом». «Практически Рузвельт в значительной мере, — писал Дж. Неру, — устанавливает конт­роль государства над промышленностью...» «На деле его меры носят характер государственного социализма, регулирующего ра­бочий день и условия труда, контролирующего промышленность и предотвращающего "губительную" конкуренцию» [10].

По мере оживления американского бизнеса возрастало сопро­тивление реформам Рузвельта, контролю государства над ним. Короли промышленности считали реформы покушением на их свободу. Классические принципы либерализма оставались доми­нирующими для лидеров американского капитала. Они также составляли неотъемлемый элемент политико-экономического со­знания господствующей элиты на европейском континенте.

Идеологической и политической реакцией на появившуюся в Европе в условиях мирового кризиса тенденцию контроля госу­дарства над экономическими и социальными процессами в виде «социалистического планирования» была работа лауреата Нобе­левской премии Ф. Хайека «Дорога к рабству», изданная в Чи­каго в начале 40-х гг. Ее можно считать манифестом либерализ­ма XX в. и антисоциализма. Характерно, что свою книгу Ф. Хайек называет политической.

Либерализм, писал автор, — это цивилизация, основанная на принципах индивидуализма. «Его основной чертой является ува­жение к личности как таковой, т.е. признание абсолютного суве­ренитета взглядов и наклонностей человека в сфере его жизнеде­ятельности» [11]. Он противоположен социализму и иным фор­мам коллективизма. Спонтанные и неконтролируемые усилия индивидов «составляют фундамент сложной системы экономичес­кой деятельности» — системы экономической свободы и явив­шейся «побочным продуктом свободы политической».

«Основополагающий принцип» либерализма заключается в том, что, организуя ту или иную область жизнедеятельности, мы дол­жны максимально опираться на спонтанные силы общества и как можно меньше прибегать к принуждению [12]. Не создавать це­ленаправленно, например, конкуренцию, а принимать социальные институты такими, какие они есть. Принцип — лучше использо­вать потенциал спонтанных сил, заключенных в свободном обще­стве, механизм безличного свободного рынка нельзя заменять, как стремятся сделать социалисты, «коллективным» и «созна­тельным» руководством, направляющим движение всех соци­альных сил к заранее заданным целям [13]. Свобода и централи­зованная плановая экономика несовместимы. Либерализм — это идея, отвергающая регламентацию экономической общественной жизни, не признающая необходимость создания рациональной системы, в рамках которой будут протекать различные процессы деятельности, направляемые индивидуальными планами ее учас­тников. Вопрос сводится не к необходимости разумного выбора типа организации общества, разъяснял Ф. Хайек, что либералы признают, а к неприемлемости централизованной организации и управления всеми процессами деятельности. Либералы решительно возражают против замены конкуренции координацией «сверху». Конкуренция — лучший способ управления деятельностью инди­видов; она позволяет обойтись без «сознательного общественного контроля»; исключает вмешательство в экономическую жизнь и допускает лишь «иногда» «определенные действия» со стороны правительства, способствующие развитию конкуренции. Центра­лизованное (читай: государственное) планирование и конкуренция несовместимы, — это альтернативные принципы решения одной и той же проблемы [14].

И как общий теоретический вывод звучит тезис автора: тен­денция к монополии и планированию не есть результат каких бы то ни было обстоятельств, а продукт пропаганды определенного мнения, ставшей доминантой политики [15].

Отрицание общественного, государственного регулирования экономики и других действий «атомизированных» индивидов при­водит либерала Ф. Хайека к отказу от таких понятий, как «со­циальные цели», «общественные задачи», «общий интерес» и др. «Легко видеть, — подчеркивает автор, — все эти понятия не содержат ни необходимого, ни достаточного обозначения конк­ретного образа действия» [16].

Итак, либеральная концепция отвергает необходимость госу­дарственного управления экономикой и признает «свободную игру экономических сил». В современной интерпретации — это кон­цепция радикальной неоклассической либеральной модели ры­ночной экономики. Она строится на полном отрицании государ­ственной собственности и признании только собственности част­ной, что предполагает резкое ограничение социальной функции государства. Подобная модель государственной политики не яв­ляется типичной даже в США, где, как известно, 40% рабочей силы занято в государственном секторе экономики.

Неолиберальная концепция подвергается критике в американ­ской политико-экономической литературе. Тенденция к монопо­лии и планированию, обусловленная, вопреки пониманию Ф. Хайека, объективными потребностями современного научно-технического прогресса, находит отражение в идеях видных пред­ставителей теоретической мысли. В частности, в работах круп­нейшего современного американского экономиста и социолога Дж. Гелбрейта. Автор кроме теоретических исследований многие годы занимался практической разработкой политики государствен­ного регулирования экономики. Он подвергает критике исходное положение модернизированного либерализма — о решающей роли рынка в установлении равновесия в экономике. Дж. Гелбрейт обосновывает необходимость такого вмешательства в экономику, которое направлено на искусственное повышение совокупного спроса, предъявляемого рынком [17]. Он считает, что на экономику решающим образом влияет государство, а также такие социальные институты, как крупные корпорации и профсоюзы. По мнению ученого, не рынок диктует производителю, а, наоборот, крупная фирма диктует свои законы. Стало быть, рынок не является аб­солютным регулятором экономики. Государство регулирует эко­номический процесс, выступая в роли заказчика продукции че­рез контрактные отношения с крупными корпорациями, через «техноструктуру» (функционирующий капитал, отделенный от собственности), управляемую госаппаратом. Дж. Гелбрейт пред­лагает и описывает «планирующую систему» как форму государ­ственного регулирования (через корпорации) экономики. Он даже выдвигает идею «нового социализма» для Америки, под которым подразумевает систему вмешательства государства в экономичес­кую сферу деятельности.

Йесмотря на критику неолиберальной модели экономической политики, правительство России в начале 90-х гг. прошлого века положило эту модель в основу стратегии капитализации страны. Был взят курс на разрушение государственного регулирования экономики. Государство было объявлено антиподом рынку, мно­гие формы централизованного регулирования экономики отвер­гались, а приватизация госимущества стала главным приорите­том государственных преобразований. В полном противоречии с теорией, с отечественным и зарубежным опытом государственная собственность была квалифицирована как «ничейная», качество ее использования якобы не подлежало оценке по критериям эко­номической эффективности [18]. «Научной основой» этой по­литики послужила теория радикального либерализма. Согласно одной из вульгарных версий этой теории, частная собственность объявляется априори и «безусловно» более эффективной, нежели любая государственная, из чего вытекает требование приватиза­ции любого государственного имущества. Тотальное разгосудар­ствление экономики; резкое ограничение регулирующей роли го­сударства и ориентация экономической политики всецело на сво­бодный рынок; уход государства из сферы науки, образования, медицины, культуры, социальной защиты населения — совокуп­ность этих мероприятий президента и Правительства России, про­водимых с 1992 г. до августа 1998 г., укладывалась в рамки неолиберальной концепции.

Опыт государственного управления в США, изложенный аме­риканскими учеными в энциклопедическом труде «Эффективность государственного управления», опровергает догму об изначаль­ной неэффективности государства, демонстрирует его возрастаю­щую роль в современной общественной системе и ее экономичес­ком базисе. «Функции государственного регулирования суть орга­ническая составляющая современного рыночного хозяйства. В переходной экономике она естественно усиливается» [19].

Социалистическая концепция, а точнее сказать, политичес­кая доктрина государственного социализма сформировалась в ре­зультате стечения обстоятельств объективного и субъективного характера. В числе первых — необходимость проведения моби­лизационной политики в условиях разрушенных войнами эконо­мики и социальной сферы общества. Субъективная причина — идеологическая концепция, ориентирующая политику государ­ства исключительно на модель «сознательного строительства» социализма, отвергая рыночные отношения как капиталистичес­кие. Социалистическая доктрина — прямая противоположность классической либеральной концепции. Она базируется на прин­ципе приоритета политического государства над обществом и лич­ностью, подчинения интересов социальных групп и личности го­сударственным интересам. Ее методологический стержень — пер­венствующая роль политики по отношению к экономике, что на­ходит выражение в политическом диктате правящей партии как некоего высшего субъекта управления.

Социалистическая концепция в противоположность либераль­ной признает нераздельное господство общественной собственнос­ти и в принципе отвергает частное предпринимательство как ис­точник получения дохода, а также связанный с ними свободный рынок. Если либерализм во главу угла своей стратегии ставит спонтанные, неконтролируемые действия индивидов, исключаю­щие сознательное вмешательство государства в экономические и социальные процессы, и считает конкуренцию лучшим способом управления, то социалистическая концепция — это идея всеоб­щего огосударствления жизнедеятельности коллективов людей, идея абсолютизации «сознательного», «научно обоснованного» партийно-государственного руководства обществом. Универсаль­ной формой руководства признается государственное планирова­ние. Причем не одной только экономической деятельности, но и социальной сферы, культуры, науки, образования. Вместо сво­бодной конкуренции как движущей силы экономического и соци­ального прогресса здесь основным рычагом стимулирования эко­номической и социальной деятельности являются администра­тивно-командные методы государственного управления. Призна­ется применение вместе с административно-властными и эконо­мическими также политических, идеологических и моральных средств мотивации активности.

В «чистом» виде командно-административная плановая мо­дель государственного управления реализовывалась в бывшем Советском Союзе в период существования сталинского автори­тарного режима. В постсталинский период хотя принципы пре­жней политики в основе своей и не отрицались, но на партийно-государственном уровне предпринимались попытки модифициро­вать традиционную политику. Это выражалось во временном пе­реходе к территориальной организационной форме управления экономикой (совнархозы), в попытке осуществления экономичес­кой реформы, имевшей целью соединить планирование с меха­низмом рыночных отношений, в проведении известных меропри­ятий, названных «перестройкой».

Концепция, сочетающая элементы неолиберальной и социа­листической моделей роли государства. Она отражает современ­ную объективную тенденцию развития мирового сообщества, ха­рактеризующуюся в области политики возрастанием роли созна­тельного фактора в виде прогнозирующей и планирующей, регу­лирующей и управляющей деятельности государства. В экономи­ке эта тенденция реализуется в выборе социально ориентирован­ной рыночной экономики. Такая модель строится на свободном сосуществовании разных форм собственности, эффективных со­циальной и экономической функциях государства, на использо­вании планирования и прогнозирования. Это направление в раз­витии политических и экономических систем характерно для ряда европейских, а главным образом — Скандинавских стран. Его же избрали многие страны Арабского Востока и Азии (Турция, Еги­пет, Индия, Южная Корея). Даже Китай, в котором правящей силой является коммунистическая партия, все больше ориенти­руется в своей экономической политике на соединение плана и рынка, допуская тем самым в экономическую систему сектор сме­шанной экономики.

 

 

В литературе (в том числе международной) фигурирует поня­тие «белорусская модель», или «белорусский подход». Им обо­значается вариант модернизации, избранный Беларусью. Отдель­ные зарубежные исследователи называют его «самодостаточной авторитарной версией» построения рыночной экономики при «ин­тервенционистском» контроле со стороны государства. Или про­ще: «построение капитализма в отдельно взятой стране».

В изложении президента Беларуси А.Г. Лукашенко, «белорус­ская модель» характеризуется следующими чертами:

— Государство остается в экономике; в переходный период, каковой в настоящее время переживает Беларусь, роль государ­ства должна усиливаться. «Государство только тогда может счи­тать себя цивилизованным, если оно в трудное время способно надежно защитить интересы подавляющего большинства населе­ния. Роль государства в переходной экономике... должна сво­диться к эффективному контролю и регулированию практически всех процессов, которые происходят в экономике»;

— страна строит «экономику многоукладную»; идет «от эко­номики с господством только государственной собственности к многоукладной экономике»;

— «белорусская модель» не отвергает планирование; многие страны мира ныне опираются на «мощную систему не только прогноза, но и планирования»;

— «белорусская модель» — это «осторожный, прагматичес­кий, эволюционный подход к реформированию, точнее, к совер­шенствованию нашей экономики». «Мы понимаем реформы как эволюционный путь преобразований, а не обвальный»;

— «белорусская модель предполагает формирование социаль­но ориентированной, многоукладной рыночной экономики с рав­ноправным функционированием государственной и частной соб­ственности, с различными формами хозяйственно-акционерной, коллективной, арендной и другими».

Прошедшие годы преобразований по «белорусской модели» принесли известную экономическую стабилизацию и прирост ва­лового внутреннего продукта, хотя и не свидетельствуют о ее серьезных преимуществах.

Из анализа рассмотренных концепций вытекает общий вывод: функция управления, свойственная природе государства, в боль­шей или меньшей мере признается всеми направлениями современной политической мысли и практически реализуется во всех моделях политики, в том числе неолиберальной. Так что тради­ционные определения типа: «власть управляет», «форма правле­ния», «демократия — форма правления народа» и другие — адек­ватно характеризуют современные государственные системы.

литература

1. Зеркин Д. Основы политологии. — Ростов н/Д, 1997.С. 139.

2. Санистебан Л. Основы политической науки / Пер. с исп. —М„ 1992. С. 22.

3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник дляюридических вузов. М., 1998. С. 94.

4. Матузов Я., Малъко А. Теория государства и права. — М.,1997. С. 61-62.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. 4.1. С. 422.

6. Брандт В. Демократический социализм: Статьи и речи. —М., 1992. С. 127.

7. Матузов Н., Малъко А. Указ. соч. С. 62-64; Венгеров А. Указ. соч. С. 160-170.

8. Эффективность государственного управления. — М., 1998.С. 101.

9. Цит. по: Экономическая энциклопедия. Политическая эко­номия. — М., 1993. Т. 2. С. 132.

 

10. Неру Д. Взгляд на всемирную историю. — М., 1981.С. 390.

11. Хайек Ф. Дорога к рабству. — М., 1992. С. 19.

12. Там же. С. 21.

13. Там же. С. 24.

14. Там же. С. 38.

15. Там же. С. 39.

16. Там же. С. 49.

17. Гелбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. —М., 1979. С. 8.

18. Батников С., Глазьев С. За ликвидацию неграмотности ворганах государственной власти // Экономическая эффективность государственного управления. С. 7.

19. Там же. С. 11.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 824 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2364 - | 2088 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.016 с.