Законодатель для характеристики содержательной стороны уголовного судопроизводства использует различные термины:
а) предусмотренные законом меры, включающие в себя как процессуальные действия, так и решения;
б) процессуальные действия;
в) действия и решения следователя;
г) действия и решения прокурора, руководителя следственного органа, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания;
д) следственные действия;
е) судебные действия и решения;
ж) действия и решения судьи; и т.д.
Современный законодатель разъяснил практическим работникам в сфере уголовного судопроизводства, что:
1) процессуальное действие — следственное, судебное или иное действие, предусмотренное уголовно-процессуальным законом (п. 32 ст. 5 УПК РФ);
2) процессуальное решение — решение, принимаемое судом, прокурором, следователем, дознавателем в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом (п. 33 ст. 5).
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что наиболее широким по объему содержания является понятие процессуальных действий, поскольку их производство так или иначе предусмотрено уголовно-процессуальным законодательством.
Этот термин включает в себя:
1) собственно процессуальные действия, допускаемые в уголовном процессе без регламентации их производства уголовно-процессуальным законом (истребование документов, получение объяснений, производство ревизий, инвентаризаций и иных документальных проверок и т.п.);
2) следственные действия;
з) судебные действия.
В свою очередь следственные и судебные действия в теории уголовного процесса понимаются в широком и узком смыслах слова.
15. Следственные действия
В широком смысле слова следственные и судебные действия —
любые действия следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, начальника подразделения дознания, органа дознания, прокурора и судьи (или суда).
В таком понимании к следственным действиям уголовно-процессуальный закон относит действия следователя, дознавателя по избранию меры пресечения, приостановлению производства по уголовному делу, привлечению лица в качестве обвиняемого и т.д.
К судебным действиям уголовно-процессуальный закон относит действия судьи (или суда) по разъяснению прав участникам уголовного процесса, отложению судебного разбирательства, отобранию подписки о разъяснении свидетелю уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний и т.д.
В узком смысле слова следственные и судебные действия — действия следователя, дознавателя, судьи или суда, направленные на собирание, исследование, проверку и оценку доказательств.
Важнейшим признаком следственных действий, понимаемых в узком смысле слова и являющихся предметом рассмотрения в настоящей главе, выступает их познавательная цель.
С помощью производства следственных действий следователь и дознаватель выясняют (доказывают, устанавливают, обнаруживают) фактические обстоятельства совершенного деяния с признаками состава преступления и устанавливают виновных лиц.
Другой не менее важной характеристикой следственных действий в узком смысле слова является возможность производства некоторых из них в принудительном порядке.
При наличии свойства принудительности эти следственные действия производятся лишь на основании специальных уголовно-процессуальных документов: постановлений дознавателя и следователя или судебного решения.
Свойство принудительности свидетельствует о том, что эти следственные действия относятся к мерам принуждения уголовно-процессуального характера, поскольку преследуют не только познавательные, но и правоограничительные цели.
Наконец, рассматриваемые следственные действия обладают свойством удостоверения наличия определенных фактических обстоятельств, в том числе процесса предварительного расследования. Они удостоверяют, в частности, факт, ход, содержание и результаты их производства, присутствие участников следственных действий, соблюдение требований уголовно-процессуального закона и т.д.
Для следственных действий с познавательными целями характерно детальное правовое регулирование уголовно-процессуального порядка (или процедуры) их производства.
. Предварительное досудебное производство
Следственные действия находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимной обусловленности.
Иногда взаимосвязь следственных действий подчеркивается законодателем.
Так, ст. 46 УПК РФ требует допроса подозреваемого, задержанного в порядке, установленном ст. 91 УПК РФ, не позднее 24 часов с момента фактического его задержания.
Однако чаще всего взаимосвязь следственных действий обусловлена логикой уголовно-процессуального познания, уголовно-процессуального доказывания.
Таким образом, следственные действия представляют собой определенную систему.
В систему следственных действий в уголовном судопроизводстве входят, на наш взгляд:
1) задержание лица, подозреваемого в совершении преступления;
2) осмотр (любые виды следственного осмотра);
3) освидетельствование;
4) допрос участников уголовного судопроизводства;
5) очная ставка;
6) предъявление для опознания;
7) обыск;
8) выемка;
9) наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка;
10) контроль и запись телефонных и иных переговоров;
11) получение информации о соединениях между абонентами, абонентскими устройствами;
12) следственный эксперимент;
13) проверка показаний на месте;
14) назначение и производство судебной экспертизы. Отдельные авторы в систему следственных действий включают
также эксгумацию трупа, получение образцов для сравнительного исследования, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию или имущество1.
Действительно, производство этих следственных действий, понимаемых в широком смысле слова, детально урегулировано законом.
Однако это обусловлено не познавательным характером этих следственных действий, а вторжением следователя, дознавателя и других должностных лиц государственных органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, в сферу прав, свобод и законных интересов личности, охраняемых Конституцией Российской Федерации.
Якупов Р.Х. Указ. соч. С. 245.
15. Следственные действия
Эти следственные действия выступают лишь в качестве средств обеспечения достижения целей и решения задач, связанных в уголовном судопроизводстве с собиранием доказательств.
Эксгумация трупа — извлечение трупа из места захоронения — выступает в качестве средства обеспечения производства его повторного (или дополнительного) осмотра и возможного в дальнейшем его экспертного исследования.
Очевидно, что само по себе извлечение трупа из мест захоронения не дает никаких доказательств по уголовному делу.
Получение образцов для сравнительного исследования — отобрание различных объектов жизнедеятельности человека — является средством обеспечения производства судебных экспертиз, в основе которых лежат сравнительные исследования.
Собственно наложение ареста на почтово-телеграфные отправления — задержание почтово-телеграфных отправлений и незамедлительное уведомление об их поступлении следователя или дознавателя — представляют собой действия, обеспечивающие осмотр и выемку отправлений, в результате производства которых в уголовном процессе появляются доказательства.
Разумеется, если наложение ареста на почтово-телеграфные отправления рассматривать в неразрывном единстве с их осмотром и выемкой, то в этом случае наложение ареста на почтово-телеграфные отправления является, безусловно, следственным действием в узком понимании этого термина.
Наложение ареста на имущество — запрет на использование и распоряжение имуществом — выступает только в качестве средства обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий и возможной конфискации.
Другая группа авторов необоснованно ограничивает систему следственных действий, исключая из нее, например, задержание подозреваемого на том основании, что задержание подозреваемого — одна из мер уголовно-процессуального принуждения1.
Однако при этом упускается из виду, что задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, производится для установления и закрепления следов предполагаемого преступления.
В частности, задержание подозреваемого обеспечивает появление в уголовном процессе доказательств в виде сведений о времени и месте задержания, об обуви, одежде, личных и иных вещах задержанного, о внешнем облике задержанного и т.д.
Процессуальный порядок производства следственных действий объективно обусловлен их сущностью.
Уголовный процесс / Под ред. К.Ф. Гуценко. М., 1998. С. 206.
II. Предварительное досудебное производство
Сущность любого следственного действия определяется не его целью (получением доказательств), которая присуща каждому из них, а методом познания, присутствующим в обязательном порядке в его производстве.
Разумеется, при производстве подавляющего большинства следственных действий применяются несколько методов познания.
В этом случае сущность следственного, судебного или иного процессуального действия заключается, на наш взгляд, в основном, определяющем методе познания.
Законодатель впервые установил общие правила производства следственных действий, которые были рассмотрены нами в общих условиях предварительного расследования.
Поэтому процессуальный порядок производства отдельного следственного действия включает в себя общие условия его производства, которые вынесены за пределы правового регулирования конкретных следственных действий, находящихся в главах 24—27 УПК РФ.
Правовое регулирование процессуального порядка производства следственного действия строится примерно по одной и той же схеме:
1) основания производства следственного действия;
2) участники следственного действия;
3) собственно порядок производства следственного действия;
4) в некоторых случаях нравственные требования к производству следственного действия;
5) особенности закрепления в протоколе следственного действия доказательств или действий его участников.
К сожалению, в этой схеме отсутствует важный элемент в виде сущности следственного действия.
Поэтому мы будем придерживаться при изложении порядка производства следственных действий данной схемы, дополнив ее только изложением сущности каждого следственного действия.