Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ўумеро-јккадска€ культура




 

язык. ѕисьменность

¬ целом раннюю культуру ƒвуречь€ исследователи обозначают как Ўумеро-јккадскую. ƒвойное название св€зано с тем, что шумеры и жители јккадского царства говорили на разных €зыках и имели разную письменность.

јккадский €зык ученые относ€т к семитской ветви афразийских €зыков. јккадска€ письменность представлена словесно-слоговой клинописью. ƒревнейшие пам€тники аккадской письменности, выполненные на глин€ных табличках, относ€тс€ к XXV в. до н. э.

Ўумерска€ письменность намного старше. ќна очень декоративна€ и, как полагают исследователи, берет начало от рисунков. ¬прочем, шумерские предани€ говор€т о том, что и до возникновени€ рисуночного письма здесь существовал еще более древний способ фиксации мысли Ч зав€зывание узелков на веревке и зарубки на деревь€х. —о временем рисуночное письмо видоизмен€лось и совершенствовалось: от полного, достаточно подробного и тщательного изображени€ предметов шумеры постепенно переход€т к их неполному, схематическому или символическому изображению. Ёто шаг вперед, однако возможности такой письменности по-прежнему оставались ограниченными. “ак, дл€ многих сложных пон€тий вообще не существовало своих знаков и даже дл€ того, чтобы обозначить такое привычное и пон€тное всем €вление, как дождь, писцу приходилось соедин€ть символ неба Ч звезду и символ воды Ч р€бь. “акое письмо называют идеографическо-ребусным1. «аписи делались на глин€ных плитках или табличках: на м€гкую глину нажимали утлом пр€моугольной палочки, и линии на табличках имели характерный вид клиновидных углублений. ¬ целом вс€ надпись представл€ла собой массу клинообразных черточек и поэтому шумерскую письменность прин€то называть клинописью. —амые первые шумерские клинописные таблички относ€тс€ к середине IV тыс. до н. э. Ёто древнейшие в мире письменные пам€тники.

 

 линопись

 

¬последствии принцип картинной письменности стал замен€тьс€ принципом передачи звуковой стороны слова. ѕо€вились сотни знаков, обозначающих слоги, и несколько алфавитных знаков, соответствующих гласным буквам. ќни использовались в основном дл€ обозначени€ служебных слов и частиц.

ѕисьменность была великим достижением шумеро-аккадской культуры. ќна была заимствована и развита вавилон€нами и широко распространилась по всей ѕередней јзии: клинописью пользовались в —ирии, древней ѕерсии, других государствах. ¬ середине II тыс. до н. э. клинопись стала международной системой письменности: ее знали и использовали даже египетские фараоны. ¬ середине I тыс. до н. э. клинопись становитс€ алфавитным письмом.

ƒолгое врем€ ученые считали, что €зык шумеров не похож ни на один из известных человечеству живых или мертвых €зыков, и поэтому вопрос о происхождении этого народа оставалс€ загадкой.   насто€щему времени генетические св€зи шумерского €зыка все еще не установлены, но большинство ученых предполагают, что этот €зык, так же как и €зык древних египт€н и жителей јккада, относитс€ к семито-хамитской €зыковой группе.

»менно шумеры, по мнению современных востоковедов, €вл€ютс€ родоначальниками знаменитой ¬авилонской культуры. »х культурные достижени€ велики и бесспорны: шумеры создали первую в человеческой истории поэму Ч Ђ«олотой веку, написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Ўумеры Ч авторы первых и древнейших в мире медицинских книг Ч сборников рецептов. ќни первыми разработали и записали календарь земледельца, оставили первые сведени€ о защитных насаждени€х. ƒаже идею создани€ первого в истории людей рыбного заповедника впервые письменно зафиксировали тоже шумеры.

–аннешумерские божества IV Ч III тыс. до н. э. выступали прежде всего как податели

–елиги€

жизненных благ и изобили€Чименно за это их почитали простые смертные, строили им храмы и приносили жертвы. Ѕольшую часть раннешумерских божеств образовывали местные божки, власть которых не выходила за пределы очень небольшой территории. ¬торую группу богов составл€ли покровители крупных городов Ч они были более могущественны, чем местные боги, но почитались только в своих городах. Ќаконец, были боги, которых знали и которым поклон€лись во всех шумерских городах.

Ѕожество с переполненным -сосудом. ѕечать шумерского цар€. 3000 г. до н, э.

—амыми могущественными из всех богов были ан, Ёнлиль и Ёнки. ан (в аккадской транскрипции јну) считалс€ богом неба и отцом других богов, которые, так же как и люди, в случае необходимости просили его о помощи. ¬прочем, он был известен своим пренебрежительным к ним отношением и злыми выходками. ан считалс€ покровителем города ”рук.

Ёнлиль Ч бог ветра, воздуха и всего пространства от земли до неба,-также относилс€ к люд€м и низшим божествам с известным пренебрежением, однако он изобрел мотыгу и подарил ее человечеству и почиталс€ как покровитель земли и плодороди€. ≈го главный храм находилс€ в городе Ќиппур.

Ёнки (аккад. Ёа), защитник города Ёреду, был признан как бог океана и пресных подземных вод.  ульт воды вообще играл огромную роль в веровани€х древних обитателей ƒвуречь€. ќтношение к воде не было однозначным. ¬ода считалась источником доброй воли, принос€щей урожай и жизнь, символом плодороди€. — другой стороны, €вл€€сь причиной разрушений и страшных бед, вода выступала как мощна€ и недобра€ стихи€.

ƒругими важными божествами были бог Ћуны Ќанна (аккад. —ин), покровитель города ”р, а также его сын, бог —олнца ”ту (аккад. Ўамаш), покровитель городов —иппар и Ћарсы. ¬севид€щий ”ту олицетвор€л безжалостную силу иссушающего солнечного зно€ и одновременно солнечное тепло, без которого невозможна жизнь. Ѕогин€ города ”рук »нанна (аккад. »штар) почиталась как богин€ плодороди€ и плотской любви, она даровала и военные победы. Ёта богин€ природы, жизни и рождени€ часто изображалась в виде женщины-дерева. —упругом ее был ƒумузч (аккад. “аммуз), сын бога Ёнки, Ђистинный сынї водной глубины. ќн выступал как бог воды и растительности, ежегодно умиравшей и воскрешающей. ¬ладыкой царства мертвых и богом чумы был Ќергал, покровителем доблестных воинов Ч Ќчнурт, сын Ёнлил€ Ч молодой бог, даже не имевший своего города. ¬ли€тельным богом считалс€ »шкур (аккад. јдад) Ч бог гроз и бури. ≈го изображали с молотом и пучком молний.

Ѕогини шумеро-аккадского пантеона обычно выступали как жены могущественных богов или как божества, олицетвор€ющие смерть и подземный мир. Ќаиболее известными были богин€-мать Ч Ќинхурсаг и ћамá Ч Ђповитуха боговї, а также богин€-врачевательница √ула Ч первоначально признавалась богиней смерти.

Ќа прот€жении III тыс. до н. э. отношение к богам постепенно мен€лось:

им приписывались новые качества. “ак, јн стал более четко олицетвор€ть идею власти. Ёнки Ч воплощенна€ хитростьЧ стал почитатьс€ как бог мудрости и знаний: сам он в совершенстве знал все ремесла и искусства и некоторые из них передал люд€м; кроме того, он был объ€влен покровителем предсказателей и заклинателей. ”ту стал верховным судьей, защитником притесн€емых и убогих. Ёнлиль олицетвор€л идею силы.

”крепление государственности в ƒвуречье отразилось и на религиозных представлени€х древних жителей ћесопотамии в целом. Ѕожества, которые раньше олицетвор€ли только космические и природные силы, стали восприниматьс€ прежде всего как большие Ђнебесные начальникиї и уже потом Ч как природна€ стихи€ и Ђподатели благї. ¬ пантеоне богов по€вились бог-секретарь, богЧноситель трона владыки, боги-привратники.

¬ажные божества были соотнесены с различными планетами и созвезди€ми: ”ту Ч с —олнцем, Ќергал Ч с ћарсом, »нанна Ч с ¬енерой. ѕоэтому всех горожан интересовало положение светил на небосклоне, их взаимное расположение и особенно место Ђсвоейї звезды: это сулило неизбежные перемены в жизни города-государства и его населени€, будь то благоденствие или несчастье. “ак постепенно формировалс€ культ небесных светил, начали развиватьс€ астрономическа€ мысль и астрологи€.

Ћитература

—охранилось много пам€тников древней шумеро-аккадской литературы, записанных на глин€ных табличках, и почти все из них ученым удалось прочесть. ѕриоритет в расшифровке надписей принадлежит западноевропейским ученым, а наиболее значительные открыти€ были сделаны в XIX в.

  насто€щему времени установлено, что большинство текстов Ч это гимны богам, молитвы, религиозные мифы и легенды, в частности, о возникновении мира, человеческой цивилизации и земледели€.  роме того, в храмах издавна велись списки царских династий. ƒревнейшими считаютс€ списки, написанные на шумерском €зыке жрецами города ”р.

√ильгамеш. VIII в. до н. э.

¬последствии, в III в. до н. э., вавилонский жрец Ѕерос использовал эти списки дл€ написани€ сводного труда по древнейшей шумеро-аккадской истории. ќт Ѕероса мы знаем, что вавилон€не делили историю своей страны на два периода Ч Ђдо потопаї и Ђпосле потопаї. —сыла€сь на шумерских жрецов, Ѕерос перечисл€ет дес€ть царей, которые правили до потопа, и указывает общий срок их правлени€ Ч 432 тыс. лет. ‘антастическими были и его сведени€ о правлении первых царей после потопа. –аботы Ѕероса, однако, были широко известны и пользовались попул€рностью, и данные его не очень оспаривались. «а его мудрость и красноречие ему был поставлен пам€тник в јфинах: ведь Ѕерос писал на греческом €зыке Ч пам€тник был с золотым €зыком.

¬ажнейшим пам€тником шумерской литературы был цикл сказаний о √ильгамеше, легендарном царе города ”рука, который, как следует из династических списков, правил в XXVIII в. до н. э. ¬ этих сказани€х герой √ильгамеш представлен как сын простого смертного и богини Ќинсун. ѕодробно описываютс€ странстви€ √ильгамеша по миру в поисках тайны бессмерти€ и его дружба с диким человеком Ёнкиду. ѕредани€ о √ильгамеше оказали очень сильное воздействие на мировую литературу и культуру и на культуру соседних народов, которые прин€ли и адаптировали легенды к своей

национальной жизни.

»сключительно сильное воздействие на мировую литературу имели также предани€ о всемирном потопе. ¬ них рассказываетс€, что потоп был устроен богами, которые замыслили погубить все живое на «емле. “олько один человек смог избежать гибели Ч благочестивый «иусудра, который по совету богов заранее построил корабль. Ћегенда гласит, что боги спорили между собой, стоит ли уничтожать все человечество: некоторые полагали, что наказывать людей за грехи и сократить их численность можно и другими способами, в частности голодом, пожарами, а также наслав на них диких зверей.

“огда же, в древности, возникли и первые версии о происхождении человека, которые неоднократно записывались потом в различные периоды, в частности, в период —таровавилонского царства (II тыс. до н. э.) “ак, по представлени€м древних шумеров, дошедшим до нас в старовавилонской Ђѕоэме об јтрахасисеї, были времена, когда людей еще не было. Ќа земле жили боги, которые сами Ђбрем€ несли, таскали корзины, корзины богов были огромны, т€жек труд, велики невзгоды... о ¬ конце концов боги решили создать человека, чтобы возложить брем€ труда на него. ƒл€ этого они смешали глину с кровью одного из низших богов, которым решено было пожертвовать ради всеобщего блага. ¬ человеке, таким образом, смешаны божественное начало и нежива€ матери€, а его предназначение на «емле заключаетс€ в том, чтобы в поте лица работать за богов и дл€ богов.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1694 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќеосмысленна€ жизнь не стоит того, чтобы жить. © —ократ
==> читать все изречени€...

1217 - | 1060 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.