Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ќа культурную жизнь




 

 

ƒл€ характеристики состо€ни€ средневековой культуры необходимы комплексное рассмотрение и оценка достижений различных ее отраслей (сфер). ќднако при этом необходимо учитывать духовную доминанту социокультур-ного процесса —редневековь€, или религиозные ориентиры общества. –елигиозное миропонимание, как уже отмечалось, было основано на требовании подавлени€ плоти и освобождени€ духа (философи€ аскетизма). Ќа практике не представл€лось возможным полное устранение рациональной человеческой де€тельности, в силу чего церковь создает достаточно прочную систему регламентации общественной жизни путем ограничени€ ее про€влений различными правилами, предписани€ми, обыча€ми и т. п. — другой же стороны, дл€ поддержани€ беспрекословного авторитета церкви, сохранени€ чистоты ее догматов делаетс€ упор на развитие не рационального, а главным образом эмоционального воспри€ти€ действительности и основ вероучени€. ѕро€влени€ плотских страстей, признанные за греховные, замен€лись страстной, подчас фанатической любовью к ’ристу, ƒеве ћарии, с одной стороны, и фанатической ненавистью к врагам христианства. ¬от что замечает в св€зи с этим известный исследователь средневековой культуры ј. я. √уревич:

 

Ёмоциональна€ насыщенность средневековой жизни при жестком ограничении всех форм рациональности делала средневековых людей чрезвычайно легковерными. ¬ера в видени€, чудесные исцелени€, посещени€ людей нечистой силой были неотъемлемой частью индивидуального и общественного сознани€. Ћюди жили в атмосфере чуда, считавшегос€ повседневной реальностью1.

 

“ак постепенно вместе с распространением и укреплением позиций христианства и католической церкви религи€ становилась в центре всего социокультурного процесса, подчин€€ и регламентиру€ основные его сферы. –асцвет данного типа культуры пришелс€ на период  лассического —редневековь€.

Ќеудивительно, что в иерархии сфер средневековой культуры бесспорное лидерство имело богословие {теологи€), в рамках которого осуществл€лись распространение идеи христианства, воспитание св€щеннослужителей,

Ѕогословие. ≈ретизм

разработка эффективных методов воздействи€ на человека. ќстальные сферы культуры так или иначе призваны были служить богословию, существовать в рамках выдвигаемых теологией доктрин и постулатов. “еологи€ сыграла не последнюю роль в защите официальной церковной доктрины в области догматики и культа от многочисленных ересей (от греч. hairesis Ч особое вероучение), возникновение которых относитс€ ко времени –аннего —редневековь€ и без учета которых нельз€ представить социокультурную ситуацию этого времени.

—реди наиболее распространенных ранних ересей можно выделить моно-физитство (отрицало учение о двойственной, богочеловеческой природе ’риста), нестроианство (доказывало положение о Ђсамосто€тельно существующейї человеческой природе ’риста) адопцианскую ересь, в основе которой лежала иде€ об усыновлении (adopcio) Ѕогом человеческого сына ’риста и многие другие. ≈сли в период –аннего —редневековь€ ереси отражали во многом процесс становлени€ института церкви, ее иерархического стро€, а во главе еретических движений часто сто€ли представители епископата (например, адопцианеЧтоледский епископ Ёлипанд и ургельский епископ ‘еликс), то во времена расцвета —редневековь€ ереси были направлены уже против института церкви, значительной части клира, погр€зшего в алчности и разврате, против всепроникающей церковной регламентации жизни. “аковыми были весьма распространенные в странах «ападной ≈вропы ереси катаров (»тали€, ‘ландри€, ‘ранци€ XIЧXII вв.), вальденсов (‘ранци€, конец XII в.), лоллардов (јнтверпен, особое распространение получила в јнглии), альбигойцев (‘ранци€ XIIЧXIII вв.) и др. ≈ретические движени€  лассического —редневековь€ носили достаточно €рко выраженный сословный характер, отражали интересы в основном малоимущих сословий, выступали против церковного землевладени€, церковной дес€тины и т. п., проповедовали философию аскетизма. ќдновременно они выдвигали постулаты, направленные против отдельных догматов церкви.

јутодафе. √равюра неизвестного художника

–имско-католическа€ церковь с момента своего оформлени€ активно боролась с распространением ересей. —реди различных методов борьбы с ними в период  лассического —редневековь€ наибольшее распространение получила инквизици€ (от лат.,nqusitio Ч розыск), действовавша€ с XIII в. как регул€рный церковный суд. “еррор инквизиции был направлен не только против еретиков, но и против различных про€влений вольнодумства, колдовства, знахарства и т.п. »тогом тайного дознани€ с применением пыток в застенках инквизиции стали не менее устрашающие публичные казни, сожжени€ еретиков (так называемые аутодафе, букв. акт веры). Ќаибольша€ активизаци€ де€тельности инквизиции пришлась на период –еформации (см. гл. 12).

Ќебезынтересно отметить, что расходы по содержанию этого репрессивного органа церкви покрывались из сумм, конфискованных у еретиков. Ќар€ду с традиционными источниками пополнени€ церковной казны, широкой коммерческой, общеэкономической де€тельностью, доходами по линии инквизиции и пр. значительное распространение получает продажа индульгенций (от лат. indulgentia Ч милость). —холастика разработала целое учение об индульгенци€х Ч грамотах об отпущении грехов как уже совершенных, так и предполагаемых. ÷ена индульгенции зависела от т€жести совершенного преступлени€, цена же индульгенции, отпускающей будущее преступление, зависела также и от срока действи€ индульгенции. ѕо сути церковь, призванна€ сто€ть на страже христианской морали и законности, в действительности поощр€ла преступлени€, что не могло не вызывать роста возмущени€, в частности, распространени€ еретических движений.

‘илософи€

«аметное место в иерархии сфер средневековой культуры занимала философи€. ќна €вл€лась первой Ђслужанкойї богослови€. √лавной ее задачей относительно религии было предоставл€ть доказательства истинности христианской веры. ќсобенно преуспели в решении данной задачи схоласты, многими положени€ми которых пользуютс€ и современные теологи. —амое веское доказательство существовани€ Ѕога представил “омас јквинат (1225Ч1274), доминиканский монах, объ€вленный католической церковью во второй половине XIX в. непререкаемым авторитетом в области богослови€, философии, истории, политики и права. “. јквинат, в частности, утверждал, что в поисках причин всех €влений человеческий разум, восход€ по лестнице причин, неизбежно должен прийти к идее верховной причины всех €влений и процессов, коей и €вл€етс€ Ѕог. ¬прочем, нар€ду с вопросами апологии религии философи€ —редневековь€ разрабатывала и собственную проблематику: формальную логику, диалектику пон€ти€, искусство спора и т. д.

—трого определенный иерархический пор€док, соответствующий феодальной сословной лестнице, подчин€л остальные Ђнизшиеї науки (астрономию, геометрию, историю и т. д.) философии, котора€ в свою очередь, как отмечалось, сама служила теологии. Ќо так же, как и философи€, Ђнизшиеї науки решали свои внутренние задачи, постепенно накаплива€ опыт и знани€, подготавлива€ следующий этап культурного развити€ западноевропейского общества. ќдним из примеров такого накоплени€ знаний под неусыпным оком теологии было создание энциклопедий или энциклопедических сводов (Ђсуммї) в форме ответов на вопросы, соедин€вшие богословие, рациональную методику, формально-логические проблемы. Ёнциклопедии не просто предоставл€ли читателю сумму знаний, а должны были, по замыслу составителей, доказывать единство мира как создани€ “ворца. ¬ них содержались сведени€ по различным отрасл€м знаний. Ќар€ду с энциклопеди€ми были созданы учебники по медицине и математике.

»нститут монашества

ќгромную роль в распространении религиозного мировоззрени€ как на «ападе, так и ¬остоке, играл институт монашества. ћаксимально приближенна€ к христианскому идеалу аскетизма, самоотреченной любви к ¬севышнему и ближнему, организаци€ монастырской жизни позволила не только добитьс€ значительных успехов в области ведени€ хоз€йства, о чем достаточно широко известно, но и превратить монастыри в подлинные центры средневековой культурной жизни, образовани€, воспитани€, науки. Ќапример, еще в период –аннего —редневековь€, в 529 г. Ѕенедикт Ќурсийский основал католический монашеский орден в ћонтекассино (»тали€), по образцу монастырей на ¬остоке, поставив задачу накоплени€ знаний и развити€ науки. ћонахи бенедиктинских монастырей вскоре стали известны как искусные врачеватели и фармацевты, научившиес€ выращивать лекарственные растени€ и изготавливать лекарственные средства. Ќа рубеже VII и VIII вв. англосаксонский летописец монах Ѕеда ƒостопочтенный (672 Ч 755) произвел расчет церковного календар€, св€занного с периодичностью астрономических €влений. »звестность получили энциклопедический сборник аббата √рабана ћавра (VIII в.), в котором были собраны сведени€ по различным наукам: Ђ нига о делении чиселї, Ђѕравила счета на абакеї, а также трактат по геометрии французского монаха √ерберта (X в.); Ђ«аписки о различных ремеслахї монаха “еофила (X в.) и т. д. ¬ период  лассического —редневековь€ монастыри не потер€ли своего значени€ как центры культурной жизни. ¬ начале XIII в. возникли нищие монашествующие ордены, члены которых в поисках хлеба насущного бродили по городам и селам, оказыва€ вли€ние на народную культуру.

√лавную роль в становлении системы образовани€ сыграли школы, находившиес€ в VЧIX вв. в руках церкви. ÷елью школ была подготовка служителей церкви, котора€ составл€ла программы обучени€ и осуществл€ла отбор учащихс€. Ќар€ду с изучением богословских наук в церковных школах сохранились предметы, доставшиес€ ей в наследство от античной системы светского образовани€: грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометри€, астрономи€ и музыка. ѕараллельно с этими школами церковь открывала Ђвнешниеї школы, где обучались юноши, не предназначенные дл€ церковной карьеры. ¬о второй половине XI в. в ≈вропе стали по€вл€тьс€ светские школы дл€ обучени€ детей из знатных семей.

¬ 1088 г. на основе Ѕолонской юридической школы был открыт первый университет(рг лат. universitas Ч совокупность, общность).

¬ XIIЧXIII вв. возникают университеты в других странах «ападной ≈вропы. ¬ јнглии первым был университет в ќксфорде (1167), вторым Ч университет в  ембридже (1209). ѕервый университет ‘ранции был основан в ѕариже (1160). Ёто был типичный средневековый университет, где преподавание велось на латинском €зыке, поэтому здесь могли обучатьс€ студенты со всей ≈вропы. ¬ ѕарижском университете имелось четыре факультета: общеобразовательный (младший, подготовительный, где преподавались семь свободных искусств) и богословский, медицинский, юридический (старшие факультеты, куда принимались студенты, окончившие общеобразовательный факультет). ÷ерковь достаточно успешно осуществл€ла контроль за преподаванием в университетах. “ак, по требованию церкви из университетов изгон€лись неугодные ей преподаватели, а богословы получали привилегированное положение среди коллег, как это произошло, например, в 1255 г. в ѕарижском университете на основе специальной буллы папы јлександра IV.

»скусство и архитектура

’удожественное творчество —редневековь€ также испытывало сильнейшее вли€ние церкви. —редневековый художник был призван отображать лишь совершенство

–оманский стиль. ÷ерковь монастыр€ ћари€ Ћах. √ермани€

миропор€дка, строго следу€ все более ужесточавшимс€ церковным канонам. ’арактерно в этой св€зи распространенное название художника Ч геометр, которое лишь в XIV в. было заменено на аджест (художник). » тем не менее универсальные каноны церкви накладывались на специфику национальных культур, что выражалось в особенност€х архитектурных форм, в разнообразии приемов изобразительного искусства и пр. ѕодтверждением этого может служить, в частности, наличие нескольких стилей, характеризующих архитектуру —редневековь€.

ƒл€ «ападной ≈вропы периода –аннего —редневековь€ был характерен романский стиль, особенно получивший развитие с конца ’ в. —ам же термин Ђроманскийї был введен в научный оборот в начале XIX в. французскими археологами, которые увидели сходство обнаруженных построек с древнеримской архитектурой, с ее полукруглыми арками, элементами украшений и т.д. —ветские постройки романского стил€ отличаютс€ массивностью форм, узкими оконными проемами, значительной высотой башен, так как они выполн€ли функции фортификационных сооружений. “е же черты массивности характерны дл€ храмовых сооружений, которые изнутри покрывали настенные росписи Ч фрески, а снаружи Ч €рко раскрашенные рельефы. –ыцарский замок, монастырский ансамбль, церковь Ч основные виды романских сооружений, дошедшие до нашего времени. ’арактерными образцами романской архитектуры €вл€ютс€ собор Ќотр-ƒам в ѕуатье, соборы в “улузе, ќрсинвале, ¬елезе, јрне (‘ранци€), соборы в ќксфорде, ¬инчестере, Ќориче (јнгли€), в —танагере (Ќорвеги€), в Ћуиде (Ўвеци€), церковь монастыр€ ћари€ Ћах (√ермани€) и др.

ƒл€ росписи и скульптуры романского типа характерно плоскостное двухмерное изображение, обобщенность форм, нарушение пропорций в изображении фигур, отсутствие портретного сходства с оригиналом, напр€женна€ духовна€ выразительность. »зображени€ исполнены строгостью, зачастую крайне наивны.

  концу XII в. романский стиль смен€етс€ готическим1.

–асцвет его относитс€ к XIIIЧ XV вв. Ёпоха готики совпала со временем становлени€ и развити€ городских центров в период  лассического —редневековь€. ѕервые храмовые постройки готического стил€, ставшие образцом дл€ более поздних сооружений, характеризуютс€ унос€щимис€ ввысь стройными колоннами, собранными как бы в пучки и раскрывающимис€ на каменном своде; огромными выт€нутыми вверх окнами, украшенными витражами и непременной Ђрозойї над входом в храм. ¬ основе общего плана готического храма лежит форма латинского креста.

—наружи и изнутри соборы украшались стату€ми, рельефами, витражами, живописью, подчеркивавшими наиболее характерную черту готики Ч устремленность ввысь. “аковы были готические соборы в ѕариже, Ўартре, Ѕурже, Ѕове, јмьене, –еймсе (‘ранци€).

√отический стиль. —обор Ќотр-ƒам,јмьен. ‘ранци€

Ќесколько отличались соборы јнглии, дл€ которых были характерны больша€ прот€женность и своеобразное пересечение стрельчатых арок сводов. Ќаиболее €ркими образцами готического стил€ јнглии €вл€ютс€ ¬естминстерское аббатство в Ћондоне, соборы в —олсбери, …орке,  ентербери и др.

ѕереход от романского стил€ к готике в √ермании был более медленным, чем во ‘ранции и јнглии. Ётим объ€сн€етс€ наличие большого количества сооружений эклектического стил€. Ќедостаток строительного камн€, особенно в северных районах √ермании, вызвал к жизни кирпичную готику, распространившуюс€ достаточно быстро по всей ≈вропе. ѕервым кирпичным готическим храмом была церковь в Ћюбеке (XIII в.)

¬ XIV в. возникает нова€ техника Ч пламенеюща€ готика, дл€ которой было характерно украшение здани€ каменным кружевом, т. е. тончайшей резьбой по камню.   шедеврам пламенеющей готики можно отнести соборы в городах јмбере, јмьене, јласоне,  онше,  орби (‘ранци€).

√отическа€ архитектура выдвинула новые требовани€ к скульптуре и живописи. ѕо€вл€етс€ кругла€ скульптура, изображение становитс€ более реалистичным, богаче палитра красок.

Ћитература

¬ажным элементом художественной культуры —редневековь€ было литературное творчество. ¬ысокого развити€ достигает устна€ поэзи€. Ћучшими образцами ее €вл€ютс€ произведени€ героического эпоса јнглии и —кандинавии.  рупнейшее произведение героического эпоса јнглии Ђѕоэма о Ѕеовульфеї, созданна€ около 700 г. и повествующа€ о ратных подвигах мужественного, справедливого и бесстрашного вит€з€ Ѕеовульфа.

ѕам€тник скандинавского эпоса Ч Ђ—тарша€ Ёдаї представл€ет сборник древненорвежских и древнеисландских песен и сказаний о геро€х. Ёти произведени€ исполн€лись певцами-музыкантами.

¬есьма важный элемент устного творчества Ч саги, сохранившие пам€ть народа о действительных исторических событи€х (Ђ—ага о Ќь€леї, Ђ—ага об Ёгилеї, Ђ—ага об Ёрике –ыжемї и др.).

≈ще одно крупное направление художественного творчества Ч рыцарска€ литература, получивша€ повсеместное развитие в период  лассического —редневековь€, в услови€х феодальной раздробленности. √ероем ее был воин-феодал, совершающий подвиги. Ќаиболее известны Ђѕеснь о –оландеї (‘ранци€), рыцарский стихотворный роман Ђ“ристан и »зольдаї (√ермани€), Ђѕеснь о Ќибелунгахї (√ермани€), Ђѕеснь о моем —идеї и Ђ–одригої (»спани€) и др.

  западноевропейской рыцарской литературе относитс€ и распространенна€ рыцарска€ лирическа€ поэзи€, воспевавша€ образцы верности даме сердца, ради которой рыцари подвергали себ€ всевозможным испытани€м с риском дл€ жизни. ѕоэты-певцы, прославл€вшие в своих песн€х рыцарскую любовь, в √ермании назывались миннезингерами (певцы высокой любви), на юге ‘ранции Ч трубадурами, а на севере страны Ч труверами.

¬есьма значительным €влением в литературном творчестве средневековой ≈вропы была поэзи€ вагантов (от лат. vagari Ч бродить), родиной которой считаетс€ ‘ранци€. ¬месте с по€влением нецерковных школ в XII в. и возникает данна€ субкультура Ч в форме поэтического творчества учащихс€ этих школ, бродивших по городам и вес€м. ќсобенностью творчества вагантов была его €рка€ антиклерикальна€ направленность, что безусловно вызывало ответные репрессивные меры со стороны церкви.

√ородска€ культура

— развитием городской культуры св€зано творчество жонглеров (‘ранци€) и шпильманов (√ермани€), которые выступали в XIЧXII вв. на площад€х городов как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы. —реди шпильманов (spilman Ч букв. игрец) можно было встретить и небогатого рыцар€, и школ€ра, и подмастерь€. ÷ерковь, как и светска€ власть, издавна преследовала шпильманов. Ќапример, по судебнику (Ђ—аксонское зерцалої, VIIIЧIX вв.) шпильманы, как преступники, сто€т вне закона. “от же, кто против воли отца становилс€ шпильманом, по судебнику лишалс€ наследства. ќднако, когда в XII в. среди шпильманов стали по€вл€тьс€ странствующие клирики, отношение к игрецам стало мен€тьс€. »звестно достаточно много случаев, когда знатные особы не только принимали их на службу, но и довер€ли шпильманам посольские поручени€ в силу специфики их образа жизни и достаточно высокого образовательного уровн€. ¬ целом дл€ эпического искусства шпильманов были характерны анонимность, т. е. автор не называл своего имени и не давал собственных оценок действующим лицам своих произведений, а также гиперболизм (намеренное преувеличение числа или силы).

“еатр

ќдной из основных форм театрального искусства был церковный театр. ѕриблизительно с XI в. во врем€ литургии в храмах стали разыгрыватьс€ драматические религиозные сценки, основанные на библейском сюжете, называемые мистери€ми. ¬ XIII в. эти действа стали выноситьс€ на площади перед храмом. ”частники представлений были горожане. ѕо ходу представлени€ по€вились различные импровизации, включавшие сценки из обыденной жизни, которые получили название фарса. ѕозднее фарсом стали называть самосто€тельную форму средневекового сатирического, юмористического, зачастую фривольного содержани€ спектакл€, персонажи которого представл€ли определенные социальные типы.

ќдновременно широкое распространение с XIII в. получает особый жанр драмы в стихах Ч моралите, назидательной аллегорической пьесы, персонажи которой были олицетворени€ми добродетелей и пороков.

”же в XIV в. в культурной жизни европейских стран возникают новые тенденции, про€вл€ющиес€ в усилении интереса к человеческой личности, реалистическому отображению действительности. ќсобенно эти тенденции стали заметны в культуре средневековой »талии. ѕриближалс€ новый период в_кулыурном развитии «ападной ≈вропы -Ч –енессанс.

 

 

Ёпоха —редневековь€ не может рассматриватьс€ как период провала в развитии западноевропейской культуры от античности к Ќовому времени. “акже едва ли можно смотреть на нее как на период своеобразного засто€. ѕри всей противоречивости культурологического процесса более правомерно утверждение о том, что именно в это врем€ сложились важнейшие черты западноевропейского христианского типа культуры на основе повсеместного распространени€ христианства. »нститут церкви, христианское вероучение занимали в рассмотренный период доминирующие позиции практически во всех сферах культурной жизни средневекового общества. ќднако на излете эпохи  лассического —редневековь€ отчетливо про€вилась тенденци€ к секул€ризации прежде всего в духовной сфере на основе распространени€ гуманистических идей.

 

 

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1289 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬елико ли, мало ли дело, его надо делать. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2119 - | 1803 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.026 с.