Выделение объекта методики обучения иностранным языкам
как науки
Известно, что определить свойства отдельных элементов системы мы можем по их месту в макросистеме и среде. Для определения объекта исследования методики как науки нам необходимо отдельно рассмотреть именно этот элемент системы общего образования. Как и всякий элемент сложной системы, она в свою очередь представляет собой сложную динамическую систему.
Будучи частной дидактикой, методика занимает промежуточное положение между смежными педагогическими науками (педагогикой, дидактикой, педагогической психологией) и специальными областями знания. В основном все, что реально противостоит ей на уровне наблюдения (термин Ю.С. Степанова, 1975), является объектом ее исследования.
Основные объекты методики – это, прежде всего программы, учебники, учебные пособия, обеспечивающие обучение тому или иному учебному предмету; процесс обучения ему (учебно-воспитательный процесс), включающий деятельность учителя и учащихся, основные организационные формы их взаимодействия (совокупность уроков, внеклассная работа и т. п.).
Иначе говоря, в качестве объектов методики выступают реальные явления данной сферы действительности и некоторые результаты познания в данной области, зафиксированные в определенной знаковой форме и выступающие в объективированном, материальном виде (к последним относятся программы, учебники).
Все указанные объекты являются в той или иной своей форме также объектами изучения смежных наук. Так, учебные планы, программы, учебники, учебные пособия, учебно-воспитательный процесс, учитель, ученик являются в самом обобщенном виде объектами педагогики и дидактики.
Ученик, учитель и очень косвенно учебно-воспитательный процесс, на основе которого происходит изучение процессов формирования психики школьника, – все это составляет в свою очередь объект педагогической и социальной психологии.
Специальные науки, а нас интересует лингвистика, также имеют общий объект с методикой обучения иностранным языкам, а именно сам иностранный язык как предмет обучения.
Разница, однако, в подходе к изучению этих объектов заключается в том, что педагогику, например, интересуют общие закономерности процесса воспитания, образования и обучения, т.е. воспитание, образование и обучение как общественно-исторический процесс вообще, а методика рассматривает вопросы воспитания и обучения средствами конкретного учебного предмета. Дидактика рассматривает проблемы содержания обучения как общественно-исторической категории, соответствие содержания целям и задачам обучения в принципиальном плане, в то время как методика разрабатывает на основе общих дидактических закономерностей свои конкретные цели и содержание обучения данному учебному предмету. Если лингвистика занимается в основном проблемами системы языка, его внутренней логикой, его «разборкой» и «сборкой» (Леонтьев 1969б, с.8) в целях наиболее полного его описания, то для методики обучения языкам эти процессы и сама языковая система важны главным образом с точки зрения того, как из этого полного описания выбрать нужный минимум для обучения, для овладения средствами языка в целях осуществления (в определенных пределах) речевого общения на иностранном языке как основы для всесторонней познавательной деятельности.
Следовательно, при наличии одних и тех же объектов каждая наука осуществляет их изучение со своей точки зрения, т.е. по-своему отражает и моделирует их, принимая за исходные разные аспекты данных объектов и имеет, следовательно, каждая свой «абстрактный объект», свой предмет изучения; «совокупность конкретных объектов научного исследования – это и есть объект данной науки. Абстрактная система объектов или совокупность (система) абстрактных объектов образует предмет данной науки» (Леонтьев 1969а, с.7).
Учитывая, что проблема соотношения объекта и предмета познания – одна из основных проблем марксистской гносеологии, следует подробнее остановиться на ней.
Философы отмечают, что «в отличие от объекта познания, содержание которого не зависит от познающего субъекта, предмет познания формируется Познающим субъектом» (Попов 1970, с.59). В соответствии с этим определение объекта методики как «совокупности всех педагогических явлений, связанных с обуче-нием и воспитанием учащихся средствами иностранного языка», приведенное в «Общей методике обучения иностранным языкам в средней школе» (1967, с.76), нуждается в некотором уточнении: необходимо добавить, что речь идет о совокупности всех реально существующих объектов данной сферы деятельности.
Таким образом, в качестве конкретных объектов методики обучения как науки выступают реальные подсистемы внутри иностранного языка как учебного предмета. Сюда, прежде всего относится педагогический процесс в конкретных формах его проявления (совокупность уроков, внеклассных мероприятий, различные формы самостоятельной работы учащихся), в конкретных формах деятельности учителя и учеников и их взаимодействия, а также конкретные средства обучения, материализующие содержание учебного предмета (программы, учебники, учебные пособия, включая техническое оснащение педагогического процесса). Находясь в сложном взаимодействии друг с другом (программа обусловливает учебники и учебные пособия и непосредственно воздействует на деятельность учителя; учитель, учебники и учебные пособия организуют деятельность учащихся; организационные формы педагогического процесса определяют взаимодействие учителя и учащихся и т.д.) они составляют систему объекта методики.
Выделение предмета методики обучения иностранным языкам
как науки
Если отталкиваться от определения предмета методики, данного в «Общей методике обучения иностранным языкам в средней школе» (1967, с.75), – «…предметом методики обучения иностранным языкам является процесс обучения подрастающего поколения иностранным языкам и его воспитание средствами этого предмета», – то это значит, что в качестве абстрактного объекта методики мыслится процесс обучения и воспитания, который следует, вероятно, трактовать как некую абстракцию.
Представляется более правомерным в качестве абстрактного объекта методики рассматривать всю совокупность тех аспектов реальных объектов, которые мы выделяем в них в процессе познавательной деятельности, включая то, что непосредственно не дано нам в наблюдении и находится на уровне представлений (термин Ю. С. Степанова 1975), извлекается в ходе познания, в ходе нашего движения от незнания к знанию, в том числе все многообразные связи и отношения между явлениями и даже сами формы познания. Следовательно, в предмет методики входит вся проблематика, связанная с изучением данной сферы действительности, а также проблемы развития самой методики как науки.
Характерно при этом, что «предмет и объект познания отличаются друг от друга также по своей структуре. Структура объекта познания представляет собой взаимодействие основных составных элементов данного объекта. В результате такого взаимодействия основных составных элементов возникают различные свойства, связи объекта и законы его развития. Хотя структура предмета познания в определенной степени детерминируется структурой объекта, но эта детерминация не является жесткой. Структура предмета познания относительно самостоятельна. Основными элементами этой структуры выступает, во-первых, история развития науки об изучаемом объекте; во-вторых, существенные свойства и связи, а также законы развития объекта, получившие в процессе познания выражение в определенных логических формах (вероятно, имеются в. виду законы, теории. – И.Б.); в-третьих, логический аппарат, используемый в процессе формирования предмета познания» (Попов 1970, с.61). Приведенное высказывание подтверждает наш вывод о том, что в предмет методики обучения иностранным языкам как науки входят также проблемы развития самой методики.
Поскольку наши знания отражают и обобщают реальные объекты данной предметной области в процессе взаимодействия с ними (в процессе познавательной деятельности), создаются модели этого взаимодействия, которые отображают состояние дела в тот или иной исторический период и некоторую концептуальную систему, определяющую в значительной степени направление самой познавательной деятельности.
Исходя из сказанного, мы определяем предмет методики как обобщение множества возможных моделей взаимодействия всех явлений, процессов, связей, отношений той сферы действительности, которая связана с обучением иностранным языкам.
Таким образом, в предмет методики как науки входят все идеальные подсистемы внутри учебного предмета, т.е. наши знания о нем, зафиксированные в категориях цели, содержания и методов обучения, находящихся в тесной взаимосвязи друг с другом и взаимодействующих с методикой как целостной, исторически сложившейся системой наших знаний о данной сфере действительности, отражаемой учебным предметом. Все вместе она обобщает и моделирует как свой предмет.
Различный подход к интерпретации предмета методики, обусловленный как социальными (общественно-историческими) факторами личностными свойствами исследователей, имеет своим следствием образование разных концептуальных систем, которые могут найти ту или иную материальную реализацию (в научных трудах, в создании учебных пособий, в конкретной деятельности).
Произведенное выше разграничение объекта и предмета методики позволяет рассматривать их не как тождество (что обычно имеет место), а как сложное диалектическое единство. Включение в предмет методики ее проблематики как науки позволяет, в частности, учитывать и ее логико-методологический аспект, а это отвечает современному подходу к развитию науки вообще.
Следует отметить, что в основе нашего понимания предмета методики как обобщения множества возможных моделей данной предметной области лежит представление о том, что сама эта предметная область – явление крайне многосложное и как всякое сложное явление представляет собой систему.
Речь идет о системе обучения конкретному учебному предмету – иностранному языку, которая является элементом еще более сложной системы – макросистемы общего образования <…>
/Из:И.Л. Бим. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. - М.: Русский язык, 1977.-C.21-26/.