Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ѕытие телом (ѕоражение)




-0.1 —ожаление

-0.2 —тыд (Ѕытие в качестве других тел)

-0.7 ѕодотчетен

-1.0 Ќаказание других тел (ѕорицание)

-1.3 ќтветственность как обвинение (–аска€ние)

-1.5 ”правление телами (”силие)

-2.2 «ащита тел

-3.0 ќбладание телами (ћысль)

-3.5 ќдобрение от тел

-4.0 ѕотребность в телах (—имволы)

-5.0 ѕоклонение телам (≈да)

-6.0 ∆ертвоприношение (—екс)

-8.0 —окрытие (“айна)

-10.0 Ѕытие объектом (ќжидание)

-20.0 Ѕытие пустотой (ќтсутствие сознани€)

-30.0 Ќевозможность спр€татьс€

-40.0 ќкончательное поражение (ѕолное отсутствие знани€).

Ѕез специального комментари€ по каждому пункту этой шкалы, вложенна€ в нее информаци€ скорее всего окажетс€ непон€той.

“акой вид эта шкала приобрела далеко не сразу. ¬начале, ’аббард обнаружил, что существуют тона выше 4, и в 50-х годах он стал достраивать шкалу вверх. ѕо поводу построени€ этой шкалы у него были определенные философские соображени€, он предположил, что в самой верхней точке должно находитьс€ состо€ние, когда человек ощущает себ€ полной причиной по отношению ко всему, его окружающему. Ёто состо€ние он назвал "Ѕезм€тежность существовани€". ѕосле этого, ’аббард произвольно (!) присвоил тону "Ѕезм€тежность существовани€" значение 40,0. Ёто было сделано дл€ того, чтобы получить определенный числовой р€д, чтобы навести пор€док, и остальные тона располагать на шкале, соизмер€€сь с этим масштабом. ј число 40 было выбрано потому, что оно на пор€док, то есть в дес€ть раз больше, числа 4:

"” нас есть градиентна€ шкала от пространства до материи, котора€ дл€ наших целей начинаетс€ с произвольного числа 40.0 и опускаетс€ до 0.0 дл€ целей HOMO SAPIENS ".

—лово "произвольного" выделено мной. Ќе нужно думать, что интервал шкалы от тона 4,0 до тона 40,0 точно в 9 раз больше интервала от тона 0 до 4,0. Ёто неверное заключение. ¬ нескольких местах ’аббард в своих книгах и лекци€х предостерегает от подобной ошибки:

"ќднако сразу должны быть сделаны оговорки, чтобы студент не подумал, что можно понимать эту шкалу буквально, число к числу ".

“очно так же ошибкой будет предполагать, что числовое значение тонов на шкале тонов за пределами интервала от 0 до 4 определенно совершено точно.

«атем, ’аббард расширил шкалу в направлении ниже нул€ до тона -8. Ёто редакци€ 1952 года. Ќасколько € понимаю эту ситуацию, было некоторое врем€, когда ’аббард обнаружил в нижней части шкалы несколько эмоций. ¬начале он описал их как целый р€д эмоций в промежутке между тоном 0,05 и 0, но затем переместил их ниже тона 0. ¬от цитата, уже приводима€ выше, но более полна€:

"” нас есть градиентна€ шкала от пространства до материи, котора€ дл€ наших целей начинаетс€ с произвольного числа 40.0 и опускаетс€ до 0.0 дл€ целей HOMO SAPIENS, а дл€ целей оценки тэтана до -8.0. Ёта градиентна€ шкала называетс€ Ўкалой “онов ".

—ловом "тэтан" ’аббард обозначает духовное существо, в отличие от homo sapiens, человека разумного, которого он еще называет сплавом тело плюс тэтан. » если расширение шкалы вверх, выше тона "Ёнтузиазм", было пон€тным, то при ее расширении в отрицательную область, от ’аббарда потребовались объ€снени€. ≈ще бы! ¬ начале 50-х годов, в нескольких первых верси€х шкалы эмоциональных тонов, тон 0 был обозначен как "—мерть тела", а теперь речь шла о движении по тону еще ниже. ƒл€ того чтобы объ€снить существование отрицательных тонов аффинити, расположенных ниже тона "—мерть тела", ’аббард придумал теорию, согласно которой у сплава тела с тэтаном свой тон аффинити, а у тэтана свой, и они не всегда совпадают. ѕо этой теории получалось, что эмоции, такие как гнев, страх, веселье и энтузиазм, это все ощущени€, которые генерирует тело человека, а расширенна€ шкала соответствует тону тэтана, а не тела.

¬ том, что различные составл€ющие человека могут иметь собственные механизмы, св€занные с эмоци€ми, мне не кажетс€ неверо€тным, однако этим ’аббард не ограничилс€.

"ќбласть ниже нул€ по шкале тонов приложима только к тэтану. ƒовольно часто можно наблюдать, что каждый человек обладает двум€ положени€ми на шкале тонов. Ёто происходит потому, что существует положение на шкале дл€ сплава тэтана и его тела MEST, который действует в состо€нии незнани€ того, что он не €вл€етс€ телом MEST, и ведет себ€ в соответствии с общественными обыча€ми, которые дают ему некое подобие разумности. ј другое положение на шкале тонов - это положение самого тэтана, и нам необходимо продемонстрировать отрицательную шкалу, чтобы вообще найти тэтана ".

—огласно этому объ€снению, тэтан, то есть разумное существо в теле, часто находитс€ в некоторого рода бессознательном состо€нии, не осознава€ себ€ и счита€ себ€ телом, в котором оно находитс€. ¬ подобном состо€нии находитс€ абсолютное большинство людей на этой планете, и только прохождение саентологического одитинга способно вывести тэтана из этого состо€ни€ и позвол€ет достигнуть состо€ни€ клира, состо€ни€, когда разумное существо начнет себ€ осознавать. »менно достижение этого состо€ни€ и €вл€етс€ одной из целей любого саентолога.

ѕодобное объ€снение существующего пор€дка вещей, конечно, придает особое значение состо€нию клир и служит великолепным способом стимулировать людей на получение ими одитинга. ќднако € пришел к выводу, что в предложенной ’аббардом теории отсутствует часть ключевой информации.

  тому же, такое объ€снение вызывает подавл€ющее действие на людей, изучающих шкалу тонов. —удите сами. ¬начале человек, пользу€сь методикой из "—амоанализа" или "–уководства дл€ преклира", находит себ€ на шкале от 0 до 4, радуетс€ этой находке, а затем получает информацию, что это только тон его тела, а не его собственный тон. ѕотом он узнает, что тон тэтана, то есть именно самого человека как личности, обычно находитс€ значительно ниже нул€ на шкале тонов. √ораздо ниже тона "—мерть тела".

—трашно?

ќсобенно если до этого человек уже убедилс€ в действенности некоторых саентологических методик.

–асширенна€ шкала тонов отображает последовательность изменени€ мотивации человека. ¬ области чуть выше тона 0 человек мотивирован на достижение своих целей самосто€тельно, немного ниже, он мотивирован на достижение своих целей при помощи других людей, воздейству€ на них. ≈ще ниже, человек мотивирован на то, чтобы его прин€ли к себе в группу люди, через которых он может добитьс€ своих целей. » во всех этих состо€ни€х, и гораздо ниже по тону, человек способен испытывать такие эмоции как веселье и энтузиазм, гнев и страх. » это не эмоции тела, а его собственные эмоции как разумного существа.

ѕо мере подн€ти€ по шкале человек действительно становитс€ способен в большей степени подчинить свое тело разуму, все меньше зависит от тела и все меньше ассоциирует себ€ с телом, рассматрива€ его как инструмент, управл€емый разумом.

Ќо неспособность разумного существа ощутить различие между собой и своим телом, а также незнание им того, что оно не €вл€етс€ телом, вовсе не означает, что оно находитс€ в состо€нии ниже смерти или, по крайней мере, находитс€ в состо€нии бессознательности. ≈сли человек осознает себ€ как тело, то это определенный уровень способности осознавать себ€ и свое окружение. –азличные уровни отождествлени€ человеком себ€ с определенными €влени€ми и объектами можно проследить по всей шкале тонов и ниже и выше состо€ни€, которое ’аббард называет клир.

ј тому, что шкала тонов от 0 до 4 близка и пон€тна люд€м, наход€щимс€ на разных уровн€х шкалы тонов, есть другое объ€снение. Ёта шкала периодическа€. » она повтор€етс€ на разных уровн€х шкалы тонов в гармониках. ¬нешне, эмоциональна€ реакци€ людей наход€щихс€ в различных гармониках похожа, но различна мотиваци€, котора€ вызывает эти эмоции.

Ќапример, вы определили, что человек в тоне 3,5 на шкале от 0 до 4. Ёто тон ¬еселье. ƒл€ того чтобы определить положение человека на расширенной шкале тонов, теперь необходимо вы€снить, что вызывает у этого человека веселье. » как он понимает эмоцию веселье. » тут окажетс€, что дл€ одного человека весело провести врем€, это покататьс€ на велосипеде, а дл€ другого, это сделать пакость соседу. » тот и другой, будут довольны своими действи€ми. Ёто совершенно разное веселье и разна€ мотиваци€, но внешне реакци€ будет выгл€деть схоже.

 

„то же касаетс€ определений слова "клир" в саентологии, то за полвека их было так много и они настолько противоречили друг другу, что только одно это может быть темой отдельной статьи. я не буду запутывать читател€ всеми этими определени€ми. Ќо одним из признаков достижени€ этого состо€ни€, согласно ’аббарду, было "осознание клира". Ќе вдава€сь в подробности, это уровень, на котором человек начинает считать самого себ€ причиной своего умственного состо€ни€. Ќемного выше по тону, человек начинает осознавать самого себ€ способным вли€ть на окружающую реальность. –ечь идет не о том, что он ощущает себ€ способным повли€ть на что-то. –ечь идет о тотальном убеждении в том, что он сам, его действи€ и его мысли могут изменить окружающую реальность. —огласитесь, человек, который мотивирован подобным образом, человек, с подобным отношением к себе, жизни и окружающему миру, действительно многое может изменить.  онечно при условии, что он компетентен в том, чем занимаетс€.

Ќичего мистического, ничего такого, что позвол€ло бы объективно судить о €влении пробуждени€ духовного существа, на уровне клир не происходит, просто мен€етс€ мотиваци€, мен€етс€ отношение человека к себе и к окружающей действительности. Ёто одна из причин, по которой в саентологии прин€то объ€вл€ть себ€ клирами.  то знает, что ты влюблен? “олько ты сам.  то знает, что ты избранный? “олько ты сам.  онечно, это не отмен€ет последующей аттестации.

ќзначает ли это, что достигший данного состо€ни€ человек действительно в полной мере €вл€етс€ причинной своего умственного состо€ни€ и у него отсутствуют проблемы в данной области? — точки зрени€ мировоззрени€ ’аббарда, и €вл€етс€, и отсутствуют. ’аббард вообще отрицает существование объективной реальности, и дл€ него, если человек субъективно что-либо ощущает, то так оно и есть.   рассмотрению особенностей такой философии € еще вернусь. ј сейчас хочу привести точку зрени€ авторитетного в постсаентологических кругах исследовател€ ƒэвида ћэйо, который в 70-х годах был ближайшим сотрудником ’аббарда:

"Ёто PR, и соображени€ маркетинга привели ’аббарда к решению, что определенные люди становились "клирами" в определенной точке, и что поэтому они не имеют реактивного ума. ќднако это утверждение €вл€етс€ ложью, и весьма деструктивной. ќно отрицает достижени€ в кейсах большого числа людей и дает слишком удобную кнопку дл€ отступлени€ преклирам, одиторам и кейс-супервизорам, когда они имеют проблемы с кейсом преклира".

"ƒругой частью проблемы €вл€етс€ то, что состо€ни€ клира и релиза субъективны. ѕрос€ аберрированного человека решить, когда он почувствовал или подумал, что он больше не имеет аберраций,, это с самого начала [означает (ќ.¬.)] просить иллюзорного "осознани€" ".

ѕолагаю, что, несмотр€ на обилие технических терминов, иде€ пон€тна. –ечь здесь идет о различной трактовке одних и тех же, объективно наблюдаемых €влений, и различной трактовке субъективных ощущений.

 

6.  ризис "я —јћ"

  "≈сли бы критические возрасты не были открыты чисто эмпирическим путем, пон€тие о них следовало бы ввести в схему развити€ на основании теоретического анализа." Ћ. ¬ыготский.

 

Ўкала тонов, котора€ рассматриваетс€ ниже, хот€ и была открыта как шкала эмоций, на самом деле, по моему убеждению, имеет значительно более глубокое, возможно даже, фундаментальное значение. ¬ частности, отчасти в этой главе, отчасти в последующих главах, € приведу примеры, показывающие, что шкала отражает работу механизмов формировани€ и развити€ человеческого сознани€. “о есть, согласно моим убеждени€м, стадии развити€ ребенка в первые годы жизни можно проследить по этой шкале. ‘ормирование сознани€ начинаетс€ в верхней части шкалы и затем распростран€етс€ все ниже. ¬ частности, в отношении той части шкалы, котора€ будет рассмотрена в этой главе, примечателен следующий факт. ¬ первые годы жизни ребенок проходит через состо€ние сознани€, которое в детской психологии прин€то называть кризисом "я сам", и это имеет пр€мое отношение к рассматриваемой здесь теме.

—огласно классификации известного италь€нского педагога ћарии ћонтессори, развитие сознани€ ребенка можно разделить на несколько больших этапов - сензитивных периодов:

ќт 0 до 3 лет - "¬питывающее сознание".

ќт 3 до 6 лет - "—троитель самого себ€"

ќт 6 до 9 лет - "»сследователь окружающего мира".

ќт 9 до 12 лет - "”ченный"

ќт 12 до 18 лет - "¬питывающее сознание".

ѕричины, по которым ћонтессори дала именно такие названи€ сензитивным периодам, изложены в ее книге "ѕомоги мне это сделать самому ".

ѕереход от первого этапа ко второму как раз и характеризуетс€ р€дом про€влений "я сам", которые, при нормальном развитии, про€вл€ютс€ у детей в возрасте от двух с половиной до трех лет.

—огласно положени€м теории, которые € буду излагать ниже, формирование различных моделей поведени€ ребенка происходит в соответствии со шкалой аффинити. ј раз это так, то, вслед за состо€нием "я сам", у ребенка должен наступить период, в котором его внимание будет направлено на то, чтобы заставить, убедить или выпросить у другого человека выполнить некоторое действие, некоторое свое желание. «атем должно следовать состо€ние, в котором ребенок сам выполн€ет желани€ другого человека или делает нечто дл€ него. ѕрохождение через эти и р€д других состо€ний, совершенно необходимо дл€ правильного формировани€ сознани€ ребенка. »менно в этот период формируютс€ определенные модели поведени€ человека, необходимые ему в дальнейшем.

≈стественно, после того, как € пришел к подобным выводам, € заинтересовалс€ тем, как они соотнос€тс€ с наблюдени€ми за поведением детей. —огласно р€ду источников по этой теме, кризис "я сам" развиваетс€ следующим образом. ¬начале возникает состо€ние повышенной инициативности ребенка, его желание сделать определенные вещи самосто€тельно, что обычно радует родителей. »менно в это врем€ в словаре ребенка по€вл€етс€ выражение "я сам" или его аналог.

„ерез некоторое врем€, поведение ребенка мен€етс€, часто он становитс€ капризным, упр€мым и непослушным и в его словаре по€вл€етс€ выражение "не хочу". —лова "нет" и "не хочу", "не хочешь" ребенок слышал от взрослых раньше и понимал их значение, но на этом этапе он начинает активно пользоватьс€ ими сам. Ќа этом этапе ребенок может про€вл€ть агрессию по отношению к другим дет€м.

–€д психологов св€зывает эти про€влени€ с тем, что родители не дают в должной степени реализоватьс€ ребенку как личности, и это вызывает протест. »менно по этой причине эти два этапа не рассматривают как самосто€тельные, разные этапы. ќднако, суд€ по последовательности тонов на шкале аффинити, котора€ была построена совершенно независимо, на основании наблюдений за людьми взрослыми, получаетс€, что этот период не следствие ошибок родителей, а совершенно необходимый этап. ќт взрослых зависит лишь то, в какой форме он будет проходить.

ј действительные причины кризиса в том, что ребенок вначале должен созреть до состо€ни€, когда он способен сделать что-то сам, и освоить эту область. ј затем, ребенок должен созреть до состо€ни€, когда он сам осознает, что в некоторых вещах ему нужно содействие или помощь, освоить и эту область. “олько потом он сможет осознать потребности других людей в содействии и помощи.

¬торой этап продолжаетс€ обычно в течение нескольких мес€цев, а затем поведение ребенка вновь становитс€ принципиально другим. ѕройд€ через кризис "я сам", ребенок становитс€ существом социальным и начинает строить свои отношени€ с взрослыми и с другими детьми.

  сожалению, на насто€щий момент € не располагаю информацией об исследовани€х, в которых периодизаци€ состо€ний ребенка была бы описана более подробно, так, чтобы ее можно было соотнести со шкалой аффинити, тон за тоном, и использовать эту информацию. ќднако, проведенное мной исследование убедило мен€ в том, что эта информаци€, по крайней мере, не противоречит излагаемой в данной работе теории.

я хочу, чтобы текст, приведенный ниже, был пон€т, в том числе, с учетом этого контекста.

ќбнаружение спиральной зависимости на интервале шкалы тонов от 0 до 4, открыло возможности дл€ исследовани€ расширенной шкалы. — одной стороны, существование подобной зависимости означало, что, очевидно, эта шкала должна продолжатьс€ и выше тона 4, и ниже тона 0. ј с другой стороны, существование этой зависимости означало, что есть великолепный инструмент и дл€ проверки исследовани€, проведенного ’аббардом, и дл€ проведени€ собственного исследовани€. “акие вот соображени€ привели мен€ к тому, что € всерьез вз€лс€ за исследование расширенной шкалы тонов.

ƒл€ начала € решил проверить существование спиралевидной зависимости в области непосредственно ниже 0. ќснованием дл€ такого решени€ стало то, что количество нанесенных на шкалу тонов в этой области было значительно больше, чем в других област€х, которые можно было использовать дл€ такой проверки.

ќказалось, что тона, отмеченные ’аббардом в этой области шкалы аффинити, хорошо ложатс€ на два витка шкалы тонов, так как это показано на рисунке 7.

 

 

¬начале, € дам поверхностный обзор соответстви€ узлов спирали тонам на шкале аффинити, а затем, дам более глубокий анализ. ѕоскольку числовое значение тонов по ’аббарду не совпадает со значением, которое получаетс€ при прив€зке тонов к узлам спирали, здесь и в дальнейшем, дл€ того, чтобы не возникло путаницы, € буду добавл€ть к числовому значению тонов по ’аббарду букву H, например, так: -0,7H.

Ќиже тона 0 "ѕоражение", ближайша€ особа€ точка спирали должна соответствовать исход€щей коммуникации и мотивации быть причиной. ј первый ниже нул€ тон на расширенной шкале, это тон "—ожаление". »спытыва€ эту эмоцию, человек думает о том, чего он не сделал, чего он мог бы достичь. —ожаление, это эмоци€, в которой человек ощущает себ€ причиной поражени€, и это как раз и есть слаба€ исход€ща€ коммуникаци€. ќна и должна быть слабой, ведь в этом состо€нии человек еще сильно интровертирован. ¬ыраженного стремлени€ что- либо сохран€ть или измен€ть, в данном тоне нет, между сожалением и намерением действовать здесь всегда есть условие "вот если бы".

—ожаление, это, в чем-то, зеркальное отображение гор€. » не только потому, что она расположена зеркально относительно тона 0. » та и друга€ эмоци€ характерна дл€ инвертированного человека, но в горе внешнее довлеет над сознанием человека, а в сожалении дл€ человека его внутренние побуждени€ важнее, чем внешний мир. ѕри таком раскладе внешнего и внутреннего, казалось бы, человек в большей степени €вл€етс€ причинной происход€щих событий в сожалении, чем в горе, но это не так. ѕри подн€тии по тону из гор€, человек может, отказываетс€ от действий, из страха перед противосто€щей ему силой. Ќо свою способность действовать, он под сомнение не ставит. ј человека наход€щегос€ в сожалении, дл€ того чтобы подн€ть по тону, нужно вначале убедить в том, что он вообще способен действовать.  лассическа€ фраза: "сожалею, но ничем помочь вам не могу" - очень точно отражает эту особенность.

Ќа классической шкале тонов тону "—ожаление" присвоено значение -0,1H, хот€, согласно спиралевидной зависимости, ему должно быть присвоено значение -0,5.

—ледующий узел на спирали, это состо€ние с мотивацией сохран€ть, и этому требованию соответствует тон "—тыд". Ќесмотр€ на то, что, испытыва€ эмоцию стыда, человек признает свое несовершенство относительно некоторого образца, реального или выдуманного, в основе его мотивации лежит желание сохран€ть соответствие этому образцу. ¬ход€ща€ и исход€ща€ коммуникации при этом примерно равны. ƒополнительный фактор - желание избежать сравнени€ себ€ с идеальным образцом, €вл€етс€ следствием того, что этот тон находитс€ ниже тона поражение, человек не ощущает себ€ способным достичь этой цели. Ќа шкале тонов тону "—тыд" присвоено значение -0,2H, а согласно спирали этому тону должен соответствовать номер -1,0.

“ретий узел спирали должен соответствовать состо€нию вход€щей коммуникации и мотивации на прин€тие позиции следстви€, а третий по счету тон на шкале тонов - "ѕодотчетен", в другом переводе - "ѕодчиненность", это €вна€ мотиваци€ на позицию следстви€. » очевидно, что наход€сь в подобном состо€нии, человек не испытывает особого желани€ сохран€ть сложившуюс€ ситуацию, но и не предпринимает попыток ее изменить. Ќа шкале этот тон обозначен как -0,7H, а согласно спирали, ему должен соответствовать тон -1,5.

ƒалее следует тон -2,0 "Ќаказание других тел" (-1,0H). ¬ этой же строке, в скобках есть слово "ѕорицание", это обозначение данного состо€ни€ по "шкале усилий", другой разработки ’аббарда. Ќа самом деле в этой области на шкале тонов есть два разных тона, одному из них больше подходит обозначение "Ќаказание других тел", а другому больше подходит название "ѕорицание".

¬ тоне "Ќаказание", человек пытаетс€ кого-то другого изменить, воздействовать на него. ¬ход€ща€ и исход€ща€ коммуникаци€ при этом примерно равна. Ёто довольно активна€ эмоци€, человек оценивает ситуацию и воздействует на нее.

ј в тоне "ѕорицание", -2,5 согласно узлам спирали, человек €вл€етс€ источником коммуникации и он, по большому счету, не ставит перед собой цель кого-нибудь изменить или сохранить, в первую очередь это выражение собственной позиции, это выражение стремлени€ быть в состо€нии причины, по отношению к другому человеку.

«атем на стандартной шкале тонов следует тон "ќтветственность как обвинение" (–аска€ние) -1,3H. ¬ этом тоне человек признает и принимает факт своей вины, соглашаетс€ с ним. Ёто вход€ща€ коммуникаци€. ѕопыток что-то сохранить или что-то изменить, в этом тоне нет. Ќо на спирали этому тону может соответствовать только узел под номером -3,5. ќдин узел, под номером -3,0, пропущен.

я исследовал эту область шкалы и обнаружил раст€жку из нескольких тонов, пропущенных ’аббардом. ѕостепенно опуска€сь вниз по шкале, начина€ от тона "ѕорицание", человек вначале убеждает или отговаривает другого от чего-то нежелательного. «атем начинает удерживать его от чего-то, вовсе не об€зательно физически, часто своими доводами. ћежду состо€ни€ми "убеждать" и "удерживать" есть определенна€ разница. ѕотом человек убеждаетс€ в своей неспособности повли€ть на поведение другого человека и отпускает его. » только опуска€сь еще ниже, человек попадает в тон "–аска€ние". ѕолучаетс€ раст€жка тонов, которую можно обозначить так: "ѕорицание" (-2.5), "”беждать" (-2,7), "”держивать" (-3,0), "ќтпускать" (-3,2) и "–аска€ние" (-3,5). »з этой раст€жки именно тон аффинити "”держивать" попадает в узловую точку между тонами "ѕорицание" и "–аска€ние", как это показано на рисунке 7.

», наконец, тон "”правление телами" (”силие), который попадает в узловую точку -4,0 (-1,5H). Ётот тон €вл€етс€ первой гармоникой тона "Ёнтузиазм" ниже по шкале с точки зрени€ про€влени€ эмоций. ќсобенность этого тона состоит в том, человек в этом тоне отказываетс€ от непосредственного управлени€ окружающими его объектами, и пытаетс€ использовать дл€ своих целей других людей, но делает это с энтузиазмом. —оответственно, как и в тоне "Ёнтузиазм", вход€ща€ и исход€ща€ коммуникаци€ равны между собой, присутствует тенденци€ к изменению окружени€ и человек €вл€етс€ выраженным экстравертом.

“аким образом, проведенный анализ подтвердил соответствие р€да тонов шкалы аффинити, в отрицательной ее части, узлам обнаруженной мной спирали. Ѕолее глубокий анализ, приведенный ниже, был выполнен гораздо позже, на основе р€да дополнительных исследований.

¬ области шкалы аффинити ниже 0, дава€ названи€ тонам шкалы аффинити, ’аббард смешивает на одной шкале два различных процесса. ѕервый, это собственно сам тон аффинити, оценка человеком своей способности находитс€ в окружении определенных объектов и €влений, и контактировать с ними. ¬торой процесс, это все увеличивающеес€ различие между мотивацией человека и его оценкой реальной ситуации. Ёмоции, по названию которых ’аббард обозначает тона аффинити в этой области, на самом деле характерны дл€ человека мотивированного на значительно более высокие тона.

¬ качестве примера можно рассмотреть эмоции, которые может испытывать человек в тоне -1 (по ’аббарду -0,2 H). ≈сли человек устойчиво мотивирован в интервале тонов 3,0 - 4,0 (" онсерватизм", "¬еселье", "Ёнтузиазм"), то он в этом тоне будет испытывать различные оттенки стыда. ≈сли человек устойчиво мотивирован в интервале 1,5 - 2, 5 ("√нев", "јнтагонизм", "—кука"), то в тоне -1 он будет испытывать оттенки эмоции унижение. „еловек, который мотивирован в интервале 0,5 - 1,0 ("√оре", "—трах") будет испытывать эмоцию, которую обозначают словом подобострастие. „еловек, который мотивирован на текущую ситуацию, то есть на тона -1 - 0, он будет испытывать надежду. “аким образом, если человек находитс€ в стабильной ситуации, которую оценивает в тоне -1, а уровень его мотивации постепенно падает с тона 4,0 до тона -2,0, человек последовательно будет испытывать эмоции стыд, унижение и подобострастие, а затем начнет воспринимать ситуацию как норму, привыкнет к ней.

ƒл€ тона -0,5, который ’аббард назвал "—ожаление", основой €вл€етс€ осознание помощи. ќпуска€сь по шкале аффинити, человек в тоне 0 понимает, что справитс€ с намеченной целью сам, он не может. —ловесно это может быть выражено различным образом, в зависимости от специфики конкретной ситуации. ќпуска€сь в тон -0,5 (-0,1H) человек осознает, что ему нужна помощь, поддержка, а крайний случай сочувствие. ќпуска€сь по тону еще ниже, в тон -2 (-0.2H), человек начинает воспринимать надежду на помощь.

¬ обратной последовательности, когда человек поднимаетс€ по тону, он вначале, в тоне -1,0, испытывает надежду на помощь, затем в тоне -0,5 начинает задумыватьс€, так ли ему эта помощь нужна. «атем, в тоне 0 приходит осознание "я сам!" и человек начинает подниматьс€ по шкале от 0 до 4.

¬ тоне -0,5 человек может испытывать р€д различных эмоций в зависимости от своей мотивации. „еловек, который мотивирован на тона 2,5 - 4,0 ("—кука", " онсерватизм", "¬еселье", "Ёнтузиазм"), будет испытывать эмоцию сожаление. „еловек, мотивированный на тона 1,5 - 2,0 ("√нев", "јнтагонизм"), будет испытывать негодование, при мотивации на тона 0,5 - 1,0 ("√оре", "—трах"), человек будет испытывать ощущение безнадежности - мотиваци€ на угрозу или потерю, плюс прин€тие своей неспособности самосто€тельно справитс€ с угрозой.

¬ тоне -1,5 (-0,7H, "ѕодчиненность" по ’аббарду), при мотивации на интервале тонов 2,5 - 4,0 ("—кука", " онсерватизм", "¬еселье", "Ёнтузиазм"), человек будет испытывать ощущение зависимости, его мотиваци€ на действие упираетс€ в человека или людей, которые могут ему помочь или отказатьс€ помогать. „еловек, мотивированный на диапазон тонов 1,5 - 2,0 ("√нев", "јнтагонизм"), в тоне -1,5 будет испытывать ненависть. „еловек, мотивированный на диапазон тонов 0 - 1,5 ("ѕоражение", "√оре", "—трах"), будет испытывать ощущение подчиненности. „еловек, мотивированный на тона -0,5 - -1,5, и оценивающий ситуацию в тоне -1,5, будет просто изучать объект (веро€тнее всего человека), который он собираетс€ использовать как промежуточную точку дл€ достижени€ своих целей.

¬ тоне -2,0 (-1, 0H, "Ќаказание других тел" по ’аббарду), если человек мотивирован в тоне 1,5 - 2, 0 ("√нев", "јнтагонизм"), он действительно склонен наказывать других людей. ƒл€ него это одна из форм управлени€ этими людьми дл€ достижени€ своих целей, а не самоцель. „еловек, мотивированный в тоне 0 - 1,5 ("ѕоражение", "√оре", "—трах"), в ситуации, которую, он оценивает как -2,0, останавливаетс€ перед вопросом: "» что мне с этим делать?" ≈го вовсе не радует необходимость кем-то управл€ть. я бы обозначил это состо€ние словом "обуза". ≈сли же человек мотивирован в диапазоне -2,0 - -0,5 он просто манипулирует другим человеком и это дл€ него творческий процесс.

ƒалее, € приведу одну из множества возможных реконструкций поведени€ ребенка по мере его движени€ по шкале тонов сверху вниз, не такого ребенка, который переживает кризис "я сам", а такого, у которого соответствующие модели поведени€ уже вполне сформированы. » € хочу подчеркнуть, насколько функциональны различные тона шкалы аффинити. Ќумераци€ тонов дана в соответствии с узлами спирали.

¬ тоне 0 ребенок осознает, что сам выполнить определенную свою цель он не может. Ќапример, если его целью €вл€етс€ пирамидка из кубиков, котора€ посто€нно разваливаетс€, он приходит к выводу, что нет смысла продолжать это делать самому.

¬ тоне -0,5 у него возникает мысль о том, что ему нужна помощь, и кто-то другой может построить пирамидку дл€ него.

¬ тоне -1,0 внимание ребенка обращаетс€ на определенного человека, который мог бы построить дл€ него пирамидку.

¬ тоне -1,5 он начинает наблюдать за своей целью, с целью вы€снить, как именно он будет воздействовать на этого человека.

¬ тоне - 2,0 ребенок попытаетс€ заставить другого человека построить дл€ него пирамидку. Ёто творчество, которое вполне может быть достойна ќстапа Ѕендера. Ќо если тот другой человек находитс€ в зависимости, то вполне возможен шантаж, угроза наказани€ или наказание. –ебенок в данном тоне вполне может сказать другому ребенку: "построй мне пирамидку, а € не буду рассказывать маме, что ты конфеты с кухни таскал". ¬прочем, элемент шантажа вовсе необ€зателен, часто руководитель фирмы прикидывает, как заставить подчиненных выполнить какое- нибудь задание, наход€сь в этой области тонов.

≈сли достигнуть намеченной цели, использу€ инструменты тона -2,0 не удастс€, ребенок опуститс€ по тону еще ниже.

¬ тоне -2,5 он начнет приводить аргументы, которые должны убедить другого человека в том, как важно/интересно/просто замечательно построить пирамидку из кубиков. ¬озможно, к этому времени сам процесс управлени€ другим человеком будет дл€ ребенка более важен, чем постройка пирамидки.

¬ тоне -3,0 ребенок может обнаружить, что мнение другого человека не совпадает с его собственным, и с этим фактом нужно считатьс€. “ем не менее, это может использоватьс€ в качестве рычага дл€ достижени€ своих целей. –ебенок может сказать: "¬от ты говоришь, что € должен сам уметь это делать, тогда покажи, как это сделать". Ќо истинна€ цель будет в том, чтобы другой человек все же сделал эту работу за него, хот€ и под иным предлогом. » все это может быть сказано без малейшей попытки солгать, это просто способ убеждени€.

«атем, в тоне -3,5, ребенок начинает воспринимать мнение другого человека. «десь он готов признать, что в некоторых вопросах был неправ и мнение другого человека заслуживает внимани€. ” ’аббарда этот тон обозначен как "–аска€ние", но, в не столь радикальной форме, это именно осознание того, что мнение другого человека тоже имеет значение.

¬ тоне -4,0, который у ’аббарда обозначен как "”правление телами", ребенок может сказать: "Ќу, давай строить пирамидку вместе, ты мне поможешь". ќднако, веро€тнее всего, теперь совместна€ де€тельность будет дл€ него значить гораздо больше, чем строительство пирамидки. ѕирамидка будет только предлогом дл€ этой, тоже очень интересной игры. » в ней ребенок постараетс€ зан€ть доминирующее положение.

ƒл€ человека, который понимает, что справитс€ с чем-либо сам он не в состо€нии, совершенно естественно искать помощи. ƒл€ того чтоб человек действовал иначе, нужны серьезные причины, объективные или субъективные. „тобы человек отказалс€ от помощи, нужно чтобы в доступной ему области не было человека способного ему помочь, или нужно, чтобы прин€тие помощи человеком было невозможно по некоторым внутренним причинам. ѕодобное поведение кажетс€ очень естественным и логичным, но это, прежде всего потому, что так построено, так сформировано, наше сознание. » в этом процессе есть уровни, которые можно просчитать с такой же точностью, как энергетические переходы между орбитами электронов в атоме.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 741 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќасто€ща€ ответственность бывает только личной. © ‘азиль »скандер
==> читать все изречени€...

2127 - | 1855 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.058 с.