Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Управления




Органы государственной власти в современном обществе — это организующий и управляющий центр бесконечно многообразной жизнедеятельности миллионов людей. Это — мозговой блок, от которого в решающей степени зависит способность общества к самоорганизации и жизненной активности как самостоятельной материальной системы. Любую страну можно сравнить с великим кораблем, движимым работой многочисленных гребцов. У штур­вала корабля-государства — выделившаяся из массы населения группа людей, взявших на себя труд вести судно безопасным кур­сом по океану человеческой истории. Корабль будет идти полным ходом, если энергия каждого из гребцов соединится в единую могущественную силу, преодолевающую силу встречных океан­ских волн и мирового ветра, если управляющие кораблем и рабо­той команды гребцов будут следовать показаниям компаса, руко­водствоваться знанием правил общественно-исторической нави­гации.

Наш великий корабль по имени «Россия», к сожалению, в 90-х гг. прошлого века оказался в руках такой команды, кото­рая начала вертеть штурвалом так, что вырулила на рифы, под­ставив борта корабля сокрушающим волнам ураганного кризиса. Капитаны оказались малоопытными и слабо знающими науку со­циально-исторической навигации. Эта наука есть теория государ­ственного управления. Освоение ее и умелое применение людьми, занятыми государственными делами, — непременное условие их успешной деятельности, хотя и недостаточное. В государствен­ном управлении, как ни в какой другой сфере деятельности, тре­буется оживлять теорию практическим опытом, обогащать госу­дарственной мудростью народа.

1. предметная область теории государственного управления

Деятельность государства — многогранный объект, изучаемый многими научными дисциплинами: теорией государства и права, административным правом, политологией, социологией, наукой социального управления, конфликтологией и др. Каждая из наук исследует определенный аспект деятельности государственных институтов, их структуры, содержания, направленности и т.п. Например, политология рассматривает сущность и закономерно­сти политической деятельности и государства. Политическая со­циология изучает социальные основы государственных институ­тов и социальную детерминацию принципов, форм и методов их функционирования. Юридические науки занимаются исследова­нием правовых аспектов функционирования государственной вла­сти. Для теории социального управления деятельность государ­ства — один из видов управления обществом, анализ которого позволяет выяснить универсальность изучаемых этой наукой за­кономерностей саморегуляции такой сложнейшей системы, какой является социальная система.

Важнейшая сфера деятельности государства — управление об­щественной жизнью людей — объект и предмет относительно са­мостоятельной научной дисциплины социального управления — теории государственного управления. Государственное управле­ние как объект научного познания представляет собой многопла­новое образование. Изучающая его теория в качестве своего пред­мета выделяет проблемы сущности и специфики государственно­го управления, его законы, принципы, формы и методы, а также особенности субъекта и объекта государственного управления. Предметная область данной научной дисциплины очерчена в ос­новном понятиями: государство, политика, государственное уп­равление и власть. В связи с этим теория государственного уп­равления является, на наш взгляд, наукой политической и про-воведческой.

Концепция, положенная в основу настоящей дисциплины, ис­ходит из взаимосвязи политики, права, управления и власти. Она противоположна либеральной парадигме «политико-админи­стративной дихотомии», бытовавшей в западной политической мысли вплоть до 90-х гг. XX столетия. Отрыв политики от уп­равления, противопоставление государственного управления политике породили двоякий подход в теории: а) государственное управление суть отрасль науки администрирования, т.е. хозяй­ственного управления; б) государственное управление — это по­литическая наука.

Деятельность государства в области социального управле­ния неразрывно связана с правовым регулированием обществен­ных отношений и поведения людей. Отсюда юридический ас­пект теории государственного управления. В этом смысле она может быть охарактеризована как политико-юридическая от­расль знания.

Определение теории государственного управления как науки политической или политико-юридической было бы неполным, если бы мы не учли ее социальный аспект. Ведь государственное управление воплощает в себе воздействие государства как ядра политической системы на общество в целом, т.е. на социум, а также взаимодействие его с различными элементами социальной системы. Поэтому государственное управление по своему опреде­лению — это деятельность и отношения политико-правовые и социальные. Соответственно и теория государственного управ­ления — это политико-правовая и социальная наука. Таково же свойство ее собственных понятий. Они характеризуют явле­ния и процессы, в сущности которых сплетены воедино призна­ки политического и социального, как это воплощается, напри­мер, в основополагающей категории «государство». Последнее представляет собой не только институт публичной (политичес­кой) власти, но также и обозначает общественный институт, а конкретнее — высшую форму организации современного обще­ства. Понятие «политическое управление» (руководство) также означает действие и взаимодействие, связанные с использовани­ем государственной власти и власти общественной (в частности, институтов гражданского общества).

Определение теории государственного управления как науки политико-правовой и социальной и соответствующая характери­стика ее собственных понятий ориентируют, во-первых, на пони­мание государственного управления как стороны и формы прояв­ления саморегуляции общественной системы, как ее самоуправ­ления; во-вторых, на подход к данной научной дисциплине как комплексной, пограничной, сформировавшейся на базе полити­ческих, правовых и социальных областей научных знаний.

Таким образом, предметная область теории государственного управления слагается из совокупности политико-правовых и со­циальных явлений и процессов, характеризующих сферу взаимо­действия государства и общества как субъекта и объекта управ­ления и самоуправления.

Судя по опубликованным за последнее время немногим теорети­ческим работам по государственному управлению[1], рассматривае­мая научная дисциплина в нашей стране еще полностью не сложи­лась. Это подтверждается и тем фактом, что ее статус пока тракту­ется неоднозначно. Так, одни авторы (например, А.И. Радченко) считают научное знание по государственному управлению частью (разделом) науки социального управления в нашей стране. Много­численные зарубежные научные исследования, проанализирован­ные, в частности, в энциклопедической монографии американских авторов «Эффективность государственного управления» (М., 1998), с полным основанием свидетельствуют о данной отрасли знания скорее как о самостоятельной, а не как части или, тем более, разделе более общей науки социального управления.

Другие отечественные авторы, характеризуя предмет интере­сующей нас научной дисциплины, не выясняют ее отношения к иным областям социального знания. Третьи исследователи (на­пример, Г.В. Атаманчук) вообще не вдаются в дискуссию о пред­мете и статусе теории государственного управления, а, как гово­рится, сразу берут быка за рога: изложение начинают с основной проблематики науки. Такой подход тоже имеет основание. Науч­ную теорию, находящуюся в процессе становления, лучше опре­делять не по тому, что она уже представляет собой, а по тому, на что она нацелена, выделяя главное, из чего складывается теория (подходы, понятия, модели), или, по крайней мере, ее основные элементы [1]. Это замечание известного французского политолога

и социолога Р.-Ж. Шварценберга высказано по отношению к по­литической науке (политологии), но оно применимо и к рассмат­риваемой области политико-социального знания.

Главное, что составляет содержание теории государственного управления как научной дисциплины, — это изучение важней­шей функции государства как института управления обществом, закономерностей и принципов их реализации, научное обоснова­ние государственной политики как ядра и системообразующего элемента управления. Функциональный анализ государства, дея­тельности его органов власти как политико-правового института управления обществом и складывающихся при этом политико-правовых и социальных отношений — таков предмет теории го­сударственного управления.

Знание основ теории позволит читателю применить ее к иссле­дованию практики управленческой деятельности Российского го­сударства, осмыслить многосложные проблемы, которые прихо­дится решать правящим кругам, институту госслужащих в ны­нешней сложной ситуации. И, к сожалению, далеко не всегда успешно.

Теория государственного управления — комплексная наука. Ученые различных областей социально-политического знания расчленяют политико-социальную действительность на разнооб­разные элементы: области, аспекты, уровни и пр. Данная теория решает задачу рассмотрения государственного управления как целостной, относительно самостоятельной сферы деятельности государства и складывающейся в связи с ней системы политико-общественных и политико-правовых отношений. Именно — от­носительно самостоятельную сферу, заключенную в более широ­кую систему многогранной властной и организующей деятельнос­ти государства, всей политической системы, и в еще более широ­кую и общую систему саморегуляции социума. Тем и объясняется комплексный характер изучаемой теории, вбирающей в себя эле­менты знания и подходы таких наук, как политология, полити­ческая социология, теория государства и права и конфликтоло­гия. И конечно же, теории социального управления, раскрываю­щей общие закономерности управления социальными, в том чис­ле политическими, процессами и отношениями.

Система понятий в научной литературе не сложилась. Тем не менее можно наметить некоторые блоки, составляющие категориальную сетку научного анализа специфической сферы деятель­ности государства и государственно-общественных отношений. В них читатель встретится с новыми понятиями, а также извест­ными по изучению политической науки, социологии, теории со­циального управления. Однако здесь они рассматриваются в ином аспекте — как существенные стороны и элементы института госу­дарственного управления.

Первый блок — общие понятия, характеризующие управле­ние как основную функцию государства: государственное управ­ление, государство как субъект управления (государственные орга­ны, аппараты, учреждения), объект государственного управле­ния (социальные группы, общественные процессы, социальные институты); государственная власть (политическая, администра­тивная, экономическая и др.); управленческая деятельность (по­литическое руководство, административное управление, норма­тивно-правовое регулирование); управленческие отношения (орга­низационно-экономические, социально-политические, норматив­но-правовые).

Второй блок — понятия, описывающие государственное уп­равление как процесс функциональной деятельности; функции государственного управления, законы и принципы управления, формы, методы, средства и стиль управляющей деятельности.

Третий блок — понятия, отражающие основные элементы уп­равленческого процесса и его этапы: политический выбор, целе-полагание, политическая стратегия и т.д.; государственное реше­ние и принятие решения.

Четвертый блок — понятия, характеризующие источники и дви­жущие силы, мотивирующие и блокирующие факторы управлен­ческой деятельности и отношений: национально-государственные интересы, политические интересы социальных групп и общностей, конфликт интересов, общенациональные и групповые ценности.

Пятый блок — понятия, описывающие государственное уп­равление в целом: система государственного управления, система государственной власти, уровни субъектов управления и власти, централизация и децентрализация власти и управления и др.

Шестой блок — понятия, описывающие внешнюю среду, в ко­торой осуществляется государственное управление: социальное, политическое, правовое, экономическое, геополитическое и др. пространства, единицы социального времени (этапы, периоды).

В теории государственного управления используются философ-ско-социологические и другие общетеоретические понятия, преж­де всего науки социального управления.

2. методологическая основа теории государственного управления

Начнем с определения понятия методологии. Это не только совокупность методов познания, но и принципов — философско-социологических, политологических и других общенаучных — и обосновывающих их теорий. Методология — это определяющее начало процесса познания, а также система общетеоретических требований, которые реализуются в комплексе конкретных мето­дов и приемов научного познания и объяснения объектов соци­альной действительности.

В современной политической науке существуют различные ме­тодологические концепции анализа политической реальности. Подобная же ситуация наблюдается в отечественной литературе по государственному управлению. И все же можно выделить не­которые типичные из них. Это: общефилософская диалектико-материалистическая методология, политолого-социологические типы анализа — системный и структурно-функциональный, кон­фликтологический и кибернетический подходы. Несмотря на не­совпадение мировоззренческих основ, отмеченные методологии ориентируют прежде всего на объективное отражение действи­тельности, хотя и различных ее сторон и с различных научно-познавательных (гносеологических) точек зрения. Стремление к объективности в объяснении политико-социальной реальности (а иной цели у научного исследования нет) позволяет сделать вывод о возможности рассматривать указанные методологические кон­цепции как не взаимоисключающие, а как взаимодополняющие типы анализа действительности.

В прошлом советским, а ныне российским авторам был и пока, к сожалению, остается свойствен стереотип мононаправленного социально-философского, политико-идеологического заангажиро-ванного мышления. Если в советское время марксистская диа-лектико-материалистическая методология считалась единственно научной, а все прочие антинаучными, то в настоящее время под влиянием политической конъюнктуры позиция многих бывших марксистов стала противоположной. Между тем, когда дело доходит до попыток объективного рассмотрения и оценок нынеш­них социально-экономических и политических процессов, то без обращения к марксистской методологии (обычно скрытого) не обходится. Постоянно приходится слышать и читать в прессе высказывания об объективных экономических законах и недопу­стимости их нарушения, об определенной роли политического курса правительства в преодолении экономического кризиса и т.д. Но ведь высказывания такого рода базируются на материа­листической методологии.

Примечателен факт, что многие здравомыслящие предприни­матели-олигархи открыто и без оговорок руководствуются ею при обосновании своей политики капитализации России. В той мере, в какой та или иная методология содержит объективную науч­ную истину, она может быть использована любым историческим субъектом, любым классом. Наука не может являться собствен­ностью какого-либо одного класса; она — достояние человече­ства. Тот или иной класс берет на вооружение определенные вы­воды, положения социальной науки, руководствуясь своими ин­тересами. Последние определяют, как используется научная тео­рия: во имя добра или во зло. Здесь наблюдается аналогия с использованием естественнонаучных открытий.

Применение диалектико-материалистической методологии (не путать с марксистско-ленинской политической идеологией, партий­ной коммунистической доктриной) к теории государственного уп­равления означает, по крайней мере, три основных требования, которые рекомендуется реализовывать при изучении деятельнос­ти государства: во-первых, рассматривать государство как соци­альную систему, а его управленческую деятельность — лак один из видов социального управления; во-вторых, понимать феномен государственного управления как объективированную рациональ­ную (сознательную) деятельность, т.е. как такую, которая опред­мечивается в разнообразных формах политико-социальной реаль­ности, организационно-управленческих структурах, политико-правовых актах, реальных управленческих отношениях между центрами государственной власти, партиями и общественными объединениями и др.; в-третьих, строить теоретический анализ государственного управления с учетом принципа конкретно-исто­рического подхода. Это означает в данном контексте признание идеи развития, а также конкретно-исторической специфики государственного управления (обусловленности тем или иным типом социально-политического строя).

Конкретно-исторический, материалистический тип анализа включает требования классового подхода, но только там, где груп­пы классовых интересов реально существуют и оказывают суще­ственное влияние на принятие управленческих решений. Отри­цать классовый подход при анализе государственной политики и при разработке стратегии государственного управления по мень­шей мере некорректно, равно как и абсолютизировать его. В си­туации, когда правящие круги усматривают свою социальную базу в формирующемся классе предпринимателей-капиталистов и сред­него класса, когда в российском обществе нарастает социально-классовая дифференциация и глухо (пока) звучат угрозы классо­вого конфликта, игнорировать классовый подход — значит от­ступать от объективности. При этом нужно помнить, что любая классовая позиция в социально-политическом анализе несет в себе заряд субъективизма. Однако он может быть нейтрализован ме­тодологиями, в которых классовый подход — лишь один из эле­ментов, причем не основных.

Общефилософская диалектико-материалистическая методоло­гия не противоречит, а конкретизируется в методологии систем­ного анализа. Их не следует противопоставлять, хотя бы потому, что системный тип исследования общественных процессов был впервые применен К. Марксом в его знаменитом «Капитале». Теоретическое обоснование в современных социально-политичес­ких науках эта методология получила в работах Т. Парсонса (США, 1951) и Д. Истона (1953-1965). Системная модель Д. Истона «представляет собой принципиальное применение об­щей теории систем к политическому анализу». В политическую науку были введены основополагающие понятия теории систем: «политическая система», «устойчивость», «равновесие», «функ­ция», «обратная связь» и др. Системный подход в теории госу­дарственного управления — это анализ, основывающийся на на­личии в государственном управлении черт внутренних взаимо­связей, образующих единое целое.

Изучение государственного управления как системы предпола­гает также структурно-функциональный подход. Понятия «струк­тура» и «функция» вписываются в более универсальное — «сис­тема». Структурно-функциональный анализ подчинен решению

проблем, с которыми связано существование и поддержание жиз­неспособности системы.

В современной теории управления структурно-функцио­нальный подход, пишет Н. Мысин, включает два аспекта. Струк­турный аспект: а) выяснение компонентов, составляющих дан­ную систему; б) определение закономерных связей этих компо­нентов. Функциональный аспект: изучение внутреннего механиз­ма функционирования элементов системы, а также изучение внеш­него функционирования системы — взаимодействия системы с внешней средой [2]. Знание внутреннего механизма функциони­рования (взаимодействия элементов системы) раскрывает направ­ленность функционирования на сохранение системы, а также на реализацию главной функции по отношению к более общей систе­ме, куда она входит. Анализ внешнего функционирования пред­полагает обращение к кибернетическим понятиям: «прямая» и «обратная» связи, закрытая система, «черный ящик», открытая система, адаптация и др.

Каждую общественную систему можно представить в виде ки­бернетической модели, имеющей вход и выход. Управляющее воз­действие на нее осуществляется на входе, а результаты фиксиру­ются на выходе. Скажем, на входе политической системы: требо­вания со стороны общества и поддержка системы определенными общественными силами, на выходе — решения и действия — ответ на требования и реакция на поддержку. Анализ взаимодей­ствия входов и выходов, зависимостей между ними позволяет про­гнозировать поведение системы в рамках определенных условий и управлять ею. Познавательная модель «черный ящик» может быть использована как для изучения субъекта государственного управления (любого государственного института), так и объекта управления (социальной группы, политической организации и пр.). И тот и другой, с точки зрения познавательной ситуации, выступают в виде «черного ящика» в том смысле, что характери­зуются нераскрывшимися а рпоп свойствами внутренней струк­туры и механизмами функционирования элементов. Эффект моде­ли «черный ящик» очевиден в познании и управлении поведени­ем так называемых непредсказуемых властных и политических субъектов, что присуще российской политической жизни.

По природе своей управленческая деятельность государства направлена на регулирование и разрешение общественных противоречий и конфликтов между общими и частными интересами. Конфликтное взаимодействие элементов управляющей и управ­ляемой систем, субъектов интеграции и дезинтеграции, развития и разрушения и т.д. свойственно государственно-общественным системам. Поэтому конфликтологический подход в теории госу­дарственного управления является таким же объективно обус­ловленным, как и другие, вышеназванные. Он неотъемлемая чер­та диалектической методологии познания и практической дея­тельности. Правда, в молодой конфликтологической науке такая концепция разделяется не всеми. В противоположность точке зре­ния немецкого политолога Р. Дарендорфа, рассматривающего политико-социальный процесс как цепь конфликтов, концепция Т. Парсонса ориентирована на изучение «социального порядка», стабильности социальной системы, где конфликт трактуется как явление временное, незакономерное.

Казалось бы, что прямая противоположность указанных кон­цепций исключает возможность какого-либо их сочетания. И тем не менее Р. Дарендорф считает, что его позиция (конфликтная модель общества) не более верна, чем другая — функциональная модель согласия. По его мнению, обе полезны и необходимы для социологического и политологического анализа, так как в обще­ственной жизни постоянно присутствуют оба компонента обще­ственных отношений: сотрудничество и конфликт.

Рассмотренные типы теоретического анализа феномена госу­дарственного управления не исчерпывают всего методологическо­го арсенала науки. В ходе дальнейшего изложения ее основ мы будем обращаться к такой категории социальной философии, как деятельность. Ее абстрактная системная модель: потребности-интересы—цели — вполне приложима к анализу государственного управления как специфического типа социальной деятельности.

Можно было бы упомянуть политико-культурологический под­ход, получивший распространение в политической науке за по­следние годы. Он дает возможность по типу политической куль­туры, характерному для того или иного общества, судить о поли­тической системе, о характере государственно-правовых институ­тов, их управленческой деятельности и государственно-управлен­ческих отношениях.

Критерий любой методологии, применяемой в конкретных об­ластях научного познания, — возможность достижения объективной истины и эффективность практического действия, осно­ванного на реализации полученного знания. Такая возможность, однако, ограничивается социальными условиями познания. От­метим некоторые особенности, характеризующие познание поли­тико-управленческих процессов.

Первая особенность. Анализ процессов государственного уп­равления во всех случаях по форме субъективен, ибо аналитик (будь то практический политик или теоретик) осуществляет его с позиций определенной части общества, скажем, социальной груп­пы, политической организации и др. Он участник политической жизни страны, государства (по меньшей мере как гражданин). Аналитик мыслит на основе того материала, тех представлений, которые сложились или складываются, а то и господствуют, в данное время в обществе. Иначе говоря, исследователь — не пуш­кинский летописец Пимен, который

Спокойно зрит на правых и виновных,

Добру и злу внимая равнодушно,

Не ведая ни жалости, ни гнева.

Объективная истина в политических науках более, чем в дру­гих, выражена в субъективной форме.

Вторая особенность. Теория политического управления не мо­жет «перекочевывать» из одной страны в другую, якобы благода­ря фактологическому обоснованию ее объективности, не меняя своего проблемного поля, средств, приемов и направления иссле­дования, а только за счет усреднения свойств политических субъек­тов [3]. Чтобы построить науку о политическом объекте, нужна прежде всего его онтологическая картина, свойственная данной стране. В российской политической науке пока нет сколько-ни­будь удовлетворительной картины, изображающей политику (до­бавим: политику государственного управления) в качестве объек­та научного познания. И это создает серьезные трудности на пути формирования научного знания. Однако такое обстоятельство не означает, что данная наука невозможна в принципе [4]. Теория государственного управления формируется на основе, во-первых, исторического опыта, в том числе советского, во-вторых, совре­менного международного и российского опыта, пусть даже неред­ко разрушительного.

Третья особенность. Построение теории государственного уп­равления на основе онтологической картины современного рос­сийского государственного строительства и политики управления создает реальную предпосылку для субъективистского, идеологи­чески и политически ангажированного подхода в понимании со­циальной функции теории — интерпретации ее как теории инст­рументальной. Данный термин использован известным современ­ным американским экономистом и социологом Дж. Гелбрейтом при критической характеристике тех западных экономических теорий, авторы которых видят свою главную цель и функцию теории не в объективном объяснении действительно существую­щей экономической системы в данной стране, а в формировании представлений об этой системе, сходных или совпадающих с пред­ставлениями доминирующих в обществе сил и организаций. Субъек­тивистский теоретический образ служит заменителем объектив­ной реальности и является инструментом обоснования политики господствующих властных структур. Действительная функция теории, будь то экономической или политической, — не обслу­живание каких-то интересов, не инструментальная функция, а объясняющая, способствующая объективному пониманию людь­ми, в том числе лидерами, правящими элитами и господствую­щими экономическими субъектами, социальной реальности.

Инструментальность теории государственного управления фор­мируется в ответ на социальный заказ господствующих групп и институтов власти. Однако она имеет источник (еще раз подчер­киваем) в объекте познания — онтологической картине суще­ствующей в данной стране системы государственного управления. В этом трудность использования инструментального подхода в теоретическом анализе проблем государственного управления.

Наконец, еще одна особенность связана с тем, что объектом отражения анализируемой нами теории является современная политико-социальная действительность, а ее (современность) — динамичную, противоречивую, во многом с неопределенными пер­спективами на будущее, всегда сложнее понять и объяснить, чем уже состоявшееся прошлое. Хотя познание прошлого тоже не беспроблемно. Методология в том случае обеспечивает постиже­ние объективной истины, если конкретизируется и реализуется в адекватных научных методах и технологиях описания и объясне­ния действительности. Остановимся на этом вопросе.

3. методы теории государственного управления Комплексный характер теории и ее методологической основы определяет и соответствующую совокупность объективных и субъективных, социологических, политологических и общенауч­ных, теоретических и эмпирических методов изучения политико-социальной и политико-правовой реальности. Прежде всего сле­дует отметить, что, как и в любой политической, юридической и социологической дисциплине, в теории государственного управ­ления постоянно актуальной проблемой является проблема соот­ношения объективного и субъективного методов познания. Швед­ский социолог П. Монсон отмечает: «...вопрос объективного и субъективного, прежде всего соотношения между ними, является основополагающей проблемой, которую изучают и анализируют большинство обществоведов» [5]. Значение данного вопроса вы­текает из природы государственного управления как политико-социальной реальности, характеризующейся единством объектив­ного и субъективного аспектов.

Государственное управление, пишет проф. Г.В. Атаманчук, — субъективный фактор. Это определение верно, если рассматри­вать его в соотношении с общесоциальными объективными мате­риальными основами. Но оно не полностью отражает реальную структуру последнего и как объекта, и как процесса деятельнос­ти. Ведь, как правильно отмечает автор, в государственном уп­равлении слиты элементы сознания — представления, идеальные образы, логические конструкции — и деятельность, которые пре­образуясь в управленческом процессе «в материальность», «при­обретают соответствующую предметность». И это еще не все. В структуру государственного управления включены в качестве неотъемлемой его стороны некоторые материальные и объективи­рованные символические элементы. Это орудия и многие средства управления, правовые нормы — объективированные формы вы­ражения общей государственной воли и интересов, совокупность текстов — директивных, политических и пр. документов, иная управленческая информация, зафиксированная в объективной язы­ковой символической форме. Сказанное в полной мере можно от­нести к государственному управлению, поскольку в его структуре политический фактор — одна из составляющих. Словом, по сво­ей природе и структуре государственное управление представляет собою единство субъективного и объективного аспектов. Причем субъективный аспект здесь определяющий, коль скоро государ­ственное управление, говоря словами М. Вебера, суть целерацио-нальная деятельность и соответствующие отношения.

Двойственное бытие государственного управления как вопло­щения объективной и субъективной политико-социальной реаль­ности определяет необходимость применения при его изучении объективных и субъективных методов. Объективный метод оз­начает взгляд на изучаемый объект — государство и его деятель­ность — извне, как бы со стороны. Это способ объяснения сово­купности элементов и взаимосвязей, составляющих государствен­ное управление, через анализ объективных результатов управ­ленческой деятельности безотносительно к их оценке познающим субъектом. Субъективный метод предполагает рассмотрение объекта изнутрикак собственной организации людьми своей по­литико-социальной, экономической и других видов жизни как реальности, связанной с общественными интересами и ценностя­ми. Если объективный метод исходит из того, что отправной пункт анализа — объект, существующий независимо от познающего субъекта, то в субъективном методе исходным пунктом анализа является не сам объект, а представление о нем тех или иных членов общества, точка зрения изучающего. Содержание субъек­тивного метода составляет описание и объяснение политико-со­циальной реальности через призму отношений субъекта (его мне­ний, позиций, интересов). Ценностно-нормативный подход — его существенная сторона. Примерами объективного метода служат: наблюдение, сравнение и обобщение явлений и процессов дей­ствительности, метод разработки описательных моделей управ­ленческой деятельности и отношений, аналоговый метод и др. А субъективного — разнообразные социологические приемы изуче­ния общественного мнения на предмет отношения и оценки конк­ретных управленческих действий государственных институтов, метод управленческого эксперимента и др. К этой группе субъек­тивных методов можно отнести совокупность приемов разработ­ки нормативных управленческих моделей, конструирующих об­разы управления в идеале (как он представляется субъекту).

Объективный и субъективный методы несоизмеримы. Однако они могут быть объединены, так как обусловлены спецификой политико-социальной реальности, воплощающей в себе объектив­ную и субъективную стороны. Тем не менее при объединении неизбежны трудности, в частности, связанные с тем, что субъек­тивный метод предполагает подбор объектов для изучения по ус­мотрению исследователя, с учетом его представлений об обще­ственных приоритетах и ценностях, потребностях и интересах. Такой подход создает проблемную познавательную ситуацию, под­меченную еще немецким социологом М. Вебером. Суть ее в том, что конструирование объекта исследования (подбор фактов) — субъективный процесс, но результаты исследования должны быть объективными, общезначимыми (научной истиной). Какое же ре­шение предложил М. Вебер? Результаты должны быть получены таким способом, который давал бы возможность подвергнуть их проверке независимо от взглядов и настроений исследователя.

Воплощением единства объективного и субъективного методов изучения и объяснения управленческих процессов служит науч­но-практический эксперимент. Это — способ получения инфор­мации об изменениях в поведении и деятельности субъектов и объектов государственного управления, обусловленных воздействи­ем на них некоторых управляемых и контролируемых факторов. Эксперимент — метод опытной проверки обоснованности и эф­фективности определенных научных положений и рекомендаций теории. В практике государственного управления — это важный источник эмпирических данных для принятия эффективных ре­шений.

Объективность полученной экспериментальным методом инфор­мации может быть обеспечена при соблюдении необходимых тре­бований, установленных теорией социального познания. Отметим некоторые из них. Прежде всего — методологически выверенное определение экспериментального фактора — условия или сово­купности условий, рассматриваемых в качестве причины изучае­мых изменений управляющей системы, репрезентативность этого фактора. Необходим выбор конкретной экспериментальной ситу­ации — условий внешней среды, относящихся к эксперименту. Как экспериментальный фактор, так и условия должны быть реп­резентативными (типичными, представительными) и максималь­но приближенными к естественным явлениям и процессам госу­дарственного управления. Выбор объекта и предмета эксперимен­та определяется конкретными проблемами, требующими теоре­тического и практического решения. Главным образом — это проблемы эффективности государственного управления.

Государственное управление — это социальная (в широком смысле слова) деятельность людей и складывающихся на ее осно­ве общественных отношений. Оно осуществляется в социальной среде и испытывает на себе ее влияние, особенно значительное со стороны социальной структуры общества. В этой связи вполне понятна роль социологических методов в научном познании госу­дарственного управления. Политико-социологический анализ по­зволяет решать многие теоретические и практические вопросы, связанные с разработкой стратегии управления и пониманием социальных потребностей, интересов и ценностей, которые опре­деляют конкретное содержание задач, решаемых государствен­ными органами. Социологические методы — основное средство изучения обратных связей во взаимодействии систем управления и общества. В частности, выражающихся в отношении отдель­ных социальных групп населения к тем или иным решениям го­сударственных институтов. При помощи социологических мето­дов, в частности эмпирических, выясняется социальная эффек­тивность государственной политики, включая экономическую, правовую систему, политическую и правовую культуру граждан.

Социологические методы в изучении государственного управ­ления важны также потому, что они позволяют опустить науч­ный анализ с макроуровня на микроуровень, т.е. на уровень ис­следования конкретных отдельных индивидов, их групп и кол­лективов, их поведения и ориентации в сфере государственного управления. Ведь общая теория — это политическая наука мак­роуровня. Да иначе и быть не может, поскольку государственное управление не локализовано в какой-то отдельной сфере обще­ства. Оно охватывает все главные сферы, являясь важнейшей общей официальной легитимной формой организации и регули­рования жизнедеятельности людей. Понять и объяснить сущность, содержание, принципы и другие проблемы госуправления воз­можно лишь на макроуровне, чему и служат охарактеризован­ные выше методологические основы теории. И действительно, сможет ли исследователь осмыслить, например, государственное управление как целостную систему, изучая только поведенческие акты отдельных групп, граждан или даже политических лиде­ров? Думается, что нет. Эмпирическое исследование зафиксирует определенное отношение респондентов к поступкам, скажем, та­кого-то лидера в данный момент или к конкретным акциям государственной власти в отдельно взятой ситуации. Но такое иссле­дование не даст нам научной информации о системе в целом, о ее направленности и т.д. О демократичности той или иной системы политического руководства обществом нельзя судить по тому, как демократично ведут себя отдельные группы электората и, тем более, отдельные избиратели, голосуя за предлагаемых полити­ческими объединениями кандидатов. Все это так. Тем не менее общественные действия масс, крупных и небольших социальных групп, деятельность органов и в целом системы государственного управления и управленческие отношения складываются из дей­ствий и поведения многочисленных отдельных личностей, руко­водящих, должностных и рядовых граждан. Посему без изучения их эмпирическими методами невозможно составить общую кар­тину деятельности государства. Следовательно, политико-социо­логический анализ на микроуровне, не имея доминирующего зна­чения, служит инструментом добывания и накопления фактоло­гического материала для теоретических обобщений, объясняю­щих феномен государственного управления на макроуровне.

Отмечая важное значение эмпирических методов политико-со­циологического исследования, нельзя не учитывать возможность проявления субъективизма. Академик Г.В. Осипов в своей статье «Что происходит с социологией?» пишет: «...тревожной особен­ностью современного этапа развития социологии является то, что эта наука, а вернее псевдосоциология, нередко используется как средство манипуляции сознанием людей для принятия антина­родных или квазидемократических решений». Псевдонаучная постановка вопроса на референдуме о суверенитете Украины («Вы за суверенитет Украины или против?») позволила националисти­ческим лидерам республики получить желаемый для них резуль­тат. Но Украина была частью Советского Союза. И поэтому, про­должает автор, резонно было бы спросить: "Если Вы за суверени­тет Украины, то в составе СССР или вне его?" Если бы вопросы были сформулированы таким образом, то мы получили бы на Украине те же данные, что и при проведении референдума о со­хранении СССР» [6].

Отмеченные и множество других примеров, подчеркивает Г. Осипов, «доказывают, что социология в руках националисти­чески и антидемократически настроенных политиков, расхитите­лей народного достояния России и коррупционеров может превратиться в мощное оружие порабощения сознания людей, пре­вращения их в разновидность манкуртов. Поэтому сейчас, как никогда прежде, ответственность социологов, политологов, в це­лом обществоведов перед обществом и народом особенно велика».

литература

1. Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. Ч. I. — М.,

1993. С. 8.

2. Мысин Н. Теория социального управления. — СПб., 1998.

С. 54.

3. Полис: Альманах. 1997. С. 15.

4. Там же. С. 17.

5. Монсон П. Лодка на аллеях парка. Введение в социологию.

— М., 1994.

6. Осипов Г.В.Что происходит с социологией? // Социс. 1997.

№ 5. С. 13.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 999 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2482 - | 2215 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.