Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 ушано-√уптский эпериод




 

 ушаны

 

¬ первые века н. э. ћаурьев сменили цари индоскифской династии  ушанов (IЧIII вв. н. э.). ѕолитическое могущество  ушанской импеоии было достигнуто в период правлени€  анишки (78Ч123 н. э.).

¬ IЧIII вв. н. э. получила распространение гандхарска€ школа искусства, сложивша€с€ под воздействием художественных традиций народов —еверной »ндии, —редней јзии, греко-римской культуры. —воеобразие этой школы заключалось в антропоморфном изображении Ѕудды в виде идеализированного образа гармоничного и прекрасного человека. Ѕольша€ реалистичность достигалась в изображени€х низших божеств и светских людей.

¬ долине √анга сложилась матхурска€ изобразительна€ школа. «десь фигуры Ѕудды хот€ и передают земной образ проповедника, но в них уже про€вл€ютс€ некоторые черты отрешенности. «начительное место отведено светской скульптуре Ч фигурам кушанских правителей и мир€н Ч богатых донаторов.

√упты

ѕосле распада  ушанской державы в IV в. н. э. произошло новое возвышение ћагадхи, где воцарилась династи€ √уптов. —огласно индийским предани€м ее основал раджа „андрагупта (320Ч330 н. э.). ƒержава √уптов, распространивша€с€ к V в. на большей части —еверной »ндии, стала последним рабовладельческим государством в этой части страны. Ќар€ду с трудом рабов внутри общин, в царских поместь€х, в хоз€йствах рабовладельческой знати начал использоватьс€ труд кресть€н-общинников, которым сдавались земельные участки на услови€х уплаты доли урожа€.

¬ этот период достигла значительного развити€ материальна€ культура. —овершенствуетс€ земледелие: ввод€тс€ классификаци€ почв, севооборот, широко используютс€ удобрени€, осваиваютс€ новые сельскохоз€йственные культуры (в частности, индиго), распростран€ютс€ шелководство, искусственное орошение и пр.

«аметных успехов добились ремесленники в изготовлении оружи€ и украшений, тончайших тканей из шелка и хлопка. ќ высоком искусстве металлургов свидетельствует, в частности, отлита€ в начале V в. и сохранивша€с€ до сих пор в ƒели железна€ колонна высотой более 7,25 м и весом около 6,5 т. »нтересно, что за свою полуторатыс€челетнюю историю она почти не подверглась коррозии. ¬есьма впечатл€ет созданна€ в тот же период двухметрова€ весом около тонны медна€ стату€ Ѕудды, воплощающа€ неземную силу и внутреннюю сосредоточенность высшего существа.

 рупные успехи были достигнуты в строительстве зданий из камн€. “радиционными станов€тс€ пещерные храмы, дл€ сооружени€ которых использовались сложные расчеты. —оздание таких храмов требовало огромных затрат человеческого труда, большого искусства в монументальной и художественной обработке камн€, хот€ ранние храмы периода √уптов были невелики по размеру, довольно из€щны и гармоничны по форме. “ак, в наземном храме в —анчи (начало V в.) колонны портика несут капители с фигурами львов подобно знаменитой львиной капители на колонне јшоки. ƒождливые сезоны на севере потребовали оформлени€ нового типа башнеобразного храма с высокими перекрыти€ми. ќфициальна€ скульптура стала более условной, отвлеченной. »зображени€ Ѕудды выполнены в строгом соответствии с общеиндийским религиозным каноном. ¬есьма сложны многофигурные композиции рельефов на темы брахманистского эпоса и мифологии, содержавшие не только жанровые, но и пейзажные мотивы.

ќ богатстве и роскоши искусства √уптов свидетельствует изобилие скульптуры, резьба и росписи внутри пещер и на фасадах храмов јджанты. ћонументальна€ живопись покрывала стены и потолки около трех дес€тков пещер и, отражала богатство и широту жизненных впечатлений, в основе которых лежали реалистические народные традиции и разнообразные сюжеты из жизни Ѕудды, великолепные узоры, изображени€ природы, придворные и бытовые сцены.

 асты

¬ услови€х упадка рабовладельческих отношении важным элементом общественной структуры »ндии становитс€ кастовый строй, окончательно сложившийс€ в период раннего —редневековь€.  асты (португ. casta от лат. castus Ч чистый, санскр. джати) Ч это замкнутые группы людей, обособившиес€ вследствие выполнени€ специфической социальной функции, наследственных зан€тий и профессий, отчужденные друг от друга, занимающие установленное обычаем и законом место в производственной и общественной жизни. ¬ отличие от варн они обладали внутренней администрацией, их св€зывали об€зательства взаимопомощи, регламентаци€ производственного процесса, определенные правила общени€ с членами других каст, совместное отправление религиозного культа и т. д. » если варны возникли в результате развити€ общественного неравенства, и в их основе лежало различие в правах и об€занност€х по отношению к рабовладельческому государству, то касты Ч результат разделени€ труда. ¬ их основе Ч место в экономической жизни общества, однако в услови€х существовани€ варн.   примеру, к варне вайшиев вначале были отнесены касты, члены которых, с точки зрени€ оседлого земледельца, занимались благородным зан€тием (земледелие, обслуживание государства и рабовладельческой знати экономически независимым и классифицированным трудом): земледельцы и скотоводы, купцы и зажиточные ремесленники, изготовл€вшие предметы роскоши и др. ћенее привилегированные ремесленники (кузнецы, гончары, ткачи и др.) и обслуживающие земледельческие касты (деревенские ремесленники, пастухи, сторожа и пр.) вошли в варну шудр. ќстальные Ч отверженные, пребывающие вне каст, общение с которыми членам Ђчистыхї каст запрещалось, представлены поденщиками, метельщиками улиц, уборщиками нечистот, работниками кладбищ, палачами, бывшими рабами.

—тановление индуизма

Ќе став господствующей религией в »ндии, буддизм при  ушанах получил наибольшее распространение там, где рабовладельческие отношени€ были наиболее развитыми, Ч в долине √анга, на северо-западе страны. Ѕуддийское духовенство, приспосаблива€ культ и вероучение к племенным и общинным веровани€м, оформл€ет в 1Ч11 вв. н. э. новую форму буддизма.

“еперь Ѕудда из учител€ (гуру), указавшего путь к спасению и первым вошедшего в нирвану, окончательно превращаетс€ в божество.  ульт могущественного Ѕудды требует огромных храмов. —оздаетс€ учение об аде и рае. ‘ормируетс€ культ св€тых, достигших ступени Ѕудды, но временно не вошедших в нирвану. ¬се больша€ роль отводитс€ обр€довой стороне культа с элементами магии. ¬ этих цел€х значительно шире, чем раньше, используютс€ произведени€ изобразительного искусства.

–оскошно и пышно оформл€ютс€ процессии и церемонии. ∆ертвоприношени€ принос€тс€ в вице цветов, воскуривани€ благовоний, кормлени€ божеств и пр.

ќднако расцвет буддизма завершилс€ кушанским периодом. Ѕуддизм, будучи приемлемым дл€ различных слоев общества и разных народов своей симпатией ко всему живущему и поисками нравственной основы жизни, почитаемый многомиллионными жител€ми планеты, получив мощную поддержку царствующих правителей, сформировав широко разветвленную сеть монастырей, все же уже при √уптах эволюционно, без политических потр€сений и религиозных войн, начал уступать место индуизму.

ѕричина этого видитс€ в социальной основе индобуддийской духовной традиции. ¬арновый строй (деление общества по социальному происхождению) способствовал формированию профессиональных каст, которых в современной »ндии насчитываетс€ более 2,5 тыс€ч (кузнецы и каменщики, мал€ры и шоферы, гончары и плотники и пр.).  астовый строй усилил отчужденность между социальными группами, практику€ запрет на межкастовые отношени€: заключение браков вне своей касты, прин€тие пищи вместе с представител€ми других каст и т.п. “еперь сельскохоз€йственное производство, св€занное €кобы с насилием (убой животных) и сто€щее на низкой ступени социальной лестницы, стало считатьс€ малодостойным зан€тием, что оттолкнуло от буддизма огромный массив индийской сельской общины.

”же при √уптах, в IVЧV вв., когда даже сами цари не придерживались буддизма, местные религии, впитавшие в себ€ многочисленные элементы брахманизма и буддизма, в Ќовых услови€х (в частности, становлени€ кастового стро€, буддизмом не признаваемого и пр.) составили комплекс религиозных верований, который обычно называют индуизмом. ќбъедин€ющим началом индуизма, исповедуемого жител€ми »ндии и поныне, служат: признание ¬ед, учение о карме, сансаре и кастах (варнах).

ќсобо почитаетс€ индусами триада богов:

Ѕрахма (богЧ творец, созидатель ¬селенной), ¬ишну (хранитель мирового пор€дка, способный к воплощению в земные смертные существа) и Ўива (воплощение космической энергии, иногда бог-разрушитель). ÷ементиру€ религию культом ЅрахмыЧ ¬ишнуЧ Ўивы, создава€ своеобразный синтез абстрактного представлени€ об абсолютном духе и местных богах кресть€нских общин, индуизм позволил люд€м приблизить этих богов к своим земным услови€м, наделить их конкретными качествами и способност€ми участвовать в земных событи€х.

Ђ“рехликостьї в индуистской иконографии: Ѕрахма, ¬ишну, Ўива

“ак, ¬ишну, способный к перевоплощению, Ч активный помощник люд€м, сообщает им истину, оберегает от опасности и зла. ¬есьма противоречив Ўива Ч суровое и довольно жесткое существо, бог-разрушитель. “ри глаза, черепа вокруг шеи, змеи вдоль тела дополн€ют его необычный облик. ¬ыступа€ порою покровителем любовных утех и разгульной жизни, он в то же врем€ оказывает

покровительство искусству и учености. —кульпторы в изображение Ўивы привносили олицетворение творческого начала вселенной, физически совершенного человека, полного жизненных сил и энергии.

Ќаука

ќтличительна€ черта древнеиндийской культуры Ч почитание знаний. «ародившись в глубокой древности, индийска€ наука развивалась и совершенствовалась в последующие эпохи, в том числе в период √уптов.

–азвитие астрономии было вызвано нуждами ирригационного земледели€. ƒревнеиндийские астрономы делили год на 12 мес€цев по 30 дней в каждом, каждые 5 лет добавл€лс€ 13-й мес€ц. √од состо€л из шести сезонов по два мес€ца в каждом. Ѕыла известна разница между длиной дн€ и ночи в различных широтах земного шара.

¬ыдвигалась иде€ о шарообразности «емли и ее вращении вокруг своей оси. ƒовольно точно вычисл€лись положение и движение небесных тел по отношению к небесному экватору и т. д.

¬ сокровищницу мировой науки весомый вклад внесли древнеиндийские математики. Ќезависимо от ученых других стран, ещЄ в период ’араппской культуры (III тыс. до н. э.) ими была сформулирована дес€тична€ система счислени€. »менно в »ндии создана общеприн€та€ ныне система начертани€ чисел (позиционна€ система, в которой значение каждой цифры определ€лось ее положением) и цифры (в том числе ноль). Ёта система позже была заимствована ближневосточными народами и в несколько измененном виде использовалась в ≈вропе под названием арабских цифр. ћежду тем, сами арабы называли их индийскими цифрами. ќ том, что уже в V в. н. э. индийцы знакомы с основами тригонометрии и алгебры, с извлечением квадратного и кубического корней, обладали умением исчисл€ть число Ђпиї, знали об эмпирических правилах суммировани€ арифметических р€дов, геометрических прогресси€х, решали неопределенные уравнени€ второй степени и др., повествуют трактаты выдающихс€ древнеиндийских астрономов и математиков јрь€б-хаты и ¬арахамихиры (VЧVI вв. н. э.) и др.

«ан€ти€ химией и медициной носили религиозно-практический характер. ƒревнеиндийским химикам была известна термическа€ обработка металлов, кальцинирование и дестилл€ци€, изготовление кислот, красок, парфюмерии, лекарств, препаратов из ртути. —одержательными работами по хирургии, терапии, фармацевтике обогатили мировую медицину древнеиндийские врачи. ’от€ религиозные предрассудки трактовали болезни как кару за греховность в жизни, выдающиес€ древнеиндийские медики (ƒжавака, VЧIV вв. до н. э., „арака, I в. н. э.) умели диагностировать и излечивать различные болезни и славились далеко за пределами страны. ѕри операци€х использовалось свыше двухсот различных инструментов, примен€лось обезболивание.

ѕисьменность. Ћитература

ƒовольно развита и совершенна была древнеиндийска€ письменность, о чем свидетельствуют надписи јшоки, относ€щиес€ к III в. до н. э. “руды ѕанины по созданию грамматики санскрита в услови€х значительной политической, экономической, этнической и культурной разобщенности страны трудно переоценить. »менно санскрит во многом помогал общению и взаимопониманию самых различных народностей и племен. ј отход от разработанных норм Ђ√рамматикиї ѕанини, со словарным запасом в две тыс€чи корней, расценивалс€ как вопиющее невежество. »сследовани€ ѕанини позволили вы€вить состав €зыка, все правила которого он свел к четырем тыс€чам стихотворных формул, что впоследствии, в середине XIX в., способствовало развитию в ≈вропе сравнительного метода в €зыкознании.

’от€ письменна€ литература по€вилась в »ндии уже во второй половине I тыс. до н. э., расцвет санскритской литературы пришелс€ на врем€ √уптов.

»менно в этот период на санскрите записаны в своем окончательном виде знаменитые поэмы ћахабхарата и –ама€на, а также трактаты по различным отрасл€м знаний. ћноговековой народной мудростью проникнуты сборники сказок, рассказов, басен.

—амосто€тельно, независимо от других стран, развивалась древнеиндийска€ драматурги€. ѕостепенно индийска€ драма из пантомимы с комментари€ми сказител€ превратилась в театральное действо при участии говор€щих актеров. Ќаиболее выдающимс€ писателем был  алидаса (353Ч420 н. э.), известный как лирический поэт, создатель эпических поэм и драматург, сохранивший в своем творчестве тесную св€зь с фольклором. ≈му принадлежит написанна€ на санскрите романтическа€ драма Ђ”знанна€ по кольцу Ўакунталаї.

¬есьма заметна по содержанию и объему религиозно-философска€ литература, особенно в части описани€ жизненного пути Ѕудды, включающа€ джатаки Ч рассказы о событи€х, происходивших с Ѕуддой во врем€ его земных воплощений, предшествовавших возрождению его в вице принца —иддхартха √аутамы.

 

 

¬ сокровищнице мировой цивилизации достойное место зан€ла материальна€, художественна€ и духовна€ культура ƒревней »ндии. —охранившиес€ пам€тники культуры свидетельствуют о высоком уровне развити€ литературы и архитектуры, скульптуры и ремесла, градостроительства и т. д.

«десь глубоко почитались знани€, мировой известностью пользуютс€ исследовани€ и достижени€ древнеиндийских астрономов и математиков, химиков и врачей и др.

¬ ƒревней »ндии сформулированы дес€тична€ система счислени€, создана общеприн€та€ ныне система начертани€ чисел; здесь заложены основы тригонометрии и алгебры, астрономии, медицины.

¬ ƒревней »ндии созданы выдающиес€ литературные произведени€ Ч ¬еды, поэмы Ђћахабхаратаї и Ђ–ама€наї, трактаты по различным отрасл€м знани€.

»нди€ Ч страна высокого художественного и архитектурного творчества, включающего совершенные по планировке и уровню цивилизованности древние городские поселени€, удивительные храмы, ступы, выдающиес€ статуи и скульптурные пам€тники.

¬ процессе культурной эволюции здесь родились различные религиозные течени€ Ч брахманизм, джайнизм, индуизм и, наконец, буддизм Ч сама€ ранн€€ по времени одна из трех мировых религий, у которой ныне 700 млн. последователей.

√лубоко своеобразным был общественный строй »ндии: социальное неравенство сформировало варны, а разделение людей по професси€м Ч касты.

»нди€ по праву имеет славу одного из древнейших центров мировой культуры.

 

 

 

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1061 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

“ак просто быть добрым - нужно только представить себ€ на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © ћарлен ƒитрих
==> читать все изречени€...

625 - | 488 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.026 с.