Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


П. В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова Чикагская школа




Этнографическая монография Уайта, несмотря на сугубо реалистическое детализированное описа­ние социальной жизни итало-американских улич­ных группировок, оказалась настоящим произве­дением искусства. Повествование и описание, примеры, характеристики и поясняющие коммен­тарии складываются в искусный и искусственный продукт. Поэтому мир, в который входит читатель, уже не является непосредственно переживаемым опытом «общества на углу улицы». К концу XIX в. между художественной литерату­рой и социальной наукой сложились четкие сти­левые и жанровые разграничения. Однако в Чи­кагской школе с ее акцентом на таких подходах к этнографическим материалам, как life stories (жизненные истории) и slices-of-life (срезы жиз­ни), происходит развитие интерпретативной методологии, сближающей этнографию с рома-

ном. Идея такой методологии, как указывав П. Кло', — создание текстов, в которых автору исследователю, кроме изложения фактов, по лученных в ходе полевой работы, удается пред ставить свой субъективный взгляд. Повествовательный характер научного описа ния, акцент на субъективных переживаниях уча стников исследования (информантов и ученого) обязательно присутствующий в тексте индиви дуальный опыт исследователя и, наконец, прак тика включенного наблюдения, — все это стал< признаками этнографической работы социоло га. В социологической литературе понятия эт нографического метода и этнографии стал1 ассоциироваться с качественными методам1 (особенно с включенным наблюдением). Одна ко отождествить этнографический метод с ка

* Clough P.T. The end(s) of ethnography: Frorr realism to social criticism. Newbury Park, CA Sage, 1992. P. 21-22.

4 В 1922 г. австрийский философ М. Шлик организовал семинар при кафедре философии индуктивных наук Венского университета. На его основе в конце двадцатых годов и возник Венский кружокобъединивший философов, математиков и других ученых. В 1929 г. Р. Карнап, Г. Ган и О. Нейра:опубликовали манифест Венского кружка, а с 1930 по 1939 г. венские ученые вместе с бepлинcким^коллегами издавали журнал «Erkenntnis». В первом номере журнала была опубликована статыМ. Шлика под названием «Переворот в философии». Философская доктрина Венского кружка по­лучила название логического позитивизма или логического эмпиризма. Переворот в философиидекларируемый логическими позитивистами, заключался в постановке новых задач философскогсисследования и установлении его новых принципов.

5 Ландберг (Lundberg) Джордж Эндрю (1895—1966), американский социолог, сторонник перенесенаметодов естественных наук в социологию.

рационализм, квантификация и бихевиоризм. Последний запрещал изучать субъективные состояния (мотивы, ценности, стремления) как неподдающи­еся точной фиксации и количественному измерению. Дж. Ландберг был убежден, что социология должна использовать в своем анализе концептуаль­ную схему, выработанную в современной физике, т.е. действовать по анало­гии. Уравняв социологию и физику, он ликвидировал качественное своеоб­разие социального метода.

Предвидение Дж. Ландберга о том, что социология постепенно перейдет на рельсы естественной науки, во многом оправдалось. Усилиями Дж. Ланд­берга, П. Лазарсфельда, В. Кэттона, Р. Мертона, С. Додда, С. Стауффера, Р. Бар-тона, М. Розенберга, Г. Блейлока, Г. Зеттерберга, У. Отборна, П. Бриджмена американская социология получает прочный методологический фундамент и на протяжении многих десятилетий развивается как точная наука, использу­ющая современный математический аппарат и статистическую теорию. Бла­годаря сильному влиянию бихевиоризма западная социология разрабатывается прежде всего как поведенческая наука и входит наряду с экономикой и пси­хологией в систему социальных наук. Эпоха развития ее как гуманитарной (т.е. философской) науки с акцентом на интерпретивный метод, характерный для Вебера, уходит в прошлое вместе с эпохой «высокой классики».

ественным означало бы слишком упростить и граничить наше рассуждение. Представители икагской школы, применившие этнографичес-ий подход к исследованию современного горо-а, использовали как включенное наблюдение и нтервью, так и статистические данные, работах этого периода содержалось убеждение, го социальная практика качественных исследо-ателей важна постольку, поскольку она пред-тавляет голоса «других» — социальных изгоев, амалчиваемых или осуждаемых в средствах мас-овой информации и общественном сознании. 1сследования социальных отношений внутри раз-ичных групп, субкультур, общественных движе-ий, организаций — индустриальных предприя-ий, школ, больниц, тюрем, интернатов для ум-твенно отсталых, домов престарелых — получали стойчивое название этнографии, а их эпистемо-огия характеризовалась как антипозитивизм, анонический текст этого времени — «Мальчики белом» Г. Беккера с соавторами'. Тесно увязан-ая с социальным контекстом и методологией оциальной науки пятидесятых годов, эта работа студентах медицинского колледжа стала попыт-ой придать качественному исследованию стро-ость количественных. В работе комбинировались шогие методы: полуоткрытые и полуструктури-юванные интервью сочетались со включенным аблюдением и осторожным анализом материа-

Becker H.S., Geer В., Hughes E.G., Strauss A.L. Boys in white. Chicago: University of Chicago Press, 1961.

лов в стандартизованной, статистической форме. В своей классической методологической статье Г. Веккер даже вводит понятие квазистатистика: «включенный наблюдатель должен пользоваться возможностью собирать данные так, чтобы их можно было преобразовать в легитимные стати­стические. Однако обстоятельства полевой рабо­ты обычно препятствуют этому... Поэтому то, что

получает наблюдатель, лучше назвать квазистати­стикой. Его выводы, хотя и неявно числовые, не требуют точной квантификации»". В анализе данных, отмечает Г. Беккер, «качествен­ный» исследователь явно уступает своим колле­гам-статистикам и потому нуждается в дополни­тельных ресурсах для утверждения своих выводов. Источник: Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. «Делать знакомое неизвестным...»: этнографи­ческий метод в социологии // Социологический журнал. 1998. № 1/2. С. 153-154.

Becker H.S. Problems of interference and proof in participant observation //H.S. Becker. Sociological work. Chicago: Aldine, 1970. P. 21.

Наряду с принципами бихевиоризма и «открытого» поведения в социологии главенствуют принципы операциона-лизма и квантификации. Операциона-лизм — это процедура конкретизации со­циологических понятий или сведения их к таким индикаторам, которые можно описать некоторой совокупностью опе­раций (П. Бриджмен). Квалифика­ция — количественное выражение, из­мерение качественных признаков (на­пример, оценка в баллах личных и деловых качеств работника). Проникно­вение математики в социологию обога­тило ее кластерным, факторным, кор­реляционным, лонгитюдным и другими методами анализа данных. В то же вре­мя интерпретация ее в качестве поведен­ческой науки привела к обогащению социологии методами, применяемыми в психологии и экономике. Из экономики взяты эконометрические методы, модели­рование, эксперимент, а из психологии — психодиагностические методы. Уже к 1940—1950-м гг. была завершена разра­ботка всех наиболее известных тестов (шкала измерения интеллекта Векслера, тест Роршаха, тест тематической аппер­цепции, шестнадцатифакторный лич­ностный опросник Кэттелла). Все это обогатило прежде всего эмпирическую и прикладную социологию, в том числе

индустриальную. Сейчас социологи-прикладники на предприятиях уже не мо­гут обойтись без экономических моделей и психодиагностики. Преобладание позитивистских, а, стало быть, и количественных принципов на методологию и методику социологических исследований продолжалось до конца 1960-х гг.

Вместе с тем в 1960-е гг. ученые уже начинают проявлять интерес к качествен­ным методам. В те годы выходят такие книги по теории социологии, как «Фе­номенология повседневности» А. Шюца (1967) и «Социальное конструирова­ние реальности» Бергера и Лукмана (1966), а также «Представление себя в обы­денной жизни»(1959) и «Ритуал взаимодействия: эссе о поведении лицом к лицу»(1967) И. Гоффмана и др. Проработкой теоретико-методологических про­блем качественной социологии и одновременно критикой количественной за­нимались А. Сикурел и Н. Дензин. К тому моменту социологами был накоплен большой, если не сказать избыточный, массив количественных данных. Кому-то показалось, что познавательные возможности опросных техник и контент-анализа уже исчерпаны. Что удивительно, о методологической недостаточнос­ти количественных методов высказались их ярые адепты, прежде всего Р. Мер-тон и П. Лазарсфельд, слывшие оплотом позитивизма в социологии.

Еще в конце 1950-х гг. Р. Мертон в методическом описании своей глав­ной работы писал: «Эта часть нашего отчета, следовательно, является значи­мой для социологического сообщества как практика инкорпорирования в публикациях, детально рассматривающих пути реального развития каче­ственного анализа. Только тогда, когда появится значительная часть таких отчетов, станет возможным определить методы качественного анализа более ясным образом»6. Подобную идею высказывал и П. Лазарсфельд в работе «Не­которые функции качественного анализа в социальных исследованиях»7. Поз­же П. Лазарсфельд сделал свой вклад в совершенствование метода фокус-групп, который издавна считался вотчиной качественной социологии, а Р. Мертон еще раньше провел эмпирическое исследование методом фокус-группы, ставшее мировой классикой8.

Книга Р. Мертона, М. Фиске и П. Кендалл «Фокусированное интервью. Проблемы и методы», впервые изданная в США в 1956 г.9, основывалась на данных проведенного во время Второй мировой войны исследования по изу­чению восприятия фильмов антифашистской направленности и воздействия на людей пропаганды. В полном соответствии с принципами фокус-группы ученые устроили коллективный просмотр фильмов. В зрительские кресла были вмонтированы кнопки, нажатие одной из которых означало «нравит­ся», а другой — «не нравится» (не нажатие означало нейтральное отношение к фильму). Затем по фрагментам фильма, как отмеченным, так и не отме­ченным зрителями, проводились детальные интервью (вначале индивидуаль­ные, затем групповые). Патриотический фильм, созданный американскими режиссерами, пропагандировал борьбу с фашизмом, идеалы демократии, силу американского духа и был сознательно рассчитан на пропагандистский эффект, включающий в себя разъяснение справедливости ведущейся Амери­кой войны. Как раз этот эффект и предстояло измерить социологам, изучав­ших эмоциональные реакции зрителей. Главной задачей исследования явля­лось сопоставление запланированных (теоретически ожидаемых) авторами фильма реакций зрителей с фактически испытанными ими. Книга «Фоку­сированное интервью» представляла собой не отчет о проведенном исследо­вании, а осмысление накопленного методического опыта. Интервью, про­водившиеся членами исследовательской группы по поводу кадров и эпизо­дов фильма, авторы книги назвали фокусированными. Они отличаются от традиционного анкетирования или интервью тем, что респонденты, отвечая на вопросы, находятся под впечатлением только что пережитого события: они просмотрели кинофильм, прослушали радиопрограмму, прочитали памфлет, статью или книгу, приняли участие в психологическом эксперименте или в политическом митинге, похоронном ритуале, свадебной церемонии, явля­лись свидетелями военного переворота, мятежа, забастовки. Они взволно­ваны, потрясены или раздражены — как раз то, что надо ученому для орга-

Merton R.K. Social Theory and Social Structure. New York: Free Press of Glencoe, 1957. P. 390. Sociology: the progress of a Decade / Ed. by Lipset S.M., Smelser N.J. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1961.

Первую фокус-группу Р. Мертон и П. Лазарсфельд провели в 1941 г., изучая эффективность работы радио во время Второй мировой войны.

Merton R.K., Fiske V., Kendall P.L. The Focused Interview: A Manual of Problems and Procedures. New York, 2nd edition, The Free Press, 1990; Русский перевод: Мертон Р.Л., Фиске М., Кендалл Р.З. Фо­кусированное интервью: Пер. с англ. М. 1991.

низации качественного исследования. Точно так же и антропологическое наблюдение жизни индейского племени проводится, когда члены племени находятся в конкретной ситуации, как-либо ее переживают, в ней участву­ют, одним словом, неотделимы от нее. Потому и говорят, что только с по­мощью качественных методов можно обстоятельно исследовать уникальные случаи, неповторимые жизненные ситуации.

В конце 1960-х гг. конфликт между количественной и качественной со­циологией еще более обострился. С критикой позитивистски ориентирован­ной методологии выступили сторонники феноменологической социологии. Иллюстрацией могут служить использовавшиеся А. Сикурелом такие мето­ды сбора данных, как участвующее наблюдение, запись на пленки дискус­сий, изучение протоколов судебных заседаний и т.д. Позднее под влиянием работ основоположников феноменологической социологии возродился ин­терес к биографическому методу и методу устных историй. В 1970 — 1986 гг., которые называют временем «размытых жанров» (blurred genres), происхо­дило оформление парадигм, методов и стратегий исследований. Прикладные качественные исследования приобретают поистине индустриальный размах. Проводятся тысячи и тысячи кейс-стади, фокус-групп, глубинных интервью, монографических, исторических, биографических, организационных, этно­графических и клинических исследований. В научную практику вводятся, а последующие десятилетия (конец 1980-х — 1990-е гг.) уже широко применя­ются компьютерные технологии для качественного анализа исторических, литературных и биографических документов, транс-криптов интервью и наблюдений, видео и фотоматериалов как текстов культуры10.

В 1980-е гг. Ж. Катц1' выдвинул против качественной методологии (преж­де всего этнографических методов) обвинения в нарушении четырех фунда­ментальных принципов, без которых невозможна никакая наука, — реактив­ность, надежность, повторяемость и репрезентативность. Он утверждал: эт­нографы искажают собираемые ими данные через взаимодействие с теми, кого они изучают; у этнографов нет критериев для отбора данных из массы собранных доказательств; этнографы доходят до интересных открытий, но не имеют способа их воспроизводства, так как их исследования уникальны; этнографы не могут обобщать из-за ограниченного числа случаев.

В результате длительных дискуссий специалисты пришли к выводу о том, что качественный подход опирается на неформализованные («мягкие») спо­собы общения с респондентом (неформализованные, полуформализован­ные, фокусированные интервью, метод фокус-групп и др.), изучение днев­ников, биографий и т.д., а количественный — на использование формали­зованной («жесткой») анкеты, статистических данных и т.д. Тем не менее однозначного понимания не только самих терминов, но и стоящих за ними разных методологий, сферы применимости, достоинств и недостатков в ли­тературе еще нет12.

10 Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. «Делать знакомое неизвестным...»: этнографический метод в

социологии // Социологический журнал. 1998. № 1/2. С. 155. " Katz J. A Theory of Qualitative Methodology: The Social System of AnalyticalFieldwork // Contemporary

Field Research. Prospect Heights/ Ed. by Robert Emerson. Illinois: Waveland Press, 1983. P. 127-148. 12 Толстова Ю.Н., Масленников Е.В. Качественная и количественная социология: взгляд сквозь призму

понимания эмпирического исследования как измерения // Социологические исследования. 2000.

№ 10. С. 101-109.

В отечественной социологии дискуссия о соотношении количественной и качественной социологии началась еще в докладах по методологии, пред­ставленных на VII Международный социологический конгресс (1970). Во­семь лет спустя был опубликован перевод коллективной монографии англий­ских феноменологов13, содержащий острую критику ограниченности позна­вательных возможностей позитивистской социологии. С тех пор этот вопрос периодически поднимался в нашей научной литературе, но в массовом по­рядке стал обсуждаться только в 1990-е гг.

Дискуссия между сторонниками качественной и количественной социо­логии продолжается и сегодня. Возможно, этот методологический спор, подобно извечному спору о «физиках» и «лириках», материализме и идеализ­ме, никогда не будет завершен.

Выбор между ними, в конечном счете, диктуется даже не объектом, а лич­ным убеждением исследователя, ибо исследование есть не что иное, как про­цесс убеждения (себя и других) в том, что выбран наилучший из возможных вариантов14.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1785 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2443 - | 2149 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.