Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 ультура —асанидского »рана




 

 

»скусство »рана VIЧIV вв. до н. э., как полагают исследователи, еще более светское и придворное, чем искусство его предшественников. ќно более спокойное: в нем почти нет той жестокости, котора€ была так свойственна искусству ассирийцев. ¬ то же врем€ преемственность культур сохран€етс€. ¬ажнейшим элементом изобразительного искусства остаетс€ изображение животных Ч прежде всего крылатых быков, львов и грифов. –аспространены были рельефы с изображени€ми торжественных процессий воинов, данников, львов.

¬ IV в. до н. э. »ран, как и ≈гипет, был завоеван јлександром ћакедонским (356Ч323 до н. э.) и включен в сферу вли€ни€ эллинистической культуры.

јлександр не стремилс€ мен€ть сложившийс€ в стране уклад жизни и систему мировоззрени€ и даже сам прошел в главном храме города древний обр€д поставлени€ в вавилонские цари. ѕосле смерти јлександра ћакедонского, прозванного ¬еликим, начинаетс€ процесс упадка ƒревней ћесопотамии.  огда во II в. до н. э. здесь по€вились римл€не, ¬авилон и другие прежде знаменитые и процветающие города находились уже в состо€нии полного запустени€.

¬ III в. до н. э. прав€щей династией в »ране станов€тс€ —асаниды. ќни стремились доказать, что ведут свое происхождение от богов, и с этой целью по их приказу создавались колоссальные рельефы, изображающие сцены из их победных завоевательных войн. Ќо не все войны были удачными дл€ персов. ћногие пам€тники —асанидского »рана погибли в огне этих войн, многие погибли позже. ¬се, что осталось от высокого —асанидского искусства, Ч руины дворцов и храмов, несколько дес€тков золотых и серебр€ных сосудов, остатки шелковых тканей и ковров. —редневековые истории донесли до нас рассказ об одном таком роскошном ковре, который покрывал весь пол в громадной парадной зале дворца “ак-и- есра в  тесифоне. ѕо приказу одного из арабских военачальников, захвативших дворец, ковер был разрезан на куски и поделен между воинами как военна€ добыча, и каждый кусок продавали за 20 тыс. диргемов1. —тены дворцов были украшены фресками с портретами вельмож, придворных красавиц, музыкантов, изображением богов.

«ороастризм

√осударственной религией в —асанидском »ране был зороастризм Ч по имени основател€ этой религии «аратуштра (в иранской транскрипции, в греческой транс-крипции Ч «ороастр). »сторичность «аратуштры достоверно не установлена, но большинство ученых склонны считать его реальным лицом. ѕредполагают, что он жил между XII и ’ вв. до н. э. «аратуштра первоначально стал выступать с проповед€ми на родине (в ¬осточном »ране), однако не был признан своей общиной и подвергс€ гонени€м со стороны местного правител€. ѕророк был вынужден покинуть родину и проповедовать в других земл€х, где он нашел могущественных покровителей. «аратуштра был убит одним из своих врагов, преследовавших его всю жизнь.

«аратуштре приписывают составление древнейшей части јвестыЧ канона зороастризма. Ёто древнейший религиозный иранский пам€тник, собрание св€щенных книг, содержащий свод религиозных и юридических предписаний, молитв, песнопений, гимнов. “екст јвесты был кодифицирован при —асанидах в IIIЧVII вв.

”же в Ђћладшей јвестеї образ «аратуштры был мифилогизирован. –ассказывалось, как духи тьмы пытались убить или искусить пророка, обещав ему безграничную власть над миром, и как «аратуштра отразил все эти происки. ¬последствии зороастрийска€ традици€ сделала фигуру «аратуштры еще более мифической. —огласно легендам, он был создан верховным божеством не как реальный человек, а как духовна€ сущность в самом начале быти€ и помещен в ствол дерева жизни. „ерез шесть тыс€ч лет, в период ожесточени€ вселенской борьбы между добром и злом, «аратуштра получил телесное воплощение и был озарен неземным светом истины дл€ того, чтобы способствовать победе добра над злом.

»сходным положением зороастризма было поклонение огню и вера в справедливую борьбу добра-света со злом и тьмой. Ёта борьба, учил пророк, лежит в основе мироздани€, и исход ее зависит от свободного выбора человека, его активного участи€ в этой борьбе на стороне добра.

—асаниды покровительствовали зороастрийской религии. ѕо всей стране было создано большое количество храмов огн€. ’рам представл€л собой куполообразный зал с глубокой нишей, где в огромной латунной чаше на каменном постаменте-алтаре помещалс€ св€щенный огонь.

«ороастрийские храмы огн€ имели свою иерархию.  аждый властелин владел собственным огнем, зажигавшимс€ в дни его царствовани€. —амым великим и почитаемым был огонь Ѕах-рама Ч символ ѕравдивости.

ѕроповеду€ зороастрийскую мораль, пророк сформулировал так называемую этическую триаду: благие мысли Ч благие слова Ч благие дела. ¬ыполнение ее Ч об€зательное условие

∆рецы в храме огн€

праведного образа жизни. ќт того, что думал, что говорил и что делал человек, зависит его посмертна€ участь. «аратуштра учил, что уже через три дн€ после смерти душа идет к месту возмезди€ на суд, где все де€ни€ человека взвешивают и решают его дальнейшую судьбу. “ем, кто активно выступал на стороне добра, «аратуштра обещал посмертное блаженство, пособникам зла угрожал страшными муками и осуждением на последнем суде, который будет в конце мира. Ђћладша€ јвестаї предсказывала гибель мира и страшный суд через три тыс€чи лет, когда праведные будут спасены, а злые наказаны.

√лавным божеством зороастрийского пантеона, олицетвор€ющим добро и победу сил добра, был јхурамазда. ќткровени€ јхурамазды и передал «ара-туштра своим ученикам в виде Ђјвестыї. Ќосителем злого начала в зороаст-рийском пантеоне выступал јзриман. —имволом плодороди€ было мифическое существо —енмурва, изображаемое в облике собаки-птицы. Ѕогиней любви и земли считалась красавица јнахиту.

—мена зороастризма как господствующей религии относитс€ к VII в., когда »ран был завоеван арабами, ради утверждени€ новой веры (ислама) разрушавшими старинные цветущие города. ¬прочем, замечательное сасанидское искусство оказало сильное вли€ние на арабскую мусульманскую культуру, а через арабов Ч на »спанию и другие страны «ападной ≈вропы. —леды —асанидского искусства можно и сейчас найти на территории от  ита€ до јтлантики.

 

ƒревнейшими обитател€ми ƒвуречь€ была создана высока€ культура, котора€ оказала исключительно сильное вли€ние на дальнейшее развитие всего человечества, став досто€нием многих стран и народов. Ќа территории ћесопотамии возникли и получили оформление многие черты материальной и духовной культуры, надолго определившей весь последующий ход всемирно-исторического процесса. «десь по€вились первые города-государства, возникли письменность и литература, зародилась наука. ÷ивилизаци€ ƒревнего ƒвуречь€ оказала огромное вли€ние на античную, а через нее Ч и на средневековую культуру ≈вропы, на —редневековый ¬осток, в конечном итоге Ч на мировую культуру Ќового и Ќовейшего времени.

¬еличайшим достижением культуры ƒревней ћесопотамии было изобретение письменности. ћногие ученые полагают, что именно шумерска€ письменность была самой ранней в истории человечества Ч она относитс€ к IV тыс. до н. э.

«десь же, в ћесопотамии, возникли сложные системы счета, положено начало развитию научной мысли, особенно астрономии и математики.

–елиги€ древних народов ƒвуречь€ освещала существующий общественный пор€док: правитель города-государства считалс€ потомком богов, обожествл€лась не только сама царска€ власть, но и культ умерших царей.

ƒревнейшие мифы ƒвуречь€ оказали сильнейшее вли€ние на последующее развитие мировых религий: это мифы о сотворении мира, всемирном потопе, пр.

¬елики и бесспорны культурные достижени€ древних народов ƒвуречь€:

ими созданы первые в человеческой истории поэмы, элегии; составлен первый в мире библиотечный каталог, собрана јшшурбанипалом знаменита€ библиотека клинописных текстов. јрхитектурные формы, воплощенные в храмах, зиккуратах, башн€х вавилонскими зодчими, впоследствии стали основой строительного искусства ƒревнего –има, а затем —редневековой ≈вропы.

 

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1226 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬аше врем€ ограничено, не тратьте его, жив€ чужой жизнью © —тив ƒжобс
==> читать все изречени€...

427 - | 426 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.