Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—таровавилонского царства




 

Ќаследницей Ўумеро-јккадской цивилизации была ¬авилони€. ÷ентром ее был город ¬авилон (Ѕабили означает Ђ¬орота богаї), цари которого во II тыс. до н. э. смогли объединить под своим главенством все области Ўумера и јккада. –асцвет —таровавилонского царства пришелс€ на врем€ правлени€ шестого цар€ I ¬авилонской династии Ч ’аммурапи. ѕри нем ¬авилон из небольшого города превратилс€ в крупнейший экономический, политический и культурный центр ѕередней јзии.

ѕри ’аммурапи по€вилс€ знаменитый —вод законов, записанный клинописью на двухметровом каменном столбе. ¬ этих законах отразились хоз€йственна€ жизнь, быт и нравы жителей —таровавилонского царства. »з этих законов мы знаем, что свободный полноправный гражданин называлс€ Ђави-лумї Ч человек. ¬ эту группу населени€ входили земельные собственники, жрецы, кресть€не-общинники, ремесленники, к которым нар€ду с традиционными ремесленными специальност€ми, такими, как строители, кузнецы, ткачи, кожевенники, пр., также относились врачи, ветеринары, цирюльники. —вободные с ограниченными правами назывались Ђсклон€ющиес€ ницї, однако они владели имуществом и рабами и их права как собственников строго защищались. Ќизший слой вавилонского общества составл€ли рабы. —редн€€ семь€ имела от двух до п€ти рабов, богатые семьи владели многими дес€тками рабов. ’арактерно, что раб также мог иметь имущество, женитьс€ на свободных женщинах и дети от таких смешанных браков считались свободными. ѕраво на наследование родительского имущества имели все дети обоего пола, но преимущество отдавалось сыновь€м. –азвод, а также вторичное замужество вдовы были затруднены.

–елигиозные взгл€ды

¬ажным новшеством в религиозной жизни ћесопотамии II тыс. до н. э. стало постепенное выдвижение среди всех шумеро-вавилонских богов городского бога ¬авилона Ч ћардука. ќн почти повсеместно почиталс€ как царь богов. ∆рецы объ€сн€ли это тем, что великие боги сами уступили верховенство ћардуку, так как именно он смог избавить их от страшного чудовища Ч кровожадной “иамат, с которой никто не отваживалс€ вступить в борьбу.

¬авилонские боги, как и боги шумерские, были многочисленны. ќни изображались как покровители цар€, что свидетельствует об оформлении идеологии обожествлени€ сильной царской власти. ¬ то же врем€ богов очеловечивали: как и люди, они стремились к успеху, желали выгод, устраивали свои дела, действовали по обсто€тельствам. ќни были неравнодушны к богатству, владели материальными благами, могли обзаводитьс€ семь€ми и потомством. ќни должны были пить и есть, как и люди; им, как и люд€м, были свойственны различные слабости и недостатки: зависть, злость, нерешительность, сомнени€, непосто€нство.

—огласно учению вавилонских жрецов, люди были созданы из глины, чтобы служить богам. » именно боги определ€ли судьбы людей. ¬олю бога могли знать только жрецы: они одни умели вызывать и заклинать духов, беседовать с богами, определ€ть будущее по движению небесных светил.  ульт небесных светил, таким образом, становитс€ исключительно важным в ¬авилонии. ¬ неизменном и поэтому чудесном движении звезд по раз и навсегда заданному пути жители ¬авилона видели про€вление божественной воли.

¬нимание к звездам и планетам способствовало быстрому развитию астрономии и математики. “ак, была создана шестидес€терична€ система, котора€ и по сей день существует в исчислении времени Ч минутах, секундах. ¬авилонские астрономы впервые в истории человечества высчитали законы обращени€ —олнца, Ћуны и повтор€емость затмений, и в целом они значительно опередили в астрономических наблюдени€х египт€н. Ќаучные познани€ в области математики и астрономии часто опережали практические потребности жителей ¬авилонии.

¬се научные знани€ и исследовани€ ученых были св€заны с магией и гаданием: как научное знание, так и магические формулы и заклинани€ были привилегией мудрецов, звездочетов и жрецов.

Ћюди покор€лись воле жрецов и царей, вер€ в предопределенность человеческой судьбы, в подвластность человека высшим силам, добрым и злым. Ќо покорность судьбе была далеко не абсолютной: она сочеталась с волей одержать победу в борьбе с враждебным окружением. ѕосто€нное сознание опасности дл€ человека в окружающем мире переплеталось с желанием полностью насладитьс€ жизнью. «агадки и страхи, суевери€, мистика и колдовство соседствовали с трезвой мыслью, точным расчетом и прагматизмом.

¬се основные интересы древних обитателей ћесопотамии были сосредоточены на реальной действительности. ¬авилонский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых, но в случае послушани€ обещал их при жизни. ¬ вавилонском искусстве почти нет изображени€ погребальных сцен. ¬ целом религи€, искусство и идеологи€ ƒревнего ¬авилона были более реалистичны, чем культура ƒревнего ≈гипта того же периода.

ѕредставлени€ жителей ¬авилона о смерти и о посмертной участи человека сводились к следующему. ќни верили, что после смерти человек попадает в Ђстрану без возвратам, там он будет пребывать вечно, воскрешение невозможно. ћесто, где будет пребывать умерший, весьма уныло и печально Ч там нет света, а пища мертвых Ч прах и глина. ”сопшие уже не будут знать человеческих радостей. ¬ таком одинаково печальном положении обречены пребывать все Ч независимо от своего статуса и поведени€ при жизни Ч и знатные, и безродные, и богатые и бедные, и праведники, и негод€и. ¬ несколько лучшей ситуации, пожалуй, будут находитьс€ только те, кто оставил на земле многочисленное мужское потомство, Ч они могут рассчитывать на получение заупокойных жертв и будут пить чистую воду. ’удша€ же участь ожидала тех, чье тело не было захоронено. ќбитатели ћесопотамии полагали, что между живыми и мертвыми существует определенна€ св€зь: мертвые могли дать живым нужный совет или предостеречь от беды. ∆ивые старались быть поближе к своим мертвым: покойников часто хоронили не на кладбищах, а пр€мо под полом дома или во внутреннем дворике.

“акие представлени€ о св€зи живых и мертвых укрепл€ла вера в существование личного бога человека Ч илу, который принимал участие во всех его делах. ћежду человеком и его илу существовала особа€ св€зь: из поколени€ в поколение личный бог передавалс€ из тела отца в тело сына в момент зачати€. „еловек Ч сын илу Ч мог рассчитывать на заступничество своего личного бога и на его посредничество при обращении к великим богам.

–елигиозные веровани€ древних обитателей ƒвуречь€

ћонументальное искусство
«иккурат (сер. VII в. до н.э.). –еконструкци€

отразились в их монументальном искусстве. ќсобенно важную роль играли храмы, посв€щенные богам. ’рамы были важнейшими культурными и хоз€йственными центрами в городах ћесопотамии. »м принадлежали земли, на которых трудились тыс€чи кресть€н-общинников, множество храмовых рабов. ќни вели торговлю с ближними и дальними странами, занимались операци€ми с недвижимостью; при них находились мастерские, архивы, библиотеки и школы.

’рамы строились так, чтобы продемонстрировать могущество своего божества.  лассической формой месопотамских храмов была высока€ ступенчата€ башн€ Ч зиккурат, опо€санна€ выступающими террасами и создающа€ впечатление нескольких башен, которые уменьшались в объеме уступ за уступом. “аких уступов-террас могло быть от четырех до семи. «иккураты были раскрашены, причем нижние уступы делались более темными, чем верхние;

террасы были, как правило, озеленены. —амым известным в истории зиккура-том можно считать храм бога ћардука в ¬авилоне Ч знаменитую ¬авилонскую башню, о строительстве которой как о ¬авилонском столпотворении говоритс€ в Ѕиблии.

¬ главном внутреннем зале храма помещали статую бога, изготовленную, как правило, из ценных пород дерева и покрытую пластинками из золота и слоновой кости; статую одевали в пышные одежды и венчали короной. ƒоступ в зал, где сто€ла стату€, был открыт только узкому кругу жрецов. ¬се прочие жители могли видеть божество только в короткое врем€ праздничных церемоний, когда статую проносили по улицам города, Ч бог тогда благословл€л город и округу. ќсобенно важным был праздник нового года, приуроченный к весеннему равноденствию, когда боги на год определ€ли судьбы города и горожан.

—обственно св€тилище бога, его Ђжилищеї, находилось в верхней башне зиккурата, нередко увенчанной золотым куполом, Ч там бог гостил по ночам. ¬нутри этой башни не было ничего, кроме ложа и золоченого стола. ¬прочем, эту башню использовали и дл€ более конкретных земных нужд: жрецы вели оттуда астрономические наблюдени€.

∆рецы учили, что боги могли принимать гостей Ч богов других храмов и городов и сами иногда отправл€лись в гости; боги ценили вкусную еду Ч трапезы богов проходили утром и вечером: правда, божество поглощало пищу и напитки, лишь взира€ на них; некоторые боги были страстными охотниками и т. д.

јрхитектура и изобразительное искусство

¬ целом архитектурных пам€тников вавилонского искусства дошло до нас значительно меньше, чем, например, египетского. Ёто вполне объ€снимо: в отличие от ≈гипта территори€ ƒвуречь€ была бедна камнем, и основным строительным материалом был кирпич, просто высушенный на солнце. “акой кирпич был очень недолговечным Ч кирпичные постройки почти не сохранились.  роме того, непрочный и т€желый материал существенно ограничивал возможности строителей, дикту€ сам стиль зданий ћесопотамии, которые отличались т€желовесностью, простыми пр€моугольными формами, массивными стенами. Ќар€ду с этим важнейшими элементами архитектуры здесь были купола, арки, сводчатые потолки. –итм горизонтальных и вертикальных сечений определ€л в ¬авилонии архитектурную композицию храма. Ёто обсто€тельство позволило искусствоведам высказать точку зрени€, что именно вавилонские зодчие €вились создател€ми тех архитектурных форм, которые впоследствии легли в основу строительного искусства ƒревнего –има, а затем и —редневековой ≈вропы. »так, многие ученые считают, что прообразы европейской архитектуры следует искать в долине “игра и ≈вфрата.

ƒл€ вавилонского изобразительного искусства типичным было изображение зверей Ч чаще всего льва или быка. «амечательны также мраморные статуэтки из “ель-јсмара, изображающие группу мужских фигур.  ажда€ фигурка поставлена так, что зритель всегда встречал ее взгл€д. ’арактерной особенностью этих статуэток была более тонка€ по сравнению со статуэтками из ≈гипта проработка, больша€ реалистичность и живость изображени€, несколько меньша€ условность.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1285 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—ложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © јмели€ Ёрхарт
==> читать все изречени€...

465 - | 396 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.