Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–аннего —редневековь€. ќсновными чертами –аннего —редневековь€ €вл€ютс€ процесс формировани€ европейской общности народов, складывание феномена западноевропейского христианского




ќсновными чертами –аннего —редневековь€ €вл€ютс€ процесс формировани€ европейской общности народов, складывание феномена западноевропейского христианского типа культуры на основе повсеместного распространени€ христианства.

’ристианство возникло в услови€х т€желого социально-экономического кризиса, охватившего рабовладельческие устои –имской империи и на ее излете в IV в. становитс€ государственной религией в –име. ѕервоначально в I в. н. э. христианство еще не знало церковной организации. »нститут св€щенства замен€ли пророки, учител€, апостолы, проповедники, которые выходили из числа р€довых верующих и отличались в общей их массе харизмой1.

”крепление и распространение христианства

ѕо мере сосредоточени€ руководства в христианских общинах в руках пресвитеров, диаконов, а затем епископов формируетс€ институт св€щенства. ≈пископы станов€тс€ блюстител€ми веры, пастыр€ми, надзирающими за прихожанами, а также начинают бесконтрольно распор€жатьс€ имуществом христианской общины. ѕо мере роста отдельных общин епископы окружали себ€ должностными лицами, в круг об€занностей которых входила проповедническа€ де€тельность нар€ду с финансовой, судебной и пр. Ќа фоне упадка городского самоуправлени€, ослаблени€ института светской власти епископы станов€тс€ первыми лицами в городах и городских округах. —толица др€хлеющей –имской империи тем не менее оставалась центром христианства, а ее христианска€ община стремилась придать римскому епископу особое значение. “ак, получает распространение верси€ о том, что основателем римской общины и первым ее епископом был сам апостол ѕетр, а начина€ с IV в. римский епископ стал именоватьс€ папой римским.

”креплению и распространению христианства и формирующейс€ церкви способствовали Ќикейский (325 г.) и  онстантинопольский (381 г.) ¬селенские соборы, на которых были прин€ты основополагающие положени€ христианского вероучени€, сформулированные в 12 пунктах Ђ—имвола верыї. ќни-то и станов€тс€ об€зательными дл€ всех христиан. Ќикейский собор прин€л догмат о троичности Ѕога: Ђ—ын Ѕожий есть истинный Ѕог, рожденный от Ѕога ќтца прежде всех веков и так же вечен, как Ѕог ќтец; ќн рожден, а не сотворен, и единосущен с Ѕогом ќтцомї.  онстантинопольский собор утвердил

догмат о равенстве и Ђединосущностиї Ѕожественной “роицы. ¬ера в воскресение ’риста, в воскресение мертвых, в Ѕожественную “роицу стала основой христианского учени€. ¬месте с тем христианство учило, что человек €вл€етс€ земным воплощением Ѕога, любовь которого к человеку всеобъемлюща, зло же Ч результат первородного греха и нарушени€ заповедей. —лабый и склонный к греху человек может получить спасение с помощью церкви.

’ристианство все более становитс€ универсальным учением, охватыва€ огромные массы людей, занимавших различное социальное положение. Ётому способствовал прежде всего его мировоззренческий аспект, трактующий человека вне зависимости от социального статуса как земное воплощение “ворца, призванного стремитьс€ к совершенству тернистым путем отказа от бренного, земного и бесконечной любви к —оздателю и любви к ближнему по примеру »исуса ’риста. ќдновременно христианство вовсе не отбрасывало, а на первоначальном этапе скорее синтезировало культурные достижени€ предшествовавших эпох, что облегчало обращение в него различных народов.  роме того, иде€ единого происхождени€ рода человеческого как нельз€ лучше отвечала тенденции к образованию крупных раннефеодальных государств, получив воплощение в ¬естготском королевстве, королевствах бургундов, франков и наиболее €рко Ч в империи  арла ¬еликого (конец VIII Ч перва€ треть IX вв.).

 арл ¬еликий. Ѕронзова€ статуэтка

ќднако столь однозначно позитивна€ оценка ^ новой религии не отвечает на вопрос о том, почему на прот€жении всего существовани€ христианство было вынуждено боротьс€ с многочисленными враждебными ему доктринами, и более того, претерпевать под воздействием этой борьбы изменени€, модернизации как в отношении содержательной части вероучени€, так и организационных его форм. ѕо всей видимости следует обратить внимание на то, что христианство, как и любой тип культуры, претендующий на господство, по-своему сформулировало главное противоречие, лежащее в основе мира. Ёто противоречие между земным и небесным, телом и духом бескомпромиссно решалось христианством в пользу последнего. ’ристиане были призваны таким образом отрицать a priori про€влени€ земной жизни, что вело на практике к жесткой регламентации извне всех видов культурной де€тельности человека со стороны церкви. ќтсюда берут корни многочисленные ереси и прочие виды сопротивлени€, столь жестоко подавл€вшиес€ церковью в рассматриваемый период.

ѕоложение римско-католической церкви с момента падени€ –има отличалось от положени€ греко-католического христианства. “ак, уже в V в. византийские императоры добились существенного подчинени€ церкви своей власти, включени€ ее в политическую систему. Ќесмотр€ на то, что высшим органом греко-католической церкви €вл€лись соборы, решение об их созыве принимал византийский император. Ќа «ападе ≈вропы положение церкви было иным. ќна не только не подчин€лась верховной политической власти, но и сохранила практически полную самосто€тельность в решении внутренних и целого р€да политических вопросов, начина€ с IV в., с момента оформлени€ института папства. ¬прочем, истори€ папства знала и период резкого ослаблени€ (X Ч сер. XI вв.), когда в услови€х обострившейс€ междоусобицы папский престол был временно подчинен светской власти германских императоров. Ќо уже с середины XI в. могущество и независимость пастырей римско-католической церкви были восстановлены. ј в последующий период  лассического —редневековь€ (XIIЧXIII вв.) вли€ние католической церкви и папства на все сферы общественной жизни еще более возросло. ƒостаточно упом€нуть о самом могущественном главе католической церкви папе »ннокентии ///(1198Ч1216). ≈сли его предшественнику √ригорию VII (1073Ч1085) пришлось боротьс€ за разграничение власти духовной от светской, то спуст€ сто лет »ннокентию III уже удалось не только получить практическую независимость от светской власти, но и заставить отдельных монархов признать вассальную зависимость от ¬атикана. ѕреемник √ригори€ VII имел уже полное основание сравнивать власть духовную и светскую с солнцем и луной: подобно тому как луна получает свой свет от солнца, так и королевска€ власть получала при »ннокентии III свой блеск и величие от власти папской. —оответственно активизировалось вмешательство церкви в международные дела, расширилась миссионерска€ де€тельность, возросло ее экономическое могущество.

¬ значительной степени росту вли€ни€ католической церкви, а вместе с этим и утверждению западноевропейского типа культуры способствовал окончательный разрыв между западной и восточной христианскими церквами. –азногласи€ между блюстител€ми веры приобрели форму теологического спора о филиокве (fllioque}1, т. е. о том, исходит ли ƒух —в€той только от Ѕога-ќтца (как утверждали византийские теологи) или от Ѕога-ќтца и Ѕога-—ына (на чем настаивал –им). ¬ течение столети€ разногласи€ приобретали все более непримиримый характер, и в 1054 г. обе церкви (православна€ и католическа€) провозгласили полную независимость друг от друга. Ётот разрыв способствовал в известной мере закреплению различий и некоторых особенностей в культурном развитии «ападной ≈вропы и народов, оказавшихс€ в орбите православи€.

 






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1571 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент может не знать в двух случа€х: не знал, или забыл. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

957 - | 604 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.