Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Принцип дополнительности двух методологий




Раньше «количественный» и «качественный» методологические подходы рассматривались как противоположности. На самом же деле, как считают Ю.Н. Толстова и Е.В. Масленников, логика исследования в двух случаях довольно сходная. «Различие состоит в выборе конструктов и, как след­ствие, — методов. В основе такого выбора лежит специфика предмета иссле­дования»35. Сегодня всеми социологами признанно, что качественная и ко-

Толстова Ю.Н., Масленников Е.В. Качественная и количественная социология: взгляд сквозь призму понимания эмпирического исследования как измерения // Социологические исследования. 2000. № 10. С. 103.

личественная методологии соотносятся между собой по принципу дополни тельности36. От идеологии войны научное сообщество перешло к проповед> мира. Но стали ли мы глубже понимать проблему соотношения двух разны? стратегий?

Большинство специалистов забывают, что из принципа дополнительно­сти автоматически следует принцип неопределенности, гласящий, что hv одна из двух картин мира или методологий не в состоянии дать полную абсолютную истину отражаемой реальности. В физике также появляетс> принцип неопределенности Гейзенберга. Он сообщает, что даже самым мощ­ным на свете электронным микроскопом, дающим 40000-кратное увеличе­ние, нельзя точно измерить координату и импульс частицы — либо одно, либс другое, но не оба вместе.

Количественная методология дает достаточно точную картину статисти­ческого распределения признаков, т.е. картину большой социальной груп­пы. Но она почти ничего не может сказать об отдельном индивиде. Каче­ственная методология дает точное изображение внутреннего мира и поведе­ния отдельного человека, но не способна дать точную картину социальное группы в целом.

Изображая мир с известной степенью неопределенности пли вероятно­сти, т.е. в меру искажая картину бытия, две перспективы способны жить только в дружбе — они дополнительны. Эту идею сформулировал Н. Бор и назвал ее принципом дополнительности, который можно рассматривать как обобщение соотношений неопределенности Гейзенберга. Мы можем изме­рить либо координаты, либо импульсы, но не координаты и импульсы од­новременно. Физическое содержание системы не исчерпывается каким-либо одним теоретическим языком, посредством которого можно было бы выразить переменные, способные принимать вполне определенные значе­ния. Различные языки и точки зрения на систему могут оказаться допол­нительными. Все они связаны с одной и той же реальностью, но не сводят­ся к одному-единственному описанию. Неустранимая множественность точек зрения на одну и ту же реальность означает невозможность существо­вания некой надстоящей или возвышающейся над всеми точки зрения, с которой открывается единственно правильный вид на реальность. Взаимо-дополнительны не только разные процедуры измерения, но и разные язы­ки, на которых они записываются — в нашем случае качественный и коли­чественный.

Таким образом, качественные и количественные методы одновремен­но: а) противоположны и б) взаимодополнительны. Эта ситуация напо­минает измерение в квантовой механике: для того чтобы изучить элемен­тарную частицу, имеющую двойственную природу, физику необходимо применить два противоположных метода. Один изучает ее как волну, дру­гой как частицу.

В современной социологии и в современной физике, отказавшейся от жестко детерминированной ньютонозской картины мира и перешедшей к вероятностному квантово-механическому описанию реальности, складыва­ется одинаковая ситуация. Применение одного метода в один и тот же мо-

36 Маслова О.М. Количественная и качественная социология: методология и методы (по материалам «Круглого стола») // Социология 4М. 1995. № 5-6. С. 5-15.

мент времени исключает использование другого, если он нацелен на изме­рение тех же параметров. Но оба метода прекрасно уживаются вместе, если они по-разному измеряют один объект, подходят к нему с разных сторон, дают разные проекции на плоскость. Как и в квантовой механике для того чтобы изучить элементарную частицу, имеющую двойственную природу, ученому необходимо применить два противоположных метода. Один изуча­ет элементарную частицу как волну, другой — как корпускулу.

Рис. 18. Дополнительность качественных и количественных методов

Первым идею дополнительности двух методологий высказал М. Вебер. Эта идея возникла еще в конце XIX в., когда обсуждался вопрос о том, какой быть социологии — идеографической или номотетической наукой. Сторонников двух противоположных точек зрения примирил М. Вебер, провозгласивший, что для будущего социологии выгоден их союз, а не противоборство. И се­годня многие социологи считают их союз неизбежным.

На рис. 18. видно, что с помощью качественного метода социолог изуча­ет один случай на всю его глубину — от буквы А до буквы М. Каждая буква обозначает одно уникальное событие в жизни данного человека или сообще­ства. Например, биографический метод призван выяснить хронологическую последовательность социально значимых событий в жизни одного человека, содержание и уникальность этих событий. Такими событиями могут быть: социальное происхождение (в какой семье родился интервьюируемый), имя­наречение, крещение, социализация и влияние семейных традиций на вос­питание, школьные годы, выбор профессии и т.д. Каждое событие на нашем рисунке обозначается одной буквой. События, как и буквы выстроены в вер­тикальном порядке — так соблюдается принцип иерархии.

Предположим, что на втором этапе социолог задумал перейти от каче­ственного метода к количественному. Что он должен делать? Он выясняет то, насколько типичны два или три события в жизни людей одного и того же поколения или разных поколений. Например, все ли проходят через обряд крещения или имянаречения, все ли люди, попавшие в выборочную сово­купность, проходили через школу и как у них складывался процесс выбора профессии. Социолог выбирает одно событие, скажем D, и тиражирует его на всю выборочную совокупность. Его интересует не вертикальный ряд, а горизонтальный — типичность данного события на выборочной совокупно­сти, включающей 100, 300 или 1000 уникальных жизненных судеб.

В качественной методологии человека, у которого выясняют все подроб­ности жизни в многочасовой беседе или за которым наблюдают в течение многих дней, недель, месяцев или даже лет, трудно назвать респондентом. Это интервьюируемый, наблюдаемый или информатор (информант). А вот в обычном социологическом опросе, где снимается моментальная статисти­ческая информация, социолог не углубляется в личные подробности, но в короткое время снимает нужную информацию, речь идет именно о респон­денте. Респондент — это объект приложения статистического опроса, коли­чественного метода. Интервьюируемый (наблюдаемый) — объект примене­ния качественного метода.

Цель количественного метода — подготовить как можно меньше вопросов и опросить как можно больше людей. Цель качественного метода — подгото­вить как можно больше вопросов и опросить как можно меньше людей. В количественном методе используются простые и стандартные вопросы, в ка­чественном методе, наоборот, — сложные и нестандартные. В количественной методологии нельзя менять стратегию, задавать дополнительные вопросы, не предусмотренные программой, каким-либо образом влиять на респондента. В качественной методологии стратегия и тактика постоянно меняются по ходу интервью, задаются новые вопросы, не предусмотренные программой, а сама программа набрасывается контурно — лишь в самых общих чертах. Здесь ус­пех мероприятия зависит от личности исследователя: как он смог завоевать доверие интервьюируемого, расположить к откровенной беседе и т.д.

Вот что скрывается за теми наукообразными фразами, при помощи кото­рых в учебной и монографической литературе описывают различие и сход­ство качественных и количественных методов. К примеру, следующий фраг­мент из научной работы:

«В социологической практике под качественными данными понимают данные, которые выражаются нечисловым способом37. Носителями их могут быть рисунки, фотографии, видеоматериалы, различного рода символы и знаки, вещи и предметы, и прочее. Но чаще всего они пред­ставлены в виде вербальной информации — текста или речи. От коли­чественных данных качественные отличаются тем, что содержание пос­ледних несет в себе смысл, непосредственно характеризующий сам носитель данных, в то время как количественные данные указывают на масштаб, объем, интенсивность тех характеристик явления, которые выражены в качественных данных. Качественные данные позволяют раскрыть значения социального явления, количественные показывают,

37 Tesch R. Qualitative Research Analysis Types and Software Tools. New York, Philadelphia, London: The Falmer Press, 1990. P. 95.

насколько оно часто случается или насколько интенсивно оно представ­лено в социальной реальности. Качественные данные обозначают пред­мет, количественные — показывают, насколько сильно этот предмет исследования проявлен в объекте. Продолжая такого рода рассуждения, можно заметить, что одни данные в большей степени ориентированы на создание суждения о социальном явлении, другие — на оценку зна­чимости или тестирование этого суждения. Эти различия в природе двух типов данных привели к тому, что качественные исследования (иссле­дования, основанные на качественных данных) стали связывать в боль­шей степени с этапом генерирования или построения теории, а коли­чественные исследования — с ее верификацией»38.

Распространенный прием обучения американских, а теперь уже и россий­ских, студентов, а именно социальная автобиография, служит прекрасных примером взаимной дополнительности двух противоположных методоло­гий — качественной и количественной. В самом деле, от человека, констру­ирующего свою социальную автобиографию, требуются две удивительные способности: 1) описать логику неповторимых, присущих только этому че­ловеку событий, выстроить в хронологической последовательности жизненно важные события (в какой семье родился, как проходила социализация, ка­кие события, происходившие в жизни родителей, повлияли на жизнь студен­та, и т.п.); 2) обнаружить «социальный вес» каждого описанного события, его типичность, пересечение с судьбами других людей и общества в целом. Если, например, в 1992 г. ваш отец оказался безработным, в результате чего сни­зился материальный уровень и пришлось переехать в другую, более дешевую квартиру, сменив район проживания и школу, то каждое из таких жизненно (или лично) важных событий необходимо пропустить — по горизонтали — через социальную статистику и установить: сколько безработных было в тот год, является ли судьба вашего отца типичной, была ли это структурная пе­рестройка или он оказался жертвой сокращения целой отрасли, а может быть безработица являлась фрикционной, регулярно происходящей в любом об­ществе, и т.д.

Умение пропустить личные невзгоды сквозь призму общественных про­блем — обязательный атрибут социологического мышления (рис. 19). Не на­учившись увязывать два круга событий — личные и общественные, — вооб­ще не стоит связывать свою судьбу с социологией как строгой и вместе с тем уникальной наукой. Таким образом, принцип дополнительности уникаль­ного и типичного лежит в основании социологического мышления. Или вы­разимся еще точнее — в основании мышления профессионального социолога, в основании социологии как особого рода профессиональной деятельности.

У качественной и количественной парадигм существует поле общих ин­тересов и сфера своих собственных, несходных интересов. «И тот и другой тип исследований, — пишет В.В. Семенова — схожи научными категориями: концепции, гипотезы, измерительные процедуры, использование теорети­ческого анализа данных. Обе стратегии предполагают научно обобщенные формы представления данных. Значит, проводя качественное исследование, необходимо умение работать с научными понятиями и концепциями; быть знакомым с теориями. Однако, как мы убедились, категориальный аппарат

Юдашкина О.Б. Построение теории на основе качественных данных: из истории развития методо­логического направления // Социологические исследования. 2000. № 10. С. 92.

гуманистической социологии суще­ственно отличается от позитивистской. Следовательно, исследователь-«качест-венник» должен быть хорошо подготов­ленным теоретически именно в рамках данной традиции»39. В этом заключает­ся сходство двух методологий. Различа-ютсяжеони, по мнению В.В. Семеновой, следующими чертами.

Порядок операций в качественном исследовании существенно отличается: гипотезы выдвигаются «на выходе»; кон­цепции и понятия на начальном этапе формулируются в самом общем виде и становятся более определенными лишь в результате послеполевого обобщения; измерительные инструменты разрабаты­ваются по итогам полевого этапа. Это оз­начает, что в отличие от количест­венного качественное исследование на начальном этапе носит открытый харак­тер и конструируется в четкие концеп­ции только на заключительном. Сле­довательно, приступая к исследованию, нужно быть готовым к самостоятельной аналитической работе в процессе самого исследования. В качественной стратегии форма представления данных и их пода­ча носят описательный характер, а это предполагает готовность и умение рабо­тать с пространными текстовыми мате­риалами»40.

Наглядный пример соединения двух методологий в рамках одного ис­следования представил специалист по экономической социологии В.В. Па-циорковский. В одном из исследований о новых формах собственности в сельском хозяйстве им было обнаружено два вида исследовательских ситу­аций. Первая — колхоз уже распался, и бывшие колхозники на собствен­ном опыте знали, что такое «взять пай», в каких формах это делается и ка­кие из них выгоднее. Вторая — колхоз живет как прежде и ничего менять не планирует. Понятно, что заранее разработанная анкета во второй ситу­ации не годилась совершенно, и здесь приходилось работать методом сво­бодного интервью. «Заказчику было представлено два отчета: по первой группе ситуаций количественный, по второй — качественный. Но второй отчет не мог бы появиться без первого: они тесно связаны. Кроме того,

39 Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.С. 128.

40 Там же.

второй отчет включал такой обязательный компонент, как анализ статис­тической документации колхозов»41.

На Западе популярность качественной социологии растет, количествен­ная социология, разработанная до уровня инженерных технологий, возмож­но, уже исчерпала предназначенный для нее культурный пласт, а для пере­хода на следующий, более глубокий слой породы, нужен новый подход. Там качественная социология нужна как следующая ступень развития. А в Рос­сии? Нам еще в количественной социологии следует дорасти до международ­ного уровня. Почему же тогда в 1990-е так резко возрос интерес к качествен­ным методам? Если вспомнить, что именно в этот период резко сокращает­ся государственное финансирование фундаментальных исследований, то ответ очевиден. Одни переходят к новым методологиям от избытка и богат­ства, другие — от бедности и недостатка.

Возможно, у качественной социологии век в России недолог. В середи­не 1990-х расширились коммерческие заказы на опросную информацию, а она добывается исключительно количественными методами. Сегодня со­циологу-выпускнику невозможно устроиться в коммерческую опросную фирму, если он хорошо не знает математической статистики. Качествен­ную социологию, развивающуюся параллельно и несравнимо меньшими масштабами, ждет будущее при сильной государственной поддержке. Бу­дет ли таковая?





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1660 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2327 - | 2084 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.