Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ќафоне песни звучат два звонких молодых голоса. 1 страница




–ис. 15. –итуальные элементы в массовом театрализованном представлении. Ёскиз оформлени€ знаменной площадки дл€ манифестации, посв€щенной 50-летию ¬Ћ —ћ. ћосква,  расна€ площадь, 1968 г. ’удожник √. ћ€сников

ƒевушка. »з манифеста VI съезда –оссийского  оммунистического —оюза ћолодежи.

ёноша. ЂЌе дл€ красного словца, не из желани€ носить лучшее из всех имен, не только дл€ того, чтобы почтить уважением пам€ть великого человека, прин€ли мы это решение: переименовать – —ћ в Ћенинский комсомолї.

ƒевушка. ЂЌет! ћы прин€ли его дл€ того, чтобы вс€ труд€ща€с€ мо≠лодежь всех народов, насел€ющих ———–, вместе со своим передовым отр€≠дом Ч  оммунистическим —оюзом ћолодежи, прониклась единой волей и твер≠дой решимостью научитьс€ по-ленински жить, работать и боротьс€, осущест≠вл€ть заветы, оставленные нам Ћенинымї.

 орзины цветов устанавливаютс€ у подножи€ ћавзоле€, по всему пара≠пету ложатс€ букеты гвоздик. ѕервый р€д участников манифестации совершил перестроение Ч кумачовые знамена разошлись на фланги каре и замерли там. —молкла музыка.

—екретарь ћ√  ¬Ћ —ћ объ€вл€ет торжественную манифестацию откры≠той, произносит краткую речь, котора€ заканчиваетс€ призывом: ЂЌа героиче≠скую полувековую историю Ћенинского комсомола равн€йсь! —мирно! »сто≠рические знамена комсомольской славы, легендарные знамена нашей борьбы и побед внести!ї

Ќа площади по€вл€ютс€ броневик, тачанка и старинный открытый авто≠мобиль (все подлинное Ч из музе€).

«вучат стихи о революции, о гражданской войне, о героизме комсомоль≠цев

Ќа автомобиле Ч знам€ крейсера Ђјврораї, р€дом с ним Ч ветераны ре≠волюции, участники штурма «имнего, матросы Ђјврорыї. Ќа броневике Ч зна≠м€ I съезда – —ћ, пам€ть первых комсомольских €чеек. ≈го сопровождают участники съезда, ветераны комсомола. Ќа тачанке Ч знам€ кавалерийской бригады  отовского. ѕод этим знаменем сражалс€ писатель-боец Ќиколай-ќстровский. —ейчас под знаменем сто€т ветераны гражданской войны, бойцы ѕервой  онной. «намена медленно движутс€ по фронту нолонн. ¬ это врем€ в первых р€дах участников манифестации по€вл€ютс€ подлинные лозунги и пла≠каты времен гражданской войны: Ђ¬се на борьбу с ƒеникиным!ї, Ђ—оциалисти≠ческое ќтечество в опасности!ї, Ђј ты записалс€ добровольцем?ї и т. д. «на≠мена устанавливаютс€ в подставках первого луча звезды, ветераны поднима≠ютс€ на трибуны, а на земном шаре €рко освещаетс€ территори€ —траны —оветов в границах 1918 года. Ќа ней Ч юноша в буденовке и шинели с ог≠ромным алым знаменем в руках {рис. 15). «нам€ развеваетс€ по ветру (за полусферой спр€таны специальные ветродуи). ќркестр играет Ђ“ачанкуї, а из глубины колонн медленно поднимаетс€ в небо большой воздушный шар-зонд с изображением ордена боевого  расного «намени Ч первого ордена комсо≠мола, которым он был награжден за боевые заслуги на фронтах гражданской войны. ‘рагмент из постановлени€ ÷»  читает по радио ё. Ѕ. Ћевитан...

Ќо Ч новое врем€, новые песни... ќчередной этап истории комсомола ор≠кестр начинает Ђћаршем энтузиастовї. ѕод эту мелодию на площади по€вл€≠ютс€ первый трактор —“«, первый автомобиль јћќ и на специальной плат≠форме Ч самолет, на котором совершили свой исторический перелет √ризоду≠бова, –аскова и ќсипенко.

¬ это врем€ участники манифестации уже держат лозунги и плакаты пер≠вых п€тилеток, знаменитые: Ђѕ€тилетку в четыре года!ї, Ђƒогоним и перего≠ним!ї, Ђ¬се в ќсоавиахим!ї и т. д. ѕо радио звучат стихи о героизме комсо≠мольцев 30-х годов.

ёноша. Ќа  расной площади Ч реликвии славы, знамена трудовой доблести, дерзаний и побед комсомолии 30-х годов!

ƒевушка. «намена ћагнитки, ћосковского метрополитена,  омсомоль≠ска-на-јмуре сопровождают герои труда, первопроходцы и первостроители, ве≠тераны комсомола...

«намена устанавливаютс€ во втором луче звезды, ветераны поднимаютс€ на трибуну. Ќа земном шаре €рко освещаетс€ территори€ ———– в границах 1931 года, на ней Ч юноша-кузнец с молотом в руках.

ќркестр играет Ђѕесню о встречномї. ¬ небо медленно поднимаетс€ шар с изображением ордена “рудового  расного «намени.

Ќачинаетс€ третий этап истории комсомола. «вучит Ђ—в€щенна€ войнаї.  расные огневые сполохи бегут по территории —траны —оветов на земном шаре. ƒве группы знамен с двух сторон одновременно по€вл€ютс€ на  расной площади. Ёто знам€ дивизии героических ополченцев ћосквы, боевое знам€ гвардейского стрелкового полка имени јлександра ћатросова, флаг под≠польной организации Ђћолода€ гварди€ї ЧХ тот самый, что был водружен —ергеем “юлениным на краснодонской школе в пам€тную ночь с 6 на 7 но€бр€ (1942 года, и «нам€ ѕобеды.

Ёти реликвии комсомольской славы, мужества п отваги по€вл€ютс€ на легендарном танке “-34, на прославленной Ђкатюшеї, на грузовике, везущем знаменитую пушку Ч Ђсорокап€ткуї, и на истребителе Ч Ђ€стребкеї, уста≠новленном на специальной платформе. ѕод знаменами сто€т и идут участники пам€тного парада на  расной площади 7 но€бр€ 1941 года, ветераны войны и молодые солдаты-комсомольцы призыва 1968 года, подпольщики-молодогвар≠дейцы и участники штурма рейхстага.

¬ первом р€ду манифестантов по€вл€ютс€ лозунги и плакаты времен ¬е≠ликой ќтечественной войны: Ђ¬се дл€ фронта, все дл€ победы!ї, Ђ–одина-мать зовет1ї, ЂЌаше дело правое Ч мы победимї и т. д. «вучит мелоди€ песни Ђѕротрубили трубачи тревогуї. «намена устанавливаютс€ в третьем луче звез≠ды. ярко освещаетс€ территори€ ———– и освобожденных стран ≈вропы. Ќа земном шаре гордо стоит советский солдат с мечом и спасенной девочкой на руках. ¬ небо поднимаетс€ шар с изображением ордена Ћенина.

ќркестр начинает новую мелодию Ч мелодию мирного времени, тему на≠ших дней. «вучит Ђћарш коммунистических бригадї, а по радио Ч стихи о геро€х-комсомольцах 60-х годов.

Ќа площади, на тракторе Ђ ировецї, новом ћј«е, самодвигающемс€ кране, панелевозе и других образцах новейшей советской техники по€вл€ютс€ еще две группы знамен. ѕод этими знаменами Ч молодые рабочие и колхозники, герои целины и ударных комсомольских строек.

ƒиктор. Ќа  расной площади Ч знамена комсомольского подвига 60-х годов: знам€ бригады коммунистического труда депо ћосква-—ортировочна€, выступившей зачинателем этого замечательного движени€; знам€ ударной ком≠сомольской стройки «апсиба; знам€ сводного целинного студенческого отр€да ћосквы; флаг атомной подводной лодки, совершившей кругосветное плавание; первое знам€, водруженное над ”сть-»лимской √Ё—; знам€ одного из первых, созданных на целине совхозов, получившего название Ђ”ль€новскийї.

«намена устанавливаютс€ на двух последних лучах звезды. Ќа земном шаре освещаетс€ территори€ —траны —оветов. ќна светитсч то желтым цветом колос€щихс€ полей, то зеленым Ч лесов и лугов, то голубым Ч морей н озер и, наконец, красным Ч цветом борьбы и побед. » на земле -стоит молодой naj. пень в форме бойца студенческого строительного отр€да со снопом пшеницы в руках. «вучит Ђћарш советской молодежиї. ¬ воздух поднимаютс€ сразу два воздушных шара. Ќа каждом из них изображение ордена Ћенина.

ќркестр совершает перестроение, открыва€ в центре каре свободный про≠ход от √”ћа к ћавзолею. «вучит Ђѕесн€ о тревожной молодостиї.

ќт √”ћа к ћавзолею начинает движение группа с трем€ знаменами Ч два р€дом, одно Ч чуть позади. «вучит Ђ¬стречный маршї √рибоедова.

ёноша. Ќа  расной площади Ч знамена ћосковской городской и ћос≠ковской областной комсомольских организаций!.. «нам€ ¬сесоюзного Ћенинского  оммунистического —оюза ћолодежи несет √ерой —оветского —оюза, легчик-космонавт ———–, член- ÷  ¬Ћ —ћ јлексей Ћеонов.

«намена устанавливаютс€ пр€мо против ћавзоле€, а па земном шаре ос≠вещаетс€ фигура космонавта в скафандре и шлеме с маленьким спутником в простертой к небу руке.

Ћевитан. ”каз ѕрезидиума ¬ерховного —овета ———– от 25 окт€бр€ 1968 года. Ђ«а выдающиес€ заслуги и большой вклад комсомольцев, советской молодежи в становление и укрепление —оветской власти, мужество и героизм, про€вленные в бо€х с врагами нашей –одины, активное участие в социалисти≠ческом и коммунистическом строительстве, за плодотворную работу по воспи≠танию подрастающих поколений в духе преданности заветам ¬. ». Ћенина и в св€зи с 50-летием ¬Ћ —ћ наградить ¬сесоюзный Ћенинский  оммунистиче≠ский —оюз ћолодежи орденом ќкт€брьской –еволюции!ї

«вучит торжественна€ музыка, крики Ђ”ра!ї, Ђ—лава!ї, лозунги и привет≠стви€, все участники манифестации машут красными флажками, аплодируют. ¬ небо поднимаетс€ шестой воздушный шар, на котором изображен орден ќк≠т€брьской –еволюции.

ќт √”ћа к ћавзолею бегут сотни пионеров с букетами цветов, вручают их почетным гост€м на ћавзолее и на трибунах. ”частники хора на трибунах √”ћа из цветных флажков складывают лозунги: Ђ—лава  ѕ——ї, Ђ—лава ¬Ћ —ћї, Ђ—лава советскому народуї...

“ак начиналась эта манифестаци€. «атем шли выступлени€ и приветстви€. —екретарь ћ√  ¬Ћ —ћ в своей речи напомнил о тех тыс€чах и тыс€чах мо≠лодых реб€т, комсомольцев, которые не дожили до этого торжественного дн€, пали на фронтах, умерли от голода и лишений, отдали свою жизнь за –одину. ќн говорил о том, что в сегодн€шних наших достижени€х есть частица их пла≠менной жизни, что имена их навсегда сохранились в наших сердцах, они всегда р€дом с нами, в одном строю.

» вот звучит команда: ЂЌа ¬сесоюзную поверку героев Ћенинского комсо≠мола смирно!ї Ќегромко начинают бить литавры. Ёти глухие мерные удары звучат над площадью во все врем€ поверки, как биение сердца замерших мно≠готыс€чных масс...

Ћевитан. ¬спомним всех поименно, √орем вспомним своим. Ёто нужно не мертвым, Ёто надо Ч живым!..

Ѕьют литавры...

Ћевитан. ¬италий Ѕонивур!

ёноша. —олдат революции, борец за установление —оветской власти на ƒальнем ¬остоке, комсомолец ¬италий Ѕонивур зверски замучен бело≠гвардейцами...

«алп ружейного салюта...

Ћевитан. »ль€ ”сыскин!

ёноша. „лен экипажа стратостата Ђќсоавиахим-1ї комсомолец и уче≠ный »ль€ ”сыскин погиб, установив мировой рекорд высоты.

—нова залп салюта...

Ћевитан. «о€  осмодемь€нска€!

ƒевушка. √ерой —оветского —оюза, комсомолка, партизанка «о€  осмо≠демь€нска€ пала от руки немецко-фашистских захватчиков, навсегда оставшись в пам€ти потомков символом мужества, героизма и душевной чистоты.

«алп...

Ћевитан. Ќиколай √рибов!

ёноша.  омсомолец, тракторист Ќиколай √рибов сгорел в тракторе, спаса€ от пожара первый целинный хлеб!

«алп...

Ћевитан. ёрий √агарин!

ёноша. ¬оспитанник Ћенинского комсомола, √ерой —оветского —оюза, летчик-космонавт ———– ёрий √агарин погиб, первым проложив путь человече≠ству к звездам.

«алп...

» глухо грем€т литавры...

Ћевитан. —клоним головы перед светлой пам€тью всех наших това≠рищей по  оммунистическому —оюзу ћолодежи, павших в борьбе за светлое будущее человечества.

ћолчат оркестры, замерли участники манифестации. ѕод звук литавр с двух сторон площади группы молодежи медленно несут гирл€нды ѕам€ти и —лавы, увитые гвардейскими лентами.

Ћевитан. ќт имени сердца, \[ ќт имени жизни ѕовтор€ю:

¬ечна€ слава геро€м!.. » бессмертные гимны. ѕрощальные гимны Ќад бессонной планетой ѕлывут величаво!..

¬ступает хор. —отни детских голосов поют а капелла. √ирл€нды возлага≠ютс€ у  ремлевской стены. ѕеред светлой пам€тью павших героев все, нахо≠д€щиес€ на площади, кл€нутс€ в верности идеалам коммунизма. » гремит над  расной площадью, над ћосквой, над всей страной троекратно повторенна€ кл€тва шестидес€ти тыс€ч лучших Ч *

 л€немс€!

 л€немс€!!

 л€немс€!!!

ќркестр играет марш. Ќачинаетс€ торжественное шествие колонн мимо ћавзоле€. ј над площадью взмывает и улетает в небо самый большой шар.   нему прикреплен вымпел с надписью: Ђ28 окт€бр€ 1968 года. 50 лет ¬Ћ —ћї...

 ак возник замысел ритуального эпизода Ђповерка.героевї в этой манифестации?

»звестно, что во многих воинских част€х —оветской јрмии сложилс€ прекрасный обычай: во врем€ поверки первым по спис≠ку выкликаетс€ им€ воина-геро€, служившего некогда в этом под≠разделении. Ђѕал смертью храбрых в бою за –одинуї, Ч громко отвечает за незримо присутствующего правофланговый. ¬ этой ритуальной перекличке погибших бойцов, навечно зачисленных в списки своей части, Ч и дань уважени€ их пам€ти, и посто€нное напоминание молодым солдатам о славе их отцов, и своеобразное сли€ние поколений в единый строй защитников —траны —оветов. Ётот воинский ритуал подсказал нам поверку павших героев ком≠сомола в манифестации на  расной площади. ¬последствии мы еще дважды примен€ли этот Ђходї и достигали требуемого эф≠фекта...

ќдно из самых интересных €влений нашей повседневной жиз≠ни Ч стихийное, импровизационное создание новых обр€дов и ри≠туалов самим народом. ѕроцесс этот весьма интересен и дает Хбогатую пищу дл€ размышлений.

¬спомним два грандиозных стихийных праздника: 9 ма€ 1945 года Ч ƒень ѕобеды н 12 апрел€ 1961 года Ч день полета ё. ј. √агарина в космос. ¬ обоих случа€х толпы людей по неодолимому внутреннему побуждению дви≠нулись на  расную площадь. Ѕез вс€кого сценари€ и режиссуры родились та≠кие Ђтеатрализованныеї эпизоды, которым можно только позавидовать. ¬ ƒень ѕобеды (а точнее, с самого раннего утра) женщины выносили домашние пиро≠ги и бидоны с молоком, угощали каждого мужчину, на котором была военна€ форма, или ордена, или нашивки за ранение, обнимали и целовали их, многих качали. я сам видел древнюю старушку в черном платке, котора€ сто€ла у «амоскворецкого моста с ведром воды у ноп, (очевидно, ничего больше у нее в те суровые годы не было в доме) и с жест€ной кружкой в руке. ќна т€ну≠лась к каждому проходившему мимо солдату с этой кружкой: Ђќтпей водицы, сынок!..ї » пока он пил, крестила его морщинистой рукой. ѕо лицу ее текли слезы...

ј в день полета √агарина студенты медицинских вузов сбежали с лекций и вышли на импровизированную демонстрацию. ќни шли по  расной площади шеренгами по 12 человек в р€д, обн€вшись, и пели, а на их белых халатах было написано чернилами (по одной громадной букве на каждом): Ќ-ј-Ў ¬  -ќ-—-ћ-ќ-—-≈! √-ј-√-ј-–-»-Ќ-” ”-–-ј! ќткуда-то по€вились гитары и аккордеоны, люди пели и танцевали, поздравл€ли друг друга, целовались...

Ќа наших глазах возникли такие прекрасные традиции, как ночное гул€нье выпускников школ в последние дни июн€, ежегод≠на€ встреча ветеранов ¬еликой ќтечественной войны 9 ма€ у Ѕольшого театра. Ётим традици€м (правда, спуст€ много лет после их зарождени€) попытались придать организованную фор≠му. ¬етераны теперь встречаютс€ в ÷ѕ иќ им. √орького в ћоскве, где кажда€ алле€ или площадь предоставлены воинам определен≠ных армий, фронтов и даже отдельных воинских соединений. ѕе≠ред бывшими воинами выступают мастера искусств и участники самоде€тельности, к их услугам все, что есть в ÷ентральном пар≠ке. Ќо этого, конечно, недостаточно. Ќе создано пока массовое театрализованное представление только дл€ этого дн€. Ќе роди≠лись здесь соответствующие случаю ритуалы, такие, например, как во ¬ладивостоке, где 9 ма€ во врем€ траурной минуты мол≠чани€ все жители города, выйд€ из своих домов, опуска≠ютс€ на одно колено лицом к морю...

¬от еще один пример. ¬ Ћенинграде на набережных Ќевы дл€ выпускни≠ков школ было организовано грандиозное ночное представление Ђјлые парусаї, созданное по специальному сценарию и поставленное профессиональными ре≠жиссерами. ѕравда, в последние годы оно выродилось в формальное меро≠при€тие. Ќо в ћоскве, скажем, и такого нет. » брод€т всю ночь по улицам мальчишки с гитарами и босоногие девчонки в белых плать€х с неразношен≠ными туфл€ми в руках и приход€т под утро на  расную площадь встречать рассвет... ќни даже не подозревают, какой светлый, поэтичный праздник мог бы состо€тьс€ в эту ночь, если бы взрослые призадумались над этим.

≈сть целый р€д недавно возникших обр€дов и традиций, которые мы еще и не пытались осознать, освоить, использовать.

 аждый год в праздник ѕобеды на ѕискаревское кладбище в Ћенинграде приход€т дес€тки тыс€ч людей. ќни принос€т сюда не цветы и свечи, они при≠ход€т с краюхами хлеба и сыплют крошки на гранитные плиты, под которыми лежат умершие от голода... » птицы со всего города слетаютс€ сюда в этот день и брод€т меж братских могил, склевыва€ эти крошки.

ј кто из нас не видел, как в п€тницу и субботу мчатс€ по городу кортежи свадебных машин, увитых лентами, украшенных воздушными шарами, с огром≠ными куклами, прикрученными к радиатору. ћногие возмущаютс€ тем, что это безвкусно, ал€повато, смешно. Ќо ведь это массовое, глобальное €вление, зна≠чит, оно продиктовано какой-то внутренней потребностью людей, а не только модой. ¬спомним древнерусский свадебный обр€д: девичник, плач по невесте, заплетание ей косы, тройки с бубенцами, в гривы и хвосты лошадей вплетены цветы н ленты, молодых величают, осыпают хмелем, пшеном, просом... „ем мы заменили все это?  онвейером в загсе? Ђ∆енихи Ч направо, невесты Ч налевої. Ђ¬рачующиес€, ждите, вас вызовутї... Ђ‘отографи€ на фоне вывески Ђ«ј√—ї ХЧ рупь двадцатьї... ј машине ленты в гриву не заплетешь... ¬от и мчатс€ по ули≠цам безвкусно украшенные кортежи, демонстриру€ всем нашу, сценаристов и ре≠жиссеров, несосто€тельность.

ј куда они едут, как вы думаете? »з загса в ресторан или на квартиру к родител€м, где уже накрыты столы, не так ли? ¬ конечном итоге так. Ќо по пути эти машины (дев€ть из дес€ти!) сворачивают к могиле Ќеизвестного солдата. » не только в ћоскве, а во многих других городах тоже. ћолодые выход€т из украшенных автомобилей, чтобы возложить к могиле часть свадеб≠ных букетов и минуту посто€ть в тишине...

ќбычай перерос в традицию, возник новый обр€д, ритуал, ко≠торый мы оп€ть прогл€дели. » значит, в этой области нам еще работать и работать, искать, фантазировать, создавать...

√лава II.

Ђј¬“ќ– —ѕ≈ “ј Ћяї

(–јЅќ“ј –≈∆»——≈–ј Ќјƒ —ќ«ƒјЌ»≈ћ —÷≈Ќј–»я ћј——ќ¬ќ√ќ “≈ј“–јЋ»«ќ¬јЌЌќ√ќ ѕ–≈ƒ—“ј¬Ћ≈Ќ»я)

— чего начинаетс€ работа режиссера над постановкой массо≠вого театрализованного представлени€? — режиссерского замыс≠ла, определ€ющего образно-постановочное решение, Ђходї будуще≠го представлени€, то есть его сквозное действие, форму, атмосфе≠ру и стиль. Ќа профессиональном жаргоне этот замысел называют Ђзадумкойї. » поскольку в данном случае первичным эле≠ментом будущего представлени€ оказываетс€ не пьеса и не музы≠кальна€ партитура, а именно режиссерска€ Ђзадумкаї, то в даль≠нейшем режиссер, как правило, выполн€ет функции драматурга либо в Ђгордом одиночествеї, либо в соавторстве с профессиональ≠ным литератором. “акое вынужденное совмещение профессий в известной мере объ€сн€етс€ тем, что пока у нас нет драматургов-профессионалов в данной области искусства, знающих его специ≠фику и специализирующихс€ на создании сценариев дл€ массовых представлений. ѕомимо трех основных по ¬. ». Ќемировичу-ƒан≠ченко функций режиссера Ч постановщика, воспитател€ и орга≠низатора Ч здесь он выступает еще и в качестве режиссера-дра≠матурга.

¬от несколько примеров интересных режиссерских Ђзадумокї, определивших разом сквозное действие, форму и стиль будущего представлени€.

». ћ. “уманов в одном из своих больших тематических концертов в  рем≠левском ƒворце съездов решил представление путем инсценировани€ текста ♦»нтернационалаї, кажда€ строфа и даже отдельные строки которого стали идеей и содержанием целого эпизода.

ј. ј. –убб поставил большое театрализованное представление Ђ¬ечерн€€ ћоскваї в ÷ѕ иќ им. √орького в ћоскве как сценический вариант одноимен≠ной газеты. Ѕилетеры были одеты продавцами газет, ведущие выступали от лица киоскеров Ђ—оюзпечатиї, кордебалет Ч Ђ∆ивые буквыї Ч в танце скла≠дывал заголовки эпизодов и т. д.

ј в спектакле-концерте ЂЎесть музыкальных страницї, поставленном в Ће≠нинградском большом концертном зале Ђќкт€брьскийї к 100-летию со дн€ –ождени€ ¬. ». Ћенина (автор и режиссер ¬. „ернин), режиссерским ходом стали ожившие страницы специально изданного буклета. “акой буклет вручалс€ зрител€м у входа в зал. ¬ нем было шесть разноцветных страниц. ќни назы≠вались: Ђјппассионатаї, Ђѕерва€ музыкальна€ школаї, Ђ онцерт на день рож≠дени€ї, Ђѕесн€ о Ћенинеї и т. д., и кажда€ из них оживала на сцене в €рком "”зыкально-драматическом эпизоде.

“олчком к возникновению у режиссера Ђзадумкиї €вл€ютс€

конкретные предлагаемые обсто€тельства данного представ≠лени€; его тема, иде€ и сверхзадача, место проведени€ (подробнее об этом в следующей главе), наличие творческих сил и матери≠альных средств, документы и легенды, обр€ды и обычаи, св€зан≠ные с данным событием и местом. ¬ отличие от традиционной пьесы, котора€, как правило, пишетс€ Ђвообщеї и может быть поставлена в любом театре и в любое врем€, сценарий массового представлени€ всегда точно прив€зан к конкретному месту и опре≠деленному событию. ». ћ. “уманов пишет, что режиссеру массо≠вого представлени€ Ђважно овладеть темой не в меньшей, а быть может, и в большей степени, нежели его литературному собрату. » он неизбежно на врем€ станет исследователем, будет изучать архивы и прессу, экспонаты мемориальных и художественных му≠зеев, вместе с драматургом постараетс€ привлечь к этой подгото≠вительной работе глубоких и заинтересованных специалистовї1.

«амысел диктует режиссеру отбор номеров, переработку их и подготовку новых. ј уже наличие определенных номеров вместе с доскональным знанием местного материала помогает режиссеру на основе Ђзадумкиї составить режиссерский план, либретто бу≠дущего представлени€. » лишь затем наступает этап создани€ подробного литературно-режиссерского сценари€.

¬ сценарии массового представлени€, как и в любом драма≠тургическом произведении, об€зательны зав€зка, развитие дейст≠ви€, кульминации и разв€зка. “олько здесь они обычно именуютс€ иначе: пролог, сери€ логически св€занных тематических эпизодов, финал.

ѕролог Ч это эпиграф ко всему представлению. ¬ то же врем€ он часто несет и экспозиционные функции, то есть содержит не≠обходимую информацию. —уществует мнение, что массовое пред≠ставление нужно начинать большим, мощным номером многочис≠ленного коллектива. ƒействительно, чаще всего так оно и бывает. Ќо это вовсе не об€зательно.

Ќапример, массовое представление на стадионе в Ђјртекеї, посв€щенное VII ¬сесоюзному слету пионеров (подробнее см. главу IX), начиналось так.

ѕоздний летний вечер. —тадион до отказа заполнен гомон€щей детворой. Ќо вот нежным перезвоном колокольчиков звучат позывные Ч перва€ строчка песни Ђѕусть всегда будет солнцеї. ƒва цветных луча световых пушек, скре≠стившись в центре стадиона, освещают маленькую девочку в парадной пионер≠ской форме. ¬ руках у нее тонкий, легкий, переливающийс€ в лучах прожекто≠ров жезл тамбурмажора. ¬ полной тишине плавным танцевальным шагом девоч≠ка выходит на середину ближней к зрител€м гаревой дорожки. ќстанавлива≠етс€. ѕо-хоз€йски огл€дывает застывшие в ожидании трибуны, дальние кра€ стадиона,Ч все ли готово?. ѕоднимает палочку вверх.. ѕауза... –езкий взмах! » разом р€вкнули трубы сводного духового оркестра, вспыхнули все прожек≠тора, и, в такт маршу враща€ своей волшебной палочкой, повела маленька€ фе€ колонны участников на зеленое поле стадиона...

 аждый тематический эпизод (а в представлении их может быть 5Ч6 длительностью по 15Ч20 минут) должен иметь закон≠ченное образное решение и, в свою очередь, состо€ть из тех же

1 “еатр под открытым небом, с. 12.

компонентов: зав€зки, развити€ действи€, кульминации и разв€з≠ки. ¬се эти эпизоды должны быть сюжетно или ассоциативно св€≠заны между собой и следовать друг за другом по степени эмоци≠онального нарастани€, логично подвод€ зрител€ к финалу.

¬ финале, как правило, кульминаци€ представлени€ и его раз≠в€зка совмещены в ударный, эмоционально-приподн€тый эпилог апофеозного звучани€. “акой финал обычно называют Ђточкойї представлени€, хот€ правильнее было бы сравнить его с воскли≠цательным знаком.

ћассовое представление должно быть действенно-динамичным, зрелищным, эмоциональным и образным. ≈му категорически про≠тивопоказаны статично-декламационные, так называемые Ђраз≠говорныеї эпизоды и сцены. —имволические и аллегорические по≠строени€, пластические метафоры, образно-ассоциативные мизан≠сцены замен€ют здесь диалоги и монологи. ¬ основе зрелищной природы массового представлени€ лежат большие танцевально-музыкально-пантомимические композиции, подкрепленные мини≠мальным количеством текста. ѕричем текст этот должен быть сжатым, емким, образным, отлитым в тугую поэтическую строку или в хлесткую цирковую репризу. ¬ противном случае он просто Ђне дойдетї до зрител€.

. ¬се эти необходимые услови€ об€зательно нужно учитывать уже на стадии создани€ сценари€. Ќа последнем его этапе чаще всего режиссер нуждаетс€ в помощи профессионального литера* тора Ч автора текстов, лучше Ч поэта, чем драматурга или про-заика.

ƒейственность массового представлени€ определ€етс€ конфлик≠тами, столкновени€ми, борьбой идей внутри каждого эпизода. » это тоже режиссер об€зан предусмотреть на уровне создани€ сценари€. “ак же, как еще на этом этапе он должен решить проб≠лему выхода на площадку и ухода с нее больших масс исполните≠лей. Ќи занавеса, ни чистых перемен в массовом представлении нет, какие-либо неоправданные паузы недопустимы. ѕоэтому иде≠альное решение проблемы Ч когда сами перестановки удаетс€ театрализовать, сделать их элементом сценического действи€.

Ќапример, на одном из массовых представлений (режиссер ћ. ƒ. —егал) так был решен эпизод Ђ¬ойнаї. Ќа зеленом поле стадиона спортсмены в крас≠ном трико выстроились, обозначив контуры карты —оветского —оюза в границах начала 41-го года.  расными флагами были помечены на ней крупнейшие го≠рода страны. ѕод звуки темы ЂЌашествиеї из —едьмой симфонии ƒ. Ўостако≠вича через западные, северные и южные ворота стадиона мерным шагом всту≠пали на поле стадиона колонны Ђфашистовї (спортсмены в 'черном трико).  ажда€ колонна была построена в виде стрелы. ѕод натиском вражеских сил контуры карты стали отступать, сжиматьс€, сокращатьс€ до размеров незахва-ченной врагом территории. „ерна€ масса заполонила почти треть стадиона, подошла вплотную к Ђћосквеї, ЂЋенинградуї и Ђ—талинградуї. » после серии номеров, €рко демонстрирующих борьбу народа с захватчиками, границы вновь начали стремительно расшир€тьс€, вытесн€€ Ђчерные силыї за пределы ста≠диона, пока все поле не заполнилось красным цветом ѕобеды...

“ематические эпизоды €вл€ютс€ плотью представлени€.  аж-
дый такой эпизод состоит из отдельных номеров. Ќомера в мас≠совом представлении соответствуют пон€тию Ђ€влениеї в класси≠ческой драме, а иногда даже выполн€ют функции отдельной реп≠лики, фразы.

  сожалению, сплошь и р€дом приходитс€ видеть, как иные режиссеры, поставив пролог и финал, все остальное представле≠ние, самую суть его свод€т к простому концертному показу номе≠ров. Ќо даже и в этой ситуации, когда режиссер фактически вы≠полн€ет функции эстрадного администратора или помрежа, он вынужден думать о соотношении и чередовании жанров и ритмов, о нарастании эмоционального впечатлени€ и т. д. “о есть как-то выстраивать последовательность номеров, исход€ из их качества.  роме того, режиссеру приходитс€ заботитьс€ о Ђсв€зкахї между номерами. „аще всего в роли этих Ђсв€зокї выступает банальный конферанс, который престижнее сейчас именовать Ђтекстом веду≠щегої.

 онечно, такое построение массового представлени€ говорит либо о полном непонимании режиссером специфики, либо о ката≠строфической нехватке времени на постановку, либо, наконец, об откровенной халтуре. ’от€ уже и в этом качественно неполноцен≠ном варианте представлени€ заложены основы того, что €вл€етс€ одной из основных, специфических функций работы режиссера массовых форм, Ч монтажа номеров.

ћассовое представление Ч это не прокат готовых номеров, как в эстрадном концерте, и не иллюстраци€ с их помощью ка≠кого-то тезиса. Ёто сли€ние, сплав разножанровых номеров, доку≠ментального материала, специально написанных текстов и т. д. и т. п., в результате чего рождаетс€ новое качество, создаетс€ произведение совершенно нового синтетического, комп≠лексного жанра. Ќа наш взгл€д, именно режиссеру массовых театрализованных представлений в наибольшей степени подходит придуманный ¬. Ё. ћейерхольдом термин Ђавтор спектакл€ї.

ћонтаж номеров в эпизоде и последующий монтаж эпизодов в представлении правильнее было бы называть словом Ђколлажї, поскольку это не механическое соединение однородного материа≠ла, а составление из разножанровых номеров совершенно само≠сто€тельного произведени€ искусства, сродни тому, как это про≠исходит в некоторых направлени€х современного изобразительно≠го искусства и поэзии. »ли, пользу€сь терминологией —. ћ. Ёйзен≠штейна, Ч Ђмонтаж аттракционовї. Ќапомним, что аттракционом —. ћ. Ёйзенштейн называл Ђвс€кий агрессивный момент театра, то есть вс€кий элемент его, подвергающий зрител€ чувственному или психологическому воздействию, опытно выверенному и мате≠матически рассчитанному на определенные эмоциональные потр€≠сени€ воспринимающего...ї1. Ќо поскольку в практике уже укоре-

1 Ёйзенштейн —. ћ. »збр. произв. в 6-ти т., т. 2. ћ.., »скусство, 1964Ч 1968, с. 270.

лилс€ термин Ђмонтаж номеровї, то и мы в дальнейшем будем пользоватьс€ этим выражением.

  сожалению, в наших театральных вузах не обучают законам монтажа, и режиссеру массового представлени€ приходитс€ само≠му осваивать эти законы, учась у великих кинематографистов.

ѕри монтаже используютс€, как правило, имеющиес€ в нали≠чии в данном конкретном месте номера профессиональных актеров и самоде€тельности, детские и спортивные. ѕодготовка новых, специально созданных дл€ данного представлени€ номеров, к со≠жалению, очень редко оказываетс€ возможной. ѕоэтому кажетс€ более чем спорным утверждение ƒ. ¬. “ихомирова, что режиссер массового представлени€ Ч Ђэто прежде всего сочинитель и по≠становщик номеровї >. ƒумаетс€, нет такого режиссера, специали≠ста во всех жанрах, который сумел бы сочинить и поставить де≠с€тки специальных разножанровых номеров дл€ массового пред≠ставлени€, к тому же в весьма ограниченные сроки. —корее сле≠дует говорить о переработке, переделке, доводке готовых номеров (хот€ это всегда очень болезненный процесс и дл€ руководителей коллективов и дл€ их участников и прибегать к такой мере следу≠ет только в случае крайней необходимости). „аще всего номера приходитс€ сокращать, учитыва€ темпо-ритм всего представлени€, использовать какой-то фрагмент номера. »ногда Ч переодевать актеров или мен€ть в номере музыкальное сопровождение, чтобы добитьс€ единого цветового и музыкального решени€ всего пред≠ставлени€. Ќо, как правило, объедин€ютс€ несколько номеров в один сводный. ќчень часто создаютс€ сводные хоры и оркестры, сводные хореографические и спортивные коллективы (фото 3).





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 644 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќадо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © ‘едор ƒостоевский
==> читать все изречени€...

2106 - | 1837 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.045 с.