Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–азвитие психотехники произвольной организации переживани€ первого уровн€ в непосредственном разрешении жизненных задач




ѕрежде всего, она развиваетс€ как культура организации пространства. ¬ одних случа€х, стимулиру€ переживание комфорта, она позвол€ет человеку отодвинуть момент наступлени€ пресыщени€, дольше оставатьс€ на одном месте, сосредоточиватьс€ на определенном деле; в других - прорисовыва€ структуру силовых линий пространства, облегчает организацию движени€, провоцирует совершение действи€ в нужном направлении.

"ѕервоначально, - пишет ќ. Ўпенглер (1991), - форма дома всецело вырастает из органического чувства. ≈е даже не создают. ќна обладает такой же внутренней необходимостью, как раковина моллюска, как пчелиный улей, как птичьи гнезда", " аждый исконный вид мебели есть слепок с телесной осанки определенной породы людей, кажда€ руко€тка сосуда продолжает подвижную руку". Ќо впоследствии, мы знаем, развиваютс€ целые системы, школы осознанных культурных приемов: наука организации входа в дом, культура интерьера, планировки пространства двора; улиц, организующих движение людских потоков. “о же происходит и с разработкой формы любой вещи, любого оруди€ человека: совершенствуетс€ культура дизайна, позвол€юща€ руке оптимально вписатьс€ в движение инструмента, а телу прин€ть удобную форму мебели.

“ак же закономерно человек переходит от естественных этологических механизмов установлени€ дистанции в контакте с другими особ€ми и законов иерархической организации стада к разработке правил "хорошего тона" и сложной системе социальных отношений. “ребовани€ соблюдени€ дистанции, рекомендации определенного ракурса "прищуривани€" (то есть определение социальных приличий - чего нельз€ замечать в обществе, о чем нельз€ упоминать), вход€щие в писаные и неписаные системы этикета, позвол€ют субъекту сохранить систему отношений в равновесии, самому зан€ть комфортную, удобную позицию в структуре социального пространства и облегчить процесс общени€ другим люд€м.  ак известно, хорошее воспитание и предполагает прежде всего умение создать комфорт в ситуации общени€. —тепень и характер "церемонности" обхождени€ широко варьируетс€ в разных культурных традици€х, но ни одна из них не может обойтись без разработки правил общени€, дающих комфорт в отношени€х с различными людьми.

Ќаверно, самыми драматичными в истории развити€ человеческой культуры €вл€ютс€ попытки найти психотехнические приемы освобождени€ интуиции, организации творческих процессов, способов произвольного воспроизведени€ моментов наити€, озарени€. »звестно, что вдохновение присутствует в науке и практической де€тельности не меньше, чем в искусстве. ќзарение ученого, предпринимател€, художника качественно отличны друг от друга по смыслу и результату, но, как отмечают многие авторы, психологический процесс здесь один и тот же (“еплов Ѕ. ћ., 1961; ¬ебер ћ., 1991). ѕр€мой пуп" волевого усили€ здесь, как известно, неэффективен, и дл€ того, чтобы поймать вдохновение, необходимо, как говорит ∆. ћаритен (1991, с. 173), "терпеливое коварство".

ћомент наити€, инсайта, об€зательно св€зан с потерей старой системы аффективных св€зей и освобождением базальных аффективных механизмов первого уровн€, обеспечивающих непосредственное целостное воспри€тие происход€щего. " оварство" действительно необходимо дл€ произвольного решени€ задачи, не решаемой произвольно по определению. ѕеред каждым человеком, берущим на себ€ труд творчества, встает вопрос: как загнать себ€ в угол, где тер€ют почву под ногами?

ѕсихотехнику аффективной организации творческого процесса разрабатывают в любой человеческой культуре.  ак известно, наибольшее развитие методы овладени€ интуицией получили в восточных культурах, где она традиционно считаетс€ не столько частным моментом решени€ отдельных творческих задач, сколько вопросом общей организации отношений с миром. Ќаитие признаетс€ необходимым при организации ежедневных отношений между людьми, обычного труда ремесленника, тренировки воина.

ќвладение интуицией достигаетс€ с помощью психотехники управл€емой случайности (Watts ј., 1957, 1960). –азрабатываютс€ специальные приемы активизации переживани€ периферического сознани€, способы "развинчивани€ сознани€", обучающие, как, "отпустив" свои ум, тело и чувства, человек может достичь состо€ни€ спонтанности, не скованной стереотипами творческой интуиции. Ёто - психотехника введени€ человека в непосредственное переживание конкретного чувственного момента жизни во всей его полноте и динамической неповторимости, возвращающее субъекту целостное воспри€тие происход€щего, иначе говор€, это - психотехника непосредственной стимул€ции переживани€ первого уровн€.

ƒругой подход к аффективной организации процессов творчества мы видим в более привычной нам западной культуре. ќсновным его отличием, как нам кажетс€, €вл€етс€ стремление пережить момент освобождени€ интуиции в рамках частной творческой задачи, сохран€€ при этом во всех остальных област€х жизненного пространства стабильную аффективную избирательность, устойчивые жизненные стереотипы, личностные установки. «ападна€ традици€ разрабатывает психотехнику вли€ни€ на механизмы первого уровн€ посредством их высвобождением в св€зи с пресыщением смыслов контролирующих их высших уровней.

≈сли дл€ восточных традиций овладение интуицией означает умение привести себ€ в состо€ние поко€, расслаблени€, сли€ни€ с окружающим, то западна€ - в сущности, предлагает насильственно "вскрыть" себ€, как консервную банку. ћы знаем, что как раз западными исследовател€ми в процессе творчества подчеркиваетс€ роль дискомфорта, накоплени€ аффективного опыта неудач. ¬дохновение в западной культуре всегда €вл€етс€ ответом на "страстное вопрошание" (¬ебер ћ., 1991, с. 131), тем более напр€женное, что момент, когда "все таково, потому что оно таково, без причин и следствий" когда "нет ни границ, ни пределов, одна упоительна€ свобода" (Ћорка ‘. √., 1986, с. 258), может и не наступить, вспомним хот€ бы отча€ние знаменитого пушкинского —альери. ќтметим также и его непри€тие того, что озарение может быть дано даром человеку, который этого не заслужил.

¬ нашей традиции момент интуиции активно готовитс€ страстным стремлением к цели, т€желым трудом, физическим напр€жением, утомительным самоконтролем, жертвами, лишени€ми, разочаровани€ми. ј. јхматова, например, следу€ пушкинской традиции, также считала творчество физическим трудом. Ћ. я. √инзбург (1992, с. 329) приводит в своих воспоминани€х такой разговор: "ќдин из почитателей ј. ј. как-то зашел к ней, когда она болела, жаловалась на слабость, сказала, что пролежала несколько дней одна в тишине: - ¬ эти дни вы, должно быть, писали, ј. ј.? - Ќет, что вы! –азве можно в таком состо€нии писать стихи? Ёто ведь напр€жение всех физических сил".

 азалось бы, в этом случае движение идет в обратном направлении, не к освобождению, а ко все большему ограничению, заковыванию себ€ рамками контрол€ и насили€, однако именно эта сверхинтенсивность переживаний запускает, как мы знаем, охранный механизм пресыщени€, спасающий от непосильного напр€жени€ и вывод€щий нас в состо€ние особой рассе€нности, расфокусированности сознани€. “аким образом, это обратное движение тоже дает нам возможность озарени€ и новой кристаллизации, пластичного при€ти€ совершенной формы. Ќапр€жение, дискомфорт нагнетаютс€ в данном случае избирательно, в св€зи с конкретной творческой задачей, и пресыщение прежде всего касаетс€ сложившихс€ вокруг нее стереотипов и смыслов.  ак уже упоминалось, дл€ западного человека важно, что озарение при этом не затрагивает его других, общих, устоев жизни.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-08; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 361 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ѕобеда - это еще не все, все - это посто€нное желание побеждать. © ¬инс Ћомбарди
==> читать все изречени€...

2016 - | 1871 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.