Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Методология вопроса




Взаимозаменимость двух терминов наглядно ощущалась в первоначаль ном наименовании Института социологии: в момент своего создания в 1968 г он назывался Институтом конкретных социальных исследований (ИКСИ) Тогда предполагалось, что сочетание «конкретные социальные» равносиль но термину «социологические». Для их уравнивания было несколько причин Первая, теоретико-методологическая, заключалась в интерпретации поня­тия «социальное». Его использовали в двух значениях — широком и узком В широком смысле социальное равносильно общественному, поскольку i переводе с латинского «социальное» означает именно «общественное». Но i советской традиции, идущей, видимо, от исторического материализма, вес общество было принято делить на четыре сферы: экономическую, полити­ческую, социальную и духовную. А поскольку сфера это часть общества, воз­никал парадокс: в одном случае социальное равно целому (социальное = общественному), в другом — только части (социальное = социальная сфера)

Противоречивыми оказались как предмет социологии, так и ее статус. С одной стороны, социология призвана изучать общество в целом, а не толькс одну его сферу, обобщая достижения всех специальных дисциплин (таковы-

ми считались психология, юриспруденция, экономика, педагогика, полито­логия, культурология). Но если социология — общая наука, то ее надо назы­вать обществознанием. Но так именовать ее было нельзя: обществознание — это сумма всех специальных наук, перечисленных выше. Иначе говоря, об­ществознание в советское, а также и в постсоветское время, было собиратель­ным названием для самых разных наук, изучающих общество. Обществоз-нания как самостоятельной науки никогда не существовало. Не существует его и сейчас. В советское время оно называлось обществоведением, а пред­ставителей наук, родственных социологии (будь то юристы или философы) называли обществоведами. По старинке их именуют так и сегодня, хотя в средней школе, которая стремится быть всегда в авангарде, от прежнего тер­мина отказались, заменив его новым — обществознанием. Считается, что изменение названия отражает изменение идеологических ориентиров пре­подавания, прежде всего отказ от устаревших догм марксизма.

В этом самом марксизме и происходила нешуточная полемика вокруг понимания категории социальное, в зависимости от решения которого по-разному понимался статус социологии — быть ей интегральной или специ­альной наукой.

Когда в 1838 г. О. Конт придумал слово «социология», — он понимал его как «науку об обществе», причем единственно существующую. Никаких дру­гих общественных наук — права, психологии, политологии или экономики — на горизонте научного знания в те годы не появлялось. Соперниками соци­ологии были математика, физика, химия, астрономия, биология — науки древние (кроме биологии) и достаточно авторитетные. Выбивая социологии место среди других наук, Конт сразу же поставил ее выше всех других — на самую вершину научных знаний, полагая, что там ей будет не только спо­койней, но и хлопотней: именно у социологии самый сложный на свете объект изучения — все общество и каждый его элемент в отдельности. Конт, по понятным причинам, не мог ответить на вопрос — частной или общей дисциплиной является социология. Она была, по всей видимости, и той, и другой.

По мере развития научных знаний, возникновения экономики, этногра­фии, антропологии, психологии, политических наук, развернулась борьба за общий пирог — общество. Кто именно и что будет изучать? Как решился вопрос в конечном счете, мы знаем: достаточно в любом словаре прочитать, что выступает предметом, скажем, психологии или антропологии.

Но, чем больше появляется социальных наук, тем более заброшенной остается категория и область социального: ее вроде бы изучают все понем­ножку и никто конкретно. Разобраться в ситуации, а заодно навести поря­док в научном хозяйстве взялись большевики — пусть даже в отдельно взя­той стране. Советские философы, численно преобладавшие в советском об-ществознании, занимавшие властные посты в академии наук, в вузовских и партийных структурах, заявили, что та часть марксистской философии, ко­торая повернута в сторону общества (другая ее часть, диалектический мате­риализм, был развернут в сторону природы, а потому не давал житья своими советами физикам, химикам, биологам и прочей естественно-научной бра­тии), а именно исторический материализм, будет выполнять роль дириже­ра, а все прочие социальные науки — роль солистов в оркестре. Именно ис­тмат призван был сочинять партитуру, а затем, в лице своих дирижеров (ди-

ректоров исследовательских институтов, бюро, заведующих кафедр, секре тарей по науке и идеологии) руководить ее претворением в жизнь.

Одним из таких дирижеров был в свое время директор ИСИ АН ССС] М.Н. Руткевич. Он определял, кто останется на командных высотах социо логической науки, чем должен заниматься полковник или лейтенант, н; решение каких задач нацеливать батальоны, роты, взводы. Если правильш задать ориентир, то в итоге получишь нужный результат. Генеральный штаб а именно ведущие профессора, член-корреспонденты и академики, отвеча ющие перед ЦК КПСС за состояние общественных наук в стране, в том числ< социологии, продумывали ключевые категории, определяли иерархию i структуру научного знания, главные маршруты, по которым должны дви нуться войска исследователей. Над социологическими штабами возвышалoci еще множество инстанций и более важных штабов, прежде всего идеологи ческих, которые пресекали любое стремление социологов к суверенитету \ самостоятельности.

Рис. 22. Небольшие сопки должны занимать специальные науки, а главнук. высотумарксистская социология

На генеральской карте социологии, одобренной идеологическим геншта­бом, значилось, что небольшие сопки должны занимать специальные науки, а главную высоту — марксистская фи­лософия. Так, М.Н. Руткевич пишет: «Экономическая, историческая, юри­дическая, психологическая и другие частнотеоретические дисциплины, хотя причисляются к категории «социаль­ных» наук, изучают не всю совокупность различных сфер общественной жизни в их целостности, а лишь одну из них, т.е. закономерности функционирования и развития отдельной области жизни... Экономика исследует поведение и взаи­модействие людей в сфере хозяйствен­ных отношений. Предметом же марксистской социологии является изучение общих закономерностей функционирования и развития общества... социоло­гия имеет своим предметом общие закономерности функционирования и раз­вития общества, чем она собственно и отличается как от частных обществен­ных наук, так и от исторической науки»1.

Обосновывая выделенный статус социологии, ее отличия от рядового состава социальных наук и приближенность к генералитету, автор ссылает­ся на главный авторитет — сочинения К. Маркса, у которого понятие соци­альное дается как в общем, так и в частном аспектах. В Предисловии «К кри­тике политической экономии» (1859 г.) он рассматривает социальные про­цессы в обществе как нечто отличное от экономических, политических и духовных процессов. Если это так, то социология, изучая социальные про­цессы, возвышается над экономикой или политологией, так как ее социаль­ное не равно их социальному. У них социальное — это особенное, ограни-

1 Руткевич М.Н. О значении и структуре теоретического уровня социологических исследований // Социологические исследования. 1984. № 2. С. 16—17.

ченное рамками своей сферы, а у социологии социальное — это обществен­ное, охватывающее все сферы.

Однако заявить так в те годы, означало навлечь на себя гнев вышестоя­щих инстанций и лишиться всех должностей. Дело в том, что социальным как общественным ведал исторический материализм, от которого кормились многие тысячи завкафедрами, секретарей, консультантов и пр. Они, а не со­циологи, управляли идеологическими институтами страны. Социология не пользовалась особым авторитетом в высших кругах страны, чаще всего ее отождествляли с опросной наукой. Так что замахиваться на интегральный статус, звание науки об обществе, было равносильно смерти, поэтому соци­ологические генералы стали искать компромиссные и обходные пути. Один из них — двойственное понимание категории социальное и двойственный статус социологии. Она вроде бы равна другим социальным наукам, но яв­ляется первой среди равных — с одной стороны она совсем приблизилась к историческому материализму, а с другой стороны — не посягает на его пол­номочия.

Рис. 23. Не меньшее, если не большее, чем социология значение имел тогда научный коммунизм

Настаивать на двойственном статусе социологии, на признании ее первой среди равных было и сложно и нужно. Экономика например, имела не меньше прав быть первой среди равных, чем социология. Во-первых, она изучала производственные отношения и произ­водительные силы, которые, согласно Марксу, составляли базис общества, а социологи всего лишь исследовали об­щественное мнение. Во-вторых, эконо­мисты занимались реальным делом, распределяли и перераспределяли ре­альные денежные потоки в громадном народном хозяйстве страны. Не мень­шее, если не большее, чем социология, значение имела тогда политология, ко­торую заменял научный коммунизм. Он отвечал за идеологическую целостность страны, следил за идейной лояльностью широких масс населения, определял международную стратегию государ­ства — т.е. в руках представителей этой науки была сосредоточена такая сила, которая и не снилась социологии.

По существу, никакой социальной базы у советской социологии не было. На западе ее опорой служил средний класс, ряды которого постоянно расши­рялись. В советском обществе демиургом считались два класса — рабочие и крестьяне, которым социология была не нужна. Для этих классов социальное представляло собой классовую борьбу, а не классовый мир, как в западном обществе. Субъектом социологии и носителем категории социальности выс­тупала хлипкая (по масштабам, роли и влиянию) прослойка интеллигенции.

Статус, предмет и место социологии в обществе не могли не быть двой­ственными. Анализируя «вопросы социальной политики партии и госу­дарства, социальные проблемы в развитии общества», социология, по мне-

нию М. Руткевича, обращается к социальному в узком значении2. Говор: попросту, когда проходишь перед трибуной, бери под козырек. Перед гене ралом и полковник — рядовой. В узком смысле социология — наука о соци альных явлениях и процессах, а их, помимо процессов экономических, ду ховных и политических, очень много. При их описании социолог превраща ется в обычного труженика, постоянно гоняемого по полям, заводам командировкам. Таким образом социология приравнивается к другим соци альным наукам.

Но, с другой стороны, социология, напоминает М. Руткевич, это еще и на­ука об общих закономерностях функци­онирования и развития общества. Этим не занимаются ни экономисты, ни по­литологи, ни психологи. Разве что толь­ко философы-марксисты. Социологи могут чувствовать себя приближенны­ми к трону. Теперь они уже стоят на той самой трибуне, проходя мимо которой представители всех других, частных наук, должны отдавать честь.

Рис. 24. Социологи могут чувствовать себя приближенными к трону

Хитрый статус социологии — быть своей среди чужих и чужой среди сво­их — позволяет ее представителям и

позволял раньше вторгаться в любую область, обязательно находя там соци альные аспекты и превращая их в предмет своего изучения. Действительно социальные стороны есть у воспитательно-педагогических, экономических идеологических, политических и т.д. явлений и процессов. Социальное ест) везде, везде должен существовать и жизненный интерес социологии, ее жиз ненное пространство. Получается, что она для всех своя.

Вместе с тем, претензии на всеобщность и частность в одном лице ташп в себе немалые опасности. Если социальное, как воздух, существует везде то и заниматься его изучением может каждый. Поэтому юристы, кадрови ки, психологи, политологи, экономисты, партийные работники успешж проводили исследования, касающиеся мнений, взглядов, поведения и отно шений между людьми, совершенно справедливо называя их социальными Поскольку социологической грамоте они обучены не были (тем более что i стране вообще никакого социологического образования не существовало исследования они проводили как умели и как хотели. Хотя академические социологи брезгливо отворачивались от них как от доморощенного ширпот­реба или сфальсифицированного товара, изготовленного чуть ли не в под­польных цехах, сами производители имели все права считать свое исследо­вание социологическим. При этом они кивали на самих социологов, кото­рые никогда не имели четких критериев разграничения социального \ социологического, десятилетиями спорили об их сущности, постоянно пу­тались в элементарных вещах и даже назвали главный форпост своей наукг Институтом конкретных социальных исследований.

2 Руткевич М.Н. О значении и структуре теоретического уровня социологических исследований /, Социологические исследования. 1984. № 2. С. 17.

К середине 1960-х гг. в стране сложилась ситуация, которая получила освещение в научной литературе того времени. У каждой обществоведчес­кой дисциплины (права, экономики, философии, истории и т.д.) помимо теории существовали два типа эмпирических исследований: первый тип — собственно дисциплинарный (юристы изучают конкретные правовые про­блемы, историки — исторические и т.д.); второй тип — социальные пробле­мы, с которыми сталкивается данная дисциплина (юристы изучают соци­альные проблемы преступности, историки — социальные проблемы истори­ческой реальности и т.д.). Второй тип и был назван конкретными социальными исследованиями. Итак, у каждой обществоведческой дисциплины на нижнем этаже расположены «свои» конкретные социальные исследования.

Собственные, т.е. внутридисципли-нарные исследования считались, конеч­но же, более престижными. Юрист дол­жен заниматься в первую очередь юри­дическими вопросами. Это его основноезанятие, профессиональный кодекс,показатель уровня квалификации. А вотна досуге можно побаловаться смежны­ми проблемами, которые не требуютглубоких познаний, так как социальныевопросы доступны и понятны всем, сними сталкиваются все и каждый. Аможно оставить пограничные проблемыпрофессионально менее подкованнымюристам или экономистам — все равнов своей профессии от них толку мало.Поэтому социально-правовая тематикаво многом формировалась как марги- Рис 25 внутридисплинарные

НаЛЬНая. ОНИ ПрИТЯГИВала Самую разно- исследования считались, конечно же,

шерстную Публику: ДИССИДеНТОВ, рас- более престижными

триг, романтиков, бессребреников, ис­кателей легкой карьеры или желающих самоутвердиться, не нашедших себя в основной специальности или через несколько лет разочаровавшихся в ней.

Несмотря на европейскую историю возникновения социологии как цари­цы наук (О. Конт), в советской истории собственно социологическое иссле­дование формировалось зачастую кжрезидуалъное. Социологи при помощи эмпирических методов изучали то, что не исследовали юристы, экономис­ты или философы, что выпало у них в «осадок». А что не могут изучить юри­сты или экономисты? Прежде всего социальную структуру, социальные ин­ституты и другие темы, которые составляют теоретическое ядро социологии и постигаются через социологическое исследование, будь то теоретическое или эмпирическое.

Отсюда можно сделать следующий методологический вывод: социологи­ческим в чистом виде надо считать только внутридисциплинарное (а не при-или пограничное) исследование, создание, организация и проведение кото­рого управляются средствами социологической теории, которое посвящено социологической теме, позволяет продвинуть вперед социологическое, а не какое-либо соседнее знание.

В этом смысле маркетинговое исследование не является социологическим, даже если оно проводится подготовленным социологом. Кратко различия между двумя типами исследования можно сформулировать так:

♦ Понятие «социальное исследование» более широкое, чем понятие «со­циологическое исследование».

♦ Понятие «социальное исследование» не отражает стоящую за ним кон­кретную науку, а «социологическое исследование» — отражает. Это социо­логия.

♦ Социологическое исследование нормировано идеалом научного мето­да, а социальное — нет.

♦ Социологическое исследование определено предметом и тематикой со­циологии, а также методом, социальное исследование — нет.

♦ У социологического исследования есть специфический метод, а у со­циального нет.

♦ Социологическое исследование — внутридисциплинарный метод по­знания, асоциальное — междисциплинарный.

♦ Социальное исследование охватывает любые социальные проблемы об­щества, даже те, которые необязательно принадлежат к социологии, а соци­ологическое — узкий круг проблем, заданных предметом социологии.

♦ Социальное исследование всеядно и неразборчиво, социологическое — избирательно.

♦ Социальные исследования (опросы) проводят юристы, врачи, эконо­мисты, журналисты, кадровики. Это общественные социологи. Социологи­ческое исследование проводят только профессионалы. Его отличительная черта — спаянность теории и метода. Этого не понимают первые.

♦ Источник социологического исследования — научная литература и про­фессиональная подготовка, социального — популярная литература и обыден­ный опыт (собственный жизненный опыт или опыт данного ведомства).

♦ Социальное исследование отражает широкий взгляд на общество, со­циологическое — узкий, специализированный.

Вопрос о том, чем различаются социологическое и социальное исследова­ние, в науке еще окончательно не решен. Ученые спорят по ряду принципи­альных и второстепенных моментов. Этот запутанный вопрос можно разре­шить, только если ввести четкие критерии. Из всего сказанного выше можно вывести определение. Социологическим называется такое исследование, где одни социальные явления объясняются при помощи других социальных явлений. Точ­но так же психологическим называется такое исследование, где одни психи­ческие явления объясняются при помощи других психических явлений.

Принцип объяснения явлений при помощи «своих» же явлений приме­няется во всех фундаментальных науках. В экономике одни экономические явления описываются не через юридические или социальные, а через дру­гие экономические явления. В культурологии то же самое: культура объяс­няется через культуру. Подобную процедуру можно назвать принципом ме­тодологической самодостаточности фундаментальной науки.

Напротив, в междисциплинарных областях знания один тип явления объясняется через другой. В антропологии костные останки человека кладут­ся в один объяснительный ряд с культурными артефактами или семейными структурами. И неудивительно, что некоторые зарубежные специалисты считают антропологию частью социологии. То же касается и ряда других наук.

В социальной географии смешиваются в одно целое географические и соци­альные события, в экономической географии — географические и экономи­ческие факторы.

Как только социолог пытается объяснить социальные факты, обращаясь к экономическим, физическим, психологическим и иным причинам, он покидает границы социологии как строгой науки. Нельзя объяснять деви-антность (социальный факт) при помощи психического характера или расо-во-антропологического признака. Это не будет социологическим объясне­нием. По этой же причине многочисленные теории социального дарвиниз­ма, географического детерминизма, психологические школы в социологии не относятся к разряду социологических теорий — это социальные теории.

Видимо, под социальным исследованием следует понимать такое исследо­вание, в котором социальные факты объясняются через несоциальные. Та­ким образом, социальное исследование не принадлежит только области со­циологии. Это междисциплинарное исследование. Сформировавшиеся на стыке социологии и родственной обществоведческой дисциплины, например эко­номики, социальные исследования принадлежат сразу двух наукам, в дан­ном случае — социологии и экономике. На пересечении психологии и соци­ологии сформировались социально-психологические исследования. Соци-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1622 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2175 - | 2064 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.