Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒревнейша€ »нди€




 

’араппска€ культура

ќ заселении территории »ндостана еще в глубокой древности свидетельствуют многочисленные находки, характеризующие довольно высокий дл€ своего времени уровень материальной, художественной и духовной культуры. ќсобенно ценными оказались археологические изыскани€, проведенные английскими учеными в двадцатых годах XX в. в долине р. »нд Ч в районах ’араппы, давшей название всему культурному периоду (IV Ч середина II тыс. до н. э.), ћохенджо-ƒаро и др. «дешние находки стали подлинно историко-культурным откровением. ќбнаруженные поселени€ городского типа, датируемые IIIЧII тыс. до н. э., обладают элементами €ркой самобытной древнейшей цивилизации.

”стройство городского поселени€ поражает совершенством планировки и уровнем цивилизованности: двухэтажные кирпичные дома на пр€мых улицах спланированы строго перпендикул€рно; углы домов закруглены на перекрестках Ч видимо, дл€ более удобного поворота повозок и людей; система керамических труб под землей вдоль улиц дл€ канализационного стока Ч сама€ совершенна€ городска€ канализационна€ система ƒревнего ¬остока того времени; специальные помещени€ дл€ омовений в жилых домах и городска€ Ђбан€ї с бассейном и подогревом воздуха.

 олесо

ћногочисленные археологические находки свидетельствуют о расцвете ’араппской культуры в сер. III Ч сер. II тыс. до н. э., умении обрабатывать металлы, развивать земледелие, знании многочисленных ремесел. —реди них каменные, медные, бронзовые оруди€ труда и оружие (ножи и зернотерки, палицы и топоры, серпы и пильги пр.), ювелирные и другие издели€ (украшени€, женские фигурки великой богини-матери, печатки-амулеты с изображением животных и протоиндийскими надпис€ми, таблицы со знаками-символами в виде трилистника, свастики, колеса с шестью спицами и пр.). ќбнаружены игровые комплекты типа шахмат (четыре вида войск) и шашек; издели€ гончарных мастеров, уже тогда примен€вших специальную обработку в печах и искусное орнаментирование.

¬ ’араппе и ћохенджо-ƒаро была известна письменность, насчитывавша€ около 400 пиктографов (рисуночное письмо) и слоговых знаков. Ќайденна€ при раскопках линейка содержала дес€тичную систему делени€. »стори€ сохранила также художественные пам€тники эпохи: пещерные рисунки, изображени€ охотничьих сцен и пр.

ќ религиозных воззрени€х известно мало. Ќе удалось обнаружить храмовых помещений. Ќо найденные многочисленные изображени€ богини-матери, мужского божества Ч прототипа бога Ўивы, св€занного с культом плодороди€, почитание животных и растений, широка€ практика омовени€, различные виды захоронений (могилы, урны) и др. позвол€ют воспринимать их как значительную часть религиозного ритуала.

  протоиндийской культуре частично восходит р€д идей и образов дравидской мифологии1. ¬ центре ее, при отсутствии пантеона и развитых образов богов, лежит представление о противоречивой жизненной энергии, способной либо обеспечить процветание, продолжение рода, либо приносить бедстви€ и несчасть€. Ёта жизненна€ сила наиболее €рко про€вилась как сакральна€ (св€щенна€) сила предводител€ племениЧцар€. ¬елика роль и богини-созидательницы, богини-матери.

¬ первой половине II тыс. до н. э. наметилс€ постепенный упадок ’араппской культуры, котора€ к середине тыс€челети€ исчезла. –€д геологических исследований позволил среди причин уничтожени€ этой цивилизации назвать природную катастрофу Ч гигантское землетр€сение, последующий разлив или изменение русла р. »нд. ¬ыдвигаютс€ и другие версии. Ќапример, собственные внутригосударственные социальные сдвиги или завоевание другими племенами, сто€вшими на более низком уровне развити€. Ќо бесспорным остаетс€ факт Ч культура ’араппы стала основой, базой дальнейшей культурной и общественной эволюции.

¬едическа€ культура индоариев

ѕо одной из наиболее распространенных версий в середине II тыс. до н. э. в »ндию с севера вторглись и постепенно расселились в восточном и южном направлени€х племена ариев, говоривших на индоевропейских €зыках. Ѕудучи преимущественно скотоводами, они длительное врем€ сохран€ли обр€ды, свойственные кочевникам. Ќо затем свою трудовую де€тельность индо-арии дополнили земледелием, примен€€ более т€желый плуг с запр€женными несколькими парами быков. Ќар€ду с посевом €чмен€ выращивались культуры, требующие искусственного орошени€ (рис, кунжут, сахарный тростник и пр.), расшир€лись хлопковые плантации.

»ндоарии этого периода Ч преимущественно сельские жители. ћощные городские центры отсутствовали. »х заменили укрепленные пункты, в которых во врем€ вражеских нашествий укрывалось население, загон€лс€ скот, хранилось имущество. –емесло представл€ли плотники, ткачи, кузнецы, гончары и др. ‘ункции первых денег в меновой форме выполн€л скот (коровы).

ќпределенные достижени€ в области производственной де€тельности по времени совпали с созданием величайших пам€тников духовной культуры, произведений по вопросам религии, философии, изучению окружающего мира. ќ религиозных веровани€х периода разложени€ первобытно-общинного стро€ и складывани€ в »ндии государственности дают представление ¬еды (букв. знание) Ч пам€тники древнеиндийской литературы конца IIЧ начала I тыс. до н. э. Ёти произведени€, написанные на санскрите1, содержат не только и не столько сведени€ о войнах, борьбе за власть, о т€желом созидательном труде, но они, по мнению ариев, наполнены божественным откровением.

«начимость Ђсв€щенного знани€ї ¬ед, остающихс€ и поныне основными св€щенными книгами индуизма, столь велика, что они представл€ют собой целый пласт культуры ƒревней »ндии Ч ведическую культуру. ќснову ее составл€ют четыре сборника: –иг-¬еда (книга гимнов), —ама-¬еда (сборник ритуалов и песнопений), яджур-¬еда (молитвенные формулы дл€ совершени€ жертвоприношений), јтхарва-¬еда (сборник песнопений и заклинаний). Ќар€ду с религиозными аспектами ¬еды включали и басни, и сказки, порою с элементами сатиры.

¬начале ¬еды были результатом устного творчества и передавались из поколени€ в поколение. «атем жрецы обработали и записали их. ѕри этом кажда€ ¬еда стала иметь свои ритуальные комментарии Ч Ѕрахманы. ÷елесообразность этих дополнений вызывалась усложнением религиозного культа, потребностью в по€снении р€да текстовых не€сностей, наконец, необходимостью адаптации к мен€ющимс€ общественным отношени€м. ѕозднее ведическую литературу дополнили и религиозно-философские комментарииЧ ”панишады и јрань€ки, посв€щенные различным вопросам ведической теологии. ¬ частности, в ”панишады вошли своеобразные наставлени€, написанные философами и составившие основу всего духовного развити€ страны. јрань€ки, в свою очередь, стали св€зующим звеном между Ѕрахманами и ”панишадами, соединив ритуальную и философскую стороны религии. “аким образом, веди-ческую литературу составили веды (самхиты) и толковани€ к ним (брахманы, упанишады, арань€ки). Ќа ¬едах также основана литература Ђсв€щенного предани€ї, включавша€ сутры (краткие руководства по вопросам жертвенного ритуала, правила домашней жизни, основы законодательного и обычного права) и служивша€ задачам религиозного обучени€. «нанию ¬ед, их изучению придавалось исключительно важное значение и приравнивалось к незыблемым нравственным нормам: принесению жертв богам, помощи страждущим, гостеприимству, кормлению животных и птиц.

ƒревнейшие стихотворные предани€ и легенды, дополненные героическими стихами, философскими, религиозными, правовыми и хоз€йственными трактатами, переведенными на санскрит, представлены двум€ массовыми по размеру эпическими поэмами: ћахабхарата (Ђ¬елика€ война потомков Ѕхаратыї), состо€щей из 107 тыс. двустиший, и –ама€на (Ђ—казание о подвигах –амыї), содержащей 24 тыс. двустиший. “ексты оформились во второй половине I тыс. до н. э. ќбе поэмы часто рассматриваютс€ как св€щенные книги, как руководство при решении спорных религиозных, философских или моральных вопросов. ѕорою здесь фантастические сцены чередуютс€ с описанием образа жизни древних индийцев, их быта, духовных поисков и терзаний. √ерои этих произведений Ч  ришна и –ама даже включены в индусский религиозный пантеон как аватары (воплощение) бога ¬ишну. »нтересно, что известна€ заповедь: ЂЌе делай другому того, что было бы непри€тно тебе самомуї, встречающа€с€ в трудах  онфуци€, јристотел€,  анта и др., впервые прозвучала в строках ћахабхараты. ƒействительно, ¬еды, ћахабхарата и –ама€на стали подлинными энциклопеди€ми индийской народной мудрости, поражающими своей емкостью, образностью и отточенностью художественной формы.

¬есьма ценно, что ведическа€ литература содержит сведени€ из различных областей знаний того времени: земледели€ (удобрени€, севообороты, шелководство, вредители растений и др.), медицины (перечень болезней, их признаки, целебные травы и около 760 целебных снадобий, сведений об анатомии, патологии, терапии и др), геометрии (соотношение сторон пр€моугольного треугольника), ремесел (устройство гидравлических машин и пр.), военной техники (виды оружи€, оборонительные сооружени€), астрономии (определение положени€ многих звезд) и т. д.

»сследовател€м ¬ед и ведической литературы не удалось составить всеобъемлющую и полную картину ведических божеств, разобратьс€ в их системе и взаимосв€зи. ¬едические боги порою сочетают в себе признаки и свойства божеств, повтор€ющиес€ или дублирующиес€. Ќет среди них упор€доченности и иерархии (соподчинени€). «начительное большинство из них св€зано с природой. ƒругие олицетвор€ют определенные качества души. ¬едическа€ мифологи€ называет 33 земных, атмосферных и небесных высших бога. ¬ р€де древних книг их Ч 333 или даже 3339. ѕри этом верховным богом €вл€етс€ тот, к кому в данный момент направлено обращение. Ќаиболее попул€рен в ¬едах бог »ндра, в имени которого олицетвор€ютс€ сила, плодородие, мужское начало. Ёто творец солнца, неба, зари, он дружелюбен к ари€м, вдохновл€ет поэтов и певцов. —опровождают его божества дожд€ и ветра. Ѕог ¬аруна Ч судь€ и хранитель закона Ч царит над миром, богами и людьми, посыла€ возмездие за грехи в виде болезней и бедствий. јгни Ч бог огн€, похищенный с неба одним из жрецов. —ома Ч бог дожд€ и божественного напитка и др.

¬еды довольно туманно повествуют о сотворении мира. “о ли он создан из некоей неразличимой пустоты, то ли его первоосновой стал тыс€чеглазый, тыс€ченогий и тыс€чеголовый первочеловек ѕуруша, расчлененный богами. «а порогом смерти, по мнению ариев, Ч царство бога мертвых ямы. ¬ загробном мире человек встречаетс€ с тен€ми своих предков, получает новое тело, наделенное здоровьем и красотой.

—реди обр€дов древних индоариев, веро€тно, еще не возводивших храмов, главный ритуал был представлен жертвоприношением в своеобразной форме веселого пира, устроенного дл€ богов и сопровождавшегос€ их усиленным кормлением в надежде получени€ благодарности в виде избавлени€ от болезни, удачи в делах, своевременного прихода дожд€ и пр.

¬о второй половине I тыс. до н. э. была завершена редакци€ Ѕрахман Ч комментариев к ¬едам дл€ жрецов, а также ”панишад (религиозных-философских трактатов) и в их составе арань€к (лесных книг). ¬ этих произведени€х получил свое оформление брахманизм.

Ѕрахманизм

¬ начале I тыс. до н. э. оседлость дл€ индоариев стала повседневным образом жизни. —ложились многочисленные кн€жества, часто враждовавшие между собой. — по-

степенным усложнением культа ведичеекой религии усилились роль и авторитет жрецов-брахманов. »зменились состав и характер пантеона богов. » хот€ установки ведичеекой религии, ее боги и традиции не претерпели резких перемен, многочисленные религиозные учени€ раннего рабовладельческого общества в »ндии в первые века до н. э. составили религиозное течение Ч брахманизм, освещавший племенную раздробленность и исключительность.

—огласно новой космогонической теории творец вселенной Ѕрахма рождаетс€ из золотого €йца, плавающего в огромном океане. —ила его мысли раздел€ет €йцо на две части Ч небо и землю. ¬ процессе последующего созидани€ формируютс€ стихии (вода, огонь, земл€, воздух, эфир), боги, звезды, врем€, рельеф и т. д. —оздаютс€ люди, мужское и женское начало, противоположности (жар Ч холод, свет Ч тьма и пр.), животный и растительный мир.

ѕереход к брахманизму еще не вы€вил единой иерархии богов. ¬ каждой местности почиталось свое высшее божество. Ѕог Ўива, в культе которого соединились различные по своему характеру религиозные веровани€, считалс€ воплощением разрушительных сил природы и символом плодороди€. Ѕог ¬ишну выступал в качестве бога Ч хранител€ всего существующего. «начительна€ роль отводилась анимистическим представлени€м и культу предков.

ќсвеща€ общественное неравенство, брахманизм объ€вл€л страдани€ и бедстви€ людей несущественными, поскольку весь мир €влений Ч лишь иллюзи€. ≈динственно реальным остаетс€ существование мирового духа. ¬ажнейшим ключевым элементом брахманизма, сохранившимс€ в индийской религии и философии, €вл€етс€ сансара (санскр. блуждание, переход, перевоплощение души или личности) Ч теори€ перерождени€; по этому учению со смертью человека его душа пересел€етс€ в новое существо (человека, животное, растение, Ѕога). Ёта цепь воплощений бесконечна и зависит от человеческой судьбы Ч кармы (санскр. де€ние, поступок).

 арма, хот€ и предопределена свыше, может быть скорректирована поступками человека. ≈го высока€ духовность и добродетельность, самодисциплина, отказ от ненависти, подавление зависти, изучение ¬ед, почитание брахманов и т. д. могут привести в цепи перерождений к высокому положению в обществе, а в будущем открывают перспективу к дальнейшему совершенствованию. ¬ свою очередь, недостойное поведение чревато т€желыми последстви€ми: воплощение пь€ницы в моль, убийцы Ч в хищное животное, вора Ч в крысу и т. п.

¬арны

¬ процессе завершени€ разложени€ первобытного стро€ и складывани€ первых рабовладельческих государств постепенно определилось деление ранее равноценных свободных людей на группы, различающиес€ между собой общественным положением, правами и об€занност€ми, Ч варны (санскр. качество, цвет). «ахватив монополию на прежде выборные общественные должности, родо-племенна€ знать составила две привилегированные варныЧбрахманов (жрецов) и кшатриев (военна€ знать, цари, кн€зь€). ѕредставители этих варн занимали высшие посты в аппарате управлени€ и войске. Ќаиболее многочисленную третью варну Ч вайшиев Ч составл€ли свободные общинники, занимавшиес€ сельским хоз€йством, ремеслом, торговлей. Ќизша€ варна Ч шудр Ч состо€ла из Ђчужаковї, потомков покоренных племЄн, которые хот€ и были свободными, но не обладали правом на общинную собственность и были призваны служить представител€м трех первых варн.

ѕроцесс формировани€ варн оказалс€ довольно длительным. ¬ период –иг-¬еды их еще не было, но с окончанием складывани€ рабовладельческих государств деление всех свободных на четыре варны объ€вл€етс€ результатом божественного промысла, извечно существовавшего, и освещаетс€ религией.

—огласно легенде, брахманы-жрецы, призванные говорить от имени бога, своим происхождением об€заны устам бога Ѕрахмы, наиболее почитаемого в это врем€. ¬арна кшатриев создана из рук бога, варна вайшиев Ч из бедер, из ног Ѕрахмы возникли шудры.  аждой варне соответствовал цветовой символ:

дл€ брахманов Ч белый, кшатриев Ч красный, вайшиев Ч желтый и шудр Ч черный. Ёто деление общества на варны закрепл€лось законодательно Ђ«аконом ћануї (по имени полулегендарного правител€ »ндии V в. до н. э.), определившим права и об€занности представителей разных варн.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1029 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќеосмысленна€ жизнь не стоит того, чтобы жить. © —ократ
==> читать все изречени€...

424 - | 387 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.021 с.