Саморегулирование – это установление стандартов, правил и норм для участников экономической деятельности без участия государственных органов, а также обеспечение контроля их соблюдения, равно как и обеспечение контроля соблюдения технических регламентов и стандартов, утвержденных государственными структурами.
Это институт, который глобально должен был бы развиваться не с точки зрения законодательных форм его существования, а по существу, должны были создаваться механизмы саморегулирования как это происходило во многих зарубежных государствах либеральной рыночной экономики.
Идея саморегулирования состоит в объединении профессиональных участников какой-то отрасли экономики в добровольные объединения – саморегулируемые организации (СРО), декларирование стандартов качества профессиональной деятельности и создание внутри СРО механизма контроля за соблюдением этих стандартов.
Зачем впервые появилось саморегулирование как форма самоорганизации бизнес сообщества (не привязываясь к РФ – у нас, понятно, оно нужно государству для оправдания того, почему оно отказалось например от лицензирования строительной деятельности).
Потому что создание и членство в СРО становилось очень эффективным механизмом конкурентной борьбы на рынке той или иной продукции. Когда появлялась СРО, декларировавшая стандарты качества, потребители могли быть уверены в том, что те, кто входят в СРО некачественную продукцию производить не будут, потому что СРО, дорожа своей репутацией перед потребителями, будет осуществлять эффективный контроль за деятельностью своих членов. Вот так, в форме рыночно мотивированной самоорганизации появились первые СРО за рубежом.
У нас все было поставлено с ног на голову. В российской экономике вообще действуют несколько иные закономерности, и борьба за потребителя осуществляется почему-то совершенно другими способами. Соответственно, экономических стимулов для создания саморегулирования у нас фактически не было и оно стало появляться будучи насажденным сверху государством.
Государство в какой-то один момент решило, что, например, деятельность арбитражных управляющих будет осуществляться только членами СРО, еще раньше были насильно загнаны в СРО профессиональные участники рынка ценных бумаг. (другие – оценщики, строителли)
Государство, получается, увидев, что за рубежом это работает как компенсация механизмов государственного контроля, что этот профессиональный контроль других участников рынка какой-то отрасли осуществляется не менее эффективно, чем государственное лицензирование или государственный надзор за соблюдением стандартов безопасности и качества, решило загнать всех в СРО.
Интересно, что Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" появился уже тогда, когда существовало 5-6 видов обязательных СРО (обязательных в том смысле, что членство в них было обязательным условием допуска к определенной профессиональной деятельности). Закон рассчитан и на механизм добровольного создания СРО, когда писали закон имели в виду, что и у нас когда-нибудь предприниматели сами начнут объединяться, видя в этом определенные экономические выгоды. Но до закона 2007 года получалось так, что все СРО создавались не по инициативе бизнес структур, а по инициативе государства. Государство с помощью таких мер стало компенсировать уменьшение мер государственного вмешательства
Остается открытым вопрос о том, можно ли говорить об исключительно добровольном объединении в СРО –формально они добровольны, но очень в кавычках, потому что все равно организация, которая хочет вести строительную деятельность, должна стать членом СРО. У нее есть только выбор – к какой СРО присоединиться, но то, что она должна стать членом – это установлено законом. Им же установлено, как должны быть организованы такие СРО, как должны быть построены механизмы взаимного страхования ответственности. Все это регулирование наводит на мысль, что это тоже в каком-то смысле мера государственного принуждения, но формально законодательно государство делает вид, что в этом случае вмешательство государства сокращается и что такие формы контроля, которые приходят на смену лицензированию, есть ни что иное как уменьшение вмешательства со стороны в свободную деятельность частных лиц - тезис, который служит подтверждением тому, что административная форма осуществляется, но при этом с точки зрениясмысла очень сомнительно, насколько такие механизмы избавляют от государственного контроля.