Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


  читателю




ј. —»Ћ»Ќ

ѕЋќўјƒ» -ЌјЎ» ѕјЋ»“–џ

(—пецифика работы режиссера при постановке массовых театрализован≠ных представлений под открытым не≠бом и на нетрадиционных сценических площадках)

 

 

  „»“ј“≈Ћё

ѕредлагаема€ вашему вниманию книга ј. ƒ. —илина обобщает опыт работы режиссера массовых театрализованных представле≠ний. ѕри этом автор опираетс€ не только на свой собственный опыт, но и на многолетние поиски известных мастеров этого вида искусства.

–азмышлени€, выводы и рекомендации автора будут интересны профессионалам и полезны тем, кто делает первые шаги.  нига написана живым, доходчивым €зыком, в ней много €рких приме≠ров, что делает ее интересной не только дл€ специалистов, но и дл€ широкого круга читателей.

“еатрализованные представлени€ и праздники стали сегодн€ эффективной формой идеологического и эстетического воспитани€ самых широких масс людей. “ем более важной €вл€етс€ попытка автора раскрыть специфику режиссуры массового театра. Ќельз€ забывать, что большинство представлений и праздников под от≠крытым небом (площади и улицы, парки и стадионы, открыта€ эстрада и мемориал, набережна€ реки и лужайка в лесу) и на нетрадиционных сценических площадках (дворцы спорта, кинокон≠цертные залы, внутренние помещени€ пам€тника архитектуры и т. п.) осуществл€ютс€ и живут подчас всего один раз в услови€х, мало приспособленных дл€ создани€ зрелища. –ежиссер должен в совершенстве владеть приемами монтажа номеров и эпизодов, понимать законы коллективного воспри€ти€, пользоватьс€ как полузабытыми формами площадного театра, так и новейшими до≠стижени€ми современного театра. ќн должен уметь максимально использовать все средства театральной художественной вырази≠тельности.

¬ыполн€€ основные функции режиссера, о которых говорил еще ¬. ». Ќемирович-ƒанченко,Ч■ постановщика, воспитател€ и организатора,Ч режиссер массовых представлений подчас берет на себ€ еще и функции сценариста. ¬ основе массового театрали≠зованного представлени€ всегда лежит режиссерско-сценарный замысел. ј. ƒ. —илин показывает, как этот замысел диктует ре≠жиссеру отбор номеров, их переработку и подготовку новых, как выкристаллизовываетс€ на основе родившегос€ образного решени€ св€занна€ единым режиссерско-сценарным ходом цепь эпизодов от зав€зки и кульминации к финалу и, наконец, как создаетс€ подробный литературно-режиссерский сценарий. јвтор рассматри≠вает на конкретных примерах различные приемы монтажа в мас≠совом представлении, вопрос о соотношении в нем документально≠го и художественного, реального и вымышленного в зависимости от замысла и жанровых особенностей той или иной формы и при≠ходит к выводу, что именно к режиссеру массового представле≠ни€, как ни к кому другому, подходит термин ¬. Ё. ћейерхоль≠да Ч Ђавтор спектакл€ї.

»нтересен рассказ об опыте творческого содружества режиссе≠ра с художниками, композиторами, балетмейстерами. ј. ƒ. —илин убедительно показывает те особые обсто€тельства, которые корен≠ным образом отличают эту совместную работу в массовом театра≠лизованном представлении от работы в музыкальном или драма≠тическом театре.

¬ажнейшим специфическим условием режиссуры массовых, представлений €вл€етс€ умение работать как с большими масса≠ми неподготовленных участников, так зачастую и с отдельными реальными геро€ми, подлинными участниками событий. ѕодроб≠на€ разработка массовых сцен, создание точной партитуры дви≠жени€ разных групп, построение выразительного рисунка массо≠вых мизансцен способствуют созданию впечатл€ющего образа жизни народных масс. ¬се эти вопросы подробно проанализиро≠ваны в предложенной вашему вниманию книге.

»ногда большое значение в постановке массовых театрали≠зованных представлений и праздников имеют приемы активизации аудитории, превращени€ зрителей в соучастников, вовлечени€ их в действие. Ќа вовлечение публики в общее коллективное творче≠ство, как одно из важнейших условий массового театра, неодно≠кратно обращали внимание Ќ.  .  рупска€, ј. ¬. Ћуначарский, ¬. ¬. ћа€ковский, ¬. Ё. ћейерхольд и многие другие де€тели культуры и искусства. » хорошо, что автор подробно исследует эту проблему, посв€ща€ ей отдельную главу. —тав€ степень акти≠визации аудитории в пр€мую зависимость от знани€ режиссером психологии зрительской массы, законов коллективного воспри€ти€, умени€ добитьс€ необходимой реакции, ј. ƒ. —илин подчеркивает, что этот важный вопрос режиссуры массовых представлений и праздников пока еще окончательно не решен и оставл€ет возмож≠ность дл€ неустанного поиска, эксперимента.

ћожно согласитьс€ с автором и в том, что организационна€ подготовка в тесном сотрудничестве с творческой €вл€етс€ решаю≠щей дл€ массового театра. «десь режиссер должен предусмотреть и организационно продумать все мельчайшие детали и подробно≠сти будущего представлени€, основыва€сь на заранее разработан≠ном сценарии „етко и продуктивно построить работу режиссерско-постановочной группы, распределить об€занности, составить гра≠фик репетиций, монтажные листы Ч эти и многие другие функции режиссера автор рассматривает на собственном опыте. ѕри этом важно отметить, что ј. ƒ. —илин не претендует на истину в по≠следней инстанции, наоборот, он подчеркивает, что на еще далеко не завершенном пути становлени€ искусства массовых форм неко≠торые его выводы и рекомендации могут вызвать споры, €витьс€ толчком к Ђдоказательству от противногої, то есть к самосто€тель≠ному поиску.

Ёто и есть сверхзадача книги. ¬збудоражить. «аставить дер≠зать. ѕодтолкнуть к самосто€тельному творчеству. ¬любить чи≠тател€ в этот очень трудный и такой интересный вид искусства.

ѕорой в полемическом азарте автор чересчур увлекаетс€ опи≠сани€ми. Ќекоторые выдвигаемые им положени€ спорны, совсем не об€зательны дл€ каждого режиссера. Ќо это не умал€ет до≠стоинств книги в целом. ѕовторю, что она написана живо и увле≠кательно, содержит много фактического материала и, несомненно, будет весьма полезна не только режиссерам-практикам, но и сту≠дентам, готов€щим себ€ к творческой де€тельности в области мас≠сового театра. ƒумаю, что эту книгу с интересом прочтет каждый человек, который просто любит массовые театрализованные пред≠ставлени€ и праздники.

ѕредседатель —овета ¬“ќ по массовым театрализованным представлени€м и праздникам, народный артист ———–, ла≠уреат √осударственной премии ———–, профессор

». ћ. “уманов

 

Ђ“≈ј“– ѕќ“–я—≈Ќ»…ї

(¬ћ≈—“ќ ¬—“”ѕЋ≈Ќ»я)

“еатр родилс€ на площади, как писал еще јлександр —ер≠геевич ѕушкин. ќлимпийские игры и празднества ƒиониси€ в ƒревней √реции, вакханалии патрициев и бои гладиаторов в ƒревнем –име, религиозные мистерии и богохульствующие карна≠валы в эпоху средневековь€ растили и пестовали любимого ребен≠ка, воспитывали в нем задатки балагана и ритуала, площадного действа л помпезного зрелища. Ќо неблагодарный отрок, достиг≠нув зрелости и обрет€ собственный голос, порвал кровные узы, св€зывающие его с прародительницей Ч –ыночной ѕлощадью, и постаралс€ забыть о ней. ќн Ђвышел в светї -Ч в дворцовые залы и замки вельмож, промен€в €ркое солнце на мерцание свечей, ве≠тер странствий на пыль кулис, подлинные стены домов на стены, нарисованные художником на холсте, и толпу неблагородных, но благодарных зрителей на снисходительную подачку высокород≠ного господина. ѕонадобилась революци€, чтобы вытр€хнуть те≠атр из душной сцены-коробки снова на площадь, чтобы сломать барьеры, раздел€вшие зрительный зал на привилегированную публику лож, модную партера, богатую бельэтажа и нищую га≠лерки, и смешать ее в многоглазое, многоголосое целое Ч в еди≠ную массу ликующих граждан.

¬первые это произошло в дни ¬еликой ‘ранцузской револю≠ции. Ђ...¬еликолепнейшее из всех зрелищ Ч это зрелище собрав≠шегос€ великого народаї, Ч сказал ћаксимилиан –обеспьер. ƒа,' это было великолепнейшее зрелище, когда собравшийс€ народ раз≠нес по кирпичику Ѕастилию Ч королевскую тюрьму и на осво≠божденной площади водрузил гордое объ€вление: Ђ«десь танцу≠ютї. “ак родились праздники ¬еликой ‘ранцузской революции,Ч театр снова вышел на площадь. Ђ—обирайте людей вместе: вы сде≠лаете их лучше...Ч призывал Ќеподкупный в своей речи на со≠брании  онвента 7 ма€ 1794 года.Ч...”становите дл€ всей –ес≠публики общие и наиболее торжественные празднества; установите дл€ отдельных местностей особые праздники, которые будут дн€≠ми отдыха взамен уничтоженных силою обсто€тельств. ѕусть все они пробуждают великодушные чувства, составл€ющие прелесть и украшение человеческой жизни: пламенную преданность свобо»—“ќ–»я –ј«¬»“»я ћј——ќ¬џ’ “≈ј“–јЋ»«ќ¬јЌЌџ’ ѕ–≈ƒ—“ј¬ Ћ ≈Ќ»… ѕќƒ ќ“ –џ“џћ Ќ≈Ѕќћ (–»— 1-13)

 
 

–ис. 1. ƒревн€€ √реци€. јнтичный театр.

–ис. 2. ƒревний –им. Ќавмахн€ (морское сражение) в специально выстроенном цирке с бассейном.

 

де, любовь к отечеству, уважение к законам... ѕусть они черпают свой смысл и самые свои названи€ из бессмертных событий на≠шей –еволюции...ї1

–еволюцию потопили в крови, –обеспьера казнили на гильо≠тине. √орожан загнали обратно в дома, солдат Ч в казармы, те≠атр Ч в тесные сцены-коробки...

ћы никоим образом не хотим ни очернить традиционный те≠атр, ни противопоставить его массовому площадному действу. ¬е≠лика€ драматурги€, актерское искусство, режиссура Ч все это родилось именно на подмостках профессионального театра. –ечь идет лишь об истоках, корн€х, о праве первородства. Ќе массовое; представление под открытым небом €вл€етс€ порождением тради≠ционного театра, как до сих пор приходитс€ иногда слышать, на≠оборот, театрЧодно из детищ народного празднества (рис. 1 Ч 13).

Ёту истину вновь подтвердила революци€, уже в XX веке Ч ¬елика€ ќкт€брьска€ социалистическа€.

Ђ√лавным художественным порождением революции всегда бы≠ли и будут народные празднестваї, Ч писал ј. ¬. Ћуначарский2.

26 августа 1919 года ¬ладимир »льич Ћенин подписал декрет Ђќб объединении театрального делаї. ¬ декрете был пункт о на≠родных гул€нь€х, предусматривавший необходимость руководства ими и всесторонней помощи им со стороны Ќаркомпроса. “огда

' ÷ит. но кн.: –ол пан –. —обр соч в 14-ти т, т. 14. ћ., √ослитиздат, 1%8, с. 257.

2 Ћуначарский ј ¬. ќ театре и драматургии. ћ, »скусство, 1958, с 190

 

же при “≈ќ Ќаркомпроса была создана специальна€ секци€ по организации массовых гул€ний и зрелищ.

Ђ–еволюци€ потребовала от искусства иной, чем раньше, ме≠ры обобщени€, иного, более богатого €зыка, способного передать грандиозность свершающихс€ преобразований, Ч писал извест≠ный историк советского театра ј. ёфит. Ч ѕожалуй, наиболее последовательно это про€вилось в эффектных и необычных массо≠вых празднествах первых лет революции... Ёти впечатл€ющие мас≠совые зрелища утверждали открытую политическую тенденциоз≠ность, они обращались к новым темам, чуждым старому театру, в них находила определенное выражение героическа€ радость по≠бедившего народа, который стал хоз€ином страны, ее земли, горо≠дов, улиц, площадей; в них рождались оригинальные постановоч≠ные приемы... —воим обобщенно-условным, патетическим строем,, лишенные частностей, бытовых подробностей, массовые праздне≠ства были так созвучны гигантским масштабам времени, что во≠сторженные энтузиасты объ€вили их единственно верным путем к созданию социалистического театраї1.

Ќет, конечно, это не был единственно верный путь, но дл€ нас сейчас важно отметить одно Ч вновь революци€ вывела театр на площадь. —овсем еще мальчишки, худые и длинные, с торчащими из рукавов шинелей, покрасневшими от холода руками, надсадно крича в жест€ные рупоры, ставили первые грандиозные представ≠лени€ на площад€х Ќиколай ѕетров и Ќиколай ќхлопков. Ђћи≠стери€ освобожденного трудаї, Ђ  мировой коммунеї, Ђ¬з€тие «имнегої, ЂЅлокада –оссииї, Ђƒейство о III »нтернационалеї, Ђ ровавое воскресеньеї (ѕетроград), Ђѕантомима великой –ево-' люцииї, Ђƒень мираї, Ђ√ибель коммуныї (ћосква), Ђ»нтерна-

 
 

ёфит ј ‘акты, документы, истори€,Ч“еатр, 1966, є 6.

–ис. 5. —редневекова€ ≈вропа, XIII в. Ћитургическа€ драма на паперти.

–ис. 6 »нди€, XIVЧXVI вв ѕразд≠ник ƒасахара, символизирующий по≠беду добра над злом.

 

ционалї ( иев), Ђѕоступь свободных народовї (’арьков), ЂЅорь≠ба труда и капиталаї (»ркутск), Ђ¬осхваление –еволюцииї (¬о≠ронеж) Ч вот далеко не полный перечень величественных зрелищ тех лет.

–€дом с молодыми режиссерами работали и маститые, напри≠мер, Ќ. Ќ. ≈вреинов, —. Ё. –адлов, ¬. Ќ. —оловьев. ѕредтечей нынешних массовых театрализованных представлений были поста≠новка ј. ћ. √рановским Ђћистерии-буффї ¬. ћа€ковского в цир≠ке дл€ делегатов III конгресса  оминтерна, Ђ«ориї Ё. ¬ерхарна в постановке ¬. Ё. ћейерхольда (в зале по ходу действи€ зачи≠тывали последние сводки с фронтов гражданской войны и раз≠брасывали листовки), Ђќвечий источникї Ћопе де ¬ега, поставлен≠ный  . ј. ћарджановым в  иеве в 1919 году в разгар граждан≠ской войны, на котором зрители пели Ђ»нтернационалї... ƒвое последних увлеклись массовыми зрелищами всерьез. ћейерхольд весной 1921 года опубликовал в журнале Ђ¬естник театраї проект грандиозного театрализованного массового действа, в котором должны были участвовать все рюда войск, в том числе конница. ћарджанов собиралс€ поставить Ђћистерию-буффї на горе св. ƒавида в “билиси. «рители должны были разместитьс€ в рас≠селине горы лицом к городу, а действие происходило бы на пло≠щадке, около нижней станции фуникулера. ¬ представлении пред≠полагалось использовать большие мимические ансамбли, а также коллективы художественной самоде€тельности. » хот€ художник ». √амрекели уже сделал эскизы, эта постановка, к сожалению, не была осуществлена.

¬. Ё..ћейерхольду же удалось воплотить свой дерзновенный за≠мысел. 29 июл€ 1924 года по предложению Ќ. ». ѕодвойского на ¬оробьевых горах дл€ делегатов V конгресса  оминтерна состо€лось массовое театрализованное представление по мотивам спек≠такл€ Ђ«емл€ дыбомї. ѕолторы тыс€чи исполнителей, в том числе воинские подразделени€, конница, обозы, пулеметные тачанки, ав≠томашины, участвовали в грандиозном действии на лугу. 25 ты≠с€ч зрителей сидели на склонах холма под дождем. ¬ послед≠нем эпизоде был инсценирован бой, в котором побеждали вой≠ска под красным знаменем. ј после него состо€лс€ общий митинг. Ќа нем выступил Ёрнст “ельман, и все присутствующие пели Ђ»нтернационалї.

¬ последующие годы массовые театрализованные представле≠ни€ развивались хот€ и не столь энергично, но весьма знамена≠тельно. “еатр вышел на главную площадь страны. “еатрализо≠ванные шестви€ труд€щихс€, €ркие спортивные парады и даже футбольный матч Ђƒинамої Ч Ђ—партакї прошли в те годы на  расной площади. “еатральные функции площадей стали все ак≠тивнее присваивать себе специально организованные большие сценические площадки под открытым небом Ч зеленые театры и стадионы. Ђќсвоениеї стадионов начал —. Ё. –адлов, поставив в 1929 году на зеленом поле крупнейшею тогда стадиона Ђƒи≠намої массовое представление, посв€щенное ¬сероссийскому сле≠ту пионеров. ¬ 1936 году там же ј. ѕ. јлексеев осуществил ге≠роическую массовую постановку Ђ–уки прочь от »спанииї. ¬ ней было зан€то, помимо профессиональных актеров, несколько ты≠с€ч воинов и даже шесть самолетов. ¬ конце 30-х годов гранди≠озные спектакли в «еленом театре ÷ѕ иќ им. √орького ставили ¬. Ё. ћейерхольд, ». ћ. “уманов и другие.

¬елика€ ќтечественна€ война прервала наметившуюс€ тради≠цию. Ќа площад€х учились рукопашному бою ополченцы и рыли окопы бойцы ѕ¬ќ, а театральные бригады выступали с борта грузовика и под крылом истребител€ в нескольких километрах от передовой.

 
 

–ис. 7. »тали€, XVIЧXVII вв.  омеди€ цель арте (комеди€ масок).

–ис. 8. јнгли€, XVII в. —цена елизаветинского 1еатра. –ис. 9. ‘ранци€, XVIII в. ¬оздушный театр в ¬ерсале.


–ис. 10. –осси€, XVIIIЧXIX вв. Ќародное гул€нье с балаганами.Ќовейша€ истори€ советских массовых представлений берет свое начало с середины 50-х годов и св€зана с именем народ≠ного артиста ———– ». ћ. “уманова.

”же в 1956 году состо€лс€ первый эстрадный концерт на ста≠дионе в Ћенинграде, но только с 1957 года, с праздников и пред≠ставлений, театрализованных митингов и манифестаций VI ¬се≠мирного фестивал€ молодежи и студентов в ћоскве, главным ре≠жиссером которого был ». ћ. “уманов, стал бурно развиватьс€ этот вид искусства. ¬ последующие годы праздники и фестивали, большие тематические концерты и массовые театрализованные представлени€, поставленные ». ћ. “умановым и членами воз≠главл€емого им совета ¬“ќ по массовым театрализованным пред≠ставлени€м и праздникам: ≈. ѕ. √ершуни, Ѕ. Ќ. √лан, ѕ. ѕ. ¬а≠сильевым, ј. ѕ.  онниковым, Ѕ. Ќ. ѕетровым, ¬. ¬. ѕознан-ским, ». я. –ахлнным, ј. ј. –уббом, ћ. ƒ. —егалом, Ќ. ѕ. —е≠рым, ƒ. ¬. “ихомировым, –. ». “ихомировым, ј. Ћ. Ўансом, ». √. Ўароевым, ». я- Ўнолем, —. ¬. якобсоном и многими дру≠гими, Ч определили эстетику и стиль современного массового представлени€, приемы постановки и законы его организации. ¬е≠лика роль и некоторых театральных художников и дизайнеров, которые увлеклись стилистикой массовых представлений и соз≠дали целое направление в области их оформлени€. Ёто ћ. ‘. Ћа-ƒур, Ѕ. √.  ноблок, —. —. ћандель, а позднее –. Ћ.  азачек, ј. ¬. —трельников и другие.

ѕоследние годы (1967Ч1982) ознаменовались целым р€дом новых массовых постановок, приуроченных к знаменательным да≠там и юбиле€м, которые отмечала вс€ наша страна: 50-летие, а затем и 60-летие ќкт€брьской социалистической революции, 100-и 110-летие со дн€ рождени€ ¬. ». Ћенина, 50-летие образовани€ ———–, 50- и 60-летие комсомола, 25-, 30- и 35-летие ѕобеды и т. д. ¬озникла традици€: торжественное событие отмечать театрализованным представлением или тематическим концертом. ћае- / совые представлени€ стали массовым €влением в жизни страны. ( ƒостаточно вспомнить праздники, массовые театрализованные/ представлени€ и большие тематические концерты, посв€щенные ќлимпиаде-80. ѕомимо грандиозных представлений открыти€ и закрыти€ »гр на стадионе имени ¬. ». Ћенина в Ћужниках (гл. режиссер ». ћ. “уманов, режиссер по спорту Ѕ. Ќ. ѕетров, гл. балетмейстер ћ. Ќ. √оденко, гл. художник –. Ћ.  азачек) про≠шли сотни праздников и представлений в парках и на стадионах олимпийских городов, в ќлимпийской деревне и в ћеждународ≠ном молодежном лагере, во всех городах и поселках по трассе олимпийского огн€, а практически на всех стадионах, во всех дворцах спорта нашей страны.

ќпыт последних лет с особой €сностью показал, что массовые представлени€ и праздники Ч одна из самых действенных форм агитации и пропаганды, политического, эстетического и этическо≠го воспитани€ народа. «десь можно обнаружить сочетание форм политического митинга и коллективного отдыха, функции просве≠щени€, агитации и развлечени€, синтез поставленного зрелища и самоде€тельности масс, сплав ритуала и игровой импровизации. ƒл€ участников и дл€ зрителей массовое представление Ч это прежде всего акт совместного творчества, способ самовыраже≠ни€, событие в потоке быти€.

“еатр улиц и площадей демократичен по самой своей сути, он создан массами и дл€ масс, он грандиозен по замыслу и по во≠площению, по содержанию и по форме. —тепень воздействи€ его на массы определ€етс€ не только агитационно-пропагандистской

 

–ис 11 ѕраздники периода ‘ран≠цузской революции 8 июн€ 1794 г. ѕразднество ¬ерховного существа.

–ис 12 ѕетроград, 1920 г ћассова€ пантомима Ђ¬з€тие «имнего дворцаї. ѕостановка Ќ Ќ. ≈вреинова, худож≠ник ё јнненков.

–ис. 13 —овременное массовое театрализованное представление на стадионе Ќа смену герою-индивидууму приходит герой-масса.

направленностью (это присуще и традиционно поставленному спектаклю) и не только числом зрителей (зачастую на одном массовом представлении их бывает больше, чем на театральном спектакле или эстрадной программе за весь срок-их существова≠ни€). ƒело в том, что здесь вступает в силу закон единовре≠менного коллективного воспри€ти€ зрелища ог≠ромной массой людей, что стократ усиливает, увеличивает сте≠пень эмоционального воздействи€ на каждого отдельного чело≠века.

Ђ...я подхватываю идею о постановке массовых действий, Ч говорил в своем последнем публичном выступлении Ќ. ѕ. ќхлоп≠ков.Ч Ёто будет театр потр€сений. “акое сценическое искусство б>дет приравнено к ћикеланджело. ¬ы выйдете из театра очищен≠ные, потр€сенные...ї !

Ќа страницах этой книги мы не будем касатьс€ подробно проблем поста≠новки нраздника. ¬о-первых, они слишком глобальны и затрагивают не столь≠ко сферы искусствоведени€, сколько социологии. ¬о-вторых, праздник состоит из множества разножанровых массовых представлений, а прежде чем пон€ть целое, надо разобратьс€ в каждой его детали. ћы не будем здесь также го≠ворить о постановке массовых представлений и больших тематических концер≠тов в традиционных театральных залах. ќб этом прекрасно написали ». ћ “у≠манов, ». √. Ўароев и другие мастера. ѕри этом следует учесть, что работа режиссера на традиционной сцене в целом р€де технических компонентов (ис≠пользование света и звука, принципы оформлени€ и мизансценировани€) ма≠ло чем отличаетс€ от такой же работы при постановке спектакл€

¬ этой книге мы поговорим о специфике работы режиссера при постановке массового театрализованного представлени€ под открытым небом (улица, шго-ўадь, парк, набережна€, поле, лужайка в лесу, стадион, открыта€ эстрада,

ќхлопков Ќ. ѕ я ищу театр потр€сени€.Ч “еатр, 1969, є 8.

 

территори€ мемориала и т. д.) и на нетрадиционных сценических площадках (■(ƒворец спорта, киноконцертный зал, внутренние помещени€ пам€тника архи-1 тектуры и т. д.). —юда же следует отнести и те случаи, когда режиссер ста-/ вит представление в стандартном театральном помещении, но использует не(-обычные площадки внутри него: ступени у входа, фойе, лестницы, ложи, про≠ходы зала и т. д.

¬ этой книге мы попытаемс€ поговорить об основных, специфических труд≠ност€х, с которыми приходитс€ сталкиватьс€ режиссеру при постановке массо≠вого представлени€, рассказать о принципиально важных творческих находках и приемах, использованных в практике крупнейших мастеров этого вида ис≠кусства, проанализировать некоторые, наиболее часто встречающиес€, ошибки ѕри этом следует учесть, что законы одни и те же при постановке массового представлени€ на стадионе им. ¬. ». Ћенина в Ћужниках и на маленьком сельском стадионе. Ђ–ежиссерска€ де€тельность Ђэтом жанре искусства, вне зависимости от его размеров, объедин€ет общие закономерности. ѕоэтому вы≠воды и рекомендации, сделанные на примерах масштабных праздников, могут и должны быть использованы создател€ми подобного типа зрелищ и тогда, когда размах их будет меньше, услови€ постановки более скромными и возмож≠ности организационно! о и творческого характера ужеї,Ч писал ». ћ “у≠манов1.

“еоретические размышлени€ и выводы будут чередоватьс€ на страницах этой книги с конкретными примерами' рассказами о некоторых интересных мас≠совых представлени€х у нас в стране и за рубежом, об оформлении и прин≠ципах постановки этих представлений, а также описани€ми сценарно-режиссер-ских разработок р€да представлений, осуществленных автором.

ќднако здесь мы хотим предупредить читател€, что не следует к этим описани€м относитьс€ как к документальной, стенографической записи всего, что происходило на сценической площадке. Ќа восемьдес€т процентов это дей≠ствительно фактический материал. Ќо кое-что и опущено. ј кое-что, добавле≠но Ч то, чего не было в постановке, но было предусмотрено сценарием н по ве завис€щим от режиссера причинам (внезапна€ болезнь исполнител€, техни≠ческие неполадки, изменение погоды, организационные неур€дицы и т. д. и т. п. Ч подобных непредвиденных обсто€тельств каждый режиссер назовет множество) не состо€лось, хот€ было не просто придумано, а зачастую уже сделано, срепетировано. » наоборот, в описание может войти что-то, чего не было в первоначальном варианте сценари€, но что родилось потом в процессе совместной работы постановочной группы с исполнител€ми.

¬ некоторых примерах совмещены описани€ идентичных представлений, прошедших с незначительными изменени€ми несколько раз. “ак, скажем, ми≠тинг-реквием на ѕискаревском кладбище (см. главу III) мне довелось повто≠рить трижды в течение нескольких лет. “еатрализованные представлени€ в ак≠товом зале ћ¬“” (см. главу VIII) ставились три года подр€д и посв€щались годовщине ¬еликого ќкт€бр€ и юбилею ¬Ћ —ћ Ч и то и другое на мате≠риале истории вуза. ј карнавальное шествие (см. главы V и X) € ставил в разных курортных городах  авказского побережь€. ¬ каждом из них было много своего, местного материала, они проходили в совершенно разных усло≠ви€х, но было и много общего. ѕоэтому в описании € объединил эти представ≠лени€ в одно.

Ѕывали случаи, когда отдельные приемы и Ђходыї, придуманные дл€ ка≠кого-то одного представлени€, но почему-либо не использованные в нем, впо≠следствии воплощались в другом. ј некоторые удачные постановочные находки или монтажные решени€ примен€лись по нескольку раз в различных представ≠лени€х. „тобы, с одной стороны, не повтор€тьс€, а с другой Ч не дробить опи≠сани€ на множество мелких эпизодов из разных представлений, все такие приемы и находки сконцентрированы в каком-то одном, наиболее показатель≠ном примере. » так далее.

1 “уманов » ћ –ежиссура массового праздника и театрализованного концерта. Ћ., Ћ√» , 1974, с 3

Х “аким образом, каждый пример Ч это созданна€ на основе реального сце≠нари€ и конкретной постановки нека€ модель представлени€, демонстрирую≠ща€ возможности использовани€ тек или иных художественных средств, даю-1да€ информацию к размышлению, повод дл€ разговора и иллюстрацию к вы-врдам. »ногда мы будем по нескольку раз возвращатьс€ к уже приведенным примерам и описани€м, но рассматривать их в новом аспекте, применительно к теће конкретной главы.

¬се примеры подобраны таким образом, чтобы показать специфику работы режиссера над театрализованными представлени€ми различных жанров и на всевозможных площадках: как под открытым небом, так и на нетрадиционной сцене. ѕриведенные примеры, конечно, не €вл€ютс€ эталоном сценического реше≠ни€ аналогичных представлений. ћало того. „итатели имеют полное право от≠носитьс€ к любому описанию и как к негативному примеру, как к Ђдоказа≠тельству от противногої. ѕодобный взгл€д даже более продуктивен дл€ само≠сто€тельного творчества. »бо неиспользованных возможностей, неоткрытых приемов, ненайденных решений в области массовых представлений Ч масса!

√лава I.

Ђќ—ќЅџ… –ќƒ —÷≈Ќ»„≈— ќ√ќ ƒ≈…—“¬»я*,

(ќ—Ќќ¬Ќџ≈ —ѕ≈÷»‘»„≈— »≈ ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“» –≈∆»——”–џ ћј——ќ¬џ… “≈ј“–јЋ»«ќ¬јЌЌџ’ ѕ–≈ƒ—“ј¬Ћ≈Ќ»…)

¬ своем последнем выступлении Ќ. ѕ. ќхлопков говорил: Ђ...каждый режиссер, работающий в драме, не может пройти сто≠роной мимо проблемы массового представлени€ї1.

» вот Ђрежиссер, работающий в драмеї (в опере, оперетте, эстраде, словом, в любом традиционном, апробированном виде зрелищного искусства), впервые ставит массовое театрализован≠ное представление в нетипичных предлагаемых обсто€тельствах.  акие неожиданности подстерегают его, в чем состоит специфика работы, каких просчетов и ошибок должен он опасатьс€, на что следует обратить внимание в первую очередь?..

ѕрежде всего он видит, что здесь все не то, чему его учили. Ќет традиционной сцены-коробки, оснащенной стандартным ар≠сеналом средств театральной машинерии Ч занавесом и кулиса-' ми, софитами и рампой, штанкетами и поворотным кругом. ¬ооб≠ще нет постановочных цехов с их складами готовых костюмов, декораций, реквизита, аппаратуры. ¬прочем, нет и света, в теат≠ральном значении этого слова, а зачастую и мало-мальски при≠личной акустики. Ќет также посто€нной труппы актеров, штата профессиональных рабочих и подготовленного административно-управленческого аппарата. ƒа и самой атмосферы театрального здани€ с его портиком и порталом, люстрами и ложами, капель≠динерами и контрамарками, с его ассоциаци€ми, с той самой ма≠гической Ђпылью кулисї, котора€ еще до начала спектакл€ помо-' гает зрителю Ђнастроитьс€ї, пробужда€ в его сердце св€щенный трепет предвкушени€ гр€дущего таинства, Ч всего этого тоже нет.

¬ массовом представлении совершенно иные пропорциональ≠ные соотношени€ объемов декорации и человеческой фигуры, иной ракурс, вообще ина€ схема взаимоотношений актера и зри≠тел€. ¬овсе не об€зательным условием здесь €вл€етс€ фактор фронтального обзора, когда актеры работают на небольшом воз≠вышении пр€мо перед зрител€ми. ¬ данном случае зрители мо≠гут находитьс€ вокруг исполнителей и среди них, актеры могут быть высоко подн€ты над публикой (Ђвоздушный полетї с исполь≠зованием вертолета) или находитьс€ внизу, у ее ног (места дл€ 1 ќ х л о п к о в Ќ. ѕ. я ищу театр потр€сени€.

публики расположены крутым амфитеатром). «рители могут си≠деть, сто€ть и даже лежать (допустим, представление идет на пл€же), могут и двигатьс€ от одной сценической площадки к дру≠гой (шествие, манифестаци€). Ќаконец, в некоторых представле≠ни€х (массовое гул€нье, карнавал) зрители сами станов€тс€ ис≠полнител€ми, активно участву€ в действии. ¬ дальнейшем все ти≠пы представлений в зависимости от участи€ или неучасти€ в них зрителей € буду именовать либо массовые действа, либо массо≠вые зрелища.

» наконец, здесь нет главных компонентов театра. Ќет при≠вычной традиционной драматургии с диалогами и монологами, репликами и ремарками, с подробной психологической мотивиров≠кой каждого поступка геро€ и тщательной скрупулезной раз≠работкой характеров. » нет привычного режиссеру и зрителю процесса психологического перевоплощени€ актера в образ.

ј что же есть?

≈сть огромные масштабы представлени€ и огромные постано≠вочные трудности, целый р€д принципиально новых проблем. Ќе≠обходимо так разместить массу зрителей, чтобы всем все было видно и. слышно, чтобы была возможность одновременного по€в≠лени€ и ухода многотыс€чных групп исполнителей и больших ко≠лонн техники (и при этом не тер€лс€ темпо-ритм действи€), не≠обходимо создать неповторимую атмосферу, свойственную именно данно'му представлению. » все это в услови€х, когда режиссер получает возможность провести одн.у-две (максимум Ч три!) свод≠ные репетиции (на больший срок нельз€ собрать такую массу ис≠полнителей и техники, освободить площадку и т. д.) и, как прави≠ло, всего одну техническую репетицию, в которую надо вместить и монтировку оформлени€, и установку света, и наладку звука, и проверку кинопроекций... ј если еще учесть, что все огромное ко≠личество сил и средств тратитс€ чаще всего на представление, которое будет показано всего один раз!  ака€ огромна€ ответст≠венность ложитс€ на режиссера, не имеющего права не то что на ошибку, но даже на обычную накладку. ¬спомним, что в тради≠ционном театре, "где спектакль репетируетс€ несколько мес€цев, ни одна премьера не обходитс€ без накладок Ч то актер текст забыл, то вышел не воврем€, то реквизит ему не подали или про≠жектор не включили... » ничего страшного не происходит, зри≠тель, как правило, этих накладок даже не замечает. Ќо предста≠вим себе на минуту, что случитс€, если на площадку Ђвыйдет не воврем€ї несколько тыс€ч человек или колонна автомашин?..  роме того, одноразовость показа определ€ет невозможность что-то доработать, исправить, внести последующие коррективы с уче≠том реакции публики, и это еще больше повышает меру ответст≠венности режиссера.

Ќаиболее часто встречающа€с€ у неопытного режиссера ошиб≠ка Ч■ это попытка механического перенесени€ на постановку мас≠сового представлени€ апробированных приемов и навыков, полученных при работе в традиционном театре. ќшибка эта может привести в лучшем случае к провалу представлени€, в худшем же Ч к катастрофе.

Ђ“ак что же получаетс€? Ч предчувствую € возмущенный го≠лос эрудированного читател€. Ч ¬ыходит, вечные законы великой системы  . —. —таниславского вообще неприменимы к этой мас≠совой форме?ї

Ќет, это, конечно, не так. ќбщие, основные законы творчества, открытые и сформулированные  онстантином —ергеевичем, такие, как учение о сверхзадаче и сквозном действии, о Ђжизни челове≠ческого духа на сценеї как основе основ любого зрелищного ис≠кусства, естественно, полностью относ€тс€ и к массовому пред≠ставлению. ћожет быть, здесь они про€вл€ютс€ даже более €рко. “олько вот пользоватьс€ этими пон€ти€ми надо не по-школ€рски, а творчески, ибо средства и методы воздействи€ на аудиторию здесь совершенно иные, нежели в драматическом театре. ¬от что пишет ио этому поводу ». ћ. “уманов:

Ђ«десь мы действуем на сознание и воображение зрител€ об≠щими пон€ти€ми, крупными сценическими символами... ћы име≠ем дело с особым родом драматургии и особым родом сцениче≠ского действи€ї1. » в другом месте: Ђ» компоненты спектакл€, и его мизансцены, и психологическа€ мотиваци€ поступков героев, и многие другие элементы здесь должны быть более крупными, широкими, лаконичными, выразительными, то есть должны созда≠ватьс€ как драматургом, так и режиссером иными методами и приемамиї2.

ѕри постановке массового представлени€ необходима особа€ форма выражени€. ѕо жанру такое представление ближе к искус≠ству плаката и карикатуры, чем к бытовой зарисовке, здесь бо≠лее уместен широкий мазок настенной росписи, нежели филигран≠ность и изысканность восточной миниатюры.  роме того, следует учесть, что, поскольку на массовом представлении присутствуют самые широкие слои публики, оно должно быть простым, пон€т≠ным и общедоступным. “о есть в нем должны сочетатьс€ лако≠низм и образность, величественность и зрелищность, символика и €сность.

Ђ—тремление художника к массовому площадному театру, к театру улиц Ч это глубоко осознанное стремление говорить сво≠ему народу о великих героических де€ни€х самого народа, о проблемах человечества, эпохи,Ч писал ј. ¬. Ћуначарский.Ч ј дл€ этого необходимы выразительные средства, отвечающие великим задачам, поставленным временем перед художникомї'5.

—пецифика работы в области массовых форм требует от ре-

! “еатр под открытым небом. —борник. ћ., ¬“ќ, 1969, с. 8.

2 ћассовые театрализованные представлени€ и праздники. —борник. ћ., ¬“ќ, 1963, с. 6

3Ћуначарский ј. ¬. ќ театре и драматургии, т. 1. ћ, »скусство, 1958, с. 760.

жиссера знани€ всех видов искусств, умени€ Ђзадействоватьї их в представлении. ¬едь в постановке используютс€ драма и опера, оперетта и цирк, духовые и симфонические оркестры, сводные хо≠ры и небольшие вокально-инструментальные ансамбли, классиче≠ский балет и народный танец, кино и эстрада, пантомима и кук≠лы. » кроме этого, в представлении участвуют спортсмены и во≠инские подразделени€, коллективы художественной самоде€тель≠ности и большие группы детей.

–ежиссер также должен знать законы монтажа и законы кол≠лективного воспри€ти€, уметь пользоватьс€ старинными полуза≠бытыми формами площадного театра (приемы средневековой мистерии и комедии дель арте, скоморошьего действа и народ≠ного балагана) и самыми современными техническими средствами художественной выразительности (все виды осветительной и зву≠коусиливающей аппаратуры, кино- и диапроекции, радиомикро≠фоны и телевидение, дневна€ и ночна€ пиротехника) и многое, многое другое.  ороче говор€, это должен быть совершенно осо≠бый режиссер Ч■ режиссер синтетического массового театрализо≠ванного представлени€.

¬от что писал об этом известный теоретик театра ѕ. ћ.  ер≠женцев: Ђѕразднество св€зует в одно весь разнородный комплекс искусств, все многоразличные типы и виды театрального представ≠лени€. ќно...мыслимо лишь как синтез красочных волн с звуко≠выми, живописи с музыкой и пением, танца с декламацией, акро≠батических упражнений и хоровода, марионеток и тира, цирка и атлетики, балагана и митинга. ¬с€ эта пестрота (а пестрота Ч это необходима€ черта) соедин€етс€ в одно целое так, что €вл€≠етс€ словно новый вид творческого вы€влени€ искусства. Ёта за≠дача Ч использовать разнородные элементы всех искусств, чтобы создать что-то совсем новое и особенное, всегда будет заманчи≠вой мечтой художника, режиссера, музыканта, артистаї'.

¬ этом высказывании следует обратить особое внимание на слово Ђмитингї. ¬ последние годы все чаще митинги и собрани€ также станов€тс€ театрализованными. ћне довелось ставить по≠добные митинги с такими дополнительными жанровыми опреде≠лени€ми: митинг'концерт, митинг-реквием, митинг-рапорт, ми≠тинг-поверка и т. д.

Ќо и во многих иных массовых представлени€х Ђигровогої ха≠рактера зачастую нельз€ обойтись без официальных речей и вы≠ступлений. ¬ этих случа€х между ними (а иногда и внутри них) желательны театрализованные эмоциональные Ђпрокладкиї риту≠ального характера. Ёти ритуально-обр€довые элементы действи€ стали одним из самых специфических признаков современного массового театрализованного представлени€, поэтому о них следу≠ет поговорить более подробно.

¬ процессе постановок массовых театрализованных представ-

 ерженцев ѕ ћ “ворческий театр ѕг, 1920, с. 99-Ч100.

2)

 

лений, посв€щенных юбилейным датам, историческим событи€м, сложилс€ р€д определенных, повтор€ющихс€ из представлени€ в представление приемов и даже эпизодов. Ќе следует торопитьс€ заносить их все в разр€д штампов и отказыватьс€ от уже сложив≠шихс€ и апробированных форм только ради того, чтобы изобрести что-то новенькое. ≈сть приемы, которые действительно нав€зли в зубах и выгл€д€т штампами, потому что ими пользуютс€ по по≠воду и без оного. Ќапример, некогда новаторское совмещение вы≠ступлени€ известного киноактера с кинокадрами., из фильмов, в которых он снималс€, или стандартный набор приветствий от вои≠нов, от учащихс€ ѕ“”, от пионеров... Ќо есть элементы массового театрализованного представлени€, которые уже стали традицион≠ными и пренебрегать которыми попросту вредно. ¬едь не прихо≠дит в голову отказатьс€ от подношени€ хлеба-соли почетному го≠стю во врем€, например, сельских праздников или от разрезани€ ленточки при открытии выставки лишь потому, что все это уже было использовано кем-то когда-то и где-то. Ќа основе народных, прогрессивных, исторически сложившихс€ ритуалов мы должны выработать свои, советские, осв€щенные традици€ми нашей –оди≠ны обр€ды и ритуалы, которые войдут в плоть и кровь народа, без которых станет немыслим ни один праздник.

ќпыт постановки массовых театрализованных представлений уже сейчас позвол€ет говорить о некоторых постановочных элементах, которые стали не≠обходимым и единственно возможным ритуалом. “акими, например, как вынос знамени на торжественном заседании, минута молчани€ на митинге, посв€щен≠ном пам€ти павших героев, и т. п.

ћожно перечислить р€д других ритуальных элементов массовых театра≠лизованных представлений, которые вошли в нашу жизнь. “аковы, например, почетный караул, выставл€емый у пам€тников ¬. », Ћенину ежегодно 22 апре≠л€, парад исторических п пам€тных знамен; торжественный караул у ¬ечного огн€; зажигание ритуального пламени в чаше от факелов, которые в свою очередь зажжены от мемориальных или символических источников огн€ (¬еч≠ного огн€ у могилы Ќеизвестного солдата, топки паровоза, доменной печи и т п)-Чсвоеобразна€ звездна€ эстафета огн€; закладка первого камн€ в фундамент стро€щегос€ здани€ (иногда с помещением под этот камень коллек≠тивного письма будущим поколени€м или реальных документов наших дней); посадка пам€тной аллеи или парка (очень часто корни деревьев в этих слу≠ча€х посыпают горст€ми земли, привезенной из исторических мест Ч с ћамае≠ва к) ргана или из Ѕрестской крепости, поливают водой, вз€той из ƒнепра, ¬олги и т. д.). “акие общеизвестные воинские ритуалы, как прис€га на вер≠ность и целование знамени, пионерские Ч выход горнистов, барабанщиков, за≠жигание костра и т. п., наход€т свой эквивалент в режиссуре массовых теат≠рализованных представлений. ¬ св€зи с ќлимпиадой-80 стали чаще использо≠ватьс€ олимпийские ритуалы Ч торжественный вынос флага праздника, парад участников н т. п. (рис. 14).

ќснователь современных ќлимпийских игр ѕьер де  убертен писал: Ђ¬опрос церемонии €вл€етс€ одним из важнейших. ѕреж≠де всего именно через церемонии ќлимпийские игры должны от≠личатьс€ от простой серии мировых чемпионатов. ќлимпийские игры требуют торжественности и церемониальностиї1.

1 ÷пт. по кп: Ќовоскольцев ¬. —имволика ќлимпиад. ћ., ‘»—, 1980, с. 9.

ћы тоже имеем право сказать, что в массовом театрализован≠ном представлении Ђвопрос церемонии €вл€етс€ одним из важней≠шихї и что Ђименно через церемонииї представление отличаетс€ от обычного митинга, демонстрации или народного гул€нь€.

¬ качестве примера расскажем о нескольких эпизодах ритуального харак≠тера, предложенных нами дл€ торжественной манифестации в г". √еленджике, посв€щенной 60-летию ќкт€бр€. Ўествие двигалось от пам€тника ¬. ». Ћенину к мемориалу ѕам€ти героев гражданской войны, затем к монументу ¬оину-ос≠вободителю и, наконец, к ƒоске почета на площади “руда. ” каждого пам€т≠ника проходил театрализованный митинг, а в каждом митинге были элементы ритуального представлени€.

ќт мемориала отправились в агитпоход участники мотопробега по марш≠руту “аманской дивизии. ¬едь именно в √еленджике начал свой легендарный путь Ђ∆елезный потокї.  омсомольцы вз€ли с собой экземпл€ры книги ј. —. —ерафимовича с дарственными надпис€ми ветеранов революции и граж≠данской войны, чтобы подарить их библиотекам тех поселков и деревень, че≠рез которые когда-то прошла дивизи€ красных бойцов. ќт монумента ¬оину-освободителю почетный гражданин √еленджика, бывший командующий военно-морской базой города, вице-адмирал √. Ќ. ’олост€ков и молодой матрос-перво≠годок вышли на катере в открытое море и возложили на воду венок с беско≠зыркой в пам€ть о павших геро€х (фото 1, 2). ј ветераны войны посадили у монумента молодую березку, присыпали ее корни землей с ћалой земли, по≠лили водой из ÷емесской бухты. «емл€ была доставлена в старой заржавлен≠ной снар€дной гильзе, сохранившейс€ в каком-то окопе со времен войны,. а вода Ч в солдатском котелке. Ќа этом котелке, который хранитс€ сейчас в городском краеведческом музее, сохранилась выцарапанна€ штыком кл€тва малоземельцев: Ђ л€немс€ Ч ни шагу назад! ћала€ земл€ будет, будет Ѕоль≠шой. ¬перед, товарищи, за –одину... —т. сержант ћузыка ¬. ‘., сержант ѕар≠хоменко √. Ќ. ћарт il943 г.ї.

” ƒоски почета ветераны труда, наставники молодежи вручали своим уче≠никам трудовые паспорта и дипломы. —амым лучшим молодым рабочим они подарили свои личные оруди€ производства: каменщик Ч мастерок, мал€р Ч кисть, виноградарь Ч секатор, закройщик Ч метр, врач Ч фонендоскоп, по≠вар Ч половник...

–ис. 14. –итуальное зажжение олимпийского огн€ на развалинах храма «евса в ќлимпии. √реци€, 1980 г.

 

¬ процессе постановки ритуалов выкристаллизовались эмб≠лематика и символика, вызывающие у зрителей четкие ассоциа≠ции: ала€ гвоздика *Ч символ пролетарской революции, алые па≠руса Ч символ юношеской романтики, шашка времен граждан≠ской войны Ч символ эстафеты подвига, гирл€нда славы, солдат≠ска€ каска, мастерок каменщика, сноп нового урожа€ и т. д. и т. п. ќднако надо сказать, что в этой области мы еще очень бед≠ны, особенно по линии создани€ символов и эмблем трудовых и сельскохоз€йственных праздников, эмблематики разных профес≠сий и т. д.

«десь следует предостеречь начинающих режиссеров от не≠умеренной эксплуатации сложившихс€ ритуальных элементов. ”вы, научить этому нельз€, это вопрос меры, художественного вку≠са и такта. Ќе к месту использованный ритуальный эпизод может вызвать смех и негативное воспри€тие у аудитории (такое, к со≠жалению, случаетс€).

Ђƒовольно часто, чтобы вызвать в зрительном зале... сенти≠ментальное чувство умилени€ и искусственно создать особо при≠подн€тое настроение, устроители концертов выпускают на сцену детей.  аждый раз по одному и тому же ритуалу они проход€т под бой -барабана вперед. —танов€тс€ во фронтальную мизансце≠ну и старательно декламируют не очень ладные и далеко не дет≠ские стихи, в которых дают нам, взрослым, рекомендации, как жить, как трудитьс€... “ут нам, режиссерам, еще раз следует на≠помнить себе: прием, даже если он и действует безотказно, не дол≠жен быть палочкой-выручалочкой. ¬ противном случае он спосо≠бен принизить, девальвировать высокую тему, размен€ть ее на по≠бочные, не очень тонкие чувства...ї Ч пишет ». ћ. “уманов1.

–асскажем о создании ритуальных эпизодов на примере конкретного пред≠ставлени€, действие которого происходило на главной площади страны.

ƒень 29 окт€бр€ 1968 года с самого утра выдалс€ на редкость солнечным. „уть-чуть подморозило, по сухому асфальту особенно четко отпечатывалс€ ритм шагов. √ремели трубы дес€тков оркестров, полыхали сотни знамен Ч сорок тыс€ч лучших комсомольцев ћосквы и ћосковской области собирались на  рас≠ную площадь, на торжественную манифестацию, посв€щенную 50-летию ¬Ћ —ћ. ”же на улице √орького и проспекте ћаркса встречало колонны празд-■ ничное убранство Ч красные флаги, лозунги н транспаранты на стенах домов, плакаты, афиши, на стендах Ч фотографии и репродукции с картин известных художников, отражающие героическую полувековую историю Ћенинского комсо≠мола.  олонны шли как бы сквозь годы, сквозь собственную историю. ¬от документы и фотографии знаменитого III съезда – —ћ, на котором выступал ¬. ». Ћенин (в это врем€ из.динамиков, установленных над стендами, звучат ставшие классическими мелодии тех незабываемых лет). «атем ћагнитка, ƒнепрострой,  омсомольск-на-јмуре Ч пам€тники энтузиазма молодежи пер≠вых п€тилеток, а фоном звучат песни и марши 30-х годов, голоса —таханова и »зотова, ¬иноградовой и јнгелиной. ¬от фотографии ќлега  ошевого и ¬ик≠тора “алалихина, Ћизы „айкиной и јлександра ћатросо≈а, а музыкальное сопровождение к ним Ч пам€тные всем песни и марши ¬еликой ќтечест≠венной...

“еатр под открытым небом, с. 24Ч25.

— двук сторон, огиба€ »сторический музей, колонны вливаютс€ на  рас≠ную площадь. —о стен музе€ на них смотрит ¬ладимир »льич с многократно увеличенного комсомольского значка. ѕод значком четко выдел€ютс€ цифры Ч 1918Ч11968. Ќа здании- √”ћа висит сери€ гигантских панно: Ђ¬с€ власть —о≠ветам!ї, Ђƒаешь индустриализацию!ї, Ђѕобеда будет за нами!ї, Ђѕланета Ђ÷е≠линаї, Ђћы строим коммунизмї, праздничные лозунги. Ќа флагштоках у стен √”ћа развеваютс€ флаги всех союзных республик, на  ремлевской стене Ч макеты орденов, которыми награжден комсомол.

Ћобное место задекорировано под земной шар Ч громадную полусферу, поко€щуюс€ на п€тиконечной звезде. ¬ лучах звезды Ч подставки дл€ исто≠рических знамен. Ќа земном шаре €рко высвечена территори€ ———–.

ƒва часа дн€. ¬ строгом каре, лицом к ћавзолею, застыли участники мани≠фестации. 500 человек в первом р€ду держат в руках кумачовые знамена луч≠ших комсомольских организаций ћосквы и ћосковской области. ¬ руках остальные участников Ч лозунги, плакаты, транспаранты, у каждого Ч красный флажок, на груди Ч алый бант и комсомольский значок. ¬ центре колонны Ч■ сводный духовой оркестр —оветской јрмии.

Ќа. трибунах  ремл€ Ч восемь тыс€ч почетных гостей Ч знатных людей нашей –одины, ветеранов комсомола, героев гражданской и ќтечественной войн, ударников первых п€тилеток. Ќа трибунах у √”ћа Ч сводный четырех≠тыс€чный хор молодежи и пионеров ћосквы.

—молкли песни и марши. Ќа трибуну ћавзоле€ поднимаютс€ члены ѕолит≠бюро и секретари ÷   ѕ——, секретари ћ√   ѕ——, члены бюро и секретари ÷ , ¬Ћ —ћ. ѕлощадь встречает их овацией.  расным пламенем полыхнули над головами тыс€чи флажков.

Ќо вот все стихло Ч бьют куранты —пасской башни, величаво звучат над площадью позывные ¬сесоюзного радио Ч ЂЎирока страна мо€ родна€ї. –аз≠даетс€ голос Ћевитана:

Ч ¬нимание! ¬нимание! √оворит  расна€ площадь'. —лушай, родна€ стра≠на! √оворит  расна€ площадь!..

Ќа крыше √”ћа по€вл€ютс€ 60 юных фанфаристов. Ќад замершими ко≠лоннами, над ћавзолеем, над всей ћосквой, многократно усиленный и повто≠ренный динамиками, летит сигнал Ч перва€ музыкальна€ фраза песни Ђћоло≠да€ гварди€ї. –етранслированный всеми современными средствами св€зи, через радио и телевидение, он доноситс€ до самых далеких окраин нашей необъ€тной –одины, он звучит за рубежом. ћиллионы людей в эти минуты смотр€т и слу≠шают  расную площадь. ј над пей звучит знакомый каждому советскому че≠ловеку голос Ћевитана:

Ч  расна€ площадь... ƒруг мой, ты стоишь на  расной площади, где схо≠д€тс€ пути поколений, где сплетаютс€ судьбы народов, где бьетс€ сердце эпо≠хи. —юда собирает нас праздник, сюда созывает нас пам€ть, здесь мы ликуем,
здесь мы кл€немс€. ќтсюда уход€т в революцию, в поиск, в космос. —юда возвращаютс€ герои Ч победители, открыватели. «десь пересекаютс€ дороги, по которым люди «емли приход€т к Ћенину!..

«вучит торжественный марш. Ќа площадь вступают группы почетного ка≠раула Ч передовые представители рабочей и сельской молодежи, студенчества, воинов всех союзных республик.

Ћевитан. —егодн€ право сто€ть в почетном карауле на посту є 1 нашей –одины, у ћавзоле€ ¬ладимира »льича Ћенина, доверено лучшим пред≠ставител€м Ћенинского комсомола. ¬месте с ними в эту минуту на всей нашей земле, от кра€ до кра€, от мор€ до мор€, в почетный караул к пам€тникам »льича встают лучшие сыны и дочери комсомола!..

ѕочетный караул занимает место по обе стороны от центрального входа в ћавзолей.

’ор запевает песню Ђ—в€тое ленинское знам€ї. ѕервый р€д участников манифестации опускаетс€ на одно колено и склон€ет кумачовые знамена. »з-за знамен медленно выходит второй р€д манифестантов, в руках у них 11,00 кор≠зин с белыми астрами и 600 букетов алых гвоздик. ќни идут по всей ширине  расной площади к ћавзолею.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1206 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћучша€ месть Ц огромный успех. © ‘рэнк —инатра
==> читать все изречени€...

1963 - | 1859 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.112 с.