Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Качественные методы в психологии




По мнению многих ученых, сейчас в психологии наблюдается очередной кризис, требующий смены исследовательской парадигмы с естественно-на­учной на гуманистическую и, соответственно, замены прежнего методоло­гического аппарата. Долгое время в этой науке господствовали методы, в основе которых лежала позитивистская методология, предполагающая отно­шение к любым данным, не подлежащим операционализации и верифика­ции, как к ненаучным.

Основной метод психологии — естественно-научный эксперимент —до­пускал, а часто требовал от ученого абстрагироваться от предмета своего ис­следования, т.е. человека, вынести за скобки его взгляды, переживания, цен­ностные ориентации, ради повышения чистоты данных. Личность была эли­минирована, в результате чего многие психические феномены оказались недоступными ученым. Вне поля научного экспериментирования оказыва­лась личность не только испытуемого, но и самого испытателя, поскольку правила естествонаучного метода требовали устранить личность эксперимен­татора из процесса эксперимента и его влияния на содержание и характер по­лучаемых данных.

В традиционной психологии основным объектом изучения выступали только внешние поведенческие акты. Но не все психические явления мож­но наблюдать. Скрытое содержание сознания ученые попытались объекти­вировать за счет применения метода мышления вслух и словесных самоот-

Маслова О.М. Количественная и качественная социология: методология и методы (по материалам «Круглого стола») // Социология 4М. 1995. № 5-6. С. 12.

четов. «Однако в процессе вербализации мы слышим не отчет о ходе мысли, а уже переработанное каким-то образом представление испытуемого о его мышлении, искаженное посредством экстериоризации в слово»42.

Уже в 1980-е гг. стало очевидным, что ряд задач, стоящих перед современ­ной психологией, позитивистская методология решить не в состоянии. «Ис­кусственность экспериментальных социально-психологических исследова­ний предопределяется прежде всего тем, что в условиях как лабораторного, так и естественного экспериментов практически невозможно в первом слу­чае — «очистить голову» испытуемых от «побочных» мыслей, а во втором — наблюдателю освободиться от собственных проекций при реконструирова­нии контекста происходящего, формирующегося у наблюдаемых»43.

По мнению некоторых авторов, адекватное познание человека как части социальной реальности невозможно без обращения к интерпретационной методологии, которая нацелена на осмысление человеком самого себя и ок­ружающего его мира. Неудовлетворенность количественными методами при­вела к формированию идеала гуманитарного исследования, ориентирован­ного на качественные методы.

Альтернативная традиционной психологии парадигма исследования была названа гуманистической психологией. Она исходила из неповторимого свое­образия индивидуального мира челове­ка, всей суммы внешнего и внутренне­го опыта, его переживаний. Человек перестал служить всего лишь объектом экспериментов. Он приобрел двойной методологический статус — в качестве объекта и субъекта исследования.

Вместе с тем психология все больше осознавала себя частью не только соци­альных наук, покоящихся на естественно­научных методах и эксперименте, но и гуманитарных знаний. Отметим, что социология осознала двойственность своего статуса гораздо раньше психологии, можно сказать с самого своего рождения и никогда от него не отказывалась.

На ведущие позиции в качественной методологии давно претендует так называемая глубинная психология, выдвигающая идею независимости психики от сознания и стремящаяся выявить ее содержание.

Иначе ее называют аналитической психологией, которая базируется на по­нятиях и открытиях человеческой психики, сделанных швейцарским психо­логом К.Г. Юнгом. Предметная область аналитической психологии, поми­мо собственно психологии, психиатрии и психотерапии, включает также философию, антропологию, историю культуры, социологию, искусствозна­ние, фольклористику, теологию и историю религий. Аналитическая психо­логия — не просто психологическая теория, а скорее целостное мировоззре­ние, в центре которого находится душа человека44.

42 Разина Т.В. Кризис метода в психологии // http://www.psychology.spb.ru/articles/tez/2000/a26.htm

43 Калько О.В. Проблема метода в психологии: количественный и качественный подход // hup:// www.psychology.spb.ru/articles/tez/2000/a8.htm

44 Климкова Н.П. Аналитическая психология и современная культура// http://www.psychology.spb.ru/ articles/tez/2000/al l.htm

Центральными представлениями аналитической психологии служат ка­тегории архетипов и коллективного бессознательного. Согласно Юнгу, бес­сознательное состоит из двух уровней — индивидуального и более глубо­кого коллективного. Архетипы можно определить как универсальные пси­хические образы, берущие начало в глубинных слоях бессознательного. В форме архетипов проявляется коллективное бессознательное, существую­щее как некое общее основание психики, идентичное у всех людей. Счита­ется, что архетипов столько же, сколько типичных жизненных ситуаций. Специалисты отмечают такие характеристики архетипов, как их автоном­ность, целенаправленность и спонтанность воздействия на личность.

Среди новых подходов психологии называют метод «Sensemaking» («фор­мирование смысла»), который включает в себя теоретическое обоснование и специально созданные качественные методы проведения интервью с це­лью фиксации процесса формирования смысла человеком. Одним из созда­телей этого подхода является американская исследовательница Б. Дервин — она работает с теорией формирования смысла в рамках изучения процесса коммуникации и использования информации. Под термином «sensemaking» Б. Дервин подразумевает согласованный набор понятий и методов, изучаю­щих то, как люди осмысляют окружающую реальность45.

Рис. 20. Футорологическая психология

Футурологическая психология ставит целью изучение направлений ан­тропогенеза и ориентацию последнего по пути выживания. Эволюция че­ловечества видится в ней как реализация образов будущего, возникающих в индивидуальном и коллективном психическом. Отсюда следует, что изу­чать и прогнозировать будущее можно, анализируя и формируя представ­ления о нем. В рамках футурологической психологии проводятся эмпи­рические исследования, в частности опросы о предстоящем будущем. Так, Н.А. Костицына46 провела опрос пятидесяти преподавателей и студентов факультета психологии СПбГУ. Предлагая задание продолжить ряд Homo habilis, Homo erectus, Homo sapiens, она получила 29 различных вариан­тов ответов. Из них наиболее аргументированными и отражающими об­щечеловеческие ценности были: «Человек духовный», «Человек любя­щий», «Человек информационный», «Человектворящий», «Человек гар-

Калько О.В. Проблема метода в психологии: количественный и качественный подход // http:// www.psychology.spb.ru/atticles/tez/2000/a8.htm

Костицын Н.А. Футурологическая психология // http://www.psychology.spb.ru/articles/tez/2000/ al5.htm

моничный» и «Богочеловек». При этом некоторые интервьюируемые обо­сновывали как невозможность перехода антропогенеза на новую стадик развития, так и последовательность будущих состояний человека: от «Че­ловека творящего» к «Человеку любящему», от «Человека духовного» i «Богочеловеку». В рамках футурологической психологии разрабатывает­ся парадигма «в будущее через прошлое», которая предполагает анали: элементов национальных культур, обладающих непреходящей ценностьк для будущих поколений.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2343 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2325 - | 2054 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.