Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ќовое мировоззрение




ћощный всплеск в культурной жизни многих европейских стран, который пришелс€ в основном на XIV Ч XVI столети€, а в »талии началс€ еще в XIII в., прин€то называть эпохой ¬озрождени€ (–енессанса). ѕервоначально новое €вление в европейской культурной жизни выгл€дело как возвращение к забытым достижени€м античной культуры в области науки, философии, литературы, искусства, возвращение к классической Ђзолотой латыниї. “ак, в »талии разыскивались рукописи античных писателей, извлекались из забыть€ произведени€ античной скульптуры, архитектуры.

ќднако было бы неверно толковать –енессанс как простое возвращение к античности, ибо его представители вовсе не отбрасывали достижени€ средневековой культуры и с известной долей критичности относились к античному наследию. ‘еномен ¬озрождени€ Ч это весьма многогранное €вление в культурном развитии ≈вропы, стержнем которого было новое мировоззрение, новое самосознание человека. ¬ отличие от античного взгл€да на окружающий мир, в котором человек призван учитьс€ у природы, мыслители ¬озрождени€ полагали, что человек, наделенный Ѕогом свободной волей, €вл€етс€ творцом самого себ€ и этим выдел€етс€ из природы.  ак видим, такое понимание сути человека не только отличаетс€ от античного, но и вступает в противоречие с постулатами средневековой теологии. ¬ центре внимани€ мыслителей ¬озрождени€ находилс€ человек, а не —оздатель, как высшее мерило всего сущего, в силу чего подобна€ система взгл€дов получает название Ђгуманизмї (от лат. humanus Ч человечный).

„то же лежало в основе нового мировоззрени€? ќднозначно ответить на этот вопрос не представл€етс€ возможным. ‘еномен –енессанса был вызван р€дом факторов, среди которых можно назвать следующие, наиболее общие дл€ большинства стран «ападной ≈вропы. ¬ рассматриваемый период достаточно отчетливо наблюдалс€ процесс формировани€ новых (буржуазных или рыночных) отношений, которые требовали разрушени€ сдерживающей их развитие системы средневекой регламентации хоз€йственной жизни. Ќовые формы хоз€йствовани€ предполагали высвобождение, выделение субъекта хоз€йства в самосто€тельную свободную единицу. Ётот процесс сопровождалс€ соответствующими переменами в духовной жизни общества и прежде всего тех его слоев, которые находились в эпицентре изменений.

„то составл€ет непременное условие личного успеха как не большее знание и умение, больша€ энерги€ и упорство в достижении цели? ќсознание этой истины заставл€ло многих современников ¬озрождени€ обращать свои взоры к науке и искусству, вызывало рост потребности в знани€х в обществе, поднимало общественный престиж образованных людей.

—ледует учитывать и весьма важный фактор достаточного уровн€ культурного развити€ средневекового общества, оказавшегос€ в целом способным восприн€ть новые идеи, культуру и искусство ¬озрождени€. ¬от как говорил об этом известный французский философ и искусствовед, глубокий знаток эпохи ¬озрождени€ »пполит “эн (1828Ч1893):

 

... на искусство эпохи ¬озрождени€ нельз€ смотреть, как на результат счастливой случайности; тут не может быть и речи об удачной игре судьбы, выведшей на мировую сцену несколько более талантливых голов, случайно произведшей какой-то необычайный урожай гениев.., едва ли можно отрицать, что причина такого чудного процветани€ искусства крылась в общем расположении к нему умов, в изумительной к нему способности, расположенной во всех сло€х народа. —пособность эта была мгновенна€, и само искусство было таково же1.

 

»деи гуманизма о том, что в человеке важны его личные качества, такие, как ум, творческа€ энерги€, предприимчивость, чувство собственного достоинства, вол€ и образованность, а отнюдь не социальное положение и происхождение, ложились на благодатную почву. ¬ результате более чем двухвековой эпохи –енессанса мирова€ культура обогатилась духовными сокровищами, ценность которых непреход€ща.

ќднако эпоха ¬озрождени€ не может рассматриватьс€ только как одновекторный, исключительно поступательный социокультурный процесс. ѕрежде всего следует обратить внимание на противоречивость концепции неограниченной воли и способности человека к самосовершенствованию. √уманистическа€ направленность ее не гарантировала вовсе от подмены пон€ти€ свободы личности на пон€тие вседозволенности, низменного своеволи€ Ч по сути на антиподы гуманизма. ѕримером этому могут служить взгл€ды италь€нского мыслител€ Ќикколо ћакиавелли (1469Ч1527), оправдывавшие любые средства дл€ достижени€ власти, а также английского гуманиста “омаса ћора (1478Ч1535) и италь€нского философа “оммазо  ампанеллы (1568Ч1639), видевших идеал социальной гармонии в обществе, выстроенном по жесткой иерархической системе, регламентирующей все сферы жизни. ¬последствии эту модель назовут Ђказарменным коммунизмомї. ¬ основе этой метаморфозы лежит достаточно глубокое ощущение мыслител€ми ¬озрождени€ двойственного характера свободы. ¬есьма уместной в этой св€зи представл€етс€ точка зрени€ крупнейшего западного психолога и социолога Ёриха ‘ромма (1900-1980):

 

»ндивид освобождаетс€ от экономических и политических оков. ќн приобретает и позитивную свободу Ч вместе с активной и независимой ролью, какую ему приходитс€ играть в новой системе, Ч но при этом освобождаетс€ от св€зей, давших ему чувство уверенности и принадлежности к какой-то общности. ќн уже не может прожить свою жизнь в тесном мирке, центром которого был он сам; мир стал безграничным и угрожающим. ѕотер€в свое определенное место в этом мире, человек потер€л и ответ на вопрос о смысле жизни, и на него обрушились сомнени€: кто он, зачем он живет? –ай утрачен навсегда; индивид стоит один, лицом к лицу со своим миром, безграничным и угрожающим1.

 

 


 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1492 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕольшинство людей упускают по€вившуюс€ возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © “омас Ёдисон
==> читать все изречени€...

1544 - | 1317 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.