Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ћеонид —оловьев




"ѕовесть о ’одже Ќасреддине".

 

ѕримен€ема€ в современной психологии классификаци€ поведени€ людей на четыре темперамента была известна еще в античности.  арл √устов ёнг отмечал, что современна€ терминологи€ была передложена еще в античные времена врачом √аленом:

"Ќаиболее важной из них была классификаци€, предложенна€  лавдием √аленом, греческим доктором, жившим во II веке н.э. ќн выдел€л четыре основных темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. »де€, лежаща€ в основе такого делени€, восходит к V веку до н.э., к учению √иппократа о том, что человеческое тело состоит из четырех элементов: воздуха, воды, огн€ и земли".."

—ледует отметить, что √ален вовсе не был первооткрывателем темпераментов. ≈го заслуга в том, что он, исследу€ уже существующую классификацию, предположил, что на поведение человека вли€ют четыре субстанции, то есть, √ален предположил физиологический источник человеческого темперамента:

" кровь, флегма, желта€ желчь и черна€ желчь. »де€ √алена заключалась в том, что сообразно с изменени€ми в пропорци€х этих четырех субстанций все люди могут быть разделены на четыре класса. “е, у кого наличествует преобладание крови, принадлежат к типу сангвиников; преобладание флегмы относит к флегматическому типу; желта€ желчь делает человека холериком, а черна€ желчь приводит к по€влению меланхолического типа.  ак показывает наш €зык, эти различи€ в темпераменте выдержали испытание временем, хот€ потребовалось много веков, прежде чем они были заменены физиологической теорией".

—уществовавша€ до √алена классификаци€ св€зывала темпераменты людей с четырьм€ элементами: огнем, водой, воздухом и землей. ¬ качестве предшественников √алена, ёнг указывает на √иппократа и греческого философа Ёмпедокла, которые учили о существовании четырех темпераментов в этой трактовке. ќднако, очевидно, что ни √иппократ, ни Ёмпедокл, не были авторами этой классификации.  онцепци€ четырех темпераментов стала известна в √реции благодар€ многочисленным герметическим обществам подобным орфикам и пифагорейцам. ƒанную концепцию можно обнаружить и в каббалистических учени€х. ¬от как она описана в сборнике религиозно-этических наставлений “ани€:

"Ёта душа облекаетс€ в кровь человека и оживл€ет тело, как написано: "»бо душа человека в крови". » от нее берут начало все дурные свойства, происход€щие от четырех имеющихс€ в ней дурных элементов. ј именно: гнев и гордость от элемента огн€, стрем€щегос€ ввысь; стремление к наслаждени€м - от элемента воды, ибо от воды произрастают всевозможные вещи, доставл€ющие удовольствие; бессмысленное веселье, насмехательство, хвастовство и пустые зан€ти€ - от элемента воздуха; лень и грусть - от элемента земли ".

ѕодобные концепции есть и ведической литературе, поэтому, очевидно можно сделать вывод, что концепци€ четырех темпераментов существовала еще раньше, до написани€ ¬ед и  аббалы, возможно, восходит к «ороастризму.

¬ первой половине двадцатого века в психологии возникли несколько трактовок темпераментов. ѕожалуй, самой распространенной стала современна€ физиологическа€ трактовка темперамента, предложенна€ академиком ». ѕ. ѕавловым. Ёта трактовка была прин€та как в советской психологии, так и бихевиоризме, направлении психологии попул€рном в —Ўј. “рактовка темпераментов, предложенна€ ѕавловым, была основана на исследовании реакций торможени€ и возбуждени€ нервной системы и таких ее характеристик, как сила, подвижность и уравновешенность.

ѕо этой классификации, сангвиник отличаетс€ быстрым возбуждением и быстрым торможением процессов в нервной системе, то есть он быстро возбуждаетс€ и быстро успокаиваетс€, хорошо адаптиру€сь к обстановке. ѕавлов определил сангвинический темперамент как показатель сильной, подвижной и уравновешенной нервной системы.

’олерик, согласно ѕавлову, отличаетс€ быстрым возбуждением и медленным торможением процессов в нервной системе. “о есть, холерик быстро раздражаетс€, а потом с трудом успокаиваетс€. “ем не менее, этот тип тоже отнесен к сильной нервной системе, хот€ и неуравновешенной.

‘легматик, по этой классификации, отличаетс€ быстрым торможением и медленным возбуждением, его трудно разозлить и он легко успокаиваетс€. ѕавлов отнес этот темперамент к сильному, уравновешенному, но инертному типу нервной системы.

», наконец, меланхолик согласно ѕавлову отличаетс€ медленным возбуждением и медленным торможением, в результате чего, плохо адаптируетс€ к быстро измен€ющейс€ обстановке. ¬начале он не успевает среагировать на раздражитель, а потом долго успокаиваетс€. “акую нервную систему ѕавлов отнес к слабому типу.

Ќесмотр€ на распространенность такой трактовки темперамента, у нее есть р€д слабых сторон. Ћишь небольшое число людей обладает выраженным темпераментом, а большинство про€вл€ет признаки различных темпераментов. Ќапример, человек может про€вл€ть себ€ на работе как флегматик, на ковре у строгого начальника как меланхолик, а на отдыхе в кругу друзей как сангвиник. Ёто свидетельство того, что про€влени€ темперамента завис€т не только от физиологии человека. ¬еро€тно, €рко выраженные типы действительно определ€ютс€ определенными особенност€ми физиологии, такими как, генетическа€ предрасположенность или нарушени€ гормонального фона, но дл€ объ€снени€ поведени€ большинства людей требуетс€ нечто иное. ≈сли дело только в физиологии, то человек всегда должен вести себ€ в соответствии с определенным темпераментом. я не знаю автора этой идеи, но кто-то из современных психологов предложил ввести п€тый тип темперамента - аквиник, от слова аква - вода, уравновешенный человек, который про€вл€ет себ€ в разных темпераментах в зависимости от сложившейс€ ситуации.

ƒругую трактовку темперамента, основыва€сь все на тех же античных источниках, предложил ёнг. ќн определил четыре типа темперамента как мыслительный, сенситивный, чувствующий и интуитивный типы, кроме того, он ввел деление этих типов на две группы, группу экстравертов, людей, внимание которых направлено на внешний мир, и группу интровертов, людей, внимание которых направлено на себ€. “аким образом, ёнг получил восемь базовых типов темперамента. ћежду физиологическим подходом к темпераменту и подходом, предложенным ёнгом, нет абсолютно точного соответстви€. “ем не менее, можно проследить некоторую св€зь между этими классификаци€ми.

“ак, темперамент меланхолика отчасти соответствует сенситивному типу по ёнгу. Ћюди этого типа часто способны на воспри€тие нюансов недоступных представител€м других типов темперамента. ‘легматику отчасти соответствует мыслительный тип по ёнгу, который стремитс€ точно просчитывать последстви€ своих поступков. ’олерик отчасти соответствует интуитивному типу, который активно вмешиваетс€ в происход€щие вокруг него событи€, зачастую, уже потом осмыслива€ их. », наконец, сангвинику отчасти соответствует чувствующий тип, который в своих действи€х больше полагаетс€ на свои собственные ощущени€, желани€ и представлени€, чем на происход€щее вокруг него.

 онечно, полного соответстви€ между этими классификаци€ми быть не может, потому, что ёнг и ѕавлов рассматривали очень разные критерии. Ќапример, ёнг св€зывал чувствующий тип с этикой, высшими чувствами и ценност€ми, в то врем€ как ѕавлов определ€€ сангвиника, имел в виду просто человека, который быстро сердитс€ и быстро успокаиваетс€.

ƒеление людей на тех, кто большее значение удел€ет внешнему миру и тех, кто большее внимание удел€ет своему внутреннему миру, было известно и до ёнга. Ќапример, Ќицше, дл€ обозначени€ этих категорий, использовал термины аполлонизм, дл€ обозначени€ эстета, человека живущего своим внутренним миром, и дионисизм, дл€ обозначени€ человека живущего внешним, материальным миром.

ѕсихолог и философ ”иль€м ƒжемс по сходному принципу делил людей на идеологов, людей ориентированных на вещи духовного пор€дка и позитивистов, которые больше довер€ют вещам реальным и материальным.

Ќицше, ƒжемс и ёнг, говор€ об интровертах и экстравертах, люд€х ориентированных на свой внутренний мир и люд€х ориентированных на мир внешний, описывают их несколько односторонне, забыва€ об обратной стороне медали. Ёкстраверты, как правило, более успешны в жизни, но когда их желани€ сильно отличаютс€ от возможностей, они склоны испытывать чувство зависти. »нтроверты удел€ют достижению материальных ценностей меньшее значение, поэтому они зачастую и менее успешны. ј поскольку они мотивированы на духовные ценности, при неудачах интроверты склонны испытывать стыд и угрызени€ совести.

Ќицше называет ориентацию на свой внутренний мир аполлонизмом, подразумева€ эстетику, духовное совершенство и внутренние ценности. ќднако если копнуть глубже, интроверси€, уход в себ€, обычно вызван каким-то поражением, неудачей, неспособностью справитс€ с определенными аспектами внешнего мира. ¬прочем, и за дионисизмом обычно кроетс€ неспособность отсто€ть свои духовные ценности. Ёто спираль, по которой можно двигатьс€ как вверх, к новым победам, так и вниз, к новым поражени€м, циклически проход€ через состо€ни€ интроверсии и экстраверсии.

”иль€м ƒжемс, анализиру€ поведение людей, отмечал, что они обычно пытаютс€ объ€снить и оправдать свой темперамент определенной философией. ѕри этом, идеологи, то есть интроверты, обраща€ внимание на свой внутренний мир, склоны переоценивать значение субъективного, то есть своих ощущений и вещей духовного пор€дка, и при этом, они недооценивают или отрицают реальность материального мира:

"»деолог, говорит ƒжемс, "интеллектуал, идеалист, оптимист, человек религиозный, признающий свободу воли, монист, догматик". ¬се эти качества с очевидностью указывают на то, что его либидо, интерес, сконцентрированы почти исключительно в мире мышлени€; эта концентраци€ на мышлении, т. е. на внутреннем мире, и есть не что иное, как интроверси€ "

ѕозитивисты, то есть экстраверты, по наблюдению ƒжемса склоны переоценивать значение объективной реальности и отрицать важность субъективных факторов:

"ѕозитивист есть сенсуалист, придающий большее значение непосредственным данным ощущений, чем размышлению, им предшествующему; он - материалист и пессимист, ибо слишком хорошо знает безнадежную неопределенность в ходе €влений; он не религиозен, так как не способен оградить реальности внутреннего мира от натиска фактов. ќн - детерминист и фаталист, способный лишь покор€тьс€; он - плюралист, не знающий синтеза; и, наконец, он - скептик, что неизбежно вытекает из всего остального. » та и друга€ позици€ неизбежно страдает определенной односторонностью суждений".

Ќа практике это выгл€дит так, как будто в сознании у людей поставлен фильтр, который закрывает от них часть действительности. Ќе в этом ли причина того, что уже более двух тыс€ч лет две основные линии философии, материализм и идеализм, никак не могли найти общий знаменатель?

ѕредлагаемые ѕавловым и ёнгом классификации темпераментов можно соотнести и со шкалой тонов от 0 до 4. ѕри этом, с темпераментом холерик вполне можно соотнести тон 4,0 "Ёнтузиазм", тон 2, 0 "јнтагонизм" и тон 0 "ѕоражение". ѕервые два состо€ни€ отличаетс€ активной реакцией на внешние событи€ и медленным "торможением".   тому же, и в энтузиазме и в антагонизме люди полагаютс€ на свои ощущени€ в большей степени, чем на реально происход€щие вокруг них событи€. “ретье состо€ние отличаетс€ выраженной интроверсией, но по остальным признакам его тоже нужно отнести к темпераменту холерик.

—оответственно, темпераменту сангвиник, будет соответствовать тон 3,5 "¬еселье" и тон 1,5 "√нев". я полагаю, что в отношении тона "¬еселье" это очевидно, человек мотивирован на то, чтобы быть причиной некоторого процесса. ј в тоне 1,5, человек быстро адаптируетс€ к обсто€тельствам, но у него ина€ мотиваци€, он мотивирован на преодоление преп€тствий.

“емпераменту флегматик будет соответствовать тон 3,0 " онсерватизм" и тон 1,0 "—трах". “е состо€ни€, в которых люди больше стрем€тс€ к стабильности существующего пор€дка вещей, чем к неожиданност€м. ≈стественно, по ёнгу эта категори€ попадает под мыслительный тип, который вначале семь раз отмерит, потом семь раз проверит, и только потом будет резать.

», наконец, темпераменту меланхолик отчасти будет соответствовать тон 2,5 "—кука" и тон 0,5 "√оре". ¬ полном соответствии с классификацией ёнга эти состо€ни€ можно назвать сенситивными, в них человек отказываетс€ от активных действий и воспринимает либо окружающую действительность, либо свои чувства. » в том и в другом состо€нии человек негативно отнесетс€ к перспективе включить его в активный производственный процесс, что и было ѕавловым расценено как слабость.

ƒополнительна€ классификаци€ типов по ёнгу на экстравертов и интровертов тоже находит соответствие со шкалой тонов (рис. 4). ”часток шкалы тонов от 4 до 0 демонстрирует непрерывную постепенную последовательность перехода от максимальной экстраверсии к максимальной интроверсии.

 

 

¬ тоне 4,0 "Ёнтузиазм", человек максимально экстравертирован, ориентирован на коммуникацию с окружающим миром, а в тоне 0 "ѕоражение", человек максимально интровертирован, отгорожен от внешнего мира.  рива€ проходит выше тона 4,0 и ниже тона 0. ¬ыше тона 4,0 лежит область, которую ’аббард назвал областью эстетики и в ней человек вновь начинает удел€ть большее внимание своему внутреннему миру, чем миру внешнему. Ќиже тона 0 лежит область, в которой человек приспосабливаетс€ сосуществовать с внешней реальностью, в которой он потерпел поражение и вновь обращает внимание на свое окружение.

¬ отличие от статических моделей темперамента, рассмотренных выше, положение на шкале тонов зависит от того, как складываютс€ взаимоотношени€ человека с объектом, на которое направлено внимание. “ак, например, если в нормальной среднестатистической ситуации, человек находитс€ в тоне " онсерватизм", то при улучшении ситуации, он может подн€тьс€ в тон "¬еселье", а при ухудшении ситуации - опуститс€ в тон "—кука". »з этого, рассматрива€ одновременно модели поведени€ различных людей согласно их темпераменту и согласно шкале тонов, можно вывести алгоритм изменени€ темперамента дл€ различных людей и в различных ситуаци€х. ћне неизвестны подобные исследовани€, поэтому судить о правдоподобности изложенного ниже, € предлагаю вам самим, на основе вашего жизненного опыта.

Ќа приведенном здесь рисунке изображена концептуальна€ схема изменени€ темперамента человека на основе тех данных, которые были упом€нуты выше. Ќа координатах графика отображены скорость возбуждени€ и скорость торможени€ процессов происход€щих в сознании человека. —оответственно, быстрое возбуждение, медленное торможение - темперамент холерик. Ѕыстрое возбуждение и быстрое торможение - темперамент сангвиник. ћедленное возбуждение и медленное торможение - темперамент меланхолик. ћедленное возбуждение и быстрое торможение - темперамент флегматик.

 

 

√де-то на этом графике должна быть точка, котора€ соответствует обычной реакции человека на маловажное событие. ” разных людей эта точка очевидно должна располагатьс€ в разных местах графика, в зависимости от генетической расположенности, гормонального фона, здоровь€ и степени усталости человека. ƒалее можно предположить, что темперамент будет измен€тьс€ в зависимости от мотивации поведени€ человека, на графике этому соответствует радиус вектор R. ≈сли человек мотивирован на изменение существующего положени€, этот вектор будет направлен в сторону сектора холерик, если на сохранение существующего положени€, в сторону сектора флегматик. ѕри мотивации человека на то, чтобы быть причиной происход€щих событий, вектор будет направлен на сектор сангвиник, а при мотивации на то чтобы занимать пассивную позицию наблюдател€, в сторону сектора меланхолик. ћожно также предположить, что величина вектора будет зависеть от оценки человеком важности происход€щих событий.

—огласно шкале тонов, при ухудшении ситуации, изменение тонов идет в последовательности энтузиазм, веселье, консерватизм, скука, а в случае улучшени€ ситуации, в обратном направлении. »з этого следует, что в случае, когда ситуаци€ ухудшаетс€, вектор на приведенном выше графике должен проворачиватьс€ по часовой стрелке, а при улучшении ситуации вектор должен поворачиватьс€ против часовой стрелки. ”читыва€, что при этом веро€тно будет измен€тьс€ и важность, которую человек придает происход€щему, вектор должен выписывать достаточно замысловатую линию.

–ассужда€ подобным образом, можно рассмотреть динамику изменени€ темпераментов людей дл€ разных типов. Ќапример, если человек обычно реагирует на ситуацию как сангвиник, то при ухудшении ситуации он, согласно приведенной схеме, начнет реагировать как флегматик, стрем€сь предотвратить дальнейшее ухудшение ситуации, а при улучшении ситуации будет реагировать как холерик. Ќа шкале от 0 до 4, этому состо€нию соответствуют две точки, тон 3,5 и тон 1,5 и это будут два различных типа сангвиников. ѕервый тип, который соответствует тону 3,5, будет в нормальном состо€нии мотивирован на то, чтобы быть причиной некоторого процесса, в котором он заинтересован. ѕри улучшении ситуации он начнет активно вмешиватьс€ в происход€щее, а при ухудшении ситуации, направит все свои силы на ее стабилизацию. ¬торой тип сангвиника, который соответствует точке 1,5, в нормальной ситуации будет искать, находить и преодолевать преп€тстви€. ѕри улучшении ситуации, он обратит свое внимание на добытые в бо€х трофеи и его трудно будет оторвать от этого зан€ти€, а при ухудшении ситуации, он станет недоверчивым, подозрительным и очень осторожным в своих действи€х.

„еловек, который обычно реагирует на происход€щее как флегматик, при улучшении ситуации станет реагировать как сангвиник, а при ухудшении как меланхолик. “ип, который соответствует тону 3,0, в обычной обстановке будет сдержанным и весьма консервативным человеком. ”лучшение ситуации он воспримет как заслуженный результат своих трудов, а при ухудшении ситуации постараетс€ не вмешиватьс€ в происход€щее, остава€сь наблюдателем. “ип, соответствующий тону 1,0, в обычной ситуации будет искать дл€ себ€ зан€тие, св€занное с определенным риском, игру в карты на деньги, ставки на бегах и тому подобное. ѕри улучшении ситуации, этот тип будет бурно реагировать, при возможности разруша€ объекты, попадающиес€ под руку. ѕри ухудшении ситуации его реакци€ станет замедленной, и он будет демонстрировать разочарование или горе.

„еловек, который в обычной ситуации про€вл€ет себ€ как меланхолик, при улучшении ситуации будет производить впечатление флегматика, а при ухудшении - холерика. “ип, соответствующий тону 2, 5, в обычной ситуации может играть роль помощника, который выполн€ет указани€ шефа или пассивного наблюдател€ за происход€щим. ѕри улучшении ситуации, он выполн€ет свои об€занности особенно старательно, стрем€сь закрепить полученный результат, а при ухудшении ситуации становитс€ раздражительным и относитс€ к окружающим с непри€знью. “ип, который соответствует тону 0,5, в нормальном состо€нии мотивирован на то, что он жертва обсто€тельств и чего-то лишен. ѕри улучшении ситуации начинает испытывать опасение, что это ненадолго, а при ухудшении ситуации быстро сдаетс€ и отказываетс€ от борьбы.

„еловек, который обычно реагирует как холерик, при улучшении ситуации начнет подавать признаки меланхолии, а при ухудшении про€вит себ€ как сангвиник. Ќе шкале тонов этому соответствуют три типа и три тона, тон 4,0, тон 2,0 и тон 0. “ип, соответствующий тону 4,0, в обычной ситуации очень де€телен и €вл€етс€ выраженным экстравертом. ѕри улучшении ситуации склонен расслабл€тьс€, обраща€ внимание на окружающую его эстетику, а при ухудшении ситуации будет сто€ть на своем не смотр€ ни на что. ƒо определенной точки, чем сильнее давление на него, тем большее упр€мство он продемонстрирует. “ип, который соответствует тону 2,0 в обычной ситуации мотивирован на достижение своих личных интересов, но при этом его внимание в равной степени направлено как на внешний, так и на свой субъективный мир. ѕри улучшении ситуации начинает требовать повышенное внимание к своей персоне, а при ухудшении, ситуации реагирует бурно, демонстриру€ свой гнев. “ип, который соответствует тону 0, в обычной ситуации выраженный интроверт, свой внутренний мир дл€ него значительно более важен, чем реальность мира внешнего. ѕри улучшении ситуации он обращает свое внимание на вещи, которых ему, как он считает, никогда не достигнуть, а при ухудшении ситуации он обращает свое внимание на тот мир, в котором ему приходитс€ жить.

ѕрактически все здесь сказанное, можно, использу€ шкалу тонов, прочитать по приведенной выше диаграмме. «десь описаны далеко не все типы, но и шкала тонов от 0 до 4 тоже не полна€ и о расширении этой шкалы € расскажу дальше.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 508 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

“ак просто быть добрым - нужно только представить себ€ на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © ћарлен ƒитрих
==> читать все изречени€...

2266 - | 2010 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.025 с.