Административное право следует рассматривать не только как отрасль права, как часть правовой системы Республики Беларусь, но и как науку и учебную дисциплину. Административное право в первом понимании выступает как совокупность правовых норм, которыми регламентируются управленческие общественные отношения. Во втором понимании речь идет не о праве как регулирующем механизме, а о науке об административном праве, которая занимается исследованием норм административного права, их систематизацией, определением места и роли в общественном развитии и правовом механизме. Наука административного права — это поиск наилучших вариантов формулирования норм административного права, их применения, классификация и систематизация этих норм. Итоги научных достижений выражаются в научных диссертациях, книгах, докладах, статьях.
Наука административного права Республики Беларусь является составной частью белорусской юридической науки, ее отдельной отраслью. Она имеет связь с подобными науками зарубежных стран, с юридической практикой своей страны и зарубежных стран, опирается на положительные (приемлемые) достижения зарубежной науки. Поэтому очень важным и необходимым является поступление в Республику Беларусь научной литературы из других стран.
Предметом науки административного права является не только совокупность действующих юридических норм. Наука рассматривает административное право в динамике, каким оно было в прошлом, т.е. исторические аспекты, и каким должно быть в будущем, выявляет процессы развития административно-правовых явлений.
Наука административного права не может изучать нормы в отрыве от общественных отношений, регулируемых ими. Значит, наукой исследуются их субъекты и объекты, юридические факты.
В системе рассматриваемой науки наличествуют знания и об общих категориях, понятиях административного права. К ним относятся понятия о предмете, методе, принципах и системе административного права, административно-правовых нормах, исполнительной власти, ее функциях и органах, государственной службе, государственном служащем, государственной должности, должностном лице, представителе власти, административном принуждении, административной ответственности, административном процессе, административной юстиции и т.д. В этих категориях отражается сама суть административного права, поэтому они помогают лучше понять рассматриваемую отрасль права. Однако не все категории могут быть воплощены в административно-правовых нормах, поскольку часть из них является абстракциями, теоретическими обобщениями, например, предмет и метод административного права, исполнительная власть и т.д. Вместе с тем в указанных категориях отражаются «...самые сущностные стороны административно-правовой действительности»1. Некоторые категории находят закрепление в административно-правовых нормах, нормах-дефинициях и нормах-принципах, например, определение должности, должностного лица, государственной службы, административной ответственности, административного правонарушения и т.д. При этом было бы желательным, чтобы в нормах права закреплялись определения, четко раскрывающие то или иное понятие, и в них не употреблялись термины, требующие отдельного пояснения. Так, в пункте 3 части 4 статьи 4 Уголовного кодекса Республики Беларусь в определении должностных лиц употребляются термины («организационно-распорядительные», «административно-хозяйственные» обязанности, «юридически значимые действия»), не получившие единообразного понимания в административно-правовой литературе. Они сами нуждаются в определении, пояснении, и здесь не исключается проявление субъективизма отдельных ученых или даже практиков, что в свою очередь может повлечь ущемление прав и интересов отдельных граждан. Поэтому лучше всего было бы закреплять в нормах права те научные категории, которые имели бы общее признание в науке административного права.
Наука административного права не может не считаться с практикой, правоприменительной деятельностью органов исполнительной власти и их должностных лиц. Правильно отмечает К.С.Бельский: «Наука административного права изучает дей-
ствующее административное законодательство, но изучает его не абстрактно по книгам и кодексам, а в тесной связи с жизнью граждан, с работой аппарата управления. Наука должна становиться на точку зрения тех, кто реализует административно-правовые нормы, должна уметь изучать право с его реальной стороны, т.е. в сравнении с жизнью. Посредством такого слияния действующего права с жизнью, бытом народа, деятельностью органов исполнительной власти ученый-административист может указать на ненадобность, устарелость тех или иных норм административного права и тем самым содействовать их отмене или изменению. Наконец, изучая жизнь, ученый может заметить пробелы в законодательстве и указать на необходимость новых дополнительных норм и попытаться их сформулировать. Указывая на эту сторону предмета юридической науки, известный ученый-цивилист Б.Б. Черепахин писал: «Изучение практики применения норм права невозможно в отрыве от изучения самих правовых норм. Изучение и обобщение практики помогает изучению норм права и определению путей их совершенствования. Однако нельзя считать практику применения норм отдельным (самостоятельным) предметом изучения, изолированным от других элементов того же единого предмета»1. Однако вряд ли можно согласиться с К.С. Вельским в том, что наука должна становиться на точку зрения практиков. Наука, изучая практику, не может всегда следовать ей, быть подчиненной, зависимой от нее. Ведь практика нередко идет не только не в русле желаемого, но и в противоречии с действующим законодательством. Наука обязана помогать практике избавляться от подобного, избирать наиболее эффективные формы и методы в работе. Иначе говоря, наука способствует совершенствованию практики. Наука и практика взаимозависимые, но не подчиненные явления.
Таким образом, можно констатировать, что предмет науки административного нрава состоит из нескольких частей, составных элементов:
1.административно-правовые нормы;
2.административно-правовые отношения;
3.административно-правовые категории;
4.практика применения норм административного права.
Наука административного права тесно связана с другими юридическими науками. «Она активно использует положения и
[1] Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова. С. 86-87.
понятия, выводы и предложения общей теории государства и права, конституционного (государственного) права и в свою очередь обогащает их своими творческими достижениями. В исследовании правовых институтов административное право как сравнительно молодая наука опирается на достижения старых, более специализированных наук. Так, в решении вопросов административной ответственности используются положения науки уголовного права, вопросов метода регулирования, административного договора — науки гражданского права, вопросов административного процесса — наук уголовного и гражданского процессов. Административно-правовые исследования способствуют развитию наук финансового, экологического, муниципального права. Следует также упомянуть о полезном взаимодействии административно-правовых исследований с исследованиями по трудовому, семейному и другим отраслям юридической науки.
Несомненно, что взаимодействие всех частей большой семьи юридической науки может быть очень плодотворным как для права и науки о нем вообще, так и административного права и науки о нем в частности»1.