Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћагадхо-ћаурийска€ эпоха




 

 

  середине I тыс. до н. э. в долине р. √анг насчитывалось уже несколько дес€тков рабовладельческих государств, в том числе 16 довольно крупных. ќжесточенные войны между ними завершаютс€ возвышением государства ћагадха, в котором „андрагупта (ћаурь€) в 322 г. до н. э. основывает династию ћаурьев (IVЧ II вв. до н. э.), возглавившую первую в индийской истории рабовладельческую державу (2-€ пол. I тыс. до н. э.).

¬ VI в. до н. э. в брахманистской »ндии по€вились новые религиозные течени€, призванные стать идеологической основой дл€ складывавшихс€ крупных рабовладельческих деспотий. —охранив древнее учение о перерождении (переселении) душ и возда€нии за поступки, эти теории отвергали авторитет ¬ед, ритуалы жрецов и роскошь их образа жизни, открывали доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн.

ƒжайнизм

ѕророком одного из новых религиозных течений этого периода считают ¬ардхамана, именуемого ƒжином ћахавиром (599Ч528 до н. э.), происходившего из семьи мелкого кн€з€. ќставив дом и семью, он пустилс€ в странстви€, вед€ жизнь аскета. Ќа тринадцатый год аскетической жизни он становитс€ ƒжайной (ƒжиной-победителем). ќтсюда и название религии Ч джайнизм. «а тридцать лет своей строгой и достойной жизни он приобрел множество последователей. ƒжайны создали свою церковную организацию, строили храмы и монастыри. —торонники ƒжайны принимали аскетизм как средство освобождени€ от кармы и достижени€ нирваны1 (санскр. угасание, свобода от паутины желаний). Ќаиболее ортодоксальные, €рые джайнисты проповедовали отказ от одежды и пищи в конце жизненного пути.

ƒжайнизм отвергал брахманистский пантеон богов, жречество и жертвоприношение, религиозное освещение системы варн. ѕризнава€ за каждым право на спасение души через самоусовершенствование, джайнизм признавал вечность души, а поэтому нирвана Ч это не угасание, а достижение вечного блаженства. » не вс€ка€, а лишь дурна€ жизнь Ч зло, а аскетизм Ч это подлинный религиозный подвиг. “аким образом, джайнизм Ч первое движение, поставившее под сомнение ведические ценности.

Ѕуддизм

Ѕолее успешную попытку преодолени€ в системе брахманизма варно-кастового стро€, где путь к спасению был открыт только дл€ брахманов-жрецов, осуществил буддизм, зародившийс€ также VI в. до н. э.

Ѕуддизм Ч сама€ ранн€€ по времени по€влени€ мирова€ религи€, которой ныне следуют около 700 млн. человек. –асцвет этой религии в »ндии пришелс€ на V в. до н. э. Ч начало н. э. ќснователем буддизма считаетс€ реальное историческое лицо Ч —иддхартха √аутама (623Ч544 гг. до н. э. по буддийской традиции, 563/560 Ч 483/480 гг. до н. э. Ч по оценке историков). ѕроисходил он, по преданию, из царского рода племени Ўакьев (одно из имен Ѕудды Ч Ўакь€муни Ч Ђотшельник из Ўакьевї). — самого детства он поражал своими способност€ми. ќкруженный роскошью и великолепием, он проводил жизнь в прекрасных дворцах, побеждал соперников на рыцарских турнирах. ∆ена-красавица и любимый сын довершали счастливую и беспроблемную жизнь принца. Ќо однажды, когда ему исполнилось 29 лет, впервые жизнь повернулась своей жестокой и прозаической стороной, ранее ему неведомой. Ќа одной из увеселительных прогулок он увидел людей, далеко не столь счастливых: др€хлого старика, больного проказой человека, монаха-отшельника и мертвеца. ѕотр€сение оказалось столь велико, что, оставив все Ч счастливую семью, роскошь и наслаждени€, он отправилс€ в длительное семилетнее странствие. ѕредава€сь самому суровому аскетизму, познав после долгих раздумий причину зла, впав в нирвану, он стал Ѕуддой (санскр. букв. просветленный, осененный истиной, пробужденный к новой жизни) и проповедником учени€, получившего название буддизма. Ѕолее сорока лет проповедей создали много учеников и последователей учени€ Ѕудды, среди которых по€вились и первые в религиозной жизни женщины.

ѕодвергнув осуждению брахманизм за пристрастие к богатой и обеспеченной жизни, преобладание внешних форм религиозной жизни, а джайнизм Ч за жесткую аскезу, Ѕудда высказалс€ за средний путь. ќт древнеиндийских племенных религий он унаследовал анимистическое представление об одушевленности всего живого в природе; о карме как законе переселени€ душ, по которому место человека в жизни определ€етс€ его грехами или добродетел€ми в предыдущих существовани€х.

÷ентральным в учении Ѕудды считаютс€ Ђчетыре благородных истиныї: жизнь есть страдание; причина страдани€ Ч стремление к наслаждению; прекращение страдани€ приходит через уничтожение желаний, путь к которому лежит через реализацию р€да условий и норм поведени€, предполагающих предотвращение и пресечение зла, способствующих возникновению и поддержанию добра. ¬ конце этого пути наступают полна€ свобода и озарение Ч нирвана, своеобразна€ пассивна€, с точки зрени€ христианской культуры, этика, так как призывает к терпимости и бесстрастию, равнодушию ко всему как к доброму, так и злому.

¬ыдающийс€ правитель династии ћаурьев јшока (273Ч232 до н. э.) провозгласил буддизм государственной религией. »м были осуществлены разорительные дл€ государственной казны пожертвовани€ церкви, построены многочисленные храмы, созданы могущественные монашеские общины и др.

јрхитектура и искусство

Ћитературные источники и более поздние изображени€ свидетельствуют о довольно высоком уровне архитектуры и изобразительного искусства этого периода. ‘ормы дерев€нных хижин Ч круглых в плане, с полусферическими покрыти€ми, а позднее Ч овальных и пр€моугольных в плане, с двухскатной крышей, легли в основу храмовой архитектуры и других построек. —реди культовых сооружений с широким применением камн€ наибольшего распространени€ получили ступа1, стамбаха Ч монолитный столб и пещерный храм.

¬ годы правлени€ јшоки было построено около 80 тыс€ч ступ. —тупа имела вид полусферы, возведенной на барабанах. Ќаверху хранилась погребальна€ урна, над которой возвышалс€ стержень с Ђзонтамиї. “акова ступа в —ан-чи (III Ч II вв. до н. э.).

 

—тупа в —анчи

 

—тамбахи јшоки весом 50 т и высотой 50 м были увенчаны символами буддизма и содержали высеченные на стволе указы. Ѕолее тридцати сохранившихс€ в различных част€х »ндии надписей јшоки на скалах и колоннах несут исторически важную информацию, наставлени€ в духе буддийской морали Ч о необходимости повиновени€ власт€м и слугам цар€, родител€м и старшим.

ѕещерные храмы, вначале небольшие и простые, восход€щие к архитектуре дерев€нного общинного дома собраний, постепенно уступили место чайть€ Ч продолговатым залам с двум€ р€дами колонн и ступой, помещенной в закругленном конце зала напротив входа.

ѕоражал своим совершенством и из€ществом дворец цар€ јшоки. “ри зала, расположенных друг над другом, каменные и дерев€нные колонны, обвитые золотыми виноградными лозами, подчеркивали монументальность форм и роскошь отделки. ѕовтор€€ и развива€ образцы народного дерев€нного зодчества, на фасадах дворца чередовались балконы и арки. —татуи божеств и людей отличались внушительностью и монументальностью застывших поз и т€желовесностью форм.

ѕоказатель высокого уровн€ развити€ литературы в ƒревней »ндии Ч труды, посв€щенные вопросам теории литературы (особенно поэзии), тщательно разработанных грамматик санскритского €зыка. —ама€ прославленна€ из них Ђ√рамматикаї ѕанины составлена в √”ЧIII вв. до н. э.

ќднако государство ћаурьев оказалось недолговечным и было раздроблено уже сыновь€ми јшоки.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1191 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒаже страх см€гчаетс€ привычкой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

723 - | 584 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.015 с.