Контроль и запись переговоров в качестве следственного действия появились в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, принятом в 2001 году.
Контроль и запись телефонных и иных переговоров — урегулированное уголовно-процессуальным законом следственное действие, заключающееся в ограничении конституционного права граждан на тайну телефонных и иных переговоров путем контроля за ними и их записи с целью воспроизводства для прослушивания фонограмм по
15. Следственные действия
делам о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких (ст. 186 УПК РФ).
Уголовно-процессуальный закон определяет понятие этого следственного действия несколько иначе.
Контроль телефонных и иных переговоров — прослушивание и запись переговоров путем использования любых средств коммуникации, осмотр и прослушивание фонограмм (п. 14.1 ст. 5 УПК РФ).
Материальными основаниями контроля и записи переговоров являются:
1) достаточные данные, дающие основание полагать, что прослушивание переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц позволит получить информацию, имеющую значение для правильного рассмотрения и разрешения уголовного дела;
2) сведения о наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников и близких лиц.
В последнем случае рассматриваемое следственное действие допускается по письменному заявлению потерпевшего, свидетеля и иных указанных в уголовно-процессуальном законе лиц, а при отсутствии такого заявления — по ходатайству следователя с согласия руководителя следственного органа или дознавателя с согласия прокурора.
Производство данного следственного действия допускается уголовно-процессуальным законом лишь по уголовным делам о преступлениях средней тяжести, о тяжких и особо тяжких преступлениях.
Процессуальное основание производства контроля и записи телефонных и иных переговоров заключается в наличии судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст. 165 УПК РФ.
К обязательным участникам данного следственного действия необходимо отнести следователя; сотрудников государственного органа, осуществляющего технический контроль и запись телефонных и иных переговоров; понятых; лиц, чьи телефонные и иные переговоры записаны.
Среди факультативных участников контроля и записи телефонных и иных переговоров могут быть переводчик, специалист и должностное лицо органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
При необходимости осуществления контроля и записи телефонных и иных переговоров следователь с согласия руководителя следственного органа, а дознаватель с согласия прокурора выносят мотивированное постановление о возбуждении перед судом соответствующего ходатайства.
II. Предварительное досудебное производство
В этом постановлении должны быть изложены:
1) сущность уголовного дела, при производстве которого необходимо применение контроля и записи телефонных и иных переговоров;
2) основания, указывающие на необходимость осуществления данного следственного действия;
3) фамилия, имя и отчество лица, чьи телефонные и иные переговоры подлежат контролю и записи;
4) срок осуществления контроля и записи переговоров;
5) наименование органа, которому поручается техническое осуществление контроля и записи телефонных и иных переговоров.
В целях проверки достаточности оснований для осуществления контроля и записи телефонных и иных переговоров судья вправе получить от следователя или дознавателя необходимые пояснения и материалы.
Постановление судьи об осуществлении контроля и записи телефонных и иных переговоров направляется следователем в соответствующий орган для исполнения.
Осуществление контроля и записи переговоров может быть установлено на срок не более чем шесть месяцев.
Оно прекращается по постановлению следователя в случае, когда в них отпадает необходимость, но не позднее окончания предварительного следствия по данному уголовному делу.
Следователь в течение всего срока осуществления контроля и записи переговоров вправе в любое время истребовать от органа, осуществляющего это следственное действие, фонограмму для ее осмотра и прослушивания1.
Фонограмма передается следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны дата, время начала и окончания записи телефонных и иных переговоров и краткие технические характеристики использованных при этом технических средств.
Осмотр и прослушивание фонограммы производятся следователем с участием понятых и при необходимости специалиста, переводчика, а также лиц, телефонные и иные переговоры которых прослушаны и записаны.
О результатах осмотра и прослушивания фонограммы записи переговоров составляется протокол, в котором должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному уголовному делу.
1 Думается, что осматривать можно не фонограмму, а носитель информации. В связи с этим положения ст. 186 УПК РФ нуждаются в редакционном уточнении.
15. Следственные действия
Лица, участвовавшие в осмотре и прослушивании фонограммы, вправе в том же протоколе или в отдельном документе изложить свои замечания к протоколу.
Фонограмма в полном объеме приобщается к уголовному делу на основании постановления следователя или дознавателя в качестве вещественного доказательства.
Носитель информации хранится при уголовном деле в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном разбирательстве.
В случае сомнения в подлинности и целостности носителя информации и фонограммы могут быть назначены фоноскопическая или судебно-техническая экспертизы.
Таким образом, в результате осуществления рассмотренного следственного действия появляются два средства доказывания:
а) вещественное доказательство в виде фонограммы контроля и записи телефонных и иных переговоров;
б) протокол осмотра фонограммы и ее прослушивания.