Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 атарсис и агресси€




ћногие из нас врем€ от времени переживают умеренные эмоциональные вспышки. Ќо некоторые люди отличаютс€ хронической злобой или враждебностью, а их Ђвспышкиї больше напоминают взрывы €рости в виде крика и ругани, бросани€ предметов и даже физического нападени€ на других лиц. “акие взрывы особенно веро€тны у детей, переживающих процесс становлени€ самоконтрол€ и моральных ограничений при взаимодействии с окружающими.

Ѕыли написаны целые тома, посв€щенные тому, как нужно контролировать агрессию, гнев, враждебность и всплески эмоций, и в дальнейших главах мы вернемс€ к некоторым из этих подходов. —ейчас мы рассмотрим одно из представлений о таком контроле, господствующее в научных исследовани€х на «ападе еще со времен ‘рейда, - катарсис. «десь этот термин будет использоватьс€ дл€ обозначени€ Ђвыпускани€ї негативных эмоций социально приемлемыми способами дл€ снижени€ напр€жени€ и предотвращении возможных опустошающих вспышек. —огласно гипотезе катарсиса, тот, кто заботитс€ о ребенке, другой взрослый, может, по методу Ѕандуры, поощр€ть ребенка бить куклу Ѕобо (глава 1), взрослые могут врем€ от времени, наход€сь в одиночестве, кричать и ругатьс€, и любой -и взрослый, и ребенок - могут избивать боксерскую грушу или лупить битой по бейсбольным м€чам, возможно, с ликованием вообража€ при этом, что на месте груши сейчас находитс€ некоторый известный им человек. ƒл€ избранных катарсическим эффектом могут обладать зан€ти€ агрессивными видами спорта. “ем же самым действием может обладать дл€ детей и взрослых игра в одну из сотен компьютерных или видеоигр, посв€щенных насилию и убийствам.

–аботает ли это? ќбщеприн€тое мнение, основыва€сь на опросах людей в —Ўј (по сообщени€м Wann et al., 1999) и  анаде (Russell, Arms & Bibby, 1995), свидетельствует, что работает. ƒаже некоторые педагоги поддержали идею катарсиса в виде футбольных матчей между университетами (Bennett, 1991). ѕролистыва€ современные книжки из серии Ђпомоги себе самї, посв€щенные совладанию с гневом, враждебностью и агрессивными импульсами, вы увидите, что катарсис упом€нут в списке жизнеспособных подходов.

ќднако большинство многолетних исследований катарсиса показывают, что катарсиче-ские техники либо неэффективны дл€ снижени€ агрессивного поведени€ (например, Kaplan, Singer, 1978; Moyer, 1982; Goldstein, 1999), либо повышают веро€тность агрессивного поведени€ (см. особенно Berkowitz, 1970, а также Lewis, Bucher, 1992; Mallick, McCandless, 1967; Nighswander, Mayer, 1969; Green, Stonner & Shope, 1975).

ѕочему же общественное мнение до сих пор поддерживает использование техники катарсиса? Ѕрэд Ѕушмэн, –ой Ѕаумейстер и јнджела —так провели недавно два эксперимента, посмотрев на эти проблемы под необычным углом зрени€ (Bushman, Baumeister & Stack, 1999). „астично их аргументаци€ касалась того, что раздел€ема€ в обществе вера в эффективность катарсиса и поддержка этого мнени€ в средствах массовой информации могут, по-видимому, рождать Ђсамовыполн€ющеес€ пророчествої. Ћюди ожидают, что катарсис снизит их гнев и агрессивные побуждени€. ѕри вызове его им становитс€ легче потому, что это тот результат, которого они ожидали. Ќаибольшее количество интереснейшей информации дал второй эксперимент. ѕроцедура его состо€ла в следующем. ќдна группа участников эксперимента читала поддельную статью из журнала ЂЌаукаї (Science), в которой описывалась высока€ эффективность метода катарсиса; члены другой группы - сравнительно Ђантикатарсическуюї статью, а члены контрольной группы читали статью, не имеющую отношени€ к катарсису. ѕосле этого исследователи намеренно злили участников,

√лава 2. ѕодходы к пониманию развити€ человека 67

которые затем получили возможность выместить свой гнев на груше (катарсическа€ фаза). Ќаконец, перед участниками была поставлена предполагавша€ конкуренцию задача, предназначенна€ дл€ того, чтобы спровоцировать их агрессивное поведение. –езультаты эксперимента были абсолютно €сны. ѕо сравнению с контрольной группой участники, читавшие статью о пользе катарсиса, на финальной стадии эксперимента демонстрировали значительно более агрессивные реакции. ѕерефразиру€ интерпретацию исследователей, можно сказать, что эти участники, очевидно, Ђжаждалиї катарсического облегчени€, не получив его при избиении груши. ќни становились более, а не менее агрессивными.

»так, в соответствии с теорией социального научени€ катарсис обычно не работает. ¬ свою очередь, в рамках социально-когнитивной теории, продолжающа€с€ вера в катарсис может приводить людей на все высшие уровни гнева и агрессивного поведени€ как раз из-за того, что эта техника не €вл€етс€ эффективной и работающей.

способы их выражени€ (см. врезку 2.1).  роме того, »д €вл€етс€ частью гораздо более крупной структуры Ч бессознательного, управл€ющего, по мнению ‘рейда, практически всем нашим поведением, без пр€мого участи€ в этом нашего сознани€.

ѕостепенно на основе »д развиваетс€ Ёго, станов€сь впоследствии отдельным компонентом личности. Ёго становитс€ Ђполномочным представителемї по работе с импульсами. ќно представл€ет собой осознаваемую психическую де€тельность, состо€щую из того, что мы осознаем, о чем мы думаем в любой данный момент времени, а также отвечает за достижение компромисса между импульсами »д и требовани€ми внешней реальности. Ќапример, если »д выпускает импульс полового влечени€, Ёго должно как-либо его обработать. “аким образом, Ёго действует в соответствии с принципом реальности и посто€нно пытаетс€ примирить импульсы, другие бессознательные силы с требовани€ми и ограничени€ми, накладываемыми внешним миром. Ёго отвечает и за механизмы защиты. «ащитный механизм Ч это способ снижени€ или, по меньшей мере, маскировки тревоги. —амым общим и, мы бы сказали, самым коварным механизмом защиты €вл€етс€ вытеснение. Ёто процесс, посредством которого Ёго Ђупаковываетї неприемлемые и не имеющие возможностей реализации импульсы, чувство вины за ранее совершенные поступки и другие беспоко€щие личность мысли и воспоминани€ в бессознательное, где они, не осознаваемые индивидом, остаютс€ и продолжают точно так же тревожить его. Ќачина€ с двухлетнего возраста мы аккумулируем в бессознательном вытесненный туда материал, переживать который придетс€, веро€тно, в течение всей жизни. √лавной целью классического психоанализа €вл€етс€ зондирование бессознательного и помещение этого материала в €ркие лучи осознани€, где индивид сможет успешно встретитьс€ с ним и достигнуть инсайта и понимани€.

¬ течение раннего детства начинаетс€ процесс выделени€ —уперэго из Ёго. —уперэго состоит из двух частей. ѕерва€ из них то, что мы называем совестью, это тот внутренний голос, который предупреждает нас о том, чего нам не следовало бы делать.  роме нее здесь существует Ёго идеальное, куда вход€т наши образы себ€ и убеждени€ о том, кем и чем нам следует быть. ћожно сказать, что —уперэго оперирует в рамках принципа моральности. ќно динамично взаимодействует с »д и Ёго. Ќапример, если »д продуцирует импульс полового влечени€ и Ёго изобретает некий способ его удовлетворени€, —уперэго может вмешатьс€ в том слу-

68 „асть I. Ќачало

—огласно теории ‘рейда, младенцы стрем€тс€ к получению удовольстви€ через оральную активность. ƒети старшего возраста, испытыва€ стресс, могут возвращатьс€ к оральной активности

чае, если оно не одобр€ет то, что собираетс€ делать Ёго.  ак может осуществл€тьс€ вмешательство —уперэго? ѕосредством угроз и, возможно, впрыскивани€ щедрых доз тревоги, стыда и вины.

¬ контексте целостной личности три ее компонента, выделенные ‘рейдом, могут развиватьс€ по-разному. Ќапример, человек с Ђсильнымї »д и Ђслабымї —уперэго не может посто€нно контролировать моральность и этичность своего поведени€. „еловек с Ђпреувеличенної развитым —уперэго посто€нно переполнен чувством вины. ќн подходит ко всему с тревогой и осторожностью.

—тадии развити€ личности. ƒругое направление развити€ состоит из психосексуальных стадий, перечисленных и описанных в табл. 2.1. «десь основное внимание фокусируетс€ на эрогенных зонах, смещающихс€ в течение первых нескольких лет развити€. Ёрогенна€ зона Ч это нека€ область тела, при стимул€ции которой возникает интенсивное чувство удовольстви€. Ќа первой стадии, соответствующей большей части младенческого возраста, эта область концентрируетс€ вокруг губ и рта; поэтому, ‘рейд назвал ее оральной стадией. ѕосле нее идет анальна€ стади€, когда эрогенна€ зона смещаетс€ в область ануса и в течение которой в большинстве культур происходит приучение ребенка к туалету. ƒалее следует фаллическа€ стади€, в процессе которой эрогенна€ зона смещаетс€ в область гениталий, остава€сь в ней в течение всей дальнейшей жизни. «атем, наход€сь в периоде среднего детства, ребенок переходит на латентную стадию. ¬ это врем€ сексуальные побуждени€ отход€т на второй план и не про€вл€ют себ€. Ќаконец, наступает генитальна€ стади€, начинающа€с€ со вступлением в пубертат, когда сексуальные импульсы снова выступают на первый план. ќ последних двух стади€х ‘рейд говорил очень мало; большую часть своих усилий он посв€тил изучению первых трех стадий, веро€тно, в силу своего убеждени€, что основы личности человека окончательно формируютс€ в течение его раннего детства. ѕовседневное наблюдение за поведением детей в течение оральной, анальной и фаллической стадий показало его соответствие акцентам, расставленным ‘рейдом. ћладенцы действительно взаимодействуют с объектами, главным образом, при помощи рта; двухлетки, несомненно, очень зан€ты реализацией своих выделительных функций; и к вступлению в период раннего детства дети на самом деле имеют хот€ бы примитивные зачатки сексуальности, так как они испытывают

√лава 2. ѕодходы к пониманию развити€ человека 69

сексуальное возбуждение. ‘рейд был первым теоретиком, обратившим внимание на такие аспекты поведени€ детей, хот€ интерпретации им вы€вленных закономерностей не оказались особо удачными.

 роме того, ‘рейд считал, что при прохождении психосексуальных стадий возможно образование фиксаций, вли€ющих на личность в течение всей дальнейшей жизни. ‘иксации Ч это Ђзадержкиї в развитии, побуждающие взрослых людей продолжать искать удовлетворени€ способами, приемлемыми только дл€ детей. Ќапример, если некоего младенца слишком много или слишком мало кормили, он может вырасти во взрослого, который посто€нно жует жвачку, курит, пьет или говорит. ќднако, хот€ никто не отрицает глубокого вли€ни€, оказываемого ранними переживани€ми на формирование личности, исследовани€, проведенные за многие годы, прошедшие с момента формулировани€ ‘рейдом своей теории, предоставили очень мало (точнее, практически никаких) данных в поддержку факта существовани€ долгосрочного вли€ни€ ранних фиксаций. “ем не менее вы все еще можете услышать, как в повседневной речи используютс€ некоторые термины, приведенные в табл. 2.1.

“аблица 2.1 —тадии психосексуального развити€ по ‘рейду

ќральна€ стади€ (от рождени€ до 1-1,5 лет)

ћладенец получает удовольствие и удовлетворение главным образом от стимул€ции области рта и губ.

ѕример фиксации: ќрально-инкорпоративна€ (вт€гивающа€): такой индивид продолжает получать основное удовольствие от таких действий, как еда, питье и курение.

јнальна€ стади€ (от 1-1,5 до 3 лет)

–ебенок извлекает удовольствие и удовлетворение главным образом при реализации выделительной функции.

ѕример фиксаций: јнально-ретентивна€ (удерживающа€): личность такого человека характеризуетс€ такими чертами, как жадность, упр€мство, а также Ђэмоциональный запорї и сложность в выражении чувств. јнально-элиминативна€ (изгон€юща€): человек отличаетс€ Ђэмоциональным поносомї, не может держать при себе свои мысли и чувства.

‘аллическа€ стади€ (от 3 до 5-6 лет)

Ёрогенна€ зона перемещаетс€ в область гениталий, станов€сь сексуальной.

√лавный вопрос, который необходимо решить: Ёдипов комплекс или комплекс Ёлектры.

Ћатентна€ стади€ (от 5-6 до 12 лет)

—ексуальные импульсы дремлют.

√енитальна€ стади€ (от 12 лет и старше)

√лавенство сексуальных побуждений возвращаетс€ с вступлением в пубертат и в подростковый возраст.

ѕервичный источник: Freud, 1924/1964.

ƒинамика психосексуального развити€, предложенна€ ‘рейдом, очень противоречива. ќднако она заслуживает пристального внимани€, поскольку акцентируетс€ на некоторых из проблем, св€занных с обсуждавшимс€ в главе 1 методом

70 „асть I. Ќачало

анализа индивидуальных случаев, с его подходом в целом. Ќа основании анализа сообщений отдельных пациентов и событий из собственного детства ‘рейд предположил, что все дети переживают то, что он назвал Ёдиповым комплексом, по имени легендарного фиванского цар€, убившего отца и невольно вз€вшего в жены свою мать. ‘рейд считал, что в ходе фаллической стадии у мальчика по€вл€етс€ сексуальное влечение к своей матери, а затем и бо€знь того, что отец кастрирует его за эти желани€ (страх перед кастрацией). ќднако постепенно он идентифицируетс€ с отцом, пытаетс€ максимально походить на него, особенно в отношении моральных принципов. ¬ основе этого поведени€ лежит иде€ мальчика о том, что отец не станет кастрировать его, если он будет точно таким же, как отец. “аким образом, —уперэго мальчика развиваетс€ как следствие Ёдипова комплекса.

ƒевочки тоже переживают Ёдипов комплекс (одно врем€ ‘рейд хотел называть женский вариант его про€влени€ комплексом Ёлектры, по имени женщины, персонажа древнегреческой мифологии, но в дальнейшем решил использовать им€ Ёдипа применительно к обоим полам). ¬ женском варианте развити€, согласно ‘рейду, у девочки по€вл€етс€ половое влечение к ее отцу, а также зависть к пенису, котора€ вызывает желание обладать пенисом ее отца. ѕостепенно она приходит к символическому разрешению этого конфликта, либо идентифициру€сь с матерью, либо через надежды родить ребенка мужского пола. ќднако, по мнению ‘рейда, зависть к пенису не обладает даже приблизительно такой мотивирующей силой, как кастрационна€ тревога, поэтому девочки приобретают через нее гораздо меньше моральных и личных этических принципов. ¬ результате женщины обладают слабым —уперэго, уступающим мужскому.

»звестно, что последующие исследовани€ не подтвердили идею о наличии универсальных Ёдиповых конфликтов в раннем детстве и, конечно, мысль о меньшей моральной силе женщин. —оответствующие данные обсуждаютс€ в главе 8 в контексте тендерного развити€.

ќбзор вклада ‘рейда в развитие науки. ѕсихоаналитическа€ теори€ ‘рейда имела глубокие корни в викторианской культуре XIX века, дл€ которой характерно наложение запрета на все, св€занное с сексуальностью, и в культуре ¬ены начала XX века, где он жил и наблюдал своих пациентов. ¬озможно, величайшей ошибкой была его попытка генерализации на всех людей наблюдений, сделанных им на достаточно ограниченной выборке индивидуальных случаев. Ёта проблема подкрепл€лась его склонностью к догматизму и авторитарности, заставл€ющей его Ђвидетьї в поведении и динамике других то, что он хотел видеть.

“ем не менее, несмотр€ на свою субъективность и чрезмерное акцентирование сексуальности, классическа€ психоаналитическа€ теори€ совершила революцию в понимании личности и мотивации человека, подготовив почву дл€ прихода более объективных теорий. ќдно из наиболее значимых научных открытий ‘рейда Ч его иде€ о бессознательном. ’от€ роль этого открыти€ в современной психодинамической теории несоизмеримо меньше, чем в прежние годы, его значение остаетс€ важным и в наши дни. ћы не всегда осознаем причины наших действий, некоторые из них €вл€ютс€ пр€мым результатом таких потребностей и желаний, которые ‘рейд приписывал »д. ƒо сих пор подчеркиваетс€ важность идеи ‘рейда о механизмах защиты Ёго, таких как вытеснение, подвергшеес€ дальнейшему

√лава 2. ѕодходы к пониманию развити€ человека 71

изучению и уточнению его дочерью јнной ‘рейд (1895-1982). ƒанные механизмы и сейчас признаютс€ как способы, посредством которых мы иногда взаимодействуем с беспоко€щими нас импульсами и желани€ми, а также с непри€тными аспектами социальной жизни (см. главу 8).





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 430 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

—воим успехом € об€зана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © ‘лоренс Ќайтингейл
==> читать все изречени€...

459 - | 428 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.018 с.