Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–аннего —редневековь€




 

ѕроцесс формировани€ византийской культуры длилс€ несколько столетий, начина€ с поздней античной эпохи вплоть до IXЧ’ вв. ¬изантийское искусство, как и культура других стран средневековых государств, представл€ла собой сложную, но все же единую систему культурных ценностей. »зменени€, происход€щие в одной из сфер культуры, незамедлительно сказывались и в другой, хот€ общие €влени€, борьба старого с новым, зарождение новых тенденций протекали в разных отрасл€х культуры по-разному.

ќбразование

ѕоскольку ¬осточно-–имска€ импери€ в IVЧV вв. не подверглась нашестви€м варваров, ее старые центры античной науки уцелели Ч јфины, јлександри€, Ѕейрут,

√аза; были созданы и новые. ¬ ¬изантии в начале —редних веков было больше образованных людей, чем в «ападной ≈вропе. ¬ городских школах преподавали чтение, письмо, счет, изучали поэмы √омера, трагедии Ёсхила и —офокла, хот€ обучались в таких школах дети богачей. —озданна€ комисси€ в  онстантинополе, в которую входили лучшие знатоки греческого и латинского €зыков, вели поиск редких книг, которые переписывали дл€ императорской библиотеки. ¬изанти€ стала государством, в котором была открыта перва€ в ≈вропе высша€ школа. ќна начала функционировать в IX в. в  онстантинополе. «десь же было создано высшее медицинское училище. ”же тогда было продумано медицинское обслуживание населени€ города. «а каждым врачом столицы закрепл€лс€ определенный район города, в котором он лечил больных.

Ќаучные знани€

ƒостигли успехов византийские географы: они умело чертили карты страны и морей, планы городских кварталов и застроек, что было дл€ «апада еще недостижимым. ¬ начале этого этапа в ¬изантии не замирало научное творчество. ¬ IV в. здесь работали крупные математики, исследователи в области астрономии и астрологии, а также оптики. «начительными были успехи в медицине. ¬рач ќрибазий (326Ч403) составил медицинскую энциклопедию, включавшую 70 книг. ¬ ней содержались обширные выписки из трудов древних медиков, а также собственные выводы и обобщени€ автора.

ѕосле утверждени€ христианства в качестве государственной религии стали подвергатьс€ гонени€м лучшие представители науки. ѕогибла »пати€, с трудом удалось спастись ќрибазию. ”ничтожались научные центры: в 489 г. по насто€нию епископов была закрыты школа в Ёфесе, в 529 г. Ч школа в јфинах Ч один из крупнейших центров греческой образованности. ¬ конце IV в. монахи-фанатики уничтожили значительную часть јлександрийской библиотеки. ¬ то же врем€ дл€ распространени€ христианства создавались церковные духовные школы, причем высшие.

— утверждением позиций церкви наука становитс€ богословской, что особенно про€вл€етс€ в области естественных наук. ¬ середине VI в. монах  осьма »ндикоплов написал Ђ’ристианскую топографиюї, в которой признал систему ѕтолеме€ неправильной и противоречащей Ѕиблии. ѕо представлению  осьмы, форма «емли Ч плоский четырехугольник, окруженный океаном и покрытый небесным сводом, где помещаетс€ рай. Ёто сочинение было распространено не только в ¬изантии, но и на «ападе, а также в ƒревней –уси.

¬ VIЧVII вв. в ¬изантии господствовала алхими€, зан€та€ поисками Ђбожественного эликсираї, с помощью которого можно любые металлы превратить в золото, излечивать различные болезни, возвращать молодость. ¬ то же врем€ получило развитие химическое ремесло Ч изготовление красок дл€ живописи и крашени€ тканей, керамических изделий, мозаик и эмалей, которые нашли широкое применение в византийском изобразительном искусстве и изготовлении тканей.

Ѕольшинство медицинских трудов этого периода пыталось объединить медицину с богословием. “олько некоторые медики продолжали отстаивать достижени€ античной науки, обобщали свою собственную практику. —реди них јлександр “ралльский, изучавший патологию и терапию внутренних болезней. ≈го работы были переведены впоследствии на латинский, сирийский, арабский и еврейский €зыки. ѕавел Ёгинский Ч составитель большой энциклопедии, котора€ пользовалась в дальнейшем авторитетом у арабов, прежде всего по хирургии и акушерству.

Ќесмотр€ на недостаток источников, известно, что уже в конце VII в. византийцы изобрели Ђгреческий огоньї Ч зажигательную смесь из пороха, смолы и селитры, котора€ обладала способностью гореть на воде. Ёто помогло византийцам побеждать своих врагов в морских битвах. Ђ√реческий огоньї широко примен€лс€ при осаде крепостей в VIIЧXV вв. ¬изантийский ученый Ћев ћатематик усовершенствовал световой телеграф. ¬рач Ќикита составил сборник по хирургии (IX в.). »мелс€ р€д произведений исторического плана, в которых социальна€ борьба этого периода отражена с позиций господствующего класса.

¬ IX в. в  онстантинополе была восстановлена высша€ светска€ школа, закрыта€ в VII в.

‘илософи€

ѕоскольку кризис рабовладельческого общества в ¬изантии не прин€л таких форм, как в «ападной –имской империи, то это определило сохранение античных традиций в развитии византийской философии. ¬ период –аннего —редневековь€ в IVЧV вв. в ¬изантии был распространен неоплатонизм, представл€вший, по определению ћаркса, сочетание стоического, эпикурейского и скептического учений с философией ѕлатона и јристотел€1. Ќаиболее известными представител€ми этого направлени€ были ѕрокл (410Ч485) и »оанн ‘илопон, или √рамматик (VIЧVII вв.). Ѕольшинство сторонников неоплатонизма использовали его дл€ обосновани€ христианства. Ќекоторые из них были последовател€ми јристотел€. ќднако использование системы јристотел€ осуществл€лось с изъ€тием из нее наиболее прогрессивных элементов, что особенно про€вилось во взгл€дах √рамматика. ¬ конце VI Ч начале VII вв. в ¬изантии отход от рабовладени€ и утверждение феодальных отношений сопровождались мистическими настроени€ми в среде господствующих классов. ¬ оформлении мистических учений крупную роль сыграл ћаксим »споведник (580-662).

Ёпоха –аннего —редневековь€ стала дл€ ¬изантии временем борьбы различных философских взгл€дов и приспособлени€ их к интересам нарождавшегос€ феодального общества. Ѕольшое значение имел конфликт иконоборцев и иконопочитателей, вылившийс€ в религиозное движение в VIIIЧIX вв. ќдним из вождей иконопочитателей был »оанн ƒамаскин (ок. 675 Ч ок. 754), автор труда Ђ»сточник знани€ї. ѕерва€ часть этого произведени€ Ч Ђƒиалектикаї Ч стала основой всей средневековой схоластики. “оржественное восстановление в 843 г. иконопочитани€ празднуетс€ ¬осточной церковью.

Ћитература

Ќачало —редневековь€ €вилось завершающим этапом литературы рабовладельческого общества. ’от€ в этот период христианство утверждалось повсюду, античные традиции были еще сильны во всех област€х идеологии, особенно в поэзии. —ветские поэты того времени пересказывают античные мифы, используют античные принципы стихосложени€. ѕри этом антична€ метрика используетс€ и церковными поэтами. ¬месте с тем поэты отдают дань евангельским сюжетам.

ѕоскольку пам€тников фольклора не сохранилось, то о народном творчестве и его особенност€х суд€т по церковной литературе того времени. ÷ерковь, старавша€с€ закрепить свою победу над €зычеством, использовала народные веровани€, €зык и песни, т. е. церковна€ поэзи€ пользовалась народным €зыком. —ложилс€ стихотворный размер, получивший название народного стиха. Ћириком этого периода был –оман —ладкопевец, писавший народным €зыком, размером, близким народным песн€м, его гимны стали попул€рны в православной церкви. ≈го считают самым крупным поэтическим дарованием ¬изантии.

ѕо€вились эпические песни о борьбе с внешними врагами, прославл€вшие героизм защитников своей земли. Ќа их основе впоследствии была написана феодальна€ поэма о ƒигенисе јкрите. Ѕорьба народных масс против феодальной эксплуатации находила отражение в устном творчестве. —охранились обрывки так называемого животного эпоса, формой которого народ пользовалс€ дл€ сатирического изображени€ господ.

ѕериод VIIЧ IX вв. характеризуетс€ резким сокращением количества сохранившихс€ литературных пам€тников, а также ослаблением античной традиции. —окращение письменных литературных источников объ€сн€етс€ не одичанием ¬изантии, а острой классовой борьбой, происходившей в период становлени€ феодализма и сопровождавшейс€ религиозным изуверством. ¬ св€зи с окончательной победой православи€ сохранилась практически только богословска€ литература. ≈е представл€ли:  осма ћагомский (VIII в.) Ч один из крупнейших церковных песнопевцев, »оанн ƒамаскин, приобретший также славу канонами1. —толпом иконопочитани€ был ‘еодор —тудит (759Ч826) Ч автор канонов, гимнов и эпиграмм из монашеской жизни.   этому времени изменились формы религиозных произведений, в том числе песнопений. √имн сменилс€ каноном, отличающимс€ манерностью, искусственностью, далеким от €зыка и ритма народных песен.

Ќо не прекращалось и светское поэтическое творчество. ќсобенно важное значение имеет так называемый Ђћириобиблонї (греч. множество книг), состо€щий из своего рода аннотаций к 280 античным и ранневизантийским произведени€м с комментари€ми. Ђћириобиблонї Ч своеобразна€ энциклопеди€ с элементами хрестоматии. јвтором этого сборника был патриарх ‘отий (ок. 810 или ок. 820Ч890). —лужение церкви он сочетал с плодотворной де€тельностью просвещенного мецената, покровител€ наук и искусств, поклонника и знатока античной культуры. Ђћириобиблонї включает труды по философии, богословию, медицине, сочинени€ историков и любовные романы, описание путешествий и ораторские произведени€. ÷енность труда ‘оти€ неизмеримо возрастает, поскольку многие ныне утраченные сочинени€ античных авторов дошли до нас лишь из этого труда.  ритические оценки ‘оти€ считаютс€ первым примером литературной критики в эпоху —редневековь€. Ёто светское течение византийской литературы отличает ее от целиком богословской литературы «апада.

Ќародное творчество этого периода испытало вли€ние слав€нской колонизации. –€д пословиц, поговорок прочно вошли в быт византийцев из слав€нского фольклора.

»зобразительное искусство и архитектура

»скусство ¬изантийской империи в силу исторических особенностей развити€ страны было сложным. ¬ формировании и развитии искусства большую роль сыграли различные народы, насел€вшие империю.

ѕредставлени€ о св€щенном характере политической организации государства отразились в искусстве ¬изантии и определили подавл€ющее преобладание религиозной тематики и отвлеченный характер искусства. ¬ то же врем€ развитие искусства сочеталось с греко-римскими художественными традици€ми, широко вошедшими в качестве наследи€ в культуру ¬изантии.

Ќаивысший расцвет искусства ¬изантии приходитс€ на врем€ правлени€ императора ёстиниана (482 или 483Ч565), когда импери€ достигла размеров, почти равных старому –имскому государству. ѕри ёстиниане византийское искусство приобретает полную самосто€тельность. »скусство отразило в своих образах государственные и религиозные идеи, а также богатство ¬изантийской империи. —воеобразие официального искусства времени ёстиниана Ч это показ дворцовой жизни как пышного церемониала, театрально-торжественного культа. ¬о дворце ’алкэ в  онстантинополе был создан цикл мозаик, в которых изображены военные триумфы византийских полководцев.

это показ дворцовой жизни как пышного церемониала, театрально-торжественного культа. ¬о дворце ’алкэ в  онстантинополе был создан цикл мозаик, в которых изображены военные триумфы византийских полководцев. показ дворцовой жизни как пышного церемониала, театрально-торжественного культа. ¬о дворце ’алкэ в  онстантинополе был создан цикл мозаик, в которых изображены военные триумфы византийских полководцев.

 

 

 

’рам —офии в  онстантинополе

 

 онна€ стату€ ёстиниана была установлена на одной из площадей столицы. »зображени€ этой статуи императора сохранились на русских иконах.

  числу выдающихс€ пам€тников середины V в. относитс€ мавзолей √аллы ѕлакидии в –авенне. Ёто усыпальница византийской принцессы, дочери императора ‘еодоси€. ”сыпальница с куполом (относитс€ к восточному типу сооружений) имеет массивные формы, у нее непроницаемые стены, низкие коробовые своды, сохран€ющие склепный полумрак. ¬ то же врем€ стены этой усыпальницы украшала внизу драгоценна€ мраморна€ облицовка самых нежных оттенков. ¬ерхн€€ часть стен сверкает мозаиками с пышным растительным орнаментом. Ќад входом в усыпальницу Ч мозаика, выполненна€ в светлых тонах с изображением ’риста в образе пастуха среди овец на фоне пейзажа. ¬ центре купола Ч символический крест, на стенах Ч фигуры мучеников на голубом фоне выдел€ютс€ €сными силуэтами и похожи на древних учителей-философов. “аким образом, в усыпальнице √аллы ѕлакидии основы античного художественного мировоззрени€ еще не вполне были преодолены.

¬ столице ¬изантии, в  онстантинополе, оформилс€ выдающийс€ единый архитектурный ансамбль: »пподром, Ѕольшой дворец с полом, выложенным мозаиками, и центральное здание города Ч храм св€той —офии (строилс€ в 532Ч537). Ёто главный пам€тник не только этой эпохи, а всей византийской истории. »пподром был не только местом спортивных сост€заний, но и единственным местом, где народ мог общатьс€ с правител€ми.

’рам —офии выстроен малоазиатскими архитекторами јнфимием из “ралл и »сидором из ћилета. «атем здание было уничтожено огнем и вновь возведено на одном из холмов  онстантинопол€. ѕо форме это купольна€ базилика: основной художественный замысел раскрываетс€ в интерьере собора, представл€ющем собой квадратный в плане зал, увенчанный колоссальным, как бы пар€щим в воздухе куполом. ƒиаметр купола 31,4 м1.   этому куполу с двух сторон примыкают постепенно повышающиес€ полукупола. —тены облицованы мраморными плитами разных цветов и мозаиками. ќсобенность художественного оформлени€ храма Чсочетание пышности с ощущением безграничности пространства. —воими размерами и смелостью строительных приемов этот храм превосходит все другие здани€. ѕоражает храм —офии и художественным совершенством Ч слитыми воедино двум€ типами раннехристианской архитектуры Ч купольным и продольным. ¬ то же врем€ это целое многообразно по значению.  упол содержит героическое, имеет космическое значение подоби€ мира, но вместе с тем осен€ет место собрани€ общины, т. е. живых людей. —читаетс€, что ни в одном здании древности величие мира не давалось в таком соотношении с человеческим, как в —офии2.

Ќар€ду с созданием крупных городских центров развивались местные художественные традиции, благодар€ чему находили выражение национальные особенности. ѕам€тники архитектуры создавались в монастыр€х и селени€х —ирии, ћалой јзии, ≈гипта.

ќдновременно со сложением ранневизантийского храма складываетс€ стиль стенной живописи. ≈е излюбленной техникой стала мозаика, беруща€ истоки в античности. ¬изантийские мозаичисты пользовались всем богатством красочного спектра. ¬ их палитре нежноголубые, зеленые и €ркосиние краски, бледнолиловые, розовые и красные разных оттенков. Ќаибольшей силы мозаика достигает благодар€ сли€нию цветовых п€тен смальты с золотым фоном. ¬изантийцы любили золото: оно имело дл€ них значение и как символ богатства и роскоши, и как самый €ркий из всех цветов.

ƒл€ ¬изантии светское искусство было редкостью. ¬ мозаиках церкви св. ¬итали€ (—ан-¬итале) в –авенне выдел€ютс€ две сцены: на одной представлены император ёстиниан и епископ ћаксимиан в сопровождении свиты, на другой Ч жена ёстиниана, императрица ‘еодора. ѕеред нами €рка€ галере€ образов придворных Ч выразительны их портреты. » если молодой император несколько идеализирован, то второстепенные персонажи как бы выхвачены из жизни: у епископа щетинистые редкие волосы, у монаха костл€вое, жилистое лицо и взгл€д фанатика, у придворного тупое и заплывшее жиром лицо.

ѕортретные образы в равеннской мозаике претворены в торжественную процессию Ч в ней император приобщаетс€ к неземному величию. »мператор занимает центральное положение. ¬ легком повороте его фигуры и направлении рук у него и его спутников выражен духовный порыв Ч фигуры не ступают по земле, а как бы пар€т, проплывают. Ётому впечатлению содействуют стройные, чрезмерно выт€нутые пропорции фигур. ¬изантийский мастер прежде всего стремилс€ выразить богоподобный характер императорской власти.

¬ Ќикее сохранилась фреска, известна€ как ЂЌикейские ангелыї. ѕеред нами образ ангела Ч полубога-получеловека. ” ангелов т€желые парчевые одежды императорских телохранителей. ‘игуры застывшие, мало выразительные, но лица исполнены удивительного оба€ни€. ѕо оценке искусствоведов, эти мозаики с недавно раскрытыми мозаиками храма —офии в  онстантинополе Ч самые возвышенные из всех известных созданий ранневизантийской живописи. —воей жизненностью ЂЌикейские ангелыї не уступают лучшим античным портретам: нежный овал лица, открытый лоб, свободно откинутые волосы, большие глаза, удлиненный нос и маленькие губы. ¬се это претворено в образ одухотворенной красоты.

  VII в. относ€тс€ мозаики церкви св. ƒимитри€ в —олуни1. ѕо сравнению с описанными выше никейскими и равеннскими мозаиками они уже представл€ют другой художественный мир. ’от€ лица сохран€ют портретные черты, вс€ композици€ как бы застыла: неподвижны все фигуры, не св€заны друг с другом, симметричны Ч это и юный св€той с огромными, расширенными глазами, и оба дарител€, и представители светской и духовной власти Ч епископ, префект. ѕерсонажи лишены лирического подъема, они почти идолы, предметы суеверного поклонени€. »х фигуры напоминают каменные столбы Ч византийское искусство как бы возвращаетс€ к самой первоначальной стадии.

ќтмеченна€ противоречивость ранневизантийского искусства подготовила возникновение иконоборчества Ч социально-политического и религиозного движени€ в ¬изантии в VIIIЧIX вв., направленного против культа икон. ¬ искусстве борьба выразилась в отрицании правомочности св€щенных изображений, т. е. икон, а также в уничтожении иконоборцами пам€тников церковного искусства. ¬ своих произведени€х иконоборцы развивали нерелигиозные мотивы: в храмовых роспис€х изображали птиц, животных среди растительности, архитектурные мотивы; в светских здани€х-дворцах мозаиковые росписи прославл€ли победы императоров или изображали придворные церемонии.

ѕобеда иконопочитателей означала поражение художественного свободомысли€ и дальнейшее подчинение искусства церкви. ѕ€тьдес€т лет иконоборчества глубоко отразились в жизни византийского общества. “олько в 787 г. в Ќикее, а не в столице собралс€ —едьмой ¬селенский собор, на котором был сформулирован и провозглашен догмат об иконопочитании.

Ќепревзойденный образец монументального искусства ¬изантии середины IX в. Ч мозаика —офии  онстантинопольской. ¬еличественна€, сид€ща€ в спокойной позе огромна€ фигура ћарии с младенцем на руках Ч воплощение возвышенной одухотворенности. —то€щий р€дом архангел √авриил поражает сходством с ангелом, он воплощение земной и одновременно небесной красоты.

–анневизантийское монументальное искусство дополн€лось пам€тниками прикладного искусства, т. е. искусства малых форм. “ак, в –авенне это резьба, украшавша€ капители колонн; кресло ћаксимиана с рельефами из слоновой кости и др. ƒошли до наших дней скульптуры VЧ VI вв. из слоновой кости, которые называютс€ консульскими диптихами. „асто на них изображены цирковые сцены.

ѕрекрасным образцом прикладного искусства €вл€етс€ кипрское блюдо Ђќбручение ƒавидаї, в котором черты византийского монументального стил€ сочетаютс€ с классическими. ѕостроение отличаетс€ торжественным спокойствием и симметрией. ¬ центре Ч св€щенник, слева Ч ƒавид, справа Ч его невеста. √руппу окаймл€ют два из€щных флейтиста, похожих на пастушков в пасторал€х. ¬с€ композици€ прекрасно вписана в круглое обрамление. Ќа фоне группы Ч портик, он не только поддерживает фигурную композицию, но и выдел€ет центральную фигуру. “акой св€зи фигур с архитектурой, как отмечают искусствоведы, античность не знала.

ћиниатюра –аннего —редневековь€, несмотр€ на приверженность античным образцам, в то же врем€ несет печать отвлеченности художественных образов. »конопись древнейшего периода свидетельствует о переходе от индивидуального античного портрета к символическому изображению св€тых.

ћузыка

ћузыкальное искусство ¬изантии восходит к персидской, коптской, еврейской, арм€нской песенности, а также позднегреческому и римскому мелосу1. ѕо мере развити€ контактов с другими народами в музыку ¬изантии проникали элементы сирийской, слав€нской, арабской музыкальной культуры. ¬ литературных источниках упоминаетс€ о странствующих певцах-музыкантах. —ветска€ музыка, звучавша€ при императорском дворе, была пышного стил€, возвеличивавша€ византийский Ђдворцовый деспотизмї.

Ѕольшое развитие получили приветственные возгласы-славослови€ на стихотворные тексты, застольные величальные песни в исполнении хоров. »х часто сопровождали орган и трубы. Ѕыла известна инструментальна€ музыка (ансамблева€) цимбалистов и трубачей.

»з йотированных пам€тников до нас дошла только культова€ музыка, бывша€ чисто вокальной и одноголосой. Ўирокое распространение в ¬изантии получили гимны Ч религиозно-философска€ песенна€ лирика, сочетавша€ мистику с эмоциональным содержанием. –асцвет византийского гимнотворчества относ€т к VЧVI вв.; наиболее известный поэт и музыкант Ч автор гимнов –оман —ладкопевец, родом из —ирии. «наменитым автором гимнов был »оанн ƒамаскин. ≈го лучшие гимны собраны и сгруппированы по восьми гласам в известнейшем Ђќктоихеї. — IX в. центром гимнотворчества стал —тудитский монастырь в  онстантинополе, где трудилс€ распевщик монах ‘еодор —тудит.

ƒо IX в. византийска€ музыка играла в ≈вропе видную роль. ќна проникала в –им, ‘ранконию, ёжную »талию, »рландию.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1647 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬аше врем€ ограничено, не тратьте его, жив€ чужой жизнью © —тив ƒжобс
==> читать все изречени€...

315 - | 309 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.026 с.