Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬клад первого уровн€ в саморегул€цию




 ак и более высокие структуры, первый уровень системы аффективной организации поведени€ вносит свой вклад в процессы ее саморегул€ции. ¬ыступа€ в качестве низшего уровн€, организующего самые неэнергоемкие формы поведени€, он должен осуществл€ть и наименее избирательную регул€цию психического тонуса. ¬оздействи€ среды, не достигающие нашего порога дискомфорта, так же как и равновесные, этологически "хорошие" пространственные пропорции, свидетельству€ нам о безопасности окружающего, снова и снова подтверждают комфорт и покой нашей позиции.

“аким образом, эти переживани€ не побуждают нас к активности, а, наоборот, предоставл€€ возможность усвоени€ флуктуаций мира, могут погрузить в состо€ние завороженного поко€ или заставить ощутить глубокое эстетическое чувство полноты и завершенности данного мига жизни. ∆. ∆. –уссо (пит. по  . Ћеви-—троссу, 1994, с" 27) называет такое переживание самым "драгоценным чувством" из всех, потому что оно так редко и неопределенно. ќписыва€ возвращение сознани€ после глубокого обморока, он пишет: "ћне. казалось, что € пополн€ю своим легким существованием все воспринимаемые мной предметы... у мен€ не было никакого отчетливого ощущени€ своей личности,... € чувствовал во всем моем существе дивное спокойствие и вс€кий раз, как вспоминаю о нем, не могу подыскать ничего равного среди всех изведанных мною наслаждений".

¬оспри€тие гармонии внешнего мира, усвоение его ритмов €вл€етс€, с одной стороны, одним из основных источников поддержани€, восстановлени€ нашего психического тонуса. — другой стороны, первый уровень и здесь €рко про€вл€ет себ€ как уровень психической защиты. ќн охран€ет человека от переживаний непереносимой интенсивности. ћеханизм аффективного пресыщени€ позвол€ет "срезать" слишком сильные положительные и отрицательные переживани€. “аким образом происходит стабилизаци€ аффективных процессов в режиме комфорта.

ќсобое значение дл€ саморегул€ции имеет также то, что на этом уровне происходит освобождение от непереносимого, но реально неустранимого аффективного впечатлени€. ћожно предположить, что переживание этого уровн€ €вл€етс€ одним из основных составл€ющих механизма вытеснени€, позвол€ющего человеку выжить и сохранить аффективную стабильность даже в казалось бы невыносимых услови€х.

ѕоддержание аффективных процессов в режиме комфорта осуществл€етс€ благодар€ впечатлени€м, несущим переживани€ поко€, комфорта, гармонии, равновеси€ в окружающем. ќдним из источников таких впечатлений €вл€етс€ бесцельное движение по силовым лини€м пол€ - "куда гл€д€т глаза", "куда несут ноги". –аствор€€сь в потоке окружающего, ощуща€ себ€ его частицей, мы плывем по течению, огибаем преп€тстви€, ускользаем от опасностей, даже не замеча€ их. Ќаверное, многим знакомо это чувство умиротворени€ и одновременно полноты жизни, которое мы получаем от таких прогулок, "купа€сь" во впечатлени€х, брод€ зевакой в толпе, просто шата€сь и глазе€.

ѕодобное, а может быть, даже более глубокое чувство поко€, сли€ни€ с окружающим мы переживаем не в собственном.движении, а, наоборот, застыв на месте, впитыва€ в себ€ динамику окружающего: легкое движение листьев, р€бь на воде, колебани€ воздуха, освещени€, теней.  ак писал об этом переживании ¬. ¬. –озанов (1990, с. 501): "¬се религии мира пройдут, а это останетс€: просто - сидел" на стуле и смотреть вдаль".

ќбраща€сь к аффективному опыту читател€, мы рассчитываем, что каждый может вспомнить свою зачарованность в детстве движением пылинок в солнечном луче, мельканием теней от решетки забора, орнаментом обоев, движением по узору плиток тротуара.  аждый знает об умиротвор€ющем действии прогулок у воды, в парке, созерцани€ движени€ ветвей и облаков, слушань€ голосов птиц и журчани€ ручь€; эти же впечатлени€ мы получаем, когда бездумно стоим у окна, рассе€нно гл€д€ на далекую суету улицы.  огда нам не по себе, мы часто подходим к окну или бродим по улице.

ќчень точно об этом пишет √. —. ”ланова: " огда бывала устала€, расстроенна€, садилась в автобус... выбирала место у окна и вот так ехала туда и обратно, не выход€, бездумно смотрела на дома, улицы, людей. “ак € отдыхала. Ќе думалось, конечно, дл€ чего это делаешь, чем вызвано, на что вли€ет, просто мне так хотелось, очевидно - присутствовать при жизни, но от нее отвлека€сь" (1985, с. 116). —ходным образом и героин€ повести ј. ѕ. „ехова "“ри года" чувствует, что если бы можно было бы "ездить целый день по ћоскве от утра до вечера и при очень быстрой езде дышать прохладным воздухом, то, пожалуй, она не чувствовала бы себ€ такой несчастной".

», конечно, мы достигаем поко€, гармонии душевной жизни, усваива€ не только легкое дыхание мира, но и его гармонические пропорции, удовлетвор€ющие наше эстетическое чувство.  ак пишет ». Ѕродский, "красота есть место, где глаз отдыхает. Ёстетическое чувство - двойник инстинкта самосохранени€" (1992, с. 200). "√лаз продолжает следить за реальностью при любых обсто€тельствах, даже когда в этом нет нужды. —прашиваетс€: "ѕочему?", и ответ: "ѕотому, что окружение враждебно. ¬згл€д есть орудие приспособлени€ к окружающей среде, котора€ остаетс€ враждебной, как бы хорошо к ней ни приспособитьс€...  ороче, глаз ищет безопасности... Ётим объ€сн€етс€ т€га глаза к красоте, как и само ее существование. »бо красота утешает, поскольку она безопасна" (“ам же, с. 199).

ƒо сих пор мы более подробно говорили о генерализованном, тоническом вли€нии первого уровн€ на сохранение режима комфорта нашей душевной жизни, но вместе с тем мы знаем и о его возможности оказани€ "скорой помощи", немедленного устранени€ переживани€ травматической, разрушающей, силы.  ачество травматического впечатлени€ - физическое отвращение, унижение, потер€ близкого - определ€етс€, как мы будем обсуждать ниже, на более высоких уровн€х, но пресыщение этими непереносимыми переживани€ми происходит на первом.

¬ самых €вных случа€х мы просто физически отстран€емс€ от травмирующего впечатлени€ - механизмы этого уровн€ заставл€ют нас отшатнутьс€, отвернутьс€, зажмуритьс€, заткнуть уши, зажать нес. “акие реакции особенно типичны дл€ ребенка, и, что характерно, защищаетс€ он от всех сверхсильных впечатлений -- и плохих, и хороших, помните:

–аздаетс€ звонок, голоса приближаютс€: —кр€бин.
ќ, куда мне бежать от шагов моего божества!

ѕастернак Ѕ. ƒев€тьсот п€тый год.

 онечно, така€ реакци€ возможна и у взрослого человека, но все же мы чаще совершаем подобные действи€ во внутреннем плане и, как это описал 3. ‘рейд (1990), многое "случайно" забываем, не обращаем внимание на очевидное.  ак известно, мы не в состо€нии длительно сосредоточитьс€, например, на мысли о смерти. [¬ыготский Ћ. —. (19836, с. 249) даже привлек этот феномен дл€ утверждени€ положени€ о том, что за движением мысли в конечном итоге всегда стоит аффект.] ћы не помним родовой боли и часто парадоксально не можем восстановить в пам€ти черты самых дорогих Ћиц:

при ѕопытке сосредоточитьс€ они расплываютс€ и ускользают из пам€ти. ¬ экстремальных случа€х, когда выйти из травмирующей ситуации невозможно, а оставатьс€ невыносимо, защитное движение ухода может обернутьс€ даже импульсивным суицидальным действием.

Ќар€ду с внешним или внутренним уходом от ран€щего впечатлени€ в пространстве иногда имеет место и отстранение от него во времени. ћы можем внешне не выходить из напр€жений ситуации, правильно воспринимать событи€, адекватно действовать, но при этом не оценивать их в полной мере и возвратитьс€ к их подлинному переживанию значительно позже, когда реально напр€жение уже спадет. Ёто отставленное переживание тоже очень характерно дл€ маленького ребенка, когда реальный испуг, обида, шумный и €ркий праздник могут оставить его внешне почти безучастным, и лишь через некоторое врем€ он начнет вспоминать событие в детал€х, радоватьс€, удивл€тьс€ или огорчатьс€. —тановитс€ пон€тным, почему обычно маленький ребенок не может сразу поделитьс€ тем, что его поразило, но со временем оказываетс€ в состо€нии рассказать о нем.

“о же возможно в экстремальных ситуаци€х и дл€ взрослого.  ак часто мы говорим: "я испугалс€, только когда все; уже кончилось", или удивл€емс€, почему сразу не переживаем во всей полноте сверхрадостное или горестное дл€ нас событие, даже упрекаем себ€ в равнодушии. ¬. ¬. –озанов писал об этом, тоже как бы оправдыва€сь: "” мен€ есть зат€жность души: событием € буду - и глубоко, как немногие, жить через три года, через несколько мес€цев после того, как его видел. ј когда видел - ничего решительно не думал о нем. ј думал (страстно и гор€чо) о том, что было еще три года назад. Ёто всегда у мен€, с юности, с детства" (1990, с. 501).

—тойкое игнорирование посто€нно присутствующих, жизненно важных дл€ субъекта обсто€тельств, как известно, может привести к устойчивой деформации, искажению смыслового воспри€ти€ своего жизненного пространства. ‘ункци€ защиты вступает здесь в противоречие с нуждами реальной адаптации. ѕомните, у Ћ. Ќ. “олстого ƒолли удивл€етс€ тому, что јнна не предпринимает необходимых шагов дл€ развода: "Ќо как же она сама не думает? - сказала ƒарь€ јлександровна, вдруг почему-то при этом вспомина€ странную новую привычку јнны щуритьс€. » ей вспомнилось, что јнна щурилась именно тогда, когда дело касалось задушевных сторон жизни. "“очно она на свою жизнь щуритс€, чтобы не все видеть" (“олстой Ћ. Ќ. "јнна  аренина", цит. по изд. 1928, т. 9, с. 175) »звестно, что в ответ на экстремальное воздействие благодар€ работе защитного механизма субъект может оказатьс€ в ирреальном пространстве. “акой случай тоже €рко описан “олстым в эпизоде, св€занном со смертью ѕети –остова, как "...мать, отказыва€сь верить в то, что она могла бы жить, когда убит цветущий жизнью ее любимый мальчик, спасалась от действительности в мире безумь€" (“олстой Ћ. Ќ. "¬ойна и мир", цит. по изд. 1929 г., т. 7, с. 154).

¬месте с тем хотелось бы подчеркнуть,, что такое взаимоисключение защиты и реальной адаптации в норме возникает только в экстремальных услови€х. ќбычно же обе функции не мешают друг другу, и при господстве принципа реальности мы имеем достаточные возможности "прищуритьс€" и сохранить свой душевный комфорт, что в свою очередь способствует сохранению конструктивности в решении тех же самых реальных жизненных проблем.

», как мы уже говорили, первый уровень вносит чрезвычайно важный вклад в саморегул€цию благодар€ возможности канализировать отрицательный аффект. Ёта истинно целительна€ способность позвол€ет нам, пережив несчастье, выйти из него, обрет€ новые поддерживающие нас жизненные смыслы. “ак ребЄнок, выплакав свое горе, заново ощущает сладость от встречи с жизнью. ќднако эта возможность представл€етс€ только в том случае, если мы действительно сможем, не уклонившись, прин€ть страдание и пресытитьс€ им. ѕодобное пресыщение позвол€ет потер€ть почву под ногами, временно стереть старые, уже не поддерживающие нас св€зи и смыслы, что в свою очередь дает шанс обрести новую, более прочную смысловую опору. ћомент прин€ти€, активного насыщени€ переживанием гор€ €вл€етс€ одним из важнейших в работе сознани€ по обретению нового смысла жизни, дающего возможность выжить в трагической ситуации. “аким образом, мы можем говорить об адаптивной функции переживани€ страдани€ в широком смысле. ƒезорганизу€ поведение субъекта в данный момент, оно подготавливает его возвращение к активной жизни.

Ќапрашиваетс€ сопоставление подобного механизма освобождени€ от аффекта с введенным јристотелем пониманием катарсиса как очищающего переживани€ (јристотель. ѕоэтика, гл. 6, 1927). ¬клад первого уровн€ в переживание трагического катарсиса, видимо, аналогичен его вкладу в процессы творчества, только во втором случае он позвол€ет усмотреть новую смысловую структуру вовне, а в первом - новую структуру внутренних эмоциональных смыслов. Ѕлагодар€ работе более высоких уровней аффективной организации создаетс€ возможность не уклонитьс€ и прин€ть травмирующее переживание и определ€етс€ качество возникающей новой эмоциональной структуры, но без участил первого уровн€ невозможен процесс очищающего переживани€.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-08; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 492 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬елико ли, мало ли дело, его надо делать. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2292 - | 1959 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.02 с.