Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ўтаб праздник




«а несколько дней до карнавала все почетные гости получили пригласи≠тельные билеты, подписанные председателем оргкомитета.   билету была при≠ложена программка с таким текстом:

¬сех любителей смеха, искусства и спорта

Ќашего прекрасного города-курорта,

ћладшее и старшее поколение

ѕриглашаем на театрализованное представление.

ѕролог из песен и хороводов

»дет под девизом: Ђƒружба народовї.

¬ колонне первой гордо и молодо

Ўагает сама истори€ города.

¬ колонне второй широким охватом

“ема: ЂЋюди в белых халатахї.

 олонна треть€ порадует всех,

¬ ней цар€т веселье и смех.

¬ колонне четвертой четко и кратко

”дарим сатирой по недостаткам.

»з п€той колонны вам шлют приветы

Ќаши друзь€ со всех концов света.

¬ финале Ч будущее, наши мечты,

≈му почет, любовь и цветы.

¬ заключение просим внимани€Ч

¬есь вечер Ч большое народное гул€нье!

» чтобы свет звезд и луны померк,Ч

√рандиозный праздничный фейерверк!

¬сем участникам было заранее объ€влено, что днем накануне карнавала состо€тс€ фото- и киносъемка каждой группы, а также съемка телефильма. Ёто дисциплинировало всех, и за день до праздника участники €вились на площадь в Ђполной боевой готовностиї. ¬ызывались участники по колоннам и группам, кажда€ в свое врем€. “ак нам удалось провести генеральную репетицию, точ≠нее, Ђгенеральный смотрї всех групп. ћы впервые увидели всех вместе, идущих и едущих друг за другом в необходимой последовательности. Ёто, естественно, повлекло за собой последние коррективы. Ѕыли уточнены костюмы, оформление, текст. Ќесколько групп, выпадавших из общего решени€ и стил€, пришлось сн€ть.  ое-где укоротили номера, еще раз проверили темп и ритм. ¬ыстроили тематические колонны. Ќаправл€ющие пеших групп и шоферы машин воочию увидели, за кем они следуют. ¬сем были определены скорость движени€ и ди≠станци€, выданы пор€дковые номера, соответствующие отметке на мостовой в месте сосредоточени€, объ€снены условные обозначени€ на трассе.

ѕараллельно с этой работой шла фото-, теле- и киносъемка. ѕроходила она в спокойной обстановке, при €рком солнечном свете. ќператоры могли поискать выигрышный ракурс, несколько раз повторить проезд или номер, сн€ть лица исполнителей и детали оформлени€ крупным планом.

¬ это же врем€ в месте сосредоточени€ колонн, то есть на тех улицах и алле€х, где шествие должно было зан€ть завтра исходные позиции, художни≠ки ставили разметки. Ќаименование колонны и пор€дковый номер группы ри≠совали пр€мо на асфальте. Ќа площад€х, где должны были быть остановки, стрелами пометили трассы въезда и выезда, квадратом Ч место остановки, кругом Ч место выступлени€.

¬ечером в горкоме партии состо€лось последнее заседание оргкомитета и штаба. Ќа нем еще раз предупредили ответственных за пор€док на трассе, за св€зь, за противопожарную безопасность (ведь в √еленджике мы работали с Ђживымї огнем). ќпределили места сто€нок милицейских, пожарных, ремонт≠ных машин, машин Ђскорой помощиї. –аспределили об€занности между освободившимис€ от репетиций ассистентами режиссера.  аждый отвечал за постро≠ение и движение своей колонны.  роме того, на площад€х было по два Ђкомандующихї Ч впуском группы на площадь и выездом ее вновь на трассу. ¬се по≠лучили точную партитуру движени€, выступлений и музыки Ч по времени и по репликам. ћилиционеры с раци€ми были персонально прикреплены к каждому ассистенту режиссера, знали его в лицо.  аждый участок получил свои позыв≠ные: пульт главного режиссера Ч Ђпервыйї, и далее Ч по ходу движени€ ко≠лонн.  роме того, главный режиссер имел группу курьеров Ч дружинников с пов€зками, которые тоже знали в лицо всех ассистентов. Ќаконец, оговорили сигналы визуальной св€зи Ч флажками с центрального пульта: Ђ”скорить дви≠жениеї, Ђ«амедлитьї, Ђќстановкаї, Ђќтмена выступлени€ї, Ђƒать резервный номерї, Ђ—н€ть группу с трассыї.

Ёти последние сигналы нам очень пригодились на карнавале в —очи. ÷ир≠кова€ группа должна была по€витьс€ на грузовике, декорированном под ста≠рый цирковой фургончик, который тащит ослик. Ќо вот уже предыдуща€ груп≠па (“еатр оперетты) по€вилась на площади, следом за ней своим ходом едет фургон, а ни актеров, ни ослика не видно. ƒело в том, что в этот день в цирке шло дневное представление, и актеров вместе с осликом помощник режис≠сера должен был доставить на трассу после крица 1-го отделени€ цирковой программы. ќчевидно, оно зат€нулось... ћилиционер с рацией был довольно далеко от ассистента, выпускающего группы на площадь. я дал сигнал флажком Ђ—н€ть группу с трассыї. ћашина ушла влево, дава€ дорогу следующим груп≠пам (заранее было оговорено, что все шествие идет только по правой стороне улицы, лева€ Ч свободна дл€ возможных перестроений). «вукорежиссеру по рации приказали промотать цирковую фонограмму и давать со второго поста следующий номер. » когда все было готово и возможна€ накладка устране≠на, € увидел, что по левой стороне улицы несетс€, задрав хвост, осел, подгон€≠емый помрежем, а за ним бегут жонглеры и акробаты. ѕришлось дать актерам оперетты сигнал Ђ–езервный номерї и соответствующую команду звукорежис≠серу. ѕока под фонограмму шел дополнительный дуэт, помреж лихорадочно впр€гал осла, а актеры зан€ли места на автомашине. » фургончик торжествен≠но выехал на площадь под бравурный цирковой марш...

¬прочем, мы несколько забежали вперед, расскажем обо всех представле≠ни€х по пор€дку.

»так, настал день карнавала...

 ак € уже писал, на улицах и площад€х, на бульварах и набережных раз≠вернула торговлю весела€ €рмарка. ѕомимо товаров местной промышленности и оригинальных сувениров мастеров √ѕ” ЅќЌ (городское производственное управление бытового обслуживани€ населени€), все желающие могли приоб≠рести специально завезенные маскарадные товары: шапочки, маски, очки, носы, веера, пищалки, свистелки, дудки, шары, Ђтещины €зыкиї, Ђуйди-уйдиї, бен≠гальские огни, бумажные фонарики и т. д. јтелье и пошивочные мастерские города развернули пункты приемки заказов изделий из швейных полуфабрика≠тов. «десь можно было днем заказать и примерить недошитый костюм, а к ве≠черу получить его готовым, подогнанным точно по фигуре. ѕарикмахерские и салоны красоты пр€мо на набережной демонстрировали новые модели причесок и образцы косметики, тут же обслуживали всех желающих. ¬ специальных па≠вильонах винодельческий совхоз проводил дегустацию лучших марочных вин, плодоовощной Ч торговал свежей клубникой и черешней, рыболовецкий Ч коп≠ченой рыбой (р€дом сто€ли бочки с пивом), цветоводческое хоз€йство Ч буке≠тами гвоздик и роз.  нижные магазины города организовали ЂЅазар новинокї. ѕод открытым небом возле стендов и столов с литературой авторы местного краевого издательства встречали покупателей, давали автографы. Ѕойко шла торговл€ гравюрами и эстампами, открытками и значками, грампластинками и магнитофонными запис€ми. ѕочтамт развернул продажу конвертов, открыток и марок со спецгашением.

¬о всех кинотеатрах и дворцах культуры города без перерыва Ђкрутилиї комедийные и мультипликационные ленты. «рители имели право в любой момент зайти в зал и выйти из него. ¬ фойе были выставки карикатур, юмористических фотографий, подшивки журналов Ђ рокодилї, Ђѕерецї. Ќа открытых эстрадах и на временных подмостках шли эстрадные концерты, играли оркестры, работа≠ли массовики.

Ќеобычно работали и пункты общественного питани€. ¬ этот день пред≠при€ти€ пищевой промышленности города проводили дегустацию своей новой продукции, узнавали мнение посетителей. ѕовара делились рецептами приготов≠лени€ фирменных блюд, официанты учили, как правильно сервировать стол, врачи-диетологи давали советы, как надо рационально питатьс€.

Ќа пл€жах проходили полуспортивные-полукомические эстафеты. ”частники должны были от одного мола до другого пробежать с двум€ лежаками под мышками, затем вернутьс€ обратно, но уже по воде на водных велосипедах, вновь преодолеть эту дистанцию по песку на трехколесных велосипедах, а за≠тем вновь вернутьс€ по воде к месту старта на надувных матрацах. ѕобеди≠тели получали призы Ч большие резиновые надувные игрушки.

ѕараллельно на бетонных молах, выдающихс€ в море, как на помостах, манекенщицы  раснодарского и курортного домов моделей демонстрировали последние образцы спортивной и пл€жной моды сезона. — берега на мол они вступали в полном пл€жном ансамбле, на ходу снимали и демонстрировали публике детали этого ансамбл€, а назад добирались уже в купальниках вплавь. Ќа всех спортивных площадках города тоже шл€ сост€зани€. »з числа делающих создавались команды боксеров, хоккеистов, баскетболистов, любителей подводного плавани€ и т. д. »м выдавались соответствующие костюмы, ласки, перчатки. —екунданты, тренеры и судьи тщательно контролировали пра≠вильность экипировки, помогали боксерам забинтовывать кисти рук, хоккеистамЧ зашнуровывать щитки, аквалангистам Ч надеть гидрокостюмы. Ќо затем эти ко≠манды сост€зались в совершенно иных видах спорта. Ѕоксеры, не снима€ пер≠чаток, должны были сыграть трехминутный Ђблицї в карманные шахматы. јквалангисты в полной амуниции (гидрокостюмы, баллоны, маски, ласты) со≠ревновались в беге на 100 метров. ’оккеисты в полном облачении и во вратарских масках фехтовали своими клюшками. ƒвухметровые баскетболисты участвовали в гонках на детских велосипедах и т. д. и т. п. —удили эти со≠ст€зани€ профессиональные тренеры по шахматам, легкой атлетике, фехтованию, велоспорту... » чем серьезнее они требовали соблюдени€ всех правил, тем веселее было и зрител€м и участникам.

ƒл€ детей в городке аттракционов и в Ћуна-парке были открыты Ђшколы космонавтовї. ”частники проходили один аттракцион за другим по степени их усложнени€. ѕосле каждого аттракциона Ђкосмические медикиї (врачи детской поликлиники) мерили у детей пульс, давление и т. д. Ђ√одныеї допускались к следующему, более сложному аттракциону. ѕараллельно надо было показать свою силу, ловкость, выносливость. ƒл€ этого были силомеры, велоэргометры, турники, гири. Ќо, чтобы стать космонавтом, одной силы и здоровь€ мало, нуж≠ны еще и знани€. » пока одна группа Ђбудущих космонавтовї крутилась и вертелась на аттракционах, друга€ отвечала на вопросы по физике, географии, астрономии. ¬опросы задавали Ђдоктора космических наукї (учител€ местных школ). ј р€дом культработники проводили Ђтест на психологическую совме≠стимостьї. «десь дети пели, пл€сали и читали стихи, доказыва€, что они могут быть веселыми, неунывающими космонавтами. ¬ заключение требовалось с помощью игрального автомата совершить Ђм€гкую посадку па ¬енеруї. ѕобеди≠тели, с честью выдержавшие все испытани€, получали приз Ч сувенир в виде маленького земного шара со спутником Ч и диплом юного космонавта. ѕризы и дипломы вручал один из летчиков-космонавтов ———–, отдыхавший в это врем€ на побережье.

ћного разных соревнований, концертов, представлений и прочих веселых, меропри€тий было на празднике. Ќо гвоздем программы было, конечно, костюмированное шествие, которого все с нетерпением ждали. » ровно в объ€влен≠ный час зазвучали фанфары. Ўествие началось.

¬переди шла украшенна€ цветами милицейска€ Ђ¬олгаї с включенной ми≠галкой и сиреной. Ќа ней висел плакат: Ђ арнавалу Ч зеленую улицу!ї ¬рем€ от времени через динамики машины звучал голос:

–асступитесь, граждане, стар и мал,Ч ƒвигаетс€ праздничный карнавал!

—ледом шел белый открытый лимузин. Ќа нем был укреплен огромный шелковый флаг с эмблемой праздника. ¬ машине ехали сто€ командующий шествием и два его ассистента в костюмах с эмблемами. Ќа площади перед трибунами машина остановилась.  омандующий и ассистенты подход€т к микро≠фону. «вучит рапорт:

Ч “оварищ председатель оргкомитета!   торжественному театрализован≠ному шествию колонны построены! –азрешите начать шествие.

Ч –азрешаю! Ч отвечал с трибуны председатель оргкомитета.  омандую≠щий поворачиваетс€ лицом к площади.

Ч   торжественному театрализованному шествию... шаго-ом... марш!!!

√р€нули трубы и. литавры, ударили тарелки и барабаны. ћарширует свод≠ный духовой оркестр. «а ним идет декорированна€ машина с верт€щейс€ эмблемой карнавала. Ќа машине восемь девушек в купальниках, цилиндрах и с зонтиками танцуют эстрадный ритмический танец Ђƒиксилендї...

«десь следует прервать описание, чтобы объ€снить принцип движени€ групп. ƒо первой площади шествие шло сплошным потоком, без остановок. Ќо первое же выступление на площади затормозило все остальные машины и группы и создало разрыв с уже прошедшими группами. ¬ этом случае на всех остано≠вившихс€ машинах шло какое-то действие (песни, танцы, сценки), а предыду≠ща€ машина или пеша€ группа останавливалась на следующем перекрестке, и лам шло выступление, пока не подъезжали Ђсменщикиї. Ќапример, духовой ор≠кестр, отмаршировав квартал от основной площади, остановилс€ и начал иг≠рать вальсы, пока не подоспела группа Ђƒиксилендї. ќни танцевали, пока их не сменила следующа€ группа. “аким образом, шествие из сплошного превра≠тилось в пунктирное, но пауз в выступлени€х не было.

Ќадо сказать также, что в сочинском карнавале эмблемы не было. ” всего шестви€ в целом и у каждой колонны был свой девиз. —осто€л он всегда из слов, расшифровывающих четыре буквы названи€ города Ђ—ќ„»ї. Ќапример, впереди шестви€ шли четыре девушки, которые несли такие слова:

— Ч —толица

ќ Ч ќтдыха,

„ Ч „емпион

»Ч »сцелени€!

¬переди медицинской колонны был такой девиз:

— Ч —оциальное обеспечение!

ќ Ч ќхрана здоровь€!

„ Ч „уткость к люд€м!

» Ч »нтеллигентное отношение.

ј в середине этой же колонны такой:

— Ч —ердечность,

ќ Ч ќтзывчивость,

„ Ч „еловечность,

» Ч »скренность!

ѕеред интернациональной колонной несли слова:

— Ч —олидарность,

ќ Ч ќбщение,

„ Ч „истосердечность,

» Ч »нтернационализм!

ѕеред колонной развлечений был девиз:

— Ч —порт!

ќ Ч ќтдых!

„ Ч „удеса!

» Ч »скусство!

» так далее...

“еперь вернемс€ к последовательному описанию шестви€. «а машиной с эмблемой бежали мальчишки-почтальоны. „ерез плечо Ч лен≠ты с эмблемой карнавала, на боку Ч сумки. ќни выкрикивали приветственные и рекламные двустиши€, доставали из сумок и бросали зрител€м рекламные ли≠стовки и программки праздника.

ƒалее ехало 16 мотоциклов с кол€сками. Ќа мотоциклах Ч флаги ———– и союзных республик.  ол€ски декорированы под цветочные корзины. ќни дей≠ствительно до краев наполнены цветами. Ќа задних сидень€х мотоциклов сид€т девушки-цветочницы, которые достают из корзин цветы и бросают их в публику. «а мотоциклами идет очень больша€ (пор€дка 350 человек) пеша€ группа. «десь хоры и танцевальные коллективы в национальных костюмах народов ———–. ¬ группе Ч флаги и гербы союзных республик, красные флаги, ленты. Ќа площади идет вокально-хореографическа€ сюита. ¬ финале ее от общей группы отдел€етс€ юноша в черкеске и девушка в костюме кубанской казачки. ” него в руках рог с вином, у нееЧхлеб-соль. Ёти дары земли, где сход€тс€  авказ и  убань, они торжественно преподнесли на трибуну.

“ак был выстроен пролог шестви€. «атем двигалась перва€ колонна Ч историческа€. ¬озглавл€л ее духовой оркестр девушек-гусаров. ¬ этой колонне были древнегреческа€ галера и отр€д римских легионеров, турецкий паша в паланкине и адыгейский национальный оркестр, вит€зи ћстислава ”далого и рынды »вана √розного, фрегат ѕетра I и корабль адмирала Ћазарева, телега с декаб≠ристами и карета с первыми курортниками, восставшие рабочие 1905 года и отр€д кубанских казаков, весел€щиес€ Ђстолпыї империи и красногвардейцы, Ќиколай ќстровский и ¬ладимир ћа€ковский с геро€ми своих книг, полевой госпиталь времен ¬еликой ќтечественной войны и солдаты-победители. ¬ этой колонне угощали зрителей вином Ђп€титыс€челетней выдержкиї из древнегрече≠ской амфоры и русским квасом из ковша. «десь гречанки танцевали Ђсиртакиї, турчанки Ч восточный танец, пл€сали цыгане и скоморохи, пели суворовские солдаты и кубанские казаки, звучали строки ј. ќдоевского и ј. Ѕестужева-ћарлинского, Ќ. ќстровского и ¬. ћа€ковского. «десь зачитывалс€ указ ѕетра I о первом русском курорте и ƒекрет ¬. ». Ћенина Ђќ лечебных местност€х об≠щегосударственного значени€ї.

—ледом шла колонна, которую мы дл€ себ€ называли рекламной. ¬озглав≠л€л ее духовой оркестр в Ђкурортнойї униформе Ч шорты, белые тенниски с эмблемой карнавала, белые кепи, тЄмные очки. «а оркестром шел ансамбль де≠вушек в морской форме (клеши, гюйсы, береты с помпонами). ќни исполн€ли танец с сигнальными флажками. «а ними двигались рекламные группы морского порта и јэрофлота, железнодорожного узла и автотранса, бюро по туризму и экскурси€м и »нтуриста, совхозов и колхозов, различных зрелищных органи≠заций города и общепита. «десь тоже было много песен и танцев (в основном Ч со специально написанным текстом на попул€рные мелодии).

¬ отличие от этих двух колонн в третьей Ч медицинской Ч уже почти не было таких номеров, а шли различные юмористические сценки. ќткрывал ее тоже духовой оркестр Ч в белых халатах и шапочках. «атем шел парад медицинских машин разного предназначени€. «а ними шла декорированна€ машина с богом медицины Ёскулапом и четырьм€ великими медиками разных времен и стран: √иппократом, јвиценной, ѕарацельсом и ѕироговым. –азыгрывалс€ целый ма≠ленький спектакль, в котором Ёскулап и его ассистенты, принудительно под≠вергнув Ѕабу-ягу и  още€ Ѕессмертного курортному лечению, на глазах у почтеннейшей публики превращали их в ¬асилису ѕрекрасную и »вана-царевича. —ледом выезжала Ђпередвижна€ рентгеновска€ установкаї. Ќа ней висел пла≠кат Ђѕросвечивание сердца и душиї. «а экран поочередно заходили картежник, курильщик, пь€ница, бюрократ, девица легкого поведени€. ј на экране по€вл€≠лись Ђрентгеновские снимкиї: сердце в виде туза червей; сердце Ч урна, полна€ окурков; сердце Ч бокал, из которого вылезает Ђзеленый змийї; серд≠це на замке, опутанное цепью; сердце, пронзенное дес€тком разноцветных стрел. ¬се это сопровождалось юмористическими стихами и шло под веселую музыку. јналогичными приемами Ђобыгрывалисьї машины кардиологов, диетологов, сто≠матологов, эпидемиологов и других курортных врачей. ¬ предпоследней группе шла молоденька€ медсестра, котора€ тащила за веревку упирающегос€ осла. —естра несла плакат ЂЌа процедурыї. Ўел Ђдуэт медсестры и ослаї (фоно≠грамма). «амыкала колонну группа под общим лозунгом: Ђ” нас на курорте вам это не понадобитс€!ї «десь ехала цистерна с надписью Ђ¬алидолї. ” нее на прицепе был мусорный бак с большими бутафорскими пилюл€ми и таблетками. ќкружали машину девушки, одетые Ђмикстурамиї (шлейф Ч рецепт).

ѕо этому же принципу Ч маленьких театрализованных сцен Ч была по≠строена и следующа€ колонна Ч сатирическа€. ¬озглавл€л ее духовой оркестр милиционеров. «атем шел отр€д девушек-милиционеров с огромным жезлом ре≠гулировщика. Ќа нем надпись: Ђ”дарим здоровым юмором по отдельным недо≠статкам!ї «а ними шла машина с прицепом-платформой. «а рулем машины тоже сидел милиционер. Ќа платформе и вокруг нее находились: спекул€нтка-квартиросдатчица и частник-шашлычник, халтурщик-фотограф и дама, живуща€ за чужой счет, картежник и пь€ница, торговец цветами и битломан. ” каждого было свое действие: спекул€нтка предлагала всем за вполне доступную цену поселитьс€ в скворечнике, а семейным сдавала отдельную собачью конуру. ‘ото≠граф выставл€л нарисованный Ђфонї с дыркой дл€ головы и предлагал дамам фотографироватьс€ в виде статуи ¬енеры ћилосской без рук, а мужчинам Ч в виде расп€того »исуса ’риста с терновым венцом на голове. » так далее. Ќад платформой гордо возвышалс€ Ђћонумент лучшему сувениру √ѕ” ЅќЌї Ч ог≠ромна€, ал€повато раскрашенна€ гипсова€ кошка-копилка. «атем шла машина курильщиков. Ќа ней из огромных сигаретных коробок и папирос было вы≠строено целое артиллерийское орудие, которое палило Ђпо некур€щим тройным никотинным зар€дом без фильтраї. Ўла кавалькада такси с плакатами: Ђ¬ паркї, ЂЌа обедї, ЂЌа заправкуї и т. д. ≈хала бочка-цистерна с ватерлинией на борту. ѕод ватерлинией значилось Ђпивої, над ней Ч Ђводаї. √руппа по≠жарников несла на лежаке обгорелый чурбан, отдаленно напоминающий челове≠ческую фигуру. Ќадпись: Ђ—горел не на работе, сгорел не от любви, Ђсгорелї на пл€же!ї Ќа отдельной машине шел показ Ђантимодыї, парикмахеры демон≠стрировали жуткие прически, Ђдикариї штурмовали Ђдотї с надписью Ђвыдача путевокї и т. д. ¬се это шло под музыку с юмористическими текстами. ѕред≠последн€€ группа представл€ла собой оркестр поваров. ¬переди шли повар€та, отбива€ ритм алюминиевыми ложками. «а ними повара и официанты, которые Ђигралиї на половниках, дуршлагах, сковородках и т. п., как, на трубах, саксо≠фонах, скрипках, гитарах. «а ними на электрокаре ехала Ђударна€ установка!, смонтированна€ из больших кастрюль, крышек, противней, тазов и т. п. «а ней сидел и колотил по крышкам толстый шеф-повар в колпаке. Ќад ним Ч ог≠ромное Ђћенюї:

ѕервое блюдо Ч с гус€ вода.

¬торое блюдо Ч ни рыба ни м€со.

“ретье блюдо Ч седьма€ вода на киселе.

—егодн€ и ежедневно во всех кафе, столовых и ресторанах? «амыкала этот парад Ђантигероевї корова-модница. Ќа ней была джинсова€ юбочка, €ркие носки и широкопола€ шл€па. ¬се вещи Ч импортные, с соответст≠вующими €рлыками. ћеж рогов болталс€ плакат: Ђ∆ую только заграничную жвачкуї. Ѕабус€ в платочке, котора€ вела корову, хвасталась зрител€м:

Ѕуренка мо€ Ч в заграничных носках,

ѕрошла у фарцовщиков школу.

» нонче она не даеть молока, Ч

ƒоитс€ одной кока-колой.

ѕоследними ехали поливальные машины и машины со щетками, шли двор≠ники с метлами и горничные с пылесосами, отмыва€ и очища€ улицу от этого-Ђмусораї.

 олонна веселого отдыха и развлечени€ вновь была построена на концерт≠ных номерах. «десь был Ќептун со свитой русалок и пиратов, —адко и д€дька „ерномор с тридцатью трем€ богатыр€ми на ходул€х. «десь была богин€ солнца √елио со свитой Ђсолнечных зайчиковї. «десь выступали актеры театров и цир≠ка, участники художественной самоде€тельности и спортсмены, сводный ансамбль, учащихс€ музыкальных школ города и эстрадный оркестр на автомашине, груп≠па классического балета и Ђживые шахматыї. ¬се это, пело, пл€сало, играло и веселилось.

‘инальна€ колонна называлась колонной будущего. ¬озглавл€л ее детский духовой оркестр. «десь демонстрировалось полуфантастическое будущее города-курорта. ¬от его продолжение на дне морском, где один отдыхающий спит в гамаке меж двух кораллов, а второй в обнимку с осьминогом пьет чай из самовара. ј вот Ч филиал на ћарсе, куда только что прибыли отдыхать ино≠планет€не на Ђлетающей тарелкеї.

Ќо будущее начинаетс€ сегодн€. » за фантазией следует жизнь. ѕоэтому далее двигалс€ насто€щий свадебный кортеж.   этому дню по нашей просьбе загс города приурочил несколько комсомольских свадеб. » по ходу представ≠лени€ молодоженов поздравили руководители города, вручили им подарки. ј затем на площадь выехало около сотни самых маленьких участников карна≠вала. Ќар€дные, в карнавальных шапочках и масках, они ехали через площадь на трехколесных велосипедах и педальных автомобил€х, на лошадках и самокатах на роликовых коньках, на папиных плечах и на палочке верхом.

(ћалышей мы, конечно, не вели по всей трассе шестви€. ќни отдыхали в доме за углом, а выехали только на центральную площадь в финале представ≠лени€.)

¬новь по€вилс€ сводный духовой оркестр, успевший к этому времени (шест≠вие длилось несколько часов) сделать полный круг и вернутьс€ на исходные позиции. «а ним выехала милицейска€ машина с мигалкой и сиреной. »з дина≠мика несс€ голос: Ђ√раждане! Ўествие закончено! ѕройдемте на набережную смотреть фейерверк!..ї

ѕоследнее заседание оргкомитета и штаба состо€лось на следующий день после праздника. ћы подробно разобрали все его достоинства и недостатки, сделали р€д выводов:

Ч во врем€ ночного шестви€, когда на полную мощность работают все фо≠нари на трассе, лучше отключить часть освещени€ на дальних улицах. “огда на подстанции не будет такой перегрузки и не будет мигать свет и Ђсадитьс€ї на≠пр€жение;

Ч кабель микрофона на площади надо прокладывать не по мостовой, а по кронам деревьев. “огда есть надежда, что его не растопчет толпа зрителей;

Ч у каждого фонар€ нужен дежурный, тогда дети не полезут на них и не погнут, а будут рассаживатьс€ только на крышах, карнизах и деревь€х, кото≠рые, как вы€снилось, их прекрасно выдерживают;

Ч со всеми клумбами и газонами вдоль трассы надо заранее распроститьс€, наиболее ценные цветы пересадить;

Ч на площади звук лучше давать не из машин, а через стационарное звуко≠усиление;

Ч и наконец, карнавал Ч праздник веселый и нужный. —ледует его сделать традиционным, ежегодным а попутно придумать и еще что-нибудь этакое...

ћелочей в организации массового представлени€ нет. ƒаже в традиционном, приспособленном дл€ зрелищ помещении на≠кладки могут произойти оттого, что оказались слишком узкими проходы из мест размещени€ коллективов на площадку и актеры не успели выйти; или из-за того, что после начала какой-то де≠журный, про€вив бдительность, закрыл дверь из зрительского фойе в закулисную часть; или из-за того, что на площадке не оказалось розеток дл€ подключени€ аппаратуры ¬»ј. „то же тогда говорить о представлени€х на открытом воздухе!

 онечно, режиссер не может один уследить за всем, все орга≠низовать или даже просто проконтролировать исполнение. » здесь огромную роль приобретает штаб представлени€, то есть режиссерско-постановочна€ бригада.

ЂЌасто€щий праздник должен быть организован, как все на свете, что имеет тенденцию произвести высокоэстетическое впечатление... “алантливые организаторы нужны не только в смыс≠ле, так сказать, полководца празднества, размышл€ющего над общим стратегическим планом, дающего общие директивы, но в смысле целого штата помощников, способных внедритьс€ в массы и руководить ими... так, чтобы естественный порыв масс, с од≠ной стороны, и полный энтузиазма, насквозь искренний замысел руководителей, с другой, сливались между собойї, Ч писал ј. ¬. Ћуначарский1.

1 Ћуначарский ј. ¬. ќ театре и драматургии. »збранные статьи в 2-х т., т. 1. ћ., »скусство, 1958, с. 191.

ѕомимо автора сценари€ и режиссера-постановщика (как мы уже говорили, чаще всего это один человек), в штаб вход€т: ре≠жиссеры по отдельным жанрам (пантомиме, цирковым компози≠ци€м, спортивным выступлени€м и т. п.); художник-постановщик (может быть еще отдельно и художник по костюмам); художник по свету; кинорежиссер (отбор киноматериала и монтаж кино≠роликов); звукорежиссер (подбор совместно с музыкальным ру≠ководителем фонограмм и их монтаж); хормейстер; балетмейс≠тер; музыкальный руководитель (чаще всего он же Ч дирижер основного или сводного оркестра); поэт или автор лозунгов, сти≠хотворных текстов, реприз и т. п. литературного материала; ди≠ректор-администратор; заведующий постановочной частью.

¬ зависимости от масштабов представлени€ (тем паче празд≠ника) у каждого основного члена бригады может быть по одному или по нескольку ассистентов, а у кино- и звукорежиссеров Ч монтажниц, операторов и т. д. ¬се они тоже вход€т в состав шта≠ба. ќчень важно, чтобы у режиссера была Ђсво€ї бригада, то есть посто€нна€ группа специалистов, с которой он уже срабо≠талс€, на которых может полностью положитьс€, не провер€€ и не контролиру€ выполнение каждого задани€. “акие помощники понимают его с полуслова и, про€вл€€ творческую фантазию, са≠ми обогащают и улучшают первоначальный замысел. ¬ против≠ном случае накладок не избежать.

¬от один печальный пример из моей практики. ¬ гала-концерте на острове ћаргит € полностью доверил звукорежиссеру (а это был очень опытный и про≠фессиональный человек, но мы впервые работали с ним вместе) окончательный монтаж всей фонограммы. ƒело в том, что коллективы и исполнители, приехав≠шие с нами на фестиваль в ¬енгрию, в начале разъехались с концертами и выступлени€ми по всей стране и лишь накануне гала-концерта собрались в Ѕу≠дапеште. √енеральна€ репетици€ прошла под рабочую фонограмму, и звукоре≠жиссер заверил мен€, -что на чистовой фонограмме, где были смонтированы ори≠гиналы всех номеров, тоже все в пор€дке. я не проверил. » вот, когда окон≠чилс€ прекрасный номер ј. „ерновой и ё: ћедведева Ђ—кульптуры –оденаї и на сцену вылетели танцоры ансамбл€ Ђ—увенирї, вдруг зазвучал снова фраг≠мент из пантомимического номера. ќказываетс€, в оригинале он был записан на случай бисировани€. јктеры об этом забыли, звукорежиссер вклеил пленку, не удосужившись ее прослушать... ¬ результате Ч огромна€ (по сценическим пон€ти€м) пауза, а мне еще один серьезный урок.

  счастью, таких накладок в практике было мало, потому что мне повезло Ч € работал почти всегда с прекрасной бригадой, состо€щей из подлинных мастеров своего дела, людей творче≠ских, талантливых и ответственных. » поэтому здесь, на страни≠цах книги, € считаю своим долгом назвать их всех поименно и выразить им самую искреннюю благодарность.

’удожник Ч јлексей —трельников.

–ежиссеры пантомимических композиций Ч »ль€ –утберг и √едрюс ћацк€вичюс.

–ежиссер массовых сцен Ч ≈вгений ¬андалковский.

–ежиссер спортивных композиций Ч ћихаил Ћевин.

«вукорежиссеры Ч ¬ера ћалышева и ћихаил „елганский.

Ѕалетмейстеры Ч Ѕорис —анкин и Ѕорис  обринский.

ћузыкальные руководители и дирижеры Ч Ќиколай  алинин и јркадий Ўацкий.

–ежиссер-ассистент Ч Ёнгелиса ѕогорелова.

јвтор литературных текстов Ч ¬ера —околовска€.

ƒиректоры Ч Ѕорис ∆банков и Ёдуард —оркин.

— большой теплотой вспоминаю совместную работу с худож≠никами –. Ћ.  азачеком (Ђ расна€ гвоздикаї), Ѕ. —амойловым и ј. —мол€ковым (ћ¬“”), балетмейстерами ». Ўаповаловым (»ркутск), ». √афтом (Ђјртекї) и ». “име (–остов и —очи), хор≠мейстерами Ѕ. “евлиным (фестиваль в √ƒ–) и ¬. ∆ивовым (ћ¬“”), художниками по свету ».. ¬ишневским ( ремлевский ƒворец съездов), ¬. Ќовиковым (концертный зал Ђ–осси€ї), ». ¬олковицким (молодежный лагерь ќлимпиады-80 и фестиваль в »ркутске), √. «олотиным (Ђјртекї), кинорежиссерами Ћ. Ѕакрадзе (фестиваль в ¬енгрии) и √.  удр€шовой (фестивали в „——–, √ƒ–, »ркутске), звукорежиссерами ¬. Ѕабушкиным ( ремлевский ƒворец съездов) и —. ¬иноградовым (представле≠ние в Ќальчике), ассистентами режиссера ». ¬олковой и Ќ. Ќи≠китиной (—очи), Ќ. јрнольдовой (молодежный лагерь ќлимпиа≠ды-80), режиссером цирковых композиций Ћ. √ольским (Ђјртекї, фестивали в „——– и в »ркутске), режиссером слайд-фильмов ¬. ∆уковым (фестиваль в √ƒ–), заведующим постановочной час≠тью ј. Ѕухом (киноконцертный зал Ђќкт€брьї), костюмерами Ћ. —ельге и √. √орбась (√еленджик и —очи), директорами я.  риг-монтом (ростовский ƒворец спорта), ѕ.  иселевым (ћ¬“”), ј.  очик€ном (сочинский ѕ иќ Ђ–ивьераї) и многими другими. ¬се это подлинные энтузиасты, высокопрофессиональные специа≠листы, но, к сожалению, встречи с ними были редки.

Ќи одно крупное представление, а тем более праздник, невоз≠можно без посто€нной и непосредственной помощи со стороны партийных, советских, профсоюзных, комсомольских органов. ≈с≠ли они оказывают всемерную поддержку режиссерско-постановочной группе, работать легко и радостно, а результаты соответ≠ствуют количеству затраченных усилий. ¬ тех же случа€х, когда все организационные проблемы решает только местна€ админист≠раци€ (как, например, это было в —очи, где всю т€жесть общегородского карнавала вытащил на своих Ђмогучихї плечах парк Ђ–ивьераї), или, что еще хуже, администраци€ сама не считает нужным заручитьс€ поддержкой руковод€щих инстанций, будучи уверенной, что без их помощи справитс€ со всеми организацион≠ными трудност€ми, работа превращаетс€ в каторгу, а результаты бывают ниже желаемых и возможных.

» наконец, никакое меропри€тие не получитс€ без энтузиазма и творчества самих участников Ч как предпри€тий и организаций Ђзадействованныхї в представлении, так и каждого отдельного человека. ѕример тому Ч карнавал в √еленджике, где все орга≠низации сами делали оформление групп и шили костюмы, где Ђкурильщикиї (санаторий Ђ азбекї) или Ђпиратыї (дом отдыха Ђ√олуба€ бухтаї) творчески дополнили и развили режиссерский замысел, где Ђпожарныеї и Ђсказочникї сами придумали дл€ себ€ эпизоды. ј дл€ этого надо так немного Ч донести до каждо≠го участника идею представлени€ и суметь увлечь их этой идеей. » это тоже Ч специфика работы режиссера массовых форм.

»так, режиссер собрал бригаду профессиональных и талантли≠вых помощников. ќн заручилс€ поддержкой высоких руковод€≠щих инстанций. ћало того, он даже держит в руках мандат, ана≠логичный тому, какой получил от »ркутского губкома в 1921 го≠ду Ќиколай ќхлопков (об этом, правда, можно только мечтать): Ђѕредъ€витель сего, товарищ ќхлопков Ќиколай ѕавлович, есть действительно главный режиссер массового действа в празд≠новании 1-го ћа€. ¬сем организаци€м, учреждени€м, должност≠ным лицам предлагаетс€ оказывать товарищу ќхлопкову вс€кое содействие по выполнению возложенного на него задани€, при≠чем все требовани€, касающиес€ устройства массового действа в празднике, должны выполн€тьс€ вне очереди и в боевом пор€д≠кеї ].

јбалкин Ќ. ј. ‘акел ќхлопкова, с, 8.

» вот режиссер, с мандатом или без оного, получил у Ђорга≠низаций, учреждений и должностных лицї Ђвс€кое содействиеї, а его задани€ выполн€ютс€ Ђвне очереди и в боевом пор€дкеї, мало того, с энтузиазмом и удовольствием.  ак же организовать сам процесс репетиций и провести представление? Ќа что обра≠тить особое внимание?

¬о-первых, повторим это еще раз, все оргвопросы, насколько это возможно, должны быть учтены еще в процессе создани€ сце≠нари€. »менно поэтому следует его тщательно обсудить в штабе, ознакомить с ним всех зан€тых в представлении, внимательно выслушать и постаратьс€ учесть их замечани€ и предложени€. ј уж после того как сценарий будет доработан, согласован и утвержден, требовать неукоснительного выполнени€ вытекающих из него заданий.

—ледующий этап Ч составление графика работы режиссерско-постановочной группы. Ёто очень долга€, трудоемка€ и неблагодарна€ работа. ¬ графике нужно постаратьс€ учесть и свободное врем€ коллективов, и возможность репетиций на данной площад≠ке, и последовательность выполнени€ работ и многое-многое дру≠гое с первого (просмотр коллективов) и до последнего (проведе≠ние представлени€) дн€. Ќеблагодарным € называю этот сизифов труд потому, что еще не было случа€, чтобы график полностью соблюдалс€ и выполн€лс€ (хот€ к этому и следует стремитьс€). Ќо значение его трудно переоценить. “олько после составлени€ графика каждому (и в первую очередь самому режиссеру) ста≠новитс€ €сен весь объем работ и то, что день, потер€нный сего≠дн€, завтра уже не вернуть.

¬ качестве примера могу привести график одного репетиционного дн€ во Ћьвове, где участники фестивал€ дружбы молодежи ———– и „——– готовили гала-концерт перед выездом в ѕрагу, (табл. 1). јналогичные графики были составлены на каждый день работы во Ћьвове (три с половиной дн€ было у нас на подготовку) и в „ехословакии (шесть дней). ѕри этом следует учесть, что во Ћьвове мы еще не. имели тех коллективов и исполнителей, которые впоследствии нам предоставили (духовой оркестр, ансамбль песни и пл€ски, знаменосцы, дети), и никакой техники (репетиции шли на примерно выгорожен≠ной площадке без света, кинопроекций и звукоусилени€). ј в „——– все было наоборот Ч мы репетировали отдельно с коллективами ÷ентральной группы войск (наши ансамбли и исполнители гастролировали в это врем€ по „ехосло≠вакии) и имели полдн€ дл€ технической репетиции (свет, звук, проекци€) на площадке ƒворца спорта. » лишь в последний день, когда все оформление было готово и все участники съехались в ѕрагу, у нас состо€лась одна четырехча≠сова€ сводна€ репетици€. я рассказываю это к тому, чтобы стала более €сной цена каждой репетиции, каждого часа.

ќсобое внимание в этом графике следует обратить на графу Ђрезервные ре≠петицииї. ќни-то как раз и предусмотрены заранее на случай всех возможных срывов, чтобы успеть подчистить огрехи и не выпасть из общего графика.

 огда график готов, мы собираем вначале штаб, затем всех руководителей коллективов.  аждый на основании общего графи≠ка составл€ет свой собственный, учитыва€ зан€тость на репети≠ци€х своего коллектива. “еперь каждый руководитель знает и объем работы и ее последовательность и может по ходу репети≠ций вносить коррективы в свой график. ѕосле этого мы собираем всех участников. Ёто первое и последнее творческо-организационное собрание, и значение его огромно. Ќа нем мы объ€сн€ем цели и задачи всего представлени€ в целом, его ход, вкратце (но мак≠симально образно и увлекательно) пересказываем сценарий, объ≠€сн€ем, какую роль играет в нем работа каждого отдельного коллектива, знакомим всех участников с членами штаба и с гра≠фиком репетиций (в общих чертах), отвечаем на вопросы. —лу≠чаетс€, что провести такое собрание заранее невозможно, нельз€ до прогонов собрать все коллективы вместе. “огда штаб выезжа≠ет на места и проводит собрани€ с каждой группой участников отдельно.

Ќовый этап Ч репетиции на плане. я считаю этот этап совер≠шенно необходимым, он очень упрощает всю последующую рабо≠ту и экономит массу времени при репетици€х на площадке. ’у≠дожник заранее вычерчивает в масштабе план-схему сценической площадки (обычно формат ватманского листа). ≈сли это возмож≠но, мы делаем 20Ч30 копий таких планов.  огда все члены шта≠ба и руководители коллективов собираютс€ на репетицию, режис≠сер подробнейшим образом, Ђпроигрываетї на карте все представление, рисует стрелками трассу движени€ каждой группы исполнителей, указывает место их сосредоточени€ за кулисами и на сцене, схему выхода и ухода. ¬се это вчерне синхронизируетс€ со временем Ч сколько нужно на выход, сколько на уход, сколько на переодевание и т. д. (при первом же посещении режиссером будущей сценической площадки он должен с секундомером в ру≠ках пройти всеми трассами движени€, замерить необходимое дл€ этого врем€ с учетом длины колонны, скорости шага и т. п.). Ётот этап работы более всего похож на разработку военной опе≠рации в насто€щем штабе Ч головы, склонившиес€ над картой, красные стрелы передислокаций... «акон здесь тот же, что и в армии: Ђ аждый солдат должен знать свой маневрї. »менно в это врем€ каждый руководитель точно понимает, куда и откуда должен выйти его коллектив, где встать, когда и куда уйти. ќн получает личный план (если это возможно), куда переносит всю схему движени€. ≈му выдаетс€ точна€ партитура, где по време≠ни, по репликам и по сигналам расписано, в какой момент кол≠лектив начинает выполн€ть то или иное действие и сколько ему на это отводитс€ времени. «десь ассистенты режиссера (балет≠мейстера, хормейстера и т. д.) и руководители коллективов зна≠ком€тс€ лично, договариваютс€ о принципах работы. “очно така€ же репетици€ проводитс€ с руководител€ми всех технических це≠хов (оформление, свет, звук, кино и т. д.). Ќа плане рисуетс€ схема установки микрофонов и динамиков, прожекторов и проек≠ционных аппаратов.  аждый руководитель получает подробную партитуру действий своего цеха (по времени, по репликам и сиг≠налам, дл€ каждого аппарата или прожектора отдельно). “олько теперь можно приступать к репетици€м на площадке.

Ќо вначале площадку необходимо подготовить. –едко, когда режиссер сразу получает ту самую сценическую площадку, на ко≠торой ему придетс€ показывать представление. ≈сли это ƒворец спорта или киноконцертный зал, то они до последнего дн€ зан€≠ты Ч там идут соревновани€ или кинофильмы. ≈сли же это пло≠щадка под открытым небом, то на ней обычно до последнего дн€ воздвигаетс€ необходима€ сценическа€ конструкци€. ¬ этом случае режиссеру надо подыскать какую-то репетиционную площад≠ку приблизительно таких же размеров, как основна€, и сделать на ней так называемую Ђвыгородкуї, то есть приблизительно по≠хожую на будущую сцену конструкцию, собранную из подсобных материалов. ѕеред гала-концертом в Ѕудапеште мы сделали та≠кую выгородку на солдатском плацу, а перед фестивалем в „——– мы арендовали во Ћьвове сразу два помещени€, располо≠женных бок о бок: ƒворец культуры им. √агарина и спортзал школы повышени€ спортивного мастерства.  ак правило, все по≠добные помещени€ мало приспособлены дл€ проведени€ в них репетиций. ѕри выборе такой площадки режиссеру необходимо учитывать: возможность подъезда и сто€нки большого количест≠ва транспорта; наличие необходимого количества гримуборных, туалетов, душевых кабин и помещений дл€ хранени€ костюмов, реквизита, аппаратуры; наличие розеток дл€ включени€ аппара≠туры, а также наличие самой аппаратуры (прожекторов, магни≠тофонов, кинопроекционных аппаратов), ро€лей, столов и стульев и т. д. и т. п. Ќайти репетиционную площадку, котора€ полностью удовлетвор€ла бы всем услови€м, практически невозможно. ѕо≠этому приходитс€ предусмотреть возможность переодевани€ кол≠лективов пр€мо в автобусах (или привезти актеров на репетицию уже в сценических костюмах). ѕоэтому приходитс€ делать зара≠нее дубли фонограмм в расчете на любую скорость магнитофона. ѕоэтому приходитс€ вместо ро€л€ репетировать под ба€н и т. д. ƒо того как начнутс€ репетиции на выгородке, необходимо: по≠весить таблички с названи€ми коллективов и фамили€ми солистов на двер€х гримуборных, а также с надпис€ми Ђкостюмыї, Ђрекви≠зитї и т. п. на местах хранени€; подготовить стуль€ и пульты дл€ оркестра, колодки дл€ подключени€ ¬»ј, вешалки, столы дл€ глажень€ и утюги в гримуборных хореографических коллективов; обеспечить работу буфета, а может быть, и полное питание (осо≠бенно в дни генеральных репетиций и самого представлени€, ког≠да нет времени ездить на обед); развесить в гримуборных и за кулисами график репетиций, а на прогонах и представлении Ч пор€док номеров; проверить все проходы и переходы за кулиса≠ми, обеспечить там дежурства, повесить стрелки-указатели и многое, многое другое.

ќчень важно самым тщательным образом продумать вызов коллективов и исполнителей на репетиции. ¬едь все, зан€тые в представлении, как правило, работают, служат, учатс€. ќни не должны попусту тер€ть врем€. ѕоэтому все, что можно, следует сделать без них. ѕервым делом Ч провести самую тщательную техническую репетицию: свет, звук, проекции, перестановки. Ќа это не надо жалеть времени, оно потом окупитс€ с лихвой. јкте≠ров на технические репетиции следует вызывать только в том случае, если их номер требует специального освещени€ (ѕ–  или цветного) или если им необходимо опробовать аппаратуру (¬»ј). «атем можно сделать репетицию с техническими цехами, представител€ми коллективов (это могут быть руководители, на≠правл€ющие колонн и т. п.) и солистами. «десь можно проверить рее переходы и переодевани€. » лишь на сводные репетиции сле≠дует вызывать коллективы, причем не все сразу, а по специаль≠ному графику.   этим репетици€м штаб должен под≠готовить монтажные листы, в которых сведены воедино задачи всех участников и цехов по каждому эпизоду. Ёто как бы обща€ партитура всего представлени€.

¬ тех случа€х, когда по ходу представлени€ мен€етс€ оформление, необходимо внести в монтажный лист и партитуру перестановок.

ќчень важно иметь абсолютно точный хронометраж всех но≠меров, перестановок, перестроений, переодеваний, чтобы избежать потом пауз и накладок. ѕоскольку полностью учесть врем€ пред≠ставлени€ невозможно (нельз€ точно предусмотреть реакцию аудитории или какие-то неожиданности, возникающие по ходу действи€), то режиссеру следует иметь резерв времени и номеров. ƒопустим, концерт рассчитан ровно на 1 час 30 минут. Ќужно иметь один-два запасных номера минут на дес€ть. »сполнители должны быть наготове, одетыми сто€ть за кулисами и знать, в каком месте представлени€ они могут Ђвклинитьс€ї. ѕри этом они заранее предупреждены, что скорее всего не понадоб€тс€.  оманду они получат с пульта режиссера за один-два номера до их возможного выхода. “очно так же в самом концерте предус≠матриваетс€ один-два номера, которые в последний момент мож≠но безболезненно убрать. Ёто не должны быть специально вы≠званные актеры, что было бы дл€ них обидно и оскорбительно. –езервные номера следует выбирать таким образом. ” исполни≠телей в репертуаре есть несколько песен (танцев, трюков). ќдна из них Ч резервна€. »ли исполнители показывают в концерте ка≠кой-то номер, но могут, если понадобитс€, в другом месте пред≠ставлени€ показать еще один и на вс€кий случай готов€тс€ к этому. Ќаконец, есть коллективы, которые зан€ты только в свод≠ных сюитах и композици€х, но при необходимости могут высту≠пить и самосто€тельно. ¬от из этих возможных вариантов и соз≠даетс€ резерв.

„тобы команды главного режиссера немедленно доходили до исполнителей, должна быть продумана система св€зи. —в€зь Ч одно из самых важных звеньев в организации массового представ≠лени€. ѕод открытым небом и на большом пространстве чаще всего примен€етс€ радиосв€зь, которую могут обеспечить армей≠ские св€зисты или милици€. ¬ закрытом помещении Ч микрофо≠ны внутренней св€зи и телефон. Ќо в обоих случа€х не потер€ла своего значени€ система визуальной св€зи, то есть заранее ого≠воренных и отрепетированных сигналов: рукой, флажком, табличкой с номером, ракетой и т. д. Ќаконец, очень облегчит работу режиссера специальна€ группа курьеров. ќни присутствуют на всех репетици€х, знают наизусть пор€док представлени€, знают в лицо всех руководителей, а те Ч их, и имеют €ркие отличитель≠ные обозначени€ (специальные шапочки, нарукавные пов€зки, большие пропуска, приколотые на груди, и т. п.). »ной раз можно избежать крупной накладки, только воврем€ послав такого курь≠ера с приказом.

ќрганизаци€ массового представлени€ требует от режиссера об€зательного учета возможностей радио- и телевизионной транс≠л€ции, фото- и киносъемки.   сожалению, представители этих организаций считают возможным приезжать непосредственно на представление, устанавливать свою аппаратуру, сообразу€сь только с собственными потребност€ми, и вообще чувствуют себ€ хоз€евами положени€. ¬ результате возможны совершенно не≠предвиденные накладки: на пути движени€ колонны вдруг ока≠жетс€ “¬-камера, или во врем€ темной сцены киноосветители вдруг вруб€т Ђперекалкиї. ¬ свою очередь и участники представ≠лени€ могут испортить работу радистов или операторов: переда≠в€т шланг или собьют прожектор.

¬ качестве примера такой несогласованности могу вспомнить один эпизод.

’удожник ј. —трельников выстроил дл€ фестивал€ Ђ расна€ гвоздикаї 1975 года на вращающемс€ круге сцены такую конструкцию, котора€ при по≠вороте на каждые 90∞ полностью измен€ла пластическое решение площадки и создавала новые богатые возможности дл€ мизансценировани€. »сход€ из этих возможностей был написан сценарий всех прологов и финалов, открыти€ и за≠крыти€ фестивал€; продуманы выходы участников и по€вление оркестра. ¬ ночь накануне открыти€ радисты фирмы Ђћелоди€ї и √остелерадио ставили свои микрофоны (песни синхронно записывались дл€ телепередачи и дл€ грампластин≠ки). ¬се провода они пропустили сквозь планшет сцены в трюм, дабы они не путались у певцов под ногами а оттуда уже вывели в тонваген. Ќаутро вы€с≠нилось, что конструкцию не только поворачивать, но даже слегка сдвинуть нельз€. ¬се Ђзадумкиї оказались напрасны, пришлось перестраиватьс€ на ходу...

„тобы всего этого не случилось, режиссеру представлени€ следует заранее встретитьс€ с режиссерами (а желательно и с руководител€ми технических служб) радио, телевидени€ и кино. »м надо дать сценарий, рассказать режиссерское решение эпизо≠дов, договоритьс€, заранее о том, в каком месте будут сто€ть ка≠меры, когда можно врубать дополнительное освещение и т. д. Ќе≠обходимо договоритьс€ также, что один из прогонов пойдет спе≠циально дл€ радио, телевидени€ и кино. Ёто будет полный про≠гон в костюмах, хот€ и без зрителей, но зато при полном свете. ќператоры могут спокойно засн€ть все, что им надо, поискать лучший ракурс, повторить какой-то эпизод, сн€ть дополнительно крупные планы и т. д. Ётот прогон очень полезен и дл€ испол≠нителей, так как предельно мобилизует их, и дл€ кинотелеоператоров, так как на самом представлении дает им возможность только досн€ть то, что нужно (зрителей в зале, действие среди зрителей, отдельные светлые эпизоды и т. д.). Ќеобходимо также перед представлением собрать всех фоторепортеров и предупре≠дить их, в каких эпизодах нельз€ пользоватьс€ фотовспышкой. “аким образом, можно избежать целого р€да непри€тных неожи≠данностей.

ќднако вернемс€ к организации репетиций. ѕосле каждой из них об€зательно следует проводить заседание штаба. Ќа нем подвод€тс€ итоги за день, корректируетс€ график следующего дн€, определ€етс€ необходимость резервных репетиций. ≈сли это нужно, на такие заседани€ приглашаютс€ руководители отдель≠ных коллективов. ≈сли впоследствии на репетиции режиссер ме≠четс€, кричит, вмешиваетс€ в работу технических служб и своих ассистентов, то, значит, это плохой режиссер. ¬ идеале он дол≠жен спокойно наблюдать за работой помощников, контролировать ее, а все замечани€ делать в перерыве. –ежиссер имеет право вмешиватьс€ в ход репетиции только в случае непредвиденной ситуации, когда необходимо единоначалие, или тогда, когда он сам ставит эпизод. » здесь очень многое зависит от личности ре≠жиссера. ≈сли он подчеркнуто спокоен, собран, деловит, то так же спокойно и деловито работают все. Ќедаром народный артист ———– Ѕ. ». –авенских любил повтор€ть, что главное качество режиссера Ч вол€. ¬ массовом представлении это качество необ≠ходимо.

» последнее.  ак бы хорошо ни были организованы вс€ под≠готовительна€ работа и репетиции, каким бы волевым ни был режиссер и профессиональными члены его штаба, все равно не≠ожиданности, неур€дицы, накладки в таком громадном деле, не≠избежны, и к ним надо быть посто€нно готовым. ѕросто в случае хорошей организации их будет значительно меньше, и они могут быть быстрее устранены.

Ђ»« ћј——џ » ƒЋя ћј——ї (¬ћ≈—“ќ «ј Ћё„≈Ќ»я)

 

Ђ—амым прекрасным зрелищем дл€ народа всегда будет сам народ. ѕодготовим же народные празднества дл€ народа буду≠щего... ”красим праздниками общественную жизнь, и пусть они раскроют неповторимый облик народа, прославл€€ жизньї, Ч пи≠сал –омен –оллан'.

1 –оллан –. —обр. соч., т. 14, с. 253.

Ћучшие умы своего времени, мечта€ о светлом будущем че≠ловечества, представл€ли себе народ, ликующий на площад€х свободных городов. “ак оно и было. “анцами на площади приветствовали люди ¬еликую ќкт€брьскую социалистическую революцию и ƒень ѕобеды. ћы не должны забывать, что наше традиционное искусство (в том числе молодой советский театр) родилось на площади в недрах великих массовых представлений 20-х годов. Ётот озорной ребенок сразу же за€вил о себе Ђво весь голосї.

Ђћассовым действием замен€йте ћ’ј“ы!Ч призывал лучший, талантливейший автор сценариев массовых представлений на≠шей советской эпохи Ч ћа€ковский. Ч »ди, искусство, из массы и дл€ массї.

¬рем€ сгладило остроту дискуссий, ћ’ј“ осталс€ незыблемо сто€ть, а вот представлени€ на площади... Ќе выплеснули ли мы вместе с водой и ребенка? “ого самого озорного новорожденно≠го Ч провозвестника нового искусства?

Ђ“еатральное искусство героического плана и форм большого народного зрелища, к сожалений, у нас еще не зан€ло того мес≠та, на которое оно вправе претендовать. ¬се необходимые пред≠посылки дл€ по€влени€ такого театра, который, не копиру€ форм и приемов древнегреческого театра, выполн€л бы в услови≠€х советской действительности такую же большую воспитатель≠ную роль, у нас налицо. » совершенно непон€тно то равнодушие, которым окружена сама€ проблема организации такого теат≠ра...ї Ч писал —. ћ. Ёйзенштейн2.

2 Ёйзенштейн —. ћ. »збр. произв., т. 5, с. 325.

Ёти горькие слова написаны были им где-то на полпути от величественных празднеств 20-х годов к сегодн€шнему дню. ћожем ли мы положа руку на сердце сказать, что сейчас положение с массовыми представлени€ми кардинальным образом изменилось? ”вы...

— завистью читаем мы о том, что –обер ќссеин осуществил в ѕарижском дворце спорта массовое театрализованное представление по сценарию —. Ёйзен≠штейна ЂЅроненосец Ђѕотемкинї. — завистью потому, что это мы должны были ставить наш сценарий о нашей истории в нашем ƒворце спорта. “ак же, как давно уже Ђпрос€тс€ї в массовое представление Ђћистери€-буффї и Ђћосква горитї ¬. ћа€ковского, Ђ10 дней, которые потр€сли мирї ƒ. –ида и Ђƒвенадцатьї ј. Ѕлока, Ђѕерва€  онна€ї и Ђќптимистическа€ трагеди€ї ¬. ¬ишневского, ЂЋегенда о ƒанкої ћ. √орького, Ђ∆елезный потокї ј. —ера≠фимовича, Ђ√ород на зареї ј. јрбузова и многие, многие другие произведени€ советской литературы. ƒа разве только советской? ј наша отечественна€ исто≠ри€? –усские былины и Ђћанасї, Ђ алевалаї и Ђ—лово о полку »горбвеї, ЂЅо≠рис √одуновї и Ђ“арас Ѕульбаї... ј те же киносценарии? Ђћы из  ронштадтаї или Ђ„апаевї, скажем... ƒорого, сложно, большие расходы сил и средств?  о≠нечно! Ќо ведь окупитс€ же!!!  ак окупилась полностью и дала продюсеру прибыль постановка Ђѕотемкинаї в ѕариже, котора€ шла в течение четырех мес€цев (!) ежедневно с аншлагами. ¬от уже ќссеин поставил новое представ≠ление по мотивам Ђ—обора ѕарижской богоматериї ¬. √юго. » в это представ≠ление сложил еще большие средства. Ќа сцене ƒворца спорта выстроен фасад собора в натуральную величину, который к тому же вращаетс€. ƒл€ сложнейшей звуковой и световой партитуры заказана, закуплена и смонтирована специальна€ дорогосто€ща€ аппаратура. «рителей поражают прекрасно выстроенные пластически массовые сцены, в которых действует огромное число актеров. » снова все эти расходы окупаютс€, потому что ќссеин уже говорил о готов€щемс€ массовом представлении по мотивам пьесы ¬. Ўекспира. ј у нас зачастую Ђпрогораютї прекрасные дворцы спорта, Ђпростаиваютї —уздаль и –остов ¬еликий,  оломенское и Ќоводевичий монастырь, минареты в Ѕухаре и замок в ћцхете. ¬спомним, что Ќ. ѕ. ќхлопков до последних дней мечтал о постановке ЂЅориса √одуноваї в  ремле на площади у стен ”спенского собора. ј какие величественные светозвукоспектакли можно поставить на ћамаевом кургане и в Ѕрестской крепости, в ’атыни и в —аласпилсе, на Ѕородинском и на  уликовом поле!

ѕора поставить это дело на профессиональную основу Ч опре≠делить наиболее интересные с точки зрени€ архитектурной и ис≠торической площадки, написать оригинальные сценарии, обеспе≠чить постановочные группы специальной аппаратурой... ¬едь не только рубл€ми окупаютс€ подобные затраты! ¬ первую очередь они принесут неоценимую помощь делу агитации и пропаганды, делу патриотического воспитани€ подрастающего поколени€.

—егодн€ советское искусство массовых форм вступает в новую фазу. Ќакоплен огромный организационный и творческий опыт. Ђќт ћосквы до самых до окраинї распростран€етс€ традици€ от≠мечать знаменательные даты и юбилеи массовыми театрализован≠ными представлени€ми и праздниками, она находит все новых и новых приверженцев.  оличество несомненно перейдет в каче≠ство, распространение искусства вширь приведет к глубинным его преобразовани€м, к новому творческому скачку. —егодн€ V нас действуют более п€ти тыс€ч парков культуры и отдыха, ты≠с€чи стадионов и больших открытых эстрад, сотни киноконцерт≠ных залов, зеленых театров и дворцов спорта. — каждым годом число их будет несомненно расти. ћассовые театрализованные представлени€ должны стать не случайным гостем, а полноправным хоз€ином на этих площадках. ј дл€ этого прежде всего необходимы административно-организационные меры.

ћногое уже сделано. ≈сть общественный совет по массовым театрализованным представлени€м и праздникам при ¬“ќ, которому в декабре 1979 года исполнилось 20 лет, есть его отделени€ на местах, работают кафедры по подготовке режиссеров массо≠вых представлений в институтах культуры и культпросветучилищах. Ќо этого, конечно, мало. Ќа очереди Ч создание единого го≠сударственного центра, который бы решал и финансовые, и орга≠низационные, и творческие вопросы. —корее всего это должно быть специализированное управление ћинистерства культуры. ќно должно иметь свою репертуарно-редакционную коллегию, ко≠тора€ бы заказывала новые сценарии и судила об их качестве не по числу страниц, а по количеству и качеству творческих идей, ходов, задумок. “акое управление должно осуществл€ть органи≠зационную и методическую помощь, иметь библиотеку сценари≠ев, собрание слайдов и кинофильмов о наиболее удачных пред≠ставлени€х, склады унифицированных декораций, костюмов и рек≠визита, выпускать учебники и пособи€, направл€ть на места ре≠жиссеров, проводить семинары и конференции, давать рекоменда≠ции и осуществл€ть контроль. “акое управление должно в самые кратчайшие сроки создать серию массовых театрализованных представлений дл€ дворцов спорта и киноконцертных залов, дл€ стадионов и зеленых театров. ¬ каждом таком представлении должен быть зан€т посто€нный состав исполнителей, должно быть качественное оформление, сво€ светозвукоаппаратура. ѕо аналогии с цирковыми труппами или труппами балетов на льду эти коллективы должны, переезжа€ из города в город, давать представлени€ по три-четыре недели кр€ду на одной и той же площадке. ƒолжны быть созданы светозвукоспектакли на круп≠нейших исторических и архитектурных пам€тниках и мемориа≠лах. ƒолжны быть разработаны ритуалы дл€ всех знаменатель≠ных событий и дат. ƒолжны быть...

¬прочем, если должны быть, значит, со временем будут. ¬се к этому и идет. — каждым годом искусство массовых театрализо≠ванных представлений приобретает все больший размах, каж≠дым годом все больше талантливых режиссеров пробует сво€ си≠лы на широком просторе стадионов и площадей.

¬едь это так необычайно интересно. ќтрешитьс€ от привычных приемов и догм традиционного театра, дать волю своей фантазии и Ч дерзать!..

Ёй!

„еловек!

«емлю саму

зови на вальс!

¬озьми и небо заново вышей,

новые звезды придумай и выставь,

чтоб, исступленно царапа€ крыши,

в небо карабкались души артистов. ¬ладимир ћа€ковский.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 425 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

835 - | 618 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.107 с.