Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—осто€ни€ существовани€




1. "Ѕыть или иметь" Ёриха ‘ромма

  "я пон€л, что из хаоса современной психологии невозможно извлечь четкие критерии, что их скорее еще только требуетс€ создать, причем не из голубого воздуха, а на основе предшествовавших бесценных работ тех, чьи имена истори€ психологии не обойдет молчанием." ёнг  арл √устав "ѕроблемы души нашего времени".

 

"Ѕыть или иметь" называлась стать€, написанна€ американским психологом и социологом Ёрихом ‘роммом. ¬ этой статье подробно и всесторонне рассматриваетс€ поведение двух типов людей, ориентированных на материальные ценности и ориентированных на духовные ценности и идеалы. «десь € только в общих чертах отмечу основные идеи данной работы и рекомендую читателю, ознакомитс€ с ней в оригинале.

Ёрих ‘ромм (1900-1980), материалист по убеждени€м, был основоположником неофрейдизма, направлени€ в психологии, развивающего идеи ‘рейда. ¬ отличие от ‘рейда, который придавал большое значение воздействию на поведение человека сексуальных отношений, Ёрих ‘ромм рассматривал также вли€ние на поведение человека личностных и общественных, социальных отношений. ¬ св€зи со своими убеждени€ми ‘ромм модифицировал техники работы ‘рейда, создав свою версию психоанализа. ‘илософские и социологические работы ‘ромма положили начало движению известному как неомарксизм. ¬ своих работах он развивал идеи  арла ћаркса и ‘ридриха Ёнгельса, указыва€ на ошибочность некоторых их теоретических построений. —вое мнение было у ‘ромма и о том, каким должен быть социализм.

ѕрактическое использование психоанализа позволило ‘ромму накопить значительный объем данных, на основе которых и была написана стать€ "Ѕыть или иметь". ¬ этой статье он пишет:

"ƒолгие годы, различие между бытием и обладанием глубоко интересовало мен€, и € пыталс€ найти его эмпирическое подтверждение в конкретном исследовании индивидов и групп с помощью психоаналитического метода. ѕолученные результаты привели мен€ к выводу, что различие между бытием и обладанием, так же как и различие между любовью к жизни и любовью к смерти, представл€ет собой коренную проблему человеческого существовани€; эмпирические антропологические и психоаналитические данные свидетельствуют о том, что обладание и бытие €вл€ютс€ двум€ основными способами существовани€ человека, преобладание одного из которых определ€ет различи€ в индивидуальных характерах людей и типах социального характера".

‘ромм называет обладание и бытие основными способами существовани€, наравне с этим термином, дл€ обозначени€ обладани€ и быти€, € буду примен€ть термин состо€ни€ существовани€, термин близкий по значению, который примен€етс€ р€дом других авторов.

‘ромм отмечает, что в основной массе люди принадлежит к смешанному типу, дл€ которого характерно смешение обладани€ и быти€. Ќо встречаютс€ и "чистые" типы, которые т€готеют в основном к обладанию и типы, которые т€готеют в основном к бытию. ‘ромм дает такое определение этих типов:

"Ётот предварительный обзор значений слов "иметь" и "быть" позвол€ет сделать следующие выводы.

1. ѕод обладанием и бытием € понимаю не некие отдельные качества субъекта, примером которых могут быть такие утверждени€, как "у мен€ есть автомобиль" или "€ белый", или "€ счастлив", а два основных способа существовани€, два разных вида самоориентации и ориентации в мире, две различные структуры характера, преобладание одной из которых определ€ет все, что человек думает, чувствует и делает.

2. ѕри существовании по принципу обладани€ мое отношение к миру выражаетс€ в стремлении сделать его объектом владени€ и обладани€, в стремлении превратить все и всех, в том числе и самого себ€, в свою собственность.

3. „то касаетс€ быти€ как способа существовани€, то следует различать две его формы. ќдна из них €вл€етс€ противоположностью обладани€, как это показано на примере ƒю ћаре, и означает жизнелюбие и подлинную причастность к миру. ƒруга€ форма быти€ - это противоположность видимости, она относитс€ к истинной природе, истинной реальности личности или вещи в отличие от обманчивой видимости, как это показано на примере этимологии слова "быть"".

јнализиру€ характерные особенности поведени€ в жизни этих двух типов людей, ‘ромм подробно описывает такие области как обучение, способности к запоминанию информации, формы общени€ с другими людьми, особенности воспри€ти€ при чтении, отношение к власти и многое другое. Ќапример, он отмечает, что в области обучени€ поведение людей ориентированных на обладание сильно отличаетс€ от поведени€ людей ориентированных на бытие:

"—туденты, ориентированные на обладание, могут слушать лекцию, воспринимать слова, понимать логическое построение фраз и их смысл и в лучшем случае дословно записать все, что говорит лектор, в свою тетрадь с тем, чтобы впоследствии вызубрить конспект и, таким образом, сдать экзамен. —одержание лекции не становитс€, однако, частью их собственной системы мышлени€, не расшир€ет и не обогащает ее. ¬место этого такие студенты все услышанное в лекции просто фиксируют в виде записей отдельных мыслей или теорий в своих конспектах и сохран€ют их". "” студентов, дл€ которых обладание €вл€етс€ главным способом существовани€, нет иной цели, как придерживатьс€ того, что они "выучили", - либо твердо полага€сь на свою пам€ть, либо бережно сохран€€ свои конспекты. »м не приходитс€ создавать или придумывать что-то новое, напротив, индивидам такого типа свежие мысли или идеи относительно какого-либо предмета внушают немалое беспокойство, ибо все новое ставит под сомнение ту фиксированную сумму знаний, которой они обладают. ¬ самом деле, человека, дл€ которого обладание €вл€етс€ основным способом его взаимоотношений с миром, те идеи, суть которых нелегко уловить и зафиксировать (в пам€ти или на бумаге), пугают - как и все, что развиваетс€ и измен€етс€, а потому не поддаетс€ контролю"

—реди людей, ориентированных на обладание часто встречаютс€ отличники, которые способны выучить и повторить огромный объем материала, иногда даже понима€ его, но, как правило, этот материал так и остаетс€ дл€ них мертвой догмой, развить и творчески использовать которую они не могут.

—овершенно иначе себ€ про€вл€ют люди ориентированные на бытийность:

"—овершенно по-иному протекает процесс усвоени€ знаний у студентов, которые избрали в качестве основного способа взаимоотношений с миром бытие. Ќачнем хот€ бы с того, что они никогда не приступают к слушанию курса лекций - даже первой из них, будучи tabulae rasae. ќни ранее уже размышл€ли над проблемами, которые будут рассматриватьс€ в лекции, у них в св€зи с этим возникли свои собственные вопросы и проблемы. ќни уже занимались данной темой, и она интересует их. ќни не пассивные вместилища дл€ слов и мыслей, они слушают и слышат, и, что самое важное, получа€ информацию, они реагируют на нее активно и продуктивно. “о, что они слышат, стимулирует их собственные размышлени€. ” них рождаютс€ новые вопросы, возникают новые идеи и перспективы. ƒл€ таких студентов слушание лекции представл€ет собой живой процесс. ¬се то, о чем говорит лектор, они слушают с интересом и тут же сопоставл€ют с жизнью. ќни не просто приобретают знани€, которые могут унести домой и вызубрить. Ќа каждого из таких студентов лекци€ оказывает определенное вли€ние, в каждом вызывает какие-то изменени€: после лекции он (или она) уже чем-то отличаетс€ от того человека, каким он был прежде.  онечно, такой способ усвоени€ знаний может превалировать лишь в том случае, если лектор предлагает материал, стимулирующий интерес студентов. ѕереливание из пустого в порожнее не может заинтересовать студентов с установкой на бытие; они в таких случа€х предпочитают вовсе не слушать лектора и сосредоточитьс€ на своих собственных мысл€х".

‘ромм отмечает существование двух различных способов пользовани€ пам€тью, характерных дл€ людей этих типов:

"¬споминание может происходить либо по принципу обладани€, либо по принципу быти€. —амым важным, что лежит в основе различи€ этих двух форм, €вл€етс€ тип устанавливаемой св€зи. ѕри вспоминании по принципу обладани€ така€ св€зь может быть чисто механической, когда, например, св€зь между двум€ последовательными словами определ€етс€ частотой их употреблени€ в данном сочетании, или же чисто логической, как св€зь между противоположными или пересекающимис€ пон€ти€ми; основанием дл€ установлени€ св€зи могут быть временные и пространственные параметры, величина, цвет; св€зи могут устанавливатьс€ также в рамках конкретной системы мышлени€

¬споминание по принципу быти€ представл€ет собой активное воспроизведение слов, мыслей, зрительных образов, картин, музыки - то есть конкретный факт, который нужно вспомнить, соедин€етс€ со множеством других св€занных с ним фактов. ¬ этом случае устанавливаютс€ не механические или чисто логические св€зи, а св€зи живые. ќдно пон€тие св€зываетс€ с другим в результате продуктивного акта мышлени€ (или чувствовани€), которое мобилизуетс€ при поиске нужного слова. ѕриведем простой пример: если слова "головна€ боль" ассоциируютс€ у мен€ со словом "аспирин", то возникает логическа€, конвенциональна€ ассоциаци€. ≈сли же это слово вызывает у мен€ такие ассоциации, как "стресс" или "гнев", то € св€зываю данный факт с его возможными причинами, к пониманию которых € пришел в ходе изучени€ самого €влени€. ѕоследний тип вспоминани€ представл€ет собой акт продуктивного мышлени€. Ќаиболее впечатл€ющим примером этого типа живого вспоминани€ €вл€етс€ предложенный ‘рейдом метод свободных ассоциаций".

‘ромм отмечает, что дл€ людей ориентированных на обладание воспоминание часто €вл€етс€ механическим процессом, обычным воспроизведением. ¬ то же врем€, люди ориентированные на бытие более зависимы от того, насколько интересна дл€ них полученна€ информаци€:

"Ћюди, не очень склонные к сохранению информации, могут убедитьс€, что дл€ того, чтобы их пам€ть хорошо работала, им необходимо испытывать сильный и непосредственный интерес. Ќапример, известны случаи, когда люди вспоминали слова давно забытого ими иностранного €зыка, если это было им жизненно необходимо. »з своего собственного опыта могу сказать, что, не будучи наделен особенно хорошей пам€тью, € тем не менее вспоминал содержание сна своего пациента, который анализировал две недели или даже п€ть лет назад, если мне приходилось снова лицом к лицу встречатьс€ с этим человеком и сосредоточитьс€ на его личности. ј ведь всего за п€ть минут до этого, когда в том не было особой необходимости, € был абсолютно не в состо€нии вспомнить этот сон

¬споминание по принципу быти€ предполагает оживление в пам€ти того, что человек видел или слышал ранее. ћы сами можем испытать такое продуктивное восстановление в пам€ти, если попытаемс€ представить себе лицо какого-то человека, которого мы когда-то видели, или какой-нибудь пейзаж. Ќи то, ни другое мы не сможем вспомнить сразу; нам необходимо воссоздать этот предмет, мысленно оживить его. “акое восстановление в пам€ти не всегда бывает легким, ведь дл€ того, чтобы вспомнить лицо того или иного человека или определенный пейзаж, мы должны были в свое врем€ смотреть на него достаточно внимательно.  огда такое вспоминание совершаетс€, человек, чье лицо мы вспоминаем, предстает перед нами настолько живым, а пейзаж - настолько отчетливым, словно этот человек или пейзаж сейчас физически присутствует перед нашим взором".

—пособ пользовани€ пам€тью у людей склонных к обладанию более напоминает процесс рассматривани€ фотографий:

"“ипичным примером того, как происходит восстановление в пам€ти лица или пейзажа по принципу обладани€, €вл€етс€ манера большинства людей рассматривать фотографии. ‘отографи€ служит им лишь вспомогательным средством дл€ опознани€ человека или места, вызыва€, как правило, такую реакцию: "ƒа, это он" или "ƒа, мне случалось бывать здесь". “аким образом, дл€ большинства людей фотографи€ становитс€ своего рода отчужденной пам€тью.

«аписи представл€ют собой еще одну форму отчужденной пам€ти. «аписыва€ то, что € хочу запомнить, € приобретаю уверенность в том, что владею информацией, и потому не стараюсь удержать ее в своей голове. я уверен в своей собственности - ибо, только потер€в записи, € тер€ю также и пам€ть об этой информации. я утрачиваю свою способность к запоминанию, ибо мой банк пам€ти превратилс€ в экстеризованную в виде записей часть мен€ самого".

–азличи€ в способах воспри€ти€ и запоминани€ полученной информации, определ€ет стиль обучени€ и дальнейшего использовани€ полученных знаний:

"–азличие между принципом обладани€ и принципом быти€ в сфере знани€ находит выражение в двух формулировках: "” мен€ есть знани€" и "я знаю". ќбладание знанием означает приобретение и сохранение имеющихс€ знаний (информации); знание же функционально, оно участвует в процессе продуктивного мышлени€".

ќднако насто€щим знанием ‘ромм считает все же не механическое знание, сохранение информации, а творческое понимание сути €влени€:

"«нать - значит проникнуть за поверхность €влени€ до самых его корней, а следовательно, и причин; знать - значит "видеть" действительность такой, какова она есть, без вс€ких прикрас. «нать не означает владеть истиной; это значит проникнуть за поверхность €влений и, сохран€€ критическую позицию, стремитьс€ активно приближатьс€ к истине".

ќдним из главных недостатков современной системы образовани€, ‘ромм как раз и считает ее ориентацию на обладание знани€ студентами, без действительного понимани€ концепций и основных принципов изучаемой области:

"—уществующа€ система образовани€, как правило, направлена на то, чтобы научить людей приобретать знани€ как некое имущество, более или менее соразмерное той собственности и тому общественному положению, которые они, по всей веро€тности, обеспечат им в будущем. ѕолучаемый людьми минимум знаний как раз достаточен дл€ того, чтобы должным образом выполн€ть свои служебные об€занности.  роме того, каждый из них получает в отдельной упаковке "знани€-люкс", предназначенные дл€ более полного ощущени€ собственной значимости, причем размер каждой упаковки обусловлен веро€тным общественным положением данного лица в будущем. ”чебные заведени€ - это фабрики, производ€щие такие упаковки со "всесторонними" знани€ми, хот€ сами они обычно утверждают, что их цель - ознакомить учащихс€ с высочайшими достижени€ми человеческого разума. ћногие колледжи про€вл€ют особую изобретательность по части распространени€ подобных иллюзий".

“акже ‘ромм отмечает различи€ в стиле общени€ людей склонных к обладанию и людей склонных к бытию. Ћюди склонные к обладанию отчасти отождествл€ют себ€ со своим мнением, и поэтому часто продолжают его придерживатьс€ даже тогда, когда в этом нет особенной надобности:

"–азличие между принципом обладани€ и принципом быти€ можно легко наблюдать на примере двух бесед. ѕредставим себе сначала типичный спор, возникший во врем€ беседы двух людей, один из которых. ј, имеет мнение X, а второй, ¬, - мнение ”.  аждый из них отождествл€ет себ€ со своим собственным мнением.  аждый из них озабочен тем, чтобы найти лучшие, то есть более веские аргументы и отсто€ть свою точку зрени€. Ќи тот, ни другой не собираетс€ ее изменить и не надеетс€, что изменитс€ точка зрени€ оппонента.  аждый из них боитс€ изменени€ собственного мнени€ именно потому, что оно представл€ет собой один из видов его собственности, и лишитьс€ его - значило бы утратить какую-то часть этой собственности.

Ќесколько ина€ ситуаци€ возникает в беседе, котора€ не носит характер спора.  ому не знакомы чувства, которые испытываешь при встрече с человеком, занимающим видное положение, или пользующимс€ известностью, или даже обладающим действительными достоинствами, или с тем, от кого мы хотим получить что-то: хорошую работу, любовь, восхищение? ¬ подобных обсто€тельствах многие склонны про€вл€ть по крайней мере легкое беспокойство и часто "готов€т" себ€ к этой важной встрече. ќни обдумывают темы разговора, которые могли бы быть интересными дл€ их собеседника; они заранее задумываютс€ над тем, с чего бы лучше начать разговор; некоторые даже составл€ют план всей беседы - той ее части, котора€ отводитс€ им самим. ќни подбадривают себ€, дума€ о том, что они имеют: о своих прошлых успехах и личном оба€нии (или о своей способности внушать люд€м страх, если така€ роль представл€етс€ им более эффектной), о своем общественном положении, св€з€х, своей внешности и одежде. —ловом, они мысленно взвешивают свои достоинства и, исход€ из этой оценки, выкладывают свой товар в последующей беседе. „еловек, хорошо владеющий этим искусством, и вправду способен произвести впечатление на многих, хот€ это впечатление лишь отчасти €вл€етс€ результатом хорошего исполнени€ избранной роли: в значительной степени здесь сказываетс€ и неумение большинства разбиратьс€ в люд€х. ќднако, если исполнитель не столь искусен, его игра будет казатьс€ грубой, фальшивой, скучной, а потому и не вызовет особого интереса".

Ѕолее конструктивны и более открыты в общении люди склонные к бытию:

"ѕолную противоположность этому типу людей представл€ют собой те, кто подходит к любой ситуации без какой бы то ни было предварительной подготовки и не прибегает ни к каким средствам дл€ поддержани€ уверенности в себе. »х реакци€ непосредственна и продуктивна; они забывают о себе, о своих знани€х и положении в обществе, которыми они обладают. »х собственное "€" не чинит им преп€тствий, и именно по этой причине они могут всем своим существом реагировать на другого человека и его мысли. ” них рождаютс€ новые идеи, потому что они не держатс€ ни за какую из них. ¬ то врем€ как люди, ориентированные на обладание, полагаютс€ на то, что они имеют, люди, ориентированные на бытие, полагаютс€ на то, что они есть, что они живые существа и что в ходе беседы об€зательно родитс€ что-то новое, если они будут всегда оставатьс€ самими собой и смело реагировать на все. ќни живо и полностью вовлекаютс€ в разговор, потому что их не сдерживает озабоченность тем, что они имеют. ѕрисуща€ им живость заразительна и нередко помогает собеседнику преодолеть его собственный эгоцентризм. “аким образом, беседа из своеобразного товарообмена (где в качестве товара выступают информаци€, знани€ или общественное положение) превращаетс€ в диалог, в котором больше уже не имеет значени€, кто прав. »з соперников, стрем€щихс€ одержать победу друг над другом, они превращаютс€ в собеседников, в равной мере получа€ удовлетворение от происход€щего общени€; они расстаютс€, унос€ в душе не торжество победы и не горечь поражени€ - чувства в равной степени бесплодные, - а радость. (»менно така€ способность врача подбодрить пациента, пробудить в нем интерес к жизни €вл€етс€ существенно важным фактором в психоаналитической терапии. Ќикака€ "доза" психоанализа не будет эффективной, если лечение проходит в т€желой, бездушной и унылой атмосфере.)".

–азлично про€вл€ют себ€ люди и при управлении другими людьми, когда они наделены властными полномочи€ми:

"Ќаиболее важный момент выражаетс€ здесь в различии между "обладать властью" и "быть властью". ѕочти всем нам приходитс€, по крайней мере, на каком-то этапе жизни, употребл€ть власть. ¬оспитыва€ детей, люди - хот€т они того или нет - осуществл€ют власть, чтобы защитить своих детей от гроз€щих им опасностей и дать им какие-то советы по поводу того, как следует вести себ€ в различных ситуаци€х. ¬ патриархальном обществе женщина также €вл€етс€ дл€ большинства мужчин объектом власти. Ѕольшинство членов бюрократического, иерархически организованного общества наподобие нашего осуществл€ют власть, исключение составл€ют только люди самого низкого социального уровн€, которые служат лишь объектами власти".

Ќаиболее рациональной и заслуженной ‘ромм признает власть по принципу быти€, власть компетентную и заслуженную. ¬ласть, котора€ основываетс€ на авторитете, а не на принуждении и подавлении человека человеком.

"¬ласть по принципу быти€ основываетс€ не только на том, что какой-то индивид компетентен выполн€ть определенные социальные функции, но в равной мере и на самой сущности личности, достигшей высокой ступени развити€ и интеграции. “акие личности "излучают" власть, и им не нужно приказывать, угрожать и подкупать. Ёто высокоразвитые индивиды, самый облик которых - гораздо больше, чем их слова и дела, - говорит о том, чем может стать человек".

¬ современном обществе власть часто основываетс€ не на качествах человека, а на его "праве" занимать определенную должность. ќдним из способов получени€ власти подобным образом, может быть назначение руководител€ сверху не по критерию компетентности, а по критерию личной преданности. ¬прочем, и при демократичном способе выбора руководител€, велика веро€тность того, что во врем€ выборной компании избирател€м будет предоставл€тьс€ ложна€ информаци€, характеризующа€ кандидата значительно лучше, чем он есть на самом деле, а соперников в €вно темных тонах. ¬ таких услови€х разыгрываютс€ "войны компроматов":

" аковы бы ни были причины утраты качеств, составл€ющих компетентность, в большинстве крупных и иерархически организованных обществ происходит процесс отчуждени€ власти. ѕервоначальна€ реальна€ или мнима€ компетентность власти переноситс€ на мундир или титул, ее олицетвор€ющие. ≈сли облеченное властью лицо носит соответствующий мундир или имеет соответствующий титул, то эти внешние признаки компетентности замен€ют действительную компетентность и определ€ющие ее качества.  ороль - воспользуемс€ этим титулом как символом власти такого типа - может быть глупым, порочным, злым человеком, то есть в высшей степени некомпетентным дл€ того, чтобы быть властью; тем не менее он обладает властью. ѕока он имеет королевский титул, считаетс€, что он обладает качествами, делающими его компетентным. ƒаже если король голый, все вер€т, что на нем роскошные одежды.

“о, что люди принимают мундиры или титулы за реальные признаки компетентности, не происходит само собой. “е, кто обладает этими символами власти и извлекает из этого выгоду, должны подавить способность к реалистическому, критическому мышлению у подчиненных им людей и заставить их верить вымыслу.  аждому, кто даст себе труд задуматьс€ над этим, известны махинации пропаганды и методы, с помощью которых подавл€ютс€ критические суждени€, известно, каким покорным и податливым становитс€ разум, усыпленный избитыми фразами, и какими бессловесными делаютс€ люди, тер€€ независимость, способность верить собственным глазам и полагатьс€ на собственное мнение. ѕоверив в вымысел, они перестают видеть действительность в ее истинном свете".

ƒалее ‘ромм подробно рассматривает отношение различных типов людей к предмету веры, к любви, и к общественным отношени€м. Ёто все тоже написано содержательно и интересно, но € предлагаю читател€м, с этим материалом ознакомитс€ самосто€тельно.

¬о второй половине своей статьи, ‘ромм, как социолог и неомарксист, переходит к сравнительному анализу различных социальных систем, в св€зи со способностью людей ориентироватьс€ на "быть" или на "иметь". Ёто несколько выходит за рамки рассматриваемого в этой главе вопроса. “ем не менее, дополнительно к материалу, который излагает ‘ромм, € хочу добавить следующее.

—осто€ни€ быть и иметь различным образом про€вл€ютс€ в культурах народов насел€ющих нашу планету. Ќапример, в западной культуре встреча друзей представл€етс€ как некие совместные действи€, "встретитс€ дл€ того, чтобы..." или "встретитьс€ и...". ¬ культуре »ндии прин€ты несколько иные представлени€ по тому же вопросу. ¬ »ндии считаетс€ про€влением хороших отношений между людьми возможность провести встречу в молчании. Ћогика такова: если вы встречаетесь и не должны никому ничего доказывать и никого ничем заинтересовывать, просто садитесь р€дом и вам комфортно, то это и есть индикатор хороших отношений между вами.

¬ восточной культуре, составл€юща€ "быть" про€вл€етс€ сильнее, чем в западной. ќтчасти, более выраженное стремление "иметь" объ€сн€ет быстрый взлет западной цивилизации в последние столети€, однако пример японии показывает, что можно построить и общество, более гармонично совмещающее компоненты "быть" и "иметь".

 

[1]<!----------- —обственно произведение --------------->





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 508 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тремитесь не к успеху, а к ценност€м, которые он дает © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

492 - | 501 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.035 с.