Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ќафоне песни звучат два звонких молодых голоса. 2 страница




Ѕольшим мастером создани€ таких грандиозных номеров был ». ћ. “у≠манов. ¬ тематических концертах, поставленных им в разные годы на сцене  ремлевского ƒворца съездов, участвовали: сводный ансамбль из 250 скрипа≠чей всех союзных республик под руководством Ћ.  огана; ансамбль балерин Ч народных артисток ———–; танцевальный ансамбль, объединивший танцоров всех «акавказских республик; ансамбль учащихс€ младших классов всех музы≠кальных школ ћосквы и Ћенинграда вместе с солистами Ч народными артис≠тами ———– и т. д. и т. п. ѕодобный принцип объединени€ номеров может быть использован всеми режиссерами.

¬ представлении, которое ставитс€ на большом открытом про≠странстве (стадион, площадь), сольное выступление, как правило, вообще невозможно без сопровождени€ его кордебалетом или мимансом дл€ приведени€ номера в соответствие с масштабами площадки. Ќо при этом мен€етс€ не только количество исполни≠телей в номере, а приобретаетс€ новое качество.

—. ¬. якобсон в одном представлении на стадионе окружил солистку бале≠та сотн€ми танцующих по всему полю школьников-дес€тиклассников. ¬озникла нова€ сцена ЂЎкольный балї. “очно так же к эпизоду Ђ“ри мушкетераї был ƒобавлен сборный коллектив фехтовальщиков Ћенинграда, который демонстри≠ровал все виды бо€, в том числе бой на алебардах. ј в сцену из Ђ“ихого

' “ихомиров ƒ. ¬. Ѕеседы о режиссуре театрализованных представ≠лений. ћ., —ов. –осси€, 1977, с. 20.

‘ото 3. –абота режиссера над созданием сводного номера. ћузыкально-хорео≠графическа€ сюита Ђ—ибирские потешкиї. ќбъединены фрагменты п€ти хореогра≠фических, трех инструментальных и двух цирковых номеров. ‘естиваль дружбы молодежи ———– и ћЌ–. »ркутск, 1984 г.

ƒонаї были включены конна€ атака эскадрона казаков и лиха€ пл€ска с саб≠л€ми јнсамбл€ донских казаков. ¬прочем, это уже ближе к монтажу номеров. ѕри создании представлени€ текстовые Ђсв€зкиї, конферанс €вл€ютс€ самым примитивным способом соединени€ номеров, а потому наименее желательным. “екст должен нести самосто€тель≠ную смысловую нагрузку, помогать в создании поэтической ат≠мосферы, доводить до зрител€ только самую необходимую инфор≠мацию. Ќо все это возможно в закрытом помещении с хорошей акустикой (например, в концертном зале), а никак не на больших открытых площадках, где ведущего попросту не видно и. не

слышно.

ѕоэтому недоумение вызывают подобные рекомендации: Ђ¬ привлечении внимани€ зрителей к происход€щему на стадионе большую роль играет фигу≠ра ведущего. Ёто Ч образ нашего современника, рассказывающего о героиче≠ской истории нашего народа, о его величественном сегодн€. »менно он вводит зрител€ в происход€щее действие...ї Ч и далее в качестве примера: Ђ–ассказ шел от лица ведущего и сопровождалс€ показом эпизодов на проезжавших по стадиону автомашинахї1. » затем режиссер (он же автор сценари€) описывает один такой эпизод. ¬начале по полю стадиона пробежала группа детей с цве≠тами, поприветствовала зрителей и скрылась. «атем раздалс€ голос ведущего:

--------------------------- "попгтавлени€ и праздники, с. 32.

Ђј знают ли они, маленькие граждане —траны —оветов, как веками страдал русский народ?..ї «азвучала фонограмма Ђƒубинушкиї, и на гаревой дорожке стадиона по€вилс€ грузовик с застывшей Ђживой картинойї ». –епина ЂЅур≠лакиї. ¬ это врем€ чтец исполн€л по радио стихотворение Ќекрасова Ђ¬ыдь на ¬олгу, чей стон раздаетс€...ї.

Ёто очень показательный пример целой серии режиссерских ошибок. ¬о-первых, эпизод лишен вс€кой образности и действенной линии, он попросту иллюстрирует тезис, к тому же весьма наивными средствами. ¬о-вторых, к кому Хобращен риторический вопрос ведущего: Ђј знают ли они...ї   дет€м? ќни, мо≠жет быть, еще и не знают, но ведь они и не вид€т, и не слышат ответа на этот вопрос, они убежали со стадиона. “огда, <5чевидно, к зрител€м? Ќо они-то знают наверн€ка, Ђпроходилиї, как говоритс€, а така€ примитивна€ пропаганда зачастую достигает лишь обратных результатов, вызывает негативную реакцию. ¬ мелом весь эпизод Ч типичный пример совершенно неверного монтажа, Ђан≠тимонтажаї, если так можно сказать.

¬ идеале никакие специальные Ђсв€зкиї вообще не нужны, но≠мера должны быть смонтированы так, чтобы один логично выте≠кал из другого, был естественным продолжением и развитием те≠мы или, наоборот, чтобы номера, согласно сюжету, вступали друг с другом в конфликт, в столкновение (так называемый контраст≠ный монтаж). Ђƒва каких-либо куска, поставленные р€дом, неми≠нуемо соедин€ютс€ в новое представление, возникающее из этого сопоставлени€ как новое качествої, Ч писал —. ћ. Ёйзенштейн1.

¬ принципе существуют три типа монтажа: последователь≠ный Ч когда все номера просто выстроены в определенном логи≠ческом пор€дке один за другим, параллельный Ч когда действие разворачиваетс€ одновременно в нескольких плоскост€х, дополн€€ и обогаща€ одно другое, и ассоциативный (или, как его называл ¬. яхонтов, Ђмонтаж взрываї) Ч когда два событи€ сталкивают≠с€ одно с другим, рожда€ новое качество, новый художественный образ.

–ассмотрим все три типа монтажа на конкретных примерах.

ѕоследовательный монтаж. „аще всего используетс€ логика хронологиче≠ской последовательности, но могут быть и иные внутренние логические Ђсв€зкиї. ¬от один пример.

28 окт€бр€ 1977 года в большом актовом зале ћ¬“” шло театрализован≠ное представление Ђя сердцем помню эти годыї, посв€щенное 60-летию ќк≠т€бр€. —цена Ч очень неглубока€, пригодна€ только дл€ показа кинофильмов. ѕоэтому на ней не было декораций, только задник, сделанный в виде полу≠объемного контура огромного знамени. Ћева€ часть Ч древко с наконечником, орденскими лентами и золотыми кист€ми, по контуру знамени Ч золота€ бах≠рома. ¬нутри этого контура Ч свободно вис€ща€ ткань розового цвета. ќна служила экраном дл€ кино- и фотопроекций, а кроме того, подсвеченна€ раз≠ным светом, изображала голубое небо, желтое поле пшеницы и т. д. —права ∞т сцены пр€мо в зале на небольшом помосте располагалс€ вокально-инст.ру-ментальный ансамбль, слева Ч тоже слегка подн€тый над уровнем зала Ч ка≠мерный хор ћ¬“”.

Ёпизод Ђ«нам€ ѕобедыї в этом представлении был смонтирован так.

Ќа фоне темного задника, по которому бежали тревожные облака (движу≠ща€с€ театральна€ фотопроекци€), двое ведущих Ч ёноша и ƒевушка Ч в Хлучах ^Ђпистолетовї рассказывали о подвиге студентки ћ¬“” ¬алерии ѕат-ковской. ¬ годы войны она была руководителем разведгруппы Ђ¬ераї, забро≠шенной в тыл врага. √руппу выдал предатель. ƒевушек зверски пытали, жгли

енштейн —. ћ. »збр. произв., т. 2, с. 157.

раскаленными пруть€ми, у одной разведчицы вырезали на спине звезду, но они держались стойко и мужественно... ¬ последнюю ночь перед казнью девуцщї пели свои любимые песни о ћоскве, Ђ атюшуї, и вс€ тюрьма подпевала им

ƒевушка-ведуща€ тихо запевает Ђ атюшуї. — повтора куплета песню под^ хватывает еще одна девушка Ч из хора, потом еще одна и еще. ∆енска€ группа хора поет а капелла, и на этом фоне вступает ёноша.

ёноша. ¬ ѕскове, в камере бывшей гестаповской тюрьмы, был найден пожелтевший от времени листок школьного учебника. Ќа нем написано...

ƒевушка достает клочок бумаги и в луче света читает:

ƒевушка. Ђ—егодн€ 27 окт€бр€ 1942 года...ї

ёноша. ¬чера исполнилось ровно 35 лет с того дн€, как Ћера писала это свое последнее письмо. —лушайте!..

ƒевушка. ЂЌас трое. ћы честно выполнили свой долг перед –одиной. «а это нас ист€зают фашисты. Ќо что бы они ни делали, мы погибнем честно, как в бою. ѕрощайте, товарищи! ќтомстите за нас!..ї

ёноша. » на обороте листка ¬алери€ своей кровью нарисовала контуры красного знамени.

”дар литавр. ѕодсвечиваетс€ красным светом и трепещет алое знам€. Ќа его фоне темные силуэты ведущих Ч как живые пам€тники. «вучит в испол≠нении ¬»ј ЂЅаллада о красном знамениї ќ. ‘ельцмана. — последними его словами (Ђ—лушайте! Ёто знам€ бессмертной) вновь вступают ведущие.

ƒевушка. „астица знамени, нарисованного кровью бывшей студентки ћ¬“”, была и в знамени, водруженном нашими солдатами над рейхстагом.

», подхватыва€ ее последние слова, гремит над залом голос диктора:

Ч■ Ђ» когда над рейхстагом взвилс€ красный ст€г,Ч это было не только знам€ нашей военной победы. Ёто было, товарищи, бессмертное знам€ ќк≠т€бр€, это было великое знам€ Ћенина, это было непобедимое знам€ социализ≠ма Ч светлый символ надежды, символ освобождени€ и счасть€ всех народовї... Ћеонид »льич Ѕрежнев.

¬ зале вспыхивает весь свет. » пр€мо зрител€м говорит ведущий:

Ч Ќа внос знамени прошу встать! «нам€ внести!

√ремит Ђ¬стречный маршї (фонограмма). ¬ зал внос€т боевое знам€ 1-го полка 7-й дивизии народного ополчени€ Ѕауманского района. ¬ почетном ка≠рауле идут бывшие студенты и преподаватели ћ¬“” Ч участники ¬еликой ќте≠чественной войны.

«нам€ устанавливаетс€ в специальной подставке, возле него замирает по≠четный караул. ’ор исполн€ет песню ƒ. Ўостаковича Ђ¬етер мира колышет знамена побед...ї.

¬ этом примере все номера смонтированы последовательно и св€заны друг с другом темой красного знамени.

ѕараллельный монтаж. ѕростейшим примером параллельного монтажа €в≠л€етс€ широко известный полиэкран (рис. 16). Ќо в массовом представлении он нередко совмещаетс€ и с номером, идущим на сцене. ¬ качестве примера мож≠но привести два эпизода из концертов, поставленных ». ћ. “умановым. ѕер≠вый концерт был посв€щен 50-летию ќкт€бр€. Ўесть огромных киноэкранов, как шесть лепестков, расходились от центра сцены  ремлевского ƒворца съездов. Ќа них проецировались документальные кинокадры идущих солдатских ног. ¬ сапогах и в обмотках, в валенках и босые, они месили глину и снег, брели по песку и по траве, печатали шаг на параде и бежали в атаку. ј в самом центре сцены было диафрагмированное экранами отверстие, пустота. » в этом черном провале на специальной подставке сто€ла маленька€ фигурка женщи≠ны-матери в белом до п€т платье и в черном вдовьем платке (народна€ ар≠тистка ———– ». јрхипова). ќна пела Ђ¬от солдаты идут...ї.

ƒругой эпизод был в одном из концертов, посв€щенных дню рождени€ ¬. ». Ћенина, тоже в  ремлевском ƒворце съездов. ѕо бокам сцены Ч два больших экрана. ¬ центре сцены стоит сводный хор, который поет песню о Ћенине. ј на экранах одновременно идут киноролики: на правом Ч сохра≠нившиес€ документальные кинокадры, запечатлевшие живого »льича, а на ле' вом Ч кадры сегодн€шних дней: выплавка стали и полеты в космос, комбайны в пол€х и атомоход ЂЋенинї. Ќа правом экране кадры смонтированы так, что

врем€ смотрит в левую сторону. » получаетс€, что он видит все наших дней, демонстрируемые на левом экране, радуетс€ им, сме-ncwjjBaeT на них рукой, обсуждает, приветствует... » все это на фоне етс€, "^jjggHH всегда живой!..ї. ¬ этом примере есть уже элементы и ассоциа-

пе∞ного мо!1тажа-

т јссоциативный монтаж.  лассическим примером €вл€етс€ монтаж —. Ёй-штейном залпов Ђѕотемкинаї с трем€ скульптурными изображени€ми льва, 36Ќ что ка} етс€. будто от выстрелов сп€щий каменный лев поднимает голову стает ни задние лапы. Ѕолее близкий к нашему времени пример Ђмонтажа » оываї можно видеть в фильме ћ. –омма Ђќбыкновенный фашизмї, где доку-¬ нтальные кинокадры √итлера, √еринга, –эма и т. п. мгновенной перебивкой "монтированы с черепами неандертальцев в јнтропологическом музее.

јссоциг1тивный монтаж активизирует зрител€, заставл€ет его думать, со≠поставл€ть, делает его соучастником творческого процесса, а не просто со≠зерцателем зрелища. ¬ массовом представлении этот тип монтажа пока недо≠статочно освоен. “ем не менее примеры такого монтажа есть {рис. 17).

¬ одном из представлений, посв€щенных 50-летию комсомола, был такой эпизод. Ќа широком, во всю сцену, экране Ч документальные кадры первых п€тилеток: молодые строители, комсомольцы-добровольцы босыми ногами ут≠рамбовывают бетон в котловане. ‘ильм сн€т со скоростью 16 кадров в секун≠ду, Ђкрут€тї его сейчас со скоростью 24 кадра, и поэтому движени€ рабочих приобретают особый лихорадочно-рваный ритм, ускоренный темп. ¬ этом же темпе оркестр играет какой-то модный современный танец (кажетс€, это был твист). » под эту музыку на сцене топчутс€, вихл€€сь и дерга€сь, несколько дес€тков Ђхипповыхї пар. —очетание этих двух типов движени€, идущих в од≠ном темпо-ритме, очень похожих внешне, но таких диаметрально противополож≠ных по задаче, рождало €ркий, запоминающийс€ сатирический образ.

¬ одном и том же массовом театрализованном представлении используют≠с€, как правило, разные типы монтажа. ¬от как поставил ». ћ. “уманов эпизод Ђќсвобождение јфрикиї в представлении, которое происходило во ƒворце спор≠та в Ћужниках. »сходным материалом дл€ эпизода послужил готовый сольный номер артиста балета. Ђћы расположили на сцене три экрана: два по бокам, как не очень широкие пил€стры, и один сзади во всю ширину сцены. Ќа сред≠нем экране синхронно возникали узловые, кульминационные моменты танца. ќни были заранее специально отсн€ты на кинопленку. Ќа сцене Ч негр с зако≠ванными руками. Ќа боковых экранах Ч документальные кадры из жизни народов јфрики, а на центральном Ч тоже закованные руки. јртист начинает танец, пытаетс€ разорвать сковывающие его цепи. Ќа боковых экранах проеци≠руетс€ демонстраци€ народов јфрики. јртист разрывает оковы Ч на боковых

рис. 16. ѕараллельный монтаж. —илуэты на п€ти экранах. √ала-концерт советской делегации на фестивале дружбы молодежи ———– и ¬Ќ–. Ѕудапешт, «еленый театр на острове ћаргит, 1975 г.

 
 

–ис. 17. јссоциативный монтаж. Ўесть слайд-проекций и кинопроекций (киноэкран опускаетс€ в центре, закрыва€ орган). √ала-концерт советской делегации на фестивале дружбы молодежи ———– и √ƒ–.  арл-ћаркс-Ўтадт, Ўтадтхалле, 1&Ё0 г.

экранах всплески народной радости, на среднем Ч бушующий океан. јртист поднимает руки Ч и на экране из водных пучин тоже поднимаютс€ руки..ї'

¬ этом эпизоде предельно €сно видны законы перенесени€ номера в массе-вое представление. «десь есть конкретность и обобщение, публицистичность и символика, укрупнение театрального номера до масштабов сцены ƒворца спор≠та и его обогащение другими компонентами. ≈сть здесь также примеры парал≠лельного и ассоциативного монтажа. ¬ результате обычный концертный номер> становитс€ развернутой поэтической метафорой, приобретает новое качество.  ак писал ¬. ¬. ћа€ковский: Ђя показал на блюде студн€ косые скулы океана...ї

¬ заключение расскажем подробно об одном- представлении, в котором были использованы самые различные виды монтажа.

«адание было изложено четко и лаконично:

Ђ¬ам поручаетс€ поставить гала-концерт советской делегации на первом фестивале дружбы молодежи ———– и ¬Ќ–, который состоитс€ в июле 1975 года в Ѕудапеште.

ѕоскольку это первый подобный фестиваль в ¬енгрии, то в представлении надо отразить всю историю —траны —оветов от окт€бр€ 17-го года и до по≠следних космических полетов.  роме того, надо показать достижени€ нашего искусства.

ѕредставление должно идти в одном отделении и не более полутора часов, так как венгерские зрители не привыкли к длинным концертам с антрактами.

ѕредставление будет идти под открытым небом в «еленом театре на острове ћаргит посреди ƒуна€, ибо это единственное место, где можно раз≠местить более трех тыс€ч зрителей.

ѕоскольку обеспечить перевод текста в этих услови€х не представл€етс€ возможным, желательно обойтись минимумом звучащего слова, в идеале Ч совсем без слов.

'“уманов » ћ. –ежиссура массового праздника и театрализованного! концерта, с. 26.

Ќа фестиваль едут творческие коллективы и исполнители, завоевавшие это право на областных и республиканских смотрах-конкурсах. ¬се они могут и должны быть задействованы в представлении. ƒругих не будет.

¬опросы есть?..ї

 акие уж тут вопросы!.. Ќадо совместить несовместимое. ¬се €сно.

ќ том, как нам удалось сконструировать сценическую площадку в абсолют-но не приспособленных дл€ этого услови€х, как удалось ее осветить и озву≠чить, мы подробно расскажем ниже (см. главу V). —ейчас же поговорим о монтаже номеров и эпизодов в этом концерте.

ѕервым делом мы ознакомились со списком коллективов и исполнителей, отобранных дл€ поездки на фестиваль. ”вы, здесь нас ожидало большое разо≠чарование  оличественно эта группа была весьма представительна Ч около 800 человек, но жанрово Ч очень ограниченна. Ќапример, в составе было почти два дес€тка различных вокальных и инструментальных ансамблей. ¬ их числе такие великолепные, как группа музыкантов из молодежного оркестра русских народных инструментов под руководством Ќ  алинина; эстрадный ансамбль под руководством Ћ. ќганезова с солистом ».  обзоном; ансамбль ложкарей профтехобразовани€ г. ’ерсона; детский ансамбль Ђћзиуриї и др. Ќо р€дом с ними была цела€ группа весьма посредственных ¬»ј. » ни одного хорового коллектива.

¬ списках значилось более дес€ти хореографических коллективов, в том числе группа солистов балета Ћенинградского ћалого театра оперы и балета; эстрадный ансамбль танца Ђ—увенирї; прекрасный ансамбль народного танца профтехобразовани€ г. —вердловска. ј р€дом Ч довольно слабые самоде€тель≠ные коллективы. » ни одного ансамбл€ пантомимы. Ќи одного номера ориги≠нального жанра.

≈ще хуже обсто€ло дело с тематическим разнообразием. ¬ репертуаре коллективов было множество фольклорных песен и танцев народов ———–, ог≠ромное количество современных эстрадных шл€геров. » при этом всего два номера, посв€щенных революции, да и те не очень высокого качества: танец Ђ омиссарыї (¬орошиловград) и танец Ђ“ачанкаї (–остов-на-ƒону). Ѕыл один номер, посв€щенный теме труда (прекрасный танец Ђѕоколение победителейї Ч ансамбль Ђ—увенирї). » все! » только в репертуаре ».  обзона было все, что нужно дл€ массового представлени€, и даже больше...

“огда мы начали вы€сн€ть, какие коллективы должны в это же врем€ га≠стролировать в ¬енгрии. ќказалось, что в Ѕудапеште будут выступать артисты √рузинского цирка и —еверный русский народный хор. » те и другие с радо≠стью согласились нам помочь.

ѕомимо этого, мы пригласили участвовать в концерте ансамбль песни и пл€ски, а также сводный духовой оркестр ёжной группы войск. » наконец, удалось дополнительно включить в состав делегации двух прекрасных мимов Ч лауреатов ¬семирного фестивал€ молодежи и студентов в Ѕерлине ј, „ернову и ё. ћедведева.

» работа закипела. ¬ Ѕудапеште главный художник фестивал€ ј. ¬. —трель≠ников вместе с инженерами студии ЂMa-фильмї и советскими саперами, кото≠рые только что помогли отсто€ть столицу ¬енгрии от небывалого разлива ƒу≠на€, конструировал сценическую площадку. ¬ —вердловске режиссер ». √. –ут-берг ставил пантомимы с танцорами местного ансамбл€. ¬ ћоскве главный балетмейстер, заслуженный артист –—‘—– Ѕ. —. —анкин репетировал чардаш с ансамблем Ђ—увенирї, а музыкальный руководитель концерта заслуженный артист –—‘—– Ќ. Ќ.  алинин готовил оркестровки дл€ сводного оркестра. ¬ ’ерсоне ложкари разучивали Ђ“ачанкуї. ¬се ¬»ј от Ћьвова до “амбова готовили песню Ђћы кузнецыї. ’удожник по свету рисовал диапроекции, зву≠корежиссер записывал фонограммы, кинорежиссер монтировал ролики...

» вот что из всего этого получилось.

–овно в дев€ть часов вечера лучи двух Ђпушекї из глубины сцены из-за ƒеревьев, прорезав листву и темноту, осветили верхушку старинной башни. “ри тыс€чи зрителей обернулись. Ќа верхнем балкончике, прижав к губам фан≠фары, сто€ли дев€ть реб€т в костюмах советской делегации с гербом ———– на '"–уди. ѕрозвучал сигнал Ч музыкальна€ фраза из песни ЂЌаш адрес Ч —о-

ветский —оюзї. ” подножи€ башни мелодию подхватил сводный духовой ор≠кестр. », выраста€ на верхней задней балюстраде, по трем ступенчатым про≠ходам зала сверху вниз трем€ потоками пошли к сцене музыканты в парадной военной форме. «а ними Ч знаменосцы в костюмах советской делегации с шелковыми ст€гами п€тнадцати союзных республик (по п€ть в каждой колон≠не). «а знаменосцами Ч все участники концерта в костюмах народов ———–. ѕо специальным трапам участники марш-парада выход€т на сцену. » дуговые прожекторы, установленные вдоль всего заднего верхнего барьера зала, разом заливают светом огромную сцену из свежеструганых досок, вис€щую в воз≠духе над сценой дорогу, решетчатую конструкцию, дес€тки площадок на раз≠ных уровн€х, соединенных лестницами и трапами.

«наменосцы поднимаютс€ на дорогу, духовой оркестр занимает место под ней, хор Ч на ступен€х, сводный оркестр русских народных инструментов под руководством Ќ.  алинина Ч справа, ансамбль Ћ. ќганезова Ч слева. » р€≠дом с ансамблем, на специальном возвышении Ч »осиф  обзон, который стал своеобразным песенным ведущим представлени€.

Ќачинаетс€ танцевальна€ сюита Ђƒружба народовї. ¬ ней зан€ты все хореографические коллективы.  аждый исполн€ет фрагмент национального тан≠ца своей республики, а в финале его исполнители вынос€т на рампу и ритуаль≠но, с поклоном складывают к ногам зрителей дары своего кра€: караваи хлеба,, корзины фруктов и овощей, гирл€нды виноградных лоз, крынки с молоком, рог с вином, букеты цветов... ј в это врем€ на п€ти экранах методом рирпроек-ции демонстрируютс€ видовые кинокадры и слайды. Ќа центральном Ч кино≠ролик о ћоскве; на левом боковом Ч колос€щиес€ нивы, хлопковые пол€, чайные плантации; на правом боковом Ч домны и шахты, заводы и электро-станции; на двух полусредних Ч диапроекции; портреты знатных рабочих и ткачих, хлеборобов и до€рок, ученых и артистов.

“ак выгл€дел пролог представлени€. » в дальнейшем путем совмещени€ разножанровых номеров и их монтажа мы старались рассказать о нашей стра≠не' и о нашей истории образно и лаконично, не пользу€сь литературным тек≠стом. ¬от краткое описание нескольких эпизодов.

Ђќтречемс€ от старого мираї

√аснет свет на сцене, и лучи Ђпушекї вновь высвечивают задний верхний балкон. ƒев€ть трубачей в буденовках, с алыми бантами на груди труб€т сигнал Ч первую музыкальную фразу Ђ»нтернационалаї Ч Ђ¬ставай, прокл€ть≠ем заклейменный...ї. Ќа пустой дороге освещаетс€ одинока€ женска€ фигура в черном балахоне до п€т, опутанна€ толстой белой веревкой (ј. „ернова) '. ѕод заунывные звуки шарманки она медленно бредет вниз по дороге, спуска≠етс€ по пандусу на сцену, сгиба€сь под т€жестью невидимой, но €вно непо≠сильной ноши. ¬ фонограмме Ч удары бичей, все резче и громче. » боковой луч света, скольз€ вдоль дороги, освещает на ней шеренгу жандармов. ќни в черном трико, в сапогах, в фуражках и в белых перчатках. »з той же толстой белой веревки Ч по€са, портупе€, аксельбанты. ¬место лиц Ч белые маски с черными стрелами усов. —инхронно со звуком ударов они резкими условными движени€ми Ђхлещутї женщину. ќна спотыкаетс€, падает, ползет, снова вста≠ет, отча€нно боретс€ с опутывающим ее канатом и бредет, шата€сь, на самую рампу, к зрител€м. ¬от последним нечеловеческим усилием она разрывает св€≠зывающие ее путы и отбрасывает их, но сама падает замертво. —молкла му≠зыка. Ќема€ сцена торжества жандармов. » в это врем€ тихо издалека доно≠с€тс€ первые такты песни Ђќтречемс€ от старого мира...ї. Ћуч света выхватыва≠ет из темноты ».  обзона. ќбраща€сь пр€мо к женщине, он негромко, но настойчиво, требовательно поет, почти призывает: ЂЌа бой кровавый, св€той и правый...ї » женщина встает. ¬ руках у нее теплитс€ слабый огонек. Ћам≠падка?..  оптилка?.. —веча?.. √аснет весь свет, и, слива€сь с темнотой, исче≠зают жандармы. ј песн€ гремит все громче, ее подхватывают хор и оркестр. » плам€ в руках женщины все разрастаетс€, освеща€ ее фигуру, лицо, глаза...

1 —ценарий и постановка этой пантомимы, как и описанной впоследствии пантомимы ЂЌашествиеї, старшего преподавател€ ћосковского государственно≠го училища циркового и эстрадного искусства ». √. –утберга.

(это V- газовый факел). Ќачинаетс€ танец-пантомима с факелом. Ёто танец-протест, танец-призыв, танец-восстание. ќт пламени первого факела в разных местах\ на сцене и на дороге, загораютс€ все новые и новые огни. ќни лет€т над головами по всей сцене, разреза€ темноту и освеща€ мужские фигуры в красных костюмах (группа жонглеров цирка). ¬ глубине под мостом, под де≠ревь€ми вспыхивают костры. ¬озле них силуэты часовых, как у входа в —моль≠ный. » от костров на сцену выбегают люди в кожанках и в фуражках с алы≠ми лентами. ¬ багровом отблеске пламени идет фрагмент танца Ђ омиссарыї. ј по дороге в луче красного света уже идут ложкари в костюмах бойцов ѕер≠вой  онной, выстукива€ мелодию Ђ“ачанкиї. » под этот цокот вылетают на сцену танцоры. »дет танец-пантомима Ђ—качкаї. ј за ними Ч насто€щие кон≠ники (группа джигитов √рузинского цирка). ¬ руках у переднего Ч громадное алое знам€. » такие же знамена по€вл€ютс€ у всех танцоров, а также на всех площадках конструкции, на лестницах, на дороге и... на всех киноэкранах. —инхронно с действием демонстрируютс€ киноролики. “репещет по ветру алое знам€ ѕервой  онной, красный флаг развеваетс€ в руках ѕавки  орчаги≠на, несутс€ в бой впереди своих' эскадронов „апаев и  отовский, Ѕуденный и  очубей, и, развернувшись лавой, летит вперед на всех п€ти экранах крас≠на€ конница... јпофеоз Ч море красного цвета. » в центре конструкции, на самом верху, загораютс€ серп € молот Ч символ победившего социа≠лизма.

«вучит документальна€ фонограмма Ч подлинный голос ¬. ». Ћенина Ч фрагмент из его сообщени€ по радио о переговорах с товарищем Ѕела  уном. (Ёто единственный литературный текст, звучавший в представлении. ќн был полностью напечатан в программах на русском и венгерском €зыках.) ¬ это врем€ на левом экране идут документальные кадры, запечатлевшие живого »льича; на правом Ч киноролик, показывающий товарищей Ѕ.  уна, “. —а-муэли, ‘. ћюнниха; на двух полусредних Ч революционные митинги и демон≠страции в ѕетрограде 1917 года и в Ѕудапеште 1919 года; а на среднем Ч сн€та€ из окна мчащегос€ поезда панорама лесов и полей, равнин и гор, про≠легших меж двух столиц. » кажетс€, будто слова »льича: Ђƒа здравствует —оветска€ власть в ¬енгрии!ї Ч несутс€ сквозь тыс€чи верст, пересекают гра≠ницы и страны и эхом отдаютс€ в далеком Ѕудапеште... Ђ¬ будн€х великих строекї

“рубачи в картузах и шахтерских касках труб€т музыкальную фразу из Ђћарша энтузиастовї.

Ќа пустой сцене в лучах Ђпушекї стоит голый до по€са мускулистый па≠рень. Ќевидимым молотом он Ђвбивает в землюї воображаемую сваю. ¬ это врем€ в фонограмме звучат мерные глухие удары, отбивающие такт. Ќо вот ритм подхватывают еще несколько молотов. —крытые прожекторы высвечивают группу реб€т на разновысоких площадках. ќни стучат молотками пр€мо по трубам конструкции, отбива€ половинные доли. ≈ще через два такта маленькие молотки начинают отзв€кивать четверти, потом молоточки вызванивают вось≠мушки... » все новые и новые работающие люди высвечиваютс€ на всех эта≠жах конструкции (это ударники всех ¬»ј). –итм подхватывает оркестр. «вучит песн€ Ђћы кузнецыї. ≈е запевает ».  обзон, припев поет хор. Ќа площадку выбегают танцоры. ¬ полном свете идет танец Ђ—талеварыї.   фи≠налу танца по всему периметру конструкции вспыхивают огни электросварки (бенгальские огни). √аснет свет. ¬ отблесках лет€щих искр заканчиваетс€ та≠нец, а на п€ти экранах идут документальные кинокадры первых п€тилеток.  ончаютс€ киноролики стоп-кадрами, слайд-проекци€ми: домны, заводы, шахт≠ные копры... » на верхней правой трубе конструкции загораетс€ красна€ звезї ƒа Ч символ завершени€ стройки... ЂЌепобедима€ и легендарна€ї

¬ лучах двух световых Ђпушекї на сцене Ч юноша и девушка в белом. ќни танцуют нежный и лирический вальс на музыку ». ќ. ƒунаевского к кино≠фильму Ђ÷иркї. —ветлеет на сцене, и мы видим еще два дес€тка пар в белом, танцующих этот же вальс на заднем плане (ансамбль бального танца). ¬ руках ” танцоров насто€щие зеленые ивовые ветви. » кажетс€, будто вальсирует сад.

Ќо вдруг звучит сирена воздушной тревоги. «астыли пары танцующих, только ветви в их руках трепещут тревожно. ѕо лицам, по ветв€м, по ночному небу мечутс€ лучи прожекторов. ћеркнет свет. —лышен свист падающей бомбы. ¬зрыв. ¬спышка красного пламени. ћедленно вступает тема ЂЌашестви€ї из —едьмой симфонии ƒ. ƒ. Ўостаковича. √де-то в глубине сцены Ч багровые сполохи пожара. » на дорогу выползают, затем выпр€мл€ютс€, встают, осве≠щенные контражуром черные силуэты в рогатых касках и коротких сапогах. ” них нет лиц Ч черные маски с прорез€ми-бойницами дл€ глаз. ќни смы≠каютс€, превраща€сь в глухую тюремную черную стену.

ј на сцене, в Ђсадуї, по€вл€ютс€ две новые черные фигуры (ј. „ернова и ё. ћедведев). ќни корчатс€, извиваютс€, изгибаютс€ и принимают форму то каких-то червей, то птиц-стерв€тников, то пауков в виде свастики... Ђ—ад> ув€дает, зеленые ветви опадают, остаютс€ только неестественно искореженные фигуры-Ђстволыї и Ђсломанныеї, нелепо изогнутые руки-Ђсучь€ї. „ерна€ стена приходит в движение и окружает мертвый Ђсадї. –езко сцеплены пальцы, и вот уже изгородь из колючей проволоки окружает концлагерь. » в нем среди мертвых Ђдеревьевї Ч юноша и девушка в белом. ќни пытаютс€ вырватьс€, прорвать ^черный забор. Ђ»згородьї вибрирует, как от прошедшего по ней разр€да электрического тока, и тела двух влюбленных безжизненно повисают на Ђпроволокеї1.

» тогда в лучах Ђпушекї на башне встают трубачи в пилотках и плащ-палатках. «вучит музыкальна€ фраза из песни Ђ—в€щенна€ войнаї.  онтражур≠ным светом освещаютс€ все п€ть экранов. Ёто голубые, желтые, розовые окна домов. ћы видим силуэты солдат, прощающихс€ со своими родными. ¬от па≠рень в последний раз обнимает любимую девушку, мать не может оторватьс€ от сына, отец целует ребенка... Ќо звучат первые такты песни Ђƒо свидани€, мальчики...ї. ≈е подхватывают ».  обзон и женска€ группа хора. » солдаты по€вл€ютс€ на дороге. ѕантомима Ђ”ход на фронтї переходит в танец Ђјтакаї. Ќа фоне музыки звучит фонограмма рукопашного бо€: выстрелы, ав≠томатные очереди, разрывы гранат. ¬ резких слеп€щих вспышках стробоскопа мы видим, как рывками, то взлета€, то поника€, но не пада€, передаваемый из рук в руки, движетс€ меж танцоров красный флаг. ¬от он пересек сцену спра≠ва налево, подн€лс€ по дороге, и первый солдат (акробат из цирка) лезет, ка≠рабкаетс€ с флагом в руке по переплетам конструкции, взбираетс€ на самый верх и в левую крайнюю трубу втыкает красный флаг Ч символ ѕобеды. ѕолный свет. √ромовое Ђ”ра!ї. Ќа всех ступен€х и пандусах солдаты бросают в воздух пилотки и каски, танкистские шлемы и бескозырки. ѕараллельно на п€ти экранах идут аналогичные кадры солдатского ликовани€ на ступен€х рейхстага. ј на сцене идет лихой Ђ—олдатский перепл€сї. ’ор и оркестр ис≠полн€ют песню јлександрова ЂЌепобедима€ и легендарна€ї.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 612 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќасто€ща€ ответственность бывает только личной. © ‘азиль »скандер
==> читать все изречени€...

2129 - | 1857 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.047 с.