По поводу статуса ЦБ есть определенные споры относительно вопросов и особенностей его деятельности, которая предполагает совмещение его хозяйственной деятельности(как финансово-кредитного учреждения) и деятельности как органа государственной власти. Фактически ЦБ осуществляет свою политику разными путями, среди которых есть такие как осуществление финансово-кредитных действий и принятие властных распоряжений, издание нормативно-правовых актов.
То что ЦБ обладает властными полномочиями – ни у кого сомнения не вызывает. В обоснование этого в судебной практике принято ссылаться на Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2000 N 268-О:
«Статус Центрального банка Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации, в статье 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции - защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Данные полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения».
Ссылаясь на него суды применяют к ЦБ те правила, которые касаются органов государственных власти, приравнивая его органам исполнительной власти (но при это нужно обратить внимание на то, что КС РФ указал, что ЦБ наделен властными полномочиями, но при этом не указывал на то, что ЦБ – это федеральный орган исполнительной власти)
Еще одна проблема - каким образом ЦБ выполняет свои властные полномочия, и если у него есть эти властные полномочия, то почему его нельзя признать органом исполнительной власти?-
Идея отделения ЦБ от органов исполнительной власти имеет глубокий смысл - ЦБ должен быть независим от органов исполнительной власти. Зачем это необходимо? Это нужно для того, чтобы денежная эмиссия не превращалась в инструмент государственной политики, чтобы ЦБ не принуждали для определенных целей напечатать еще несколько миллионов, миллиардов, скажем, рублей.
Соответственно, осуществляя кредитно-денежную политику, ЦБ должен руководствоваться соображениями развития экономики, оценивать состояние финансового и валютного рынка, но при этом не должен следовать какой-то определенной государственной политике, которую осуществляет Правительство ЦБ. ЦБ институционально не зависим, и эта независимость выражается в том, что он не включен в систему органов исполнительной власти, не соподчинен с правительством никаким образом.. Действует на основании не положения, а Федерального Закона “О Центральном Банке РФ (Банке России)”, где определены все элементы его публично-правового статуса. Правительство не может вмешиваться в деятельность ЦБ, и в частности отменять решения, которые принимает ЦБ (например ставки рефинансирования, определяемые ЦБ)
Почему тогда ЦБ есть основания называть органом исполнительной власти? – это можно делать, но очень условно, если воспринимать исполнительную власть не в том институционализированном виде, в котором ее очень часто пытаются представить (когда говорят, что только органы, которые перечислены в Указе Президента ”О вопросах структуры федеральных органов исполнительной власти”, и образуют исполнительную власть), а анализировать содержание компетенции, характер полномочий и тогда ЦБ однозначно попадет в число органов исполнительной власти, т. к. функции и полномочия ЦБ во многом сходны с полномочиями и функциями других органов исполнительной власти. (т.е Вывод: по сути можно сказать “да”, формально – “нет”)