В последовательной смене мотивации, двигаясь вниз по шкале, человек переходит от состояния, когда он стремится самостоятельно решить некоторую задачу, преходит в состояние, когда для этих целей он использует других людей, а затем в состояние, когда он стремится привлечь к себе интерес других людей. Потерпев поражение в том, чтобы быть интересным другим людям, человек попадает в тон -16 по виткам спирали аффинити.
Тон -16 это гармоника тона "Поражение", и человек может переживать по поводу своей неспособности быть интересным для другого человека, если он мотивирован выше по тону. Но человек в тоне -16,0 может вовсе и не считать себя жертвой. Если он мотивирован на тон -16, 0 и действительность соответствует его мотивации, никаких отрицательных эмоций его состояние у него не вызывает. Он может даже испытывать гордость от того, какой он особенный, но никому ничего доказывать не собирается. Такой человек считает нормальным явлением, что его не понимают и не могут оценить по достоинству, и он может объяснять это низкой культурой, образованием или культурным уровнем окружающих его людей. Иногда это, может быть, даже соответствует действительности. Для него это служит оправданием того, что он замкнулся в себе. Поднимаясь по тону, он обнаруживает необходимость преодолевать препятствия в борьбе, если он хочет, чтобы его оценили, а, опускаясь по тону, обнаруживает мир, в котором его личные достоинства и способности мало кого интересуют.
Одна из особенностей спиральной шкалы в том, что при разнице в один тон внешнее поведение меняется кардинально, а при разнице в восемь тонов шкалы аффинити, внешне поведение людей отличается лишь нюансами. Люди так же проявляют гнев и радость, страх и восхищение. На первый взгляд, изложенное в данном параграфе полностью будет повторять изложенное выше, за исключением тех самых нюансов. Но именно эти нюансы определяют самосознание человека, его мотивацию, его амбиции и в итоге очень часто его положение на социальной лестнице.
Шкала тонов продолжается значительно ниже тона -16. В этом разделе я приведу еще один небольшой участок шкалы тонов. То, насколько плохо он исследован и описан, можно судить хотя бы по схеме, приведенной на рисунке 10.
Эта схема приведена в том же масштабе, что и схема на рисунке 9, но на этом участке спирали аффинити расположены всего лишь два тона стандартной шкалы, тон -24 "Быть скрытым" (-8,0H) и тон -32 "Быть объектом" (-10,0H). Для того чтобы реконструировать тона расположенные между этими состояниями, одних только знаний о рассмотренной выше спирали, уже недостаточно. На основании только этих данных нельзя с уверенностью утверждать, что состояние "Быть скрытым" ровно на восемь тонов выше состояния "Быть объектом". Данные, на основании которых была произведена эта реконструкция тонов шкалы аффинити, будут подробно рассмотрены в следующих главах.
Опускаясь по шкале в тон -16,5 человек может испытывать сожаление по поводу того, что оказался неспособен убедить других людей в своих достоинствах, в своем взгляде на мир. Еще, он обнаруживает, что у этих других людей есть другие критерии для определения ценности того или иного человека. Так может оказаться, что этим другим людям человек вовсе не интересен как личность, а требуется лишь его мускульная сила или кошелек.
В тоне -17 человек осознает свой интерес к шкале ценностей другого человека или группы людей начинает отчасти воспринимать реальность с точки зрения этих людей. Человек, который мотивирован на более высокое положение на шкале аффинити, может испытывать в этом тоне эмоцию стыд.
В тоне -17,5 человек начинает присматриваться и перенимать образ жизни, особенности поведения и привычки того человека или группы людей, к которым он примкнул. Для человека мотивированного выше по тону, характерно ощущение принуждения заниматься несвойственной ему деятельностью.
В тоне -18 человек проявляет себя творцом, действуя в стиле, манере или по правилам принятым в том обществе, в котором он оказался. Это может быть тон модницы, которая создает свой имидж так, чтобы соответствовать последним тенденциям в одежде. Это может быть тон человека, посещающего корпаративы только для того, чтобы обеспечить себе карьерный рост.
В тоне -18,5 человек может быть искренне увлечен модными тенденциями, своим новым имиджем, интересами тех людей, с которыми этот образ связан, и самими этими людьми. В этом состоянии человек сам является источником своих эмоций, его мнение о других людях может быть весьма субъективно, и очень часто человек не осознает, что именно он сам акцентирует достоинства окружающих его людей.
Именно этому тону шкалы аффинити соответствует ощущение любви направленной на другого человека. Так, что слово "Секс" в одной строчке с тоном "Жертвоприношение" (тон -14, или -6,0H по Хаббарду) появился совсем не случайно. Целый ряд явлений из сексуальной области человеческой жизни проявляется именно в этой области на шкале тонов.
Тон -19 на шкале тонов соответствует состоянию, в котором человек стремится сохранить свои отношения с другим человеком или группой людей, стремится соответствовать мировоззрению этих людей.
В тоне -19,5 человек воспринимает действия другого человека или группы людей, он начинает обращать внимание на значение и смысл поступков другого человека, причем воспринимает их уже отчасти как свои собственные интересы. Находящийся в этом тоне человек занимает позицию приемника при общении.
Тон -20 характерен активными действиями человека в интересах другого человека или группы. Причем действиями бескорыстными, поскольку человек действительно считает интересы этой группы более ценными, чем свои собственные интересы, или видит свой интерес в том, заботится о другом человеке.
В тоне -20,5 человек начинает ощущать себя причиной своих действий в интересах другого человека или группы людей. И внешние проявления этого тона могут напоминать тон "Веселье", когда речь идет об успешных действиях.
В тоне -21 человек стремится продолжать быть полезным и ценным для другого человека. Сохранение собственной полезности для другого человека или группы становится приоритетной задачей. В этом тоне человек будет старательно выполнять данное ему задание, мотивируя свои действия тем, что он выполняет работу, которая нужна другому человеку или другим людям.
В тоне -21,5 человек становится восприимчив к внешним подтверждениям того, что он действительно полезен. В этом тоне человек может испытывать скуку или дискомфорт, когда он не может в достаточной степени быть полезным тем людям, которые для него важны.
Тон -22 характерен тем, что человек стремится иметь ценность, стремится доказать, что он полезен, для человека приобретает огромное значение сам факт того, что он полезен. В этом тоне человек может бороться против людей мешающих именно ему быть полезным.
В тоне -22,5 человек стремится разрушить препятствия, которые мешают ему быть полезным для кого-то. В этом тоне, в числе прочих эмоций, расположена эмоция ревности.
В тоне -23 человек опасается потерять возможность быть для кого-то полезным. Это гармоника тона "Страх", и этот страх может проявляться как страх потерять любимого человека.
В тоне -23,5 человек переживает потерю возможности быть полезным кому-то. Это гармоника тона "Горе".
Рассмотренный выше диапазон тонов -24 - -16 точнее всего подходит для описания классических отношений в любви, когда человек мотивирован на интересы другого человека. Однако эти отношения можно встретить в гармониках выше, в диапазоне -16 - -8, и ниже, в диапазоне -32 - -24. На гармонику выше человек может испытывать очень похожие ощущения, но при этом это будет более эгоистичная любовь, любовь для себя. А на гармонику ниже, человек тоже будет испытывать похожие ощущения, но при этом это будет любовь подчиненная, любовь, которую человеку кидают как одолжение.
В связи с этим, я хочу отметить идеализацию высоких тонов в работах Хаббарда. Тона на шкале очень функциональны и подходят для решения определенных задач, для достижения определенных целей. И для решения этих целей тона расположенные выше по шкале, так же как и тона расположенные ниже по шкале, подходят уже не так хорошо.
А данный участок шкалы тонов завершается гармоникой тона "Поражение", тоном -24, которая на стандартной шкале обозначена как "Сокрытие" или "Быть скрытым", тон -8,0 по Хаббарду. В этом состоянии человек может ощущать себя незаслуженно забытым или ненужным для других людей или для другого человека, если он мотивирован выше по тону. Человек, стабильно мотивированный на этот тон, может стремиться к одиночеству или отшельничеству. Человек, разочаровавшийся в любви, может в этом тоне сказать: "мне никто не нужен".
В тоне -24,5 человек, который мотивирован выше по тону, может испытывать сожаление по поводу того, что оказался неспособен убедить других людей в том, что он полезен. Человек, который мотивирован на этот тон, обнаруживает, что у других людей есть иные критерии для определения той пользы, которую он может им оказать.
В тоне -25 человек осознает готовность подчиняться требованиям другого человека и действовать по его указаниям. Человек, который мотивирован выше по тону, может испытывать в этом тоне эмоцию стыд.
В тоне -25,5 человек воспринимает желания другого человека или группы людей. В этом тоне человек, который мотивирован выше по тону, ощущает себя подчиненным иррациональным желаниям другого. В этом тоне человек может исповедовать философию: "ты начальник, я дурак".
В тоне -26 человек может относиться к выполнению требований другого человека или группы людей как к творчеству. В этом состоянии в основе мотивации лежит не забота о пользе другого человека, а просто выполнение желания другого, не заботясь о том, идут эти желания на пользу другому человеку, или они идут ему во вред. При этом отношение к данному вопросу может быть очень легким: "хочешь - получи".
В тоне -26,5 человек может совершенно искренне испытывать увлечение теми людьми или человеком, которые способны заставить его подчиняться своим требованиям. Причем, не обязательно силой, а возможно умом, знаниями, способностями, энергией, авторитетом или обаянием.
В тоне -27,0 человек мотивирован на более тесное общение с человеком или людьми, требованиям которых он готов подчиняться. Это именно тот момент, когда человек может подойти и предложить свои услуги. Одна из эмоций, характерных для этого тона выражается как ощущение преданности. Заметьте разницу, человек может быть преданным и в других тонах шкалы аффинити, но в этом тоне он, возможно, будет акцентировать на преданности свое внимание.
В тоне -27,5 человек воспринимает указания и просто высказывания другого человека как откровения или как точную инструкцию к действию, которую необходимо выполнять.
В тоне -28 человек мотивирован на исполнение воли или желаний другого человека или группы людей. В этом состоянии он будет наиболее активно действовать по указанию другого человека, при этом он будет стараться выполнить порученное дело в точности, даже если он не видит смысла в том, что делает. Шефу виднее.
В тоне -28,5 человек ощущает себя причинной того, что он хорошо выполняет порученные ему задания. Это четвертая гармоника вниз тона "Веселье". Он может сказать: "Я хорошо поработал!" - имея ввиду, что он выполнил задание так, что им остались довольны.
В тоне -29 человек стремится сохранить свое положение. То есть, продолжать находится в подчинении и продолжать точно выполнять свои обязанности. Типичный пример, честный консервативный служака.
В тоне -29,5 человек воспринимает свое подчиненное положение как особую миссию, и эта роль приобретает для него огромное значение. Это, например, может быть роль слуги, который гордится тем, что выполняет волю великого человека. Он будет испытывать дискомфорт, если его миссия станет недостаточно значимой.
Тон -30,0 это четвертая гармоника вниз тона "Антагонизм". Если человек мотивирован несколько выше по тону, то в тоне -30,0 человек будет бороться за возможность быть в подчинении у другого человека, и будет враждебно относиться ко всем возможным кандидатам на свое место. Человек, мотивированный на тон -30, в этом тоне будет чувствовать себя хозяином порученного ему дела.
Тон -30,5 это гармоника тона "Гнев". В этом тоне человек может активно разрушать препятствия, мешающие ему выполнить порученное задание или мешающие ему занять подобающее место в подчинении у другого человека. Это позиция: "Я - гнев своего хозяина". Типичная профессия, реализующая подобный тон в обществе, это судебный пристав.
В тоне -31,0 человек, который мотивирован выше по тону, будет ощущать реальную угрозу своему положению или своим возможностям выполнять порученные обязанности. Человек, мотивированный на тон -31,0, может быть исполнителем опасных поручений, насколько удачливым, больше зависит от его способностей, чем от тона.
В тоне -31,5 человек, мотивированный выше по тону, может переживать потерю своего положения в подчинении у другого человека, например, переживать крах порученной ему миссии.
Тон -32 на шкале Хаббарда обозначен как "Быть объектом" (тон -10H). В этом состоянии человек, мотивированный выше по тону, может обнаружить, что им управляют, уже совершенно не считаясь с его желаниями, или, что его просто подставили, использовали как разменную фигуру.
Человек, который мотивирован на тон -32 недостаточно высок по тону, для того, чтобы покинуть игру, как бы он это сделал гармоникой выше, в тоне -24,0. Поэтому он остается безынициативным свидетелем. Типичная фраза: "Делайте со мной, что хотите!", без вызова, просто как констатация факта.
В диапазоне -32,0 - -24,0 на шкале тонов происходят многие явления человеческой жизни. В этот диапазон попадают родители, готовые исполнить любой каприз любимого ребенка. Сюда попадают ощущения, которые выражаются фразами: "как за каменной стеной" и "тоска по сильному плечу". Однако, следует учитывать, что положение на шкале тонов это оценка уровня причинности человека по отношению к его окружению, а не моральная оценка обществом тех или иных явлений.
В своих работах Хаббард именно в этой области шкалы отмечал существование таких явлений, как садизм и мазохизм. Это действительно так. Люди, жизнь которых трудна, опасна или жестко регламентирована, люди, которые плотно окружены внутренними и внешними барьерами, часто постоянно находятся в тоне аффинити близком к -32. Для них подъем в область тонов -27 - -25, это раскрепощение, освобождение, пусть даже в такой форме.
Я привел в этой главе лишь небольшую часть шкалы аффинити. Эта шкала уходит вниз гораздо дальше отведенных Хаббардом произвольной границы в -40 тонов. Я дал очень краткую, поверхностную характеристику каждого из тонов. Но на самом деле, о каждом из них можно написать отдельную статью, детально описав особенности поведения людей, их мировоззрения, их отношения к различным вещам и другим людям. В описание каждого из тонов можно включить примеры десятков известных литературных персонажей, сказочных героев и исторических личностей. Но это выходит за рамки данной работы.