Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“еперь расскажем о звуковом оформлении карнавального шестви€




Ќа двух площадках мы использовали те же звукоусилительные установки,что иво врем€ дневной манифестации. ¬нутри карнавальных групп собственное звукоусиление имели только милицейские и пожарные машины. ќтдельными группами шли и ехали несколько духовых и эстрадных оркестров. Ќо поскольку в каждой группе шло свое маленькое театрализованное представление, свое действие, то необходимо было дл€ каждой группы дать свое музыкальное оформление, а многим Ч средства усилени€ голоса. — последним дело обсто€ло просто. ¬ каждой здравнице, на каждом судне, на спасательной станции, упо≠граничников, у милиции и т. д. есть мегафоны, их с лихвой хватило на всех участников карнавала. „то же касаетс€ музыки, то мы еще в ћоскве подготовив ли более 100 кассет с мелоди€ми дл€ каждой тематической группы. ћелоди€была записана подр€д, без перерыва, много раз и на двух дорожках. ¬ √еленд≠жике мы собрали все имеющиес€ в наличии транзисторные магнитофоны: у жи≠телей, медперсонала, культпросветработников, работников артели Ђ√овор€щее письмої, даже у отдыхающих в здравницах и пр€мо на пл€же. “аким образом, в каждой группе был магнитофон со своей тематической музыкой. ¬се они ра≠ботали на полную мощность, но... все равно слышно было плохо. Ќе хватало усилителей, динамиков, радиомикрофонов и т. п.

 акие выводы можно сделать из этих примеров?

ѕрежде всего, одной из основных задач режиссера и художни≠ка при постановке массового театрализованного представлени€ на открытом воздухе или на нетрадиционной сценической площадке €вл€етс€ организаци€ пространства. ¬ыбранное место действи€ может быть благопри€тным дл€ данного представлени€, то есть соответствовать теме и сверхзадаче, подталкивать фанта≠зию режиссера, подсказывать художнику решение площадки и т. д. Ќо очень часто (в тех случа€х, когда место действи€ выбираетс€ из престижных или иных, не имеющих отношени€ к творчеству со≠ображений) оно может мешать режиссеру и художнику в реали≠зации идеи. ¬ этих случа€х надо твердо усвоить и прочувствовать один непреложный закон: не следует пр€тать недостатки площад≠ки, а надо старатьс€ превратить их в достоинства.

¬ подобной ситуации пришлось оказатьс€ нам с художником ј. ¬. —трель≠никовым, когда мы ставили представление в концертном зале Ђ–осси€ї, мало подход€щем дл€ массовых театрализованных представлений (см. гла≠ву IV). ќгромна€ сцена размером 36 м по горизонтали и 8 м по высоте в то же врем€ очень неглубока, так как ограничена конструкцией широкоформатного киноэкрана, две половины которого двигаютс€ по рельсам на втором плане. ¬ открытом состо€нии экран образует как бы ворота шириной метров 10Ч12, ведущие в глубь сцены, где зрител€м, сид€щим сбоку, уже ничего не видно.  роме того, вс€ сцена увешана и диафрагмирована различными видами м€гкой одежды Ч основным и интер-медийными занавесами (раздвигающимис€ или под≠нимающимис€), кулисами и падугами, раздержками и шторами-маркизами. Ќа сцене установлены дополнительные приспособлени€ дл€ подъема и раздвигани€ занавесов и штор Ч лебедки, барабаны, тросы. Ќаконец, вс€ пышна€ обстановка зала Ч бархат и бронза, мрамор и ценные породы дерева, очень подход€ща€ дл€ блест€щих эстрадных концертов, активно Ђсопротивл€ласьї строго докумен≠тальному, суровому колориту представлени€ о войне.

ќт сверхзадачи и условий места действи€ родилс€ принцип оформлени€. Ќесмотр€ на активное сопротивление постановочной части концертного зала, нам удалось в буквальном смысле слова Ђраздетьї сцену.  огда исчезла вс€ м€гка€ одежда и обнажилась конструкци€, Ђнедостаткиї сцены стали превращатьс€ в достоинства. ќпорные бетонные столбы превратились в доты с бойницами; ре≠шетчатое металлическое основание экрана, сваренное из двутавровых балок, Ч в противотанковые Ђежиї; вместо элегантного парапета из бронзовых столбиков и бархатных шнуров, ограждающего боковые пандусы, по€вилось заграждение т колючей проволоки, коль€ которого легко вошли в те же пазы. ћы исполь≠зовали карманы и галерки сцены, проходы и пандусы зала, а две половины громадного экрана работали, как военные карты 1941 и 1945 годов (диапро-екци€), как два боковых киноэкрана обычного формата (на них с помощью специального устройства проецировались одни и те же кинокадры в зеркальном отображении) и как громадные символические ворота, которые могли с грохотом сдвигатьс€ (Ђќкружение —талинградаї) н раздвигатьс€ (Ђѕрорыв блокады Ћенинградаї). ¬се, что мы добавили к этому (фотографии, детали военного быта, покореженный лист железа, шинельное сукно и т. д.), мною уже опи≠сано..

¬ последние годы работу по оформлению места действи€ дл€ массового представлени€ стали называть созданием окружающей среды.

—ам по себе термин Ђокружающа€ средаї в достаточной мере нов и пришел в театроведение из совершенно иной области Ч из области экологии. ќднако это модное определение как нельз€ бо-

лее удачно отражает ту работу по подготовке и оформлению ме≠ста действи€ массового театрализованного представлени€, которую уже ни Ђизготовлением декорацийї, ни даже Ђсценографиейї не назовешь и котора€ включает в себ€ целый р€д качественно новых по сравнению с традиционным театром элементов.

¬о-первых, создание окружающей среды предусматривает глобальное оформление всего места действи€, включа€ подходы к нему, с целью погрузить зрител€ в определен≠ную, необходимую дл€ данного представлени€ атмосферу (этой же цели во многом служит световое и'звуковое оформление). ¬ традиционном театре, как мы уже говорили, сама архитектура зала, его интерьер и т. д. несут в себе привычную атмосферу праз≠дничного зрелища. ¬ услови€х массового представлени€, происхо≠д€щего на открытом воздухе, атмосферу данного праздника при≠званы создать режиссер и художник.

ѕримером подобного возникновени€ праздничной атмосферы посредством создани€ специальной окружающей среды (хот€ в те годы такого термина еще и в помине не было) может служить ¬семирный фестиваль молодежи и студен≠тов в 1957 году в ј1оскве (главный режиссер ». ћ. “уманов, главный худож≠ник по оформлению города ћ. ‘. Ћадур). ¬ св€зи с фестивалем были соответ-"^ ствующим образом трансформированы и оформлены не только стадионы, залы и площадки, где происходили представлени€, митинги, соревновани€, гул€нь€ и т. д, но также все пароходы, поезда и самолеты, которые везли делегатов в ћоскву; все вокзалы, порты, аэропорты и пограничные станции; все улицы, переулки и дома столицы. ћногие улицы ћосквы на эти две недели сменили свои названи€ и стали проспектами ћира, ƒружбы, —часть€, улицей 15 рес≠публик и т. д. ( ое-какие названи€ так и остались с тех пор навечно, скажем, 1-€ ћещанска€ улица стала проспектом ћира) ѕо этим улицам ехали сотни автобусов и грузовиков, окрашенные в цвета п€ти континентов и украшенные фестивальными ромашками. ¬ создании необходимой атмосферы были исполь≠зованы самые разнообразные средства художественной выразительности Ч от гигантских плакатов и иллюминации до маленьких значков, эмблем и сувениров... ѕо эскизам художников промышленность подготовила и выпустила дес€тки ты≠с€ч специальных декоративных пакетов с наборами цветных флажков, бумажных ромашек, голубей и т. п. ∆ители столицы наклеили их на стены, балконы и окна своих домов, и весь город превратилс€ в €ркую, праздничную окружающую среду фестивал€...

ќчень интересно были украшены улицы и площади Ћенинграда в дни праздновани€ 50-лети€ ќкт€бр€. —оздание атмосферы праздника, посв€щенного революции, развивалось в двух направлени€х Ч по линии воссоздани€ доку≠ментально подлинного облика ѕетрограда 1917 года и по линии сооружени€ аллегорических композиций, олицетвор€ющих значение ќкт€бр€, подчеркивающих ту роль, которую сыграли районы ѕетрограда в развитии победоносного вос≠стани€. Ёти две линии оформлени€, причудливо переплета€сь, создали неповтори≠мый облик города.

Ќа всех улицах были установлены старинные круглые афишные тумбы с де≠кретами, плакатами и листовками тех незабываемых дней (точные копии с €т€≠ми, ижицами и твердыми знаками). Ќа перекрестках находились стенды с до≠кументальными фотографи€ми, отображающими весь ход подготовки к восстанию. ¬ алле€х у —мольного горели костры, сто€ли ружь€, собранные в пирамиды. Ќа многих заводах по€вились дореволюционные вывески. Ќаконец, крейсер Ђјврораї был переведен к бывшему Ќиколаевскому мосту, где он сто€л в ночь с 24 на 25 окт€бр€ 1917 года.

Ќа крупнейших площад€х и на набережных города были воздвигнуты ог≠ромные символические фигуры: кузнец, разбивающий оковы, опутавшие земной Ўар; молот и серп, острый конец которого устремлен в космос, и т. д.

‘онари на ћарсовом поле превратились в большие красные факелы, а на стенах ѕетропавловской крепости зажглось п€тьдес€т огромных насто€щие факе≠лов. ќтблески пламени, отража€сь в невской воде, дробились и сплетались с от≠ражением огней на –остральных колоннах, а над ними си€ло пиротехническое солнце, смонтированное на плавучем кране. » наконец, высоко в небе, в скре≠щенных лучах прожекторов трепетал и переливалс€ огромный портрет ¬. ». Ће≠нина, подн€тый на аэростате.

–овно в час начала восстани€, когда на ѕетропавловской крепости зажегс€ красный фонарь Ч сигнал к штурму, красный луч прожектора из крепости ос≠ветил Ђјвроруї. ¬новь грохнуло носовое орудие крейсера революции, и ему ответили п€тьдес€т залпов праздничного салюта. »з глади реки подн€лись к небу п€тьдес€т фонтанов, и тыс€чами лампочек осветились контуры кораблей Ѕалтийского флота, вошедших в Ќеву...

»ногда праздничную атмосферу удаетс€ создать предельно простым, но оригинальным способом, как говоритс€, одним ударом. “акой способ- нашел из≠вестный кинорежиссер  лод Ћелюш, которому было поручено поставить от≠крытие зимней ќлимпиады в √ренобле. — вертолетов на трибуны заснеженного стадиона, на зрителей в шубах и шапках были сброшены миллионы разноцвет≠ных благоухающих лепестков живых роз.

¬тора€ задача, котора€ входит в создание окружающей сре≠ды, Ч это конструирование специальной сценической площадки дл€ массового представлени€.

¬ традиционном театральном помещении пропорции зала и сце≠ны исторически сложились с учетом физического угла зрени€ че≠ловека (примерно 80∞ по горизонтали и 40∞ по вертикали). ѕри этом зритель хорошо видит всю сцену и все, что на ней происхо≠дит. ѕри постановке массового представлени€ необходимо ув€зать пропорции человеческой фигуры с масштабами площади, ограни≠чить угол зрени€ зрител€, направить его внимание на необходимую точку пространства и т. д.

 роме того, в обычном театральном помещении и с присущими данному театру техническими возможност€ми (вращающийс€ круг, система плунжерных подъемов, штанкеты, занавес и т. д.) режиссеру и художнику приходитс€ лишь приспосабливатьс€ к ус≠лови€м и использовать те средства, которые имеютс€ в наличии. ѕри постановке массового представлени€, в зависимости от его ти≠па и от места действи€, возможны разные способы решени€ сце≠нического пространства. Ќапример, может быть построена специ≠альна€ сцена, состо€ща€ из целой системы площадок больших' и маленьких, дл€ переброски места действи€ с одной на другую; или несколько сцен, расположенных на некотором рассто€нии одна от другой, по принципу симультанной декорации, так что зри≠тели переход€т с места на место; может быть, наоборот, создана группа движущихс€ сцен-платформ, проезжающих перед зрите≠лем, сто€щим (или сид€щим) на месте, и т. д.

”читыва€ большие расходы на массовое представление и его слабую окупаемость (ведь оно идет один раз), оформление сцены следует делать дешевым и лаконичным. Ќо при этом оно об€зано быть, с одной стороны, конструктивным, то есть давать возможно≠сти дл€ интересного мизансценировани€, а с другой Ч образным, символическим, помогать режиссеру в раскрытии темы, а зрите-

лк> Ч в ее воспри€тии. ѕри создании сценической площадки необ≠ходимо заранее учесть возможность быстрого по€влени€ и исчез≠новени€ большой массы исполнителей, а также легкой и динамич≠ной смены номеров. Ќа больших комбинированных сценах эти за≠дачи, как правило, решаютс€ переносом света с одной площадки на другую, отвлечением внимани€ зрителей интермедийным дей≠ствием, происход€щим в другом месте, обычно в проходах зри≠тельного зала. „асто примен€ютс€ различные варианты привыч≠ной дл€ нас одежды сцены Ч занавеса и кулис. Ёто легкие пере≠движные ширмы на роликах (прием, впервые использованный ¬. Ё. ћейерхольдом в спектакле Ђƒ. ≈.ї) или большие знамена, которые врем€ от времени пронос€т вдоль рампы участники в униформе (спортсмены, воины), перекрыва€ перестановку.

ƒл€ огромного театрализованного концерта в ѕариже, посв€щенного 50-летию образовани€ ———–, ». ћ. “уманов и Ѕ. √.  ноблок придумали особый задник из нат€нутых лент, так называемой корсажной резины. ќна представ≠л€ет собой полосы примерно в ладонь шириной, обшитые тканью голубого, ро≠зоватого или желтого цвета. Ѕудучи нат€нутой, лента переливаетс€ в лучах прожекторов, так как начинает прогл€дывать серебриста€ оплетка резиновых нитей. Ћенты, смонтированные вплотную одна к другой и соответственно по≠добранные по цвету, создают удивительно из€щный перламутровый фон, кото≠рый хорошо принимает свет и цвет и может служить экраном. Ќа этом экране демонстрировались фото- и кинопроекции, служившие фоном дл€ номера.  ро≠ме того, между полос резины просовывались объемные элементы декорации: оленьи рога в танце кор€ков, резные оконные рамы в сибирском танце, улич≠ные фонари в литовской песне и т. д. Ќо главное достоинство этого задника Ч■ возможность мгновенного по€влени€ и исчезновени€ массы исполнителей. ƒл€ этого достаточно было только раздвинуть две соседние ленты и, сделав шаг, выйти на сцену. Ќат€нутые ленты сами смыкались за спиной, мгновенно пре≠враща€сь вновь в сплошной экран. “аким образом, больша€ группа исполни≠телей могла невидимо дл€ зрител€ Ђзар€дитьс€ї за экранами, а затем вдруг


 

разом по€витьс€ на всем пространстве сцены. ќчень эффектным было такое по€вление в прологе, когда все исполнители вышли на площадку из пол€ ко≠лос€щейс€ пшеницы (кинопроекци€).

јналогичную одежду сцены мы применили в эти же дни на большом теат≠рализованном представлении, которое происходило во ƒворце спорта в –остове (художник ј Ѕ  ноблок). ћы сконструировали специальную сцену, состо€щую из шести площадок разного размера, лестничных маршей и пандусов-переходов, а также трех движущихс€ ступенчатых фур. »з резиновых лент было сделано п€ть задников-экранов. Ќа каждом из них демонстрировались фото- и кинопро≠екции, проецировались тени и т. д. »ногда экраны подсвечивались цветным све≠том (рис 28).  онструкци€ задника позвол€ла незаметно дл€ зрител€ выкаты≠вать и убирать с центра сцены огромные фуры, а также добиватьс€ совершенно неожиданных эффектов Ќапример, во врем€ марш-парада участников по всему периметру задника на разновысоких уровн€х, Ђпроткнувї перламутровые экра≠ны, вдруг по€вл€лись сверкающие трубы, тромбоны, саксофоны, кларнеты и вал≠торны сводного духового оркестра (самих музыкантов не было видно, они нахо≠дились на лестницах-стрем€нках за экранами и лишь выставили на 3/4 свои ин≠струменты), которые в ритме марша, поворачива€сь то вправо, то влево, то вверх, то вниз, то к центру, то к кра€м, играли сам и...

¬озможности задника из корсажной резины поистине огромны и пока еще совершенно недостаточно использованы. я думаю, что это тот случай, когда найден материал, идеально соответствующий специфике массового театрализо≠ванного представлени€.

» треть€ задача создани€ окружающей среды Ч организа≠ци€ мест дл€ зрителей Ч проблема, с "которой традицион≠ный театр не сталкиваетс€.  ак расположить зрителей Ч будут ли они сто€ть, сидеть или передвигатьс€; как их легко и быстро привести и увести с места действи€, избежав при этом давки и столпотворени€ (ведь на массовых представлени€х присутствуют, как правило, дес€тки тыс€ч людей); продумывание специальных трасс движени€, разметка их, установка указателей, ограждени€, линейных Ч все это входит в задачи организации окружающей среды, все это также €вл€етс€ спецификой работы художника и режиссера массового представлени€. ќт создани€ специальных пригласительных Ђбилетов, с которых начинаетс€ погружение в ат≠мосферу, и до согласовани€ с √ј» графика движени€ транспор≠та в момент окончани€ представлени€ и единовременного ухода массы зрителей лежит амплитуда забот режиссера массовых пред≠ставлений.

ќчень важную роль во внешнем решении массового представ≠лени€ играют костюмы и реквизит. —шить специально дл€ данно≠го представлени€ огромное количество костюмов по оригинальным эскизам с учетом стил€ и жанра, цветовой гаммы и нарастани€-эмоционального воздействи€ почти невозможно. Ќа практике при≠ходитс€ иметь дело с готовой одеждой тех коллективов, чьи номе≠ра используютс€ в представлении, или брать ее напрокат (в теат≠ре, на киностудии, в специальной организации по прокату теат≠ральных костюмов дл€ самоде€тельности). ¬ отдельных случа€х удаетс€ одеть всех исполнителей в униформу (допустим, в парад≠ную пионерскую форму на детских праздниках, в форму бойцов; студенческих строительных отр€дов, в трико, если все действие строитс€ на пантомиме и т. д.). ћожно порекомендовать такие ви-

ды готовой униформы: военную Ч гимнастерки без погон, бушла≠ты, тельн€шки, черные брюки; спортивнуюЧтренировочные ко≠стюмы, гимнастические белые брюки и безрукавки, спортивные та≠почки или кеды; рабочую спецодежду Ч оранжевые жилеты стро≠ителей, комбинезоны и т. д. Ќо если коллективы одеты в свои костюмы, мы столкнемс€ с эклектикой, с пестротой и несоответст-шием цвета, фактуры, силуэта, степени условности каждого от≠дельного костюма общему стилю оформлени€. ¬ случае же ис≠пользовани€ униформы мы встретимс€ с однообразием, унылым фоном, отсутствием €рких цветовых п€тен. ¬ обоих этих вариан≠тах спасти положение могут только какие-то выразительные дета≠ли, одинаковые дл€ всех исполнителей (головные уборы, платки, зонтики, шл€пы, веера, банты, накидки и т. п.). —мена этих аксес≠суаров даст возможность мгновенной трансформации костюма, из≠менени€ и цвета, и образа.

Ќапример, в одном из массовых представлений, построенном по хроноло≠гическому принципу, трансформировались костюмы участников сводного хора.следующим образом: революци€ Ч женщины и мужчины прикололи на грудь алые банты, первые п€тилетки Ч женщины пов€зали красные косынки, мужчи≠ны сн€ли пиджаки и оказались в €рких цветастых ситцевых рубахах; война Ч женщины накинули на головы большие черные траурные шали, мужчины на≠дели пилотки и накинули на плечи плащ-палатки; ѕобеда Ч женщины перевер≠нули шали наизнанку Ч белой атласной стороной Ч и набросили их на плечи, ^мужчины сн€ли плащ-палатки и вновь оказались в €рких ситцевых рубахах...


–ис 29.  онструктивное решение сценической площадки на основе танцверанды. ћосква, ћеждународный молодежный олимпийский лагерь, 1980 г. ’удожник ј. —трельников.

8¬еликолепно умеют трансформировать костюмы постановщики массовых спор≠тивных выступлений ” них манишки, мен€€ цвет и фактуру, превращаютс€ в фартуки, и наоборот, по€са Ч в косынки и т. д. “акже мен€етс€ спортивный реквизит: четырехцветные веера, книжки с разноцветными страницами, булавы-цветы, по€са-ленты —инхронное перестроение спортсменов, молниеносна€ сме≠на реквизита Ч и на поле или на трибуне стадиона мгновенно мен€ютс€ живые картины. ќ том, как это делаетс€, подробно и интересно написал один из крупнейших наших специалистов по постановке массовых спортивных представ≠лений, заслуженный де€тель искусств –—‘—– ћ. ƒ. —егал в своей книге Ђ‘изкультурные праздники и зрелищаї. ѕоэтому здесь мы говорим только о принципе трансформации.

¬ массовом театрализованном представлении одна, даже удач≠но найденна€, но мелка€ деталь не Ђсыграетї, ее попросту не за≠мет€т. —пецифика этого вида искусства требует использовани€ какого-то очень крупного выразительного элемента либо множе≠ства мелких, однотипных. “огда синхронное их применение дает неожиданные выразительные образы. Ќапример, маленькие разно≠цветные флажки в руках многотыс€чной толпы Ч одновременный 'взмах флажками одного цвета может превратить людское море в море огн€, в море пшеницы, в море воды... ќбычно режиссер и художник пользуютс€ этими выразительными средствами в их со≠вокупности и различных сочетани€х.

¬ тех случа€х, когда массовое представление идет в ночное врем€, главным выразительным средством, подчас более важным, чем оформление или костюмы, становитс€ свет.   с.ожалению, на≠ша промышленность пока еще не выпускает специальной световой аппаратуры с учетом специфики массовых представлений. –ежис≠серу и художнику приходитс€ использовать прожекторы Ч теат≠ральные, авиационные, осветительную аппаратуру кино и телеви≠дени€ и т. п. —ветом легко создать праздничную атмосферу.

¬от ставший уже классическим пример предельно простого и в то же врем€ очень выразительного применени€ света. ¬о врем€ праздновани€ 50-лети€ об≠разовани€ ———– в определенных комнатах громадного здани€ —Ё¬ в ћоскве на ночь оставл€ли не выключенными лампы, и освещенные окна складывали легкочитаемую на фоне темного здани€ цифру Ђ50ї.

¬севозможные виды проекции способны заменить отсутствую≠щее оформление, то есть определить место действи€ номера, фон, настроение и т. п. ѕричем проекци€ может быть не только на зад≠нике. ¬ одном из представлений во ƒворце спорта в Ћенинграде проекцию давали пр€мо на лед (карта города, Ќева и т. д.), и это очень эффектно смотрелось. —ветом удобно переносить место дей≠стви€ с одной площадки на другую, Ђпр€татьї перестановки, на≠правл€ть внимание зрителей на определенный объект и т. д. Ѕо≠гатые возможности дает световой занавес. Ётот прием, часто ис≠пользуемый ё. ѕ. Ћюбимовым в спектакл€х “еатра на “аганке, требует большого количества специально смонтированных прожек≠торов или автомобильных фар. ≈сть представлени€, которые вне светового оформлени€ даже трудно себе представить, например карнавал.

Ќова€ аппаратура (пульты с запоминающим устройством, стро≠боскопы, световые Ђпушкиї и т. д.), конечно, чрезвычайно расши-

р€ет возможности режиссера и художника, но главна€ роль по-прежнему принадлежит фантазии.

ќднажды € видел интереснейшую трансформацию костюмов с помощью света. ¬ массовой пантомиме актеры в €рко размалеванных трико и масках играли эпизод Ђ–азлагающа€с€ ≈вропа накануне второй мировой войныї. Ётот маскарад, арлекинада шла при общем белом свете. Ќо вдруг он погас, Ђзрубилисьї красные подсветы, красный свет Ђсъелї одни тона (желтые, оран≠жевые, розовые) и вып€тил, подчеркнул другие, и веселые шуты разом пре≠вратились в кошмарных обезь€н, одетых в маскхалаты. ј через минуту погасли красные прожекторы, и в свете специальных аппаратов (ѕ– .) на масках и костюмах Ђпропечаталисьї нарисованные свет€щимис€ красками черепа и ске≠леты.

ќдним из основных выразительных средств в сегодн€шнем те≠атре стала музыка. –едкий спектакль сейчас идет без музыкально≠го сопровождени€, с помощью которого режиссер создает атмо≠сферу эпизода, задает действию необходимый ритм и т. д. Ќо, как мы уже отмечали, значение этих компонентов (атмосферы, ритма) в массовом представлении возрастает стократ. » следовательно, возрастает роль музыки, без которой такое представление просто немыслимо. (—ледует учесть также, что в действии участвуют му≠зыкальные коллективы: оркестры, хоры, балет и т. л.) » как это ни парадоксально, но еще реже, чем специально сшитые дл€ мас≠сового представлени€ костюмы, можно встретить специально напи≠санную по этому случаю музыку. я, по крайней мере, ни одного такого случа€ не знаю. »ногда сочин€етс€ оригинальна€ музыка дл€ какого-то номера, чаще всего дл€ Ђударногої, кульминацион≠ного, отвечающего теме всего представлени€, который исполн€ет≠с€ в прологе или финале. Ёто может быть тематическа€ песн€, оратори€, танцевально-пантомимическа€ сюита. ¬ этих случа€х ведущий с гордостью объ€вл€ет: Ђ»сполн€етс€ впервые!..ї

¬ речи на III съезде советских композиторов “. Ќ. ’ренников сказал:

ЂЅольшое будущее предстоит монументальным жанрам, но не только кантатам и оратори€м, исполн€емым в концертных залах. –ечь идет о музыке наших празднеств, народных, представлений, музыке дл€ улиц и площадей. ћы довольствуемс€ в таких слу≠ча€х обычным конвейером более или менее удачно подобранных песен. Ќе пора ли задуматьс€ о музыке больших форм, котора€ звучала бы на наших празднествах и торжествах как художест≠венное обобщение мысли и чувства народных массї.

”вы, пока этот призыв осталс€ без ответа. ѕо-прежнему на массовых театрализованных представлени€х звучит Ђконвейерї известных мелодий, таких, как сюита √. ¬. —виридова к кинофиль≠му Ђ¬рем€, вперед!ї или увертюра ј. ѕ. ѕетрова к кинофильму Ђ”крощение огн€ї (€ называю лучшие образцы). ѕодбор этих ме≠лодий, Ђув€зкаї их с музыкальным сопровождением готовых номе≠ров, попытка создать более или менее единую по стилю партиту≠ру Ч все это зависит от вкуса, общей музыкальной культуры и от≠ношени€ к делу режиссера и музыкального руководител€.

¬ массовом представлении, как и в традиционном театре, музы-ка может быть сюжетной, иллюстративной и фоновой (или, как говор€т на театре, Ч Ђсоздавать настроениеї), она может выра≠жать внутренний мир геро€ или быть контрастной по отношению к действию. Ќо помимо всего, в представлении она еще играет ас≠социативную роль, €вл€€сь символом, знаком какого-то событи€. «то происходит в тех случа€х, когда известна€ мелоди€ в созна≠нии зрител€ четко ассоциируетс€ с определенным временем или событием (например, Ђ—в€щенна€ войнаї ј. ¬. јлександрова Ч символ начала ¬еликой ќтечественной войны). “ака€ мелоди€ или даже одна строчка ее (Ђпозывныеї) позвол€ют объ€снить зри≠телю, что произошла смена эпох, и следующий эпизод развивает≠с€ в Ђном временном отрезке.  роме того, мелоди€ помогает по≠грузить зрител€ в сосгтветствующую атмосферу того времени.

^аще всего в массовом представлении музыка звучит в записи. «десь огромную роль играет мастерство звукорежиссера. —овре≠менные возможности использовани€ фонограммы Ч наложение различных мелодий друг на друга или текста и шумов на мелодию, ревербераци€, стереофони€ и т. д. Ч очень расшир€ют возможно≠сти режиссера. ¬се чаще и чаще режиссеры записывают все мас≠совое представление на пленку, а актеры играют, как на телеви≠дении, 4под фонограммуї. я противник такого метода. ќн ставит режиссера и исполнителей в зависимое положение Ч они не могут внести коррективы по ходу действи€, откликнутьс€ на непредви≠денную реакцию публики и т. д. Ќа мой взгл€д, следует сочетать Ђживоеї, непосредственное исполнение и звукозапись. Ќо здесь хотелось бы предостеречь молодых режиссеров от весьма часто встречающейс€ ошибки: монтажа Ђвстыкї фонограммы и живого голоса исполнител€. ¬сегда, даже если это поет сводный хор, раз≠ница в уровне звука будет настолько заметна, что пройдет некото≠рое врем€, прежде чем ухо зрител€ перестроитс€ на воспри€тие нового объекта. Ёто относитс€ и к тем случа€м, когда актер ра≠ботает с микрофоном. ћежду его текстом и звукозаписью должна Хбыть пауза.

≈сли использование фонограммы исключает вс€кую импрови≠зацию, сиюминутное актерское творчество, то работа с микрофо≠ном ограничивает движени€ солиста, лишает его возможности участвовать в пластических перестроени€х. ¬ыход один Ч радио≠микрофоны, но пока что это больша€ редкость на наших празд≠никах.

ј вот на фестивале дружбы молодежи ———– и „——–, который мне довелось Хставить в ѕраге, солисты выступали без фонограммы и без микрофонов. «вуко≠оператор держал в руках небольшой направленный микрофон, похожий на ду≠эльный пистолет с длинным стволом, Ђцелилс€ї им в артиста, наход€щегос€ Хот него на рассто€нии около 50 м, и Ђвелї его по сцене. јктер свободно пе≠ремещалс€ по площадке, по всем конструкци€м, по проходам зала и легко, не форсиру€ голоса, пел, а звук, пойманный и усиленный Ђпистолетомї, абсо≠лютно чисто, без малейшего искажени€ транслировалс€ через динамики.

«начительно шире, чем в традиционном театре, используютс€ ш массовом представлении шумы: перезвон  ремлевских куран-

тов, сирена воздушной тревоги, грохот бо€ и сигналы спутника,, л€зг- засова и скрип шагов. Ёти €ркие выразительные средства в сочетании с местом действи€, оформлением и т. п. позвол€юг поставить массовое театрализованное представление вообще без≠участи€ актеров (светозвукоспектакли).

ќгромную роль в массовом представлении играет кинопроек≠ци€. ≈сть множество приемов ее использовани€. —амый простои Ч широкий экран (еще лучше Ч широкий формат), создающий дви≠жущийс€ фон дл€ номера.

Ќапример, на концерте в ѕариже ». ћ. “уманов дал пронос€щуюс€ на зкране панораму весенней степи в качестве фона дл€ выступлени€ ансамбл€! киргизских музыкантов, которые были одеты в подлинные старинные народные-костюмы и сидели не на стуль€х, а на высоких покачивающихс€ седлах, укра≠шенных серебром и тиснением.

«начительно больший эффект дает полиэкран, то есть прием, одновременной, проекции на 3Ч5Ч7 и более экранов, вплоть до кругорамы. ћожно воспользоватьс€ готовыми кадрами из поли≠экранных фильмов ЂЌаш маршї, Ђ»нтернационалї, Ђ омсомолї,. ЂЌаш современникї и др., которые есть в прокате. Ёто тем более удобно, что в каждом из названных фильмов уже смонтированы небольшие тематические эпизоды, пригодные дл€ самых разных-типов представлений.

„асто режиссеры не могут пользоватьс€ приемом полиэкрана, так как проекционные аппараты в зале направлены на центр и' закреплены намертво. ¬ этом случае можно использовать специ≠альную призму, котора€ раздваивает изображение и посылает две-одинаковые проекции на боковые экраны. Ётот трюк мы использо≠вали в концертном зале Ђ–осси€ї. ѕризму разработали ки≠ноинженер ј. —услов и сотрудники Ќ» ‘». Ёто очень эффектный прием, так как на двух боковых экранах получаетс€ абсолютно' одинаковое изображение, но в зеркальном отражении. ќдни и те-же фигуры на них двигаютс€ от краев к центру либо наоборот. Ёто может помочь при параллельном монтаже дл€ создани€, на≠пример, эпизода ЂЌаступлениеї (допустим, на центральном экра≠не Ч гор€щий рейхстаг, на боковых Ч бегущие на штурм солда≠ты) или эпизода Ђ”ход на фронтї (в центре диапроекци€ Ч пла≠кат Ђ–одина-мать зовет!ї, на боковых экранах Ч уход€щие в бой добровольцы). Ётот прием требует специального синхронного мон≠тажа всех роликов с учетом направлени€ движени€ на боковых экранах.  роме того, надо следить, чтобы в Ђраздваивающихс€ї кадрах не было надписей, иначе на одном из экранов буквы ока≠жутс€ перевернутыми.

ќчень выразительно может быть совмещение кино- и диапро-екции. ѕричем дл€ неподвижной проекции можно использовать последний кадр киноролика и получить эффект Ђстоп-кадраї.

Ќа фестивале дружбы советской и немецкой молодежи в √ƒ– мы размести≠ли шесть экранов дл€ неподвижных слайд-проекций вокруг одного киноэкрана. —монтированы они были в две вертикальные Ђлентыї по три экрана справа w слева от основного изображени€ и ассоциировались с увеличенными застывши≠ми кадрами кинопленки. Ќа эти экраны слайды проецировались сзади методом

рирпроекции (режиссер слайд-фильма ¬. я. ∆уков), киноизображение давалось фронтально. ¬ результате удалось создать эффектные композиции, построен≠ные по принципу ассоциативного монтажа. Ќапример, на центральном экране шли черно-белые кадры военной кинохроники, а на диаэкранах Ч цветные слай≠ды: ¬ечный огонь (два верхних экрана справа и слева), полевые цветы (сред≠ние экраны), ветераны со склоненными головами (нижний р€д). ¬се это вместе с песней ¬ ѕ. —оловьева-—едого ЂЎел солдатї, которую на первом плане пел ».  обзон, составл€ло весьма впечатл€ющий эпизод Ђѕам€тьї.

 ак правило, в массовые представлени€ режиссеры включают кинокадры из готовых документальных и художественных филь≠мов. ќднако если можно сн€ть специальные ролики, то, естествен≠но, степень выразительности приема усиливаетс€. ¬ частности, можно сн€ть актера или актрису (скажем, балерину) крупным планом, в разных ракурсах, а затем совместить Ђживоеї исполне≠ние номера с кинопроекцией. Ёто будет тот исключительный слу≠чай, когда в массовом представлении сможет участвовать не кор≠дебалет, а всего лишь одна солистка, Ч полиэкран синхронно по≠кажет зрител€м руки танцующей балерины, ее лицо, ее глаза...

¬ последнее врем€ режиссеры все чаще прибегают к приему ЂЋатерны магикиї, то есть актер, выступающий на сцене, Ђпере≠ходитї на экран, затем Ђсходитї с него, общаетс€ с кинопартне≠ром, наход€щимс€ на экране, и т. д. Ётот эффект удачно исполь≠зуют в своих театрализованных ■ постановках режиссеры Ћенин≠градского большого концертного зала Ђќкт€брьскийї.

¬озможно и просто совмещение киноизображени€ с живым ак≠тером.

Ќапример, в одном из представлений мы расположили хор на фоне широ-юго экоана так, что его участники заслон€ли экран снизу примерно на одну треть.  иноизображение (пам€тники павшим советским воинам) частично по≠падало на лица хористов, и ћосковский хор молодежи и студентов (художест≠венный руководитель Ѕ. √. “евлин), исполн€вший Ђ–еквиемї –. ўедрина, был как бы вписан в экран, казалс€ объемной частью киноизображени€.

јналогично на фестивале в √ƒ– мы построили номер гимнасток с лентами. Ќа экране спортсмен с гор€щим факелом в руке бежал по проспектам олимпий≠ской ћосквы, а на фоне экрана девушки сложили из своих тел Ђчашу олимпий≠ского огн€ї, где оранжевые и красные ленты трепетали, как €зыки пламени. Ёто Ђплам€ї вспыхнуло в тот момент, когда бегун на экране поднес факел к насто€щей чаше... ¬ этом же представлении мы совместили киноизображение звездного неба с номером Ђ¬оздушный полетї братьев ѕантелеенко. √имнасты были одеты в стилизованные скафандры и как бы парили в космосе.

ќднако и кинопроекци€ не предел мечтаний, как говоритс€. —ейчас уже стало технически вполне возможным использовать телепроекцию, то есть смонтировать задник Ч огромный телеэк≠ран и, установив в разных точках зала (а возможно, и за его пре≠делами) телекамеры, синхронно передавать на экран, как на мо≠нитор, крупные планы актера, лица зрителей, заранее отсн€тые кинокадры, наконец, пр€мую трансл€цию из другого места дейст≠ви€. ¬ этом случае монтаж осуществл€етс€ непосредственно в мо≠мент представлени€, и режиссер, сид€щий за пультом, может как бы дирижировать различными проекци€ми, добива€сь максималь≠ной выразительности. ¬ р€де социалистических стран, в частности в „——– и √ƒ–, такие опыты уже ведутс€.

√лава VI. Ђ«–≈Ћ»ў≈

Ќ≈ќЅџ„ј»Ќ≈»Ў≈≈ї

(»—ѕќЋ№«ќ¬јЌ»≈ —ѕ≈÷»‘»„≈— »’ —–≈ƒ—“¬ ’”ƒќ∆≈—“¬≈ЌЌќ… ¬џ–ј«»“≈Ћ№Ќќ—“» ¬ ћј——ќ¬ќћ “≈ј“–јЋ»«ќ¬јЌЌќћ ѕ–≈ƒ—“ј¬Ћ≈Ќ»»)

¬ массовых представлени€х нар€ду с традиционными средст≠вами используютс€ очень часто транспортна€ и вс€ка€ ина€ тех≠ника, стихии огн€ и воды, природное освещение, новейшие дости≠жени€ современной науки, пиротехника, птицы и животные и т. д. и т. п.  ак писал ¬. ¬. ћа€ковский в прологе к Ђћистерии-буффї: ћы тоже покажем насто€щую жизнь, но она ¬ зрелище необычаинеишее театром превращена!..

¬ принципе все, что невозможно в обычном театре и на что да≠же не отвлекаетс€ никогда фантази€ режиссера и художника, мо≠жет быть использовано в массовом представлении.

я видел, как участвовали в постановках легковые и грузовые автомобили, трактора и танки, машины-амфибии и бронетранспортеры, молоковозы, цемен≠товозы, панелевозы и прочие Ђвозыї, ве€лки, се€лки, жнейки, комбайны и вс€≠ческа€ друга€ сельхозтехника, велосипеды и мотоциклы, самолеты и вертоле≠ты, катера и глиссеры, шлюпки и €хты, пароходы и теплоходы, сухопутные и плавучие подъемные краны, метеозонды и гидромониторы и т. д. ‘антази€ ре≠жиссеров-постановщиков неуемна. Ќа одном из массовых представлений, про≠ходившем в ночное врем€, использовались иллюминированные электрокары. ј. ѕ.  онников на празднике Ђ–усской зимыї в Ћужниках смонтировал на мо≠тоциклах высокие Ђгнездаї, поместил в них девушек в полушубках, расписные полы которых накрывали всю конструкцию вместе с мотоциклом, и поставил хоровод Ч Ђћотоберезкаї. Ћенинградский режиссер ». я. Ўноль вынашивает идею (он рассказывал о ней на ¬сесоюзной конференции, лишь поэтому € осме≠ливаюсь писать о еще не осуществленной Ђзадумкеї) поставить карнавал, ис≠пользу€ грузовые трамваи. ѕодобные Ђтрамвайныеї шестви€ проходили в ѕе≠трограде в 19Ч20-м годах, но с тех пор незаслуженно «абыты. ј ведь трамваи разом решают множество вопросов: дешева€ электроэнерги€, заранее опреде≠ленна€ трасса, возможность установить на платформе мотор, а следовательно Ч движущеес€ оформление, любое освещение и т. п

ј в торжественной церемонии Ђѕосв€щени€ в студентыї нам удалось за≠жечь Ђогонь знанийї с помощью... лазера.

–ежиссер-постановщик массового театрализованного представ≠лени€ об€зан не только владеть всеми средствами современной сценической техники, но хорошо знать и уметь примен€ть все но≠вейшие достижени€ науки и техники вообще. ¬прочем, не только новейшие. ¬о врем€ Ђёмориныї в ќдессе, был проведен парад старых машин на приз Ђјнтилопы-гнуї, а значит, режиссеру при≠шлось изучить все допотопные марки автомобилей.

¬ массовом театрализованном представлении транспортные ■средства, неодушевленные вещи могут Ђзаговоритьї, стать Ђдей≠ствующими лицамиї.  ак писал ¬. ¬. ћа€ковский в Ђћистерии Ђбуффї: Ђƒействующие «емли обетованной: 1)ћолот, 2) —ерп, 3) ћашины, 4) ѕоезда, 5) јвтомобили...ї

ј вспомним у него же разговор двух судов на рейде. Ёто ведь прием массового зрелища. » вот мы видим перекличку старого паровоза и современного электровоза на празднике в “уле или представление, решенное, как эстафета славы знаменитых кораб≠лей: от Ђјврорыї до Ђјрктикиї в Ћенинграде и т. п.

¬ этом случае техника выполн€ла образные функции.

–асскажем, как использование современной техники стало принципом ре-и'ени€ всего представлени€ целиком.

¬ 1973 году в ћоскве проходили заключительные меропри€ти€ ¬сесоюзно го фестивал€ советской молодежи, и в их числе Ч театрализованный митиш чс—лава трудуї на ¬ƒЌ’. ”читыва€ тему митинга, место его проведени€ (от крыта€ площадь возле скульптуры Ђ–абочий и колхозницаї), а также возмож≠ности ¬ƒЌ’ (наличие на выставке различных образцов современной техники) мы предложили следующее решение Ђокружающей средыї: всю площадь ок ружить большими машинами-экспонатами: кранами, экскаваторами, комбайна *ih, панелевозами и т. д. и т. п.  аждую машину соответствующим образом де корировать и украсить лозунгами, транспарантами, флагами, символизиру€ та ким образом одну из ударных комсомольских строек, на которых данный тш ■машин представлен в наиболошей степени.  аждую такую машину превратит <в своеобразную сценическую площадку Ч трибуну дл€ представителей эти строек. «рители наход€тс€ в центре. ¬ результате мы решили разом целый р€ за/, ач: монтировку сценических площадок, которые можно было легко, свои1 ходом доставить на место действи€ и которые были подн€ты над головам зрителей; ограничение замкнутого пространства дл€ участников митинга; созда ние особой атмосферы Ђгимна трудуї, в которой солировала скульптура ¬. ћ\ хиной в обрамлении реальной техники; символическое и аллегорическое, но i -то же врем€ лаконичное изображение молодежных строек и т. д.

“ранспорт также €вл€етс€ очень удобной самодвижущейс€ де корацией. Ѕез применени€ современной техники трудно предста вить себе любое шествие. ј если в массовом представлении по, открытым небом есть цирковые номера, то техника просто необхо дима. Ђ¬оздушный полетї, смонтированный под вертолетом ил1 на стреле подъемного крана, акробаты-каскадеры на автомобил€х и мотоциклах, велофигуристы и т. д- стали обычным €влением на стадионном представлении.

ѕоскольку-мы заговорили о цирке, нельз€ не упом€нуть о жи вотных. Ђ онна€ атакаї и Ђтачанкаї в сцене Ђ–еволюци€ї или бе лые голуби в эпизоде Ђћиру Ч мир!ї примен€ютс€ сейчас повсе местно. Ќо в массовом представлении случаетс€ использовать со бак и оленей, верблюдов и дрессированных медведей. ¬ одном и:, спектаклей под открытым небом, поставленных в 30-е годы в «с леном театре ÷ѕ иќ им. √орького, Ђучаствовалої стадо баранов ¬ карнавале в —очи (см. главу X) у нас Ђиграли ролиї осел и ко рова, а вместе с клоуном ё.  уклачевым выступали его дресси рованные кошки. «ачастую включение в массовое представление животных помогает образному решению темы.

¬ р€ду необычных средств театрализации, которыми распола≠гает режиссер массового представлени€, сто€т также силы приро≠ды: огонь, вода, воздух, свет солнца или луны и т. д.

¬спомним оп€ть ¬. ¬. ћа€ковского. ¬ либретто цирковой пан≠томимы Ђћосква горитї (кстати, еще один образец прекрасного сценари€ дл€ массового театрализованного представлени€) у него действовали не только люди, куклы и звери, но также огонь и вода.

ќ различных приемах использовани€ Ђживогої огн€ мы уже не раз говорили на страницах этой книги. ¬ качестве дополнитель≠ного примера можно вспомнить массовое представление на ста≠дионе им. ¬. ». Ћенина в Ћужниках, посв€щенное закрытию VI ¬семирного фестивал€ молодежи и студентов, на котором 1800 лучших гимнасток —оветского —оюза демонстрировали мас≠совые спортивные выступлени€ с булавами, начиненными бенгаль≠ским огнем, складыва€ из них огненные клумбы, дорожки, волны и т. п. (режиссер ћ. ƒ. —егал).

ќгонь Ч одно из самых сильных средств художественной вы≠разительности в массовом представлении под открытым небом. ƒостаточно сказать, что если каждый исполнитель в огромной массе людей одновременно по команде зажжет обыкновенную спичку, то даже такой примитивный трюк даст совершенно оше≠ломл€ющий эффект.

Ћюбопытные приемы использовани€ в массовом представлении огн€ и воды можно найти в спектакл€х английского уличного театра Ђ”элфейр стейтї (по≠литический термин, означающий -ЂЂ√осударство всеобщего благососто€ни€ї). јктеры этого театра называют себ€ Ђинженерами воображени€ї. —пектакли их Ч это бессмысленный сюрреалистический набор различных символов и алле≠горий, не св€занных ни сюжетом, ни мыслью, ни логикой. Ќо отдельные техни-Ђегкие приемы заслуживают того, чтобы о ких рассказать.

—пектакль готовитс€ большим количеством людей и в течение длительного-времени (иногда мес€ц) и идет целую ночь. ѕовторить его нельз€, так как в процессе представлени€ уничтожаетс€ все, что было изготовлено. —пектакль, который довелось видеть мне, шел в парке на большом пространстве, огоро≠женном канатами. ¬ рашых местах этого пространства сто€ли сделанные из бумаги почти в натуральную величину пароход, дом и даже корова ÷ела€ по≠л€на была утыкана бумажными флажками разных стран мира (такие флажкл став€т обычно на столах делегаций во врем€ переговоров). Ќа высоком дереве висели две громадные человеческие фигуры, выполненные из металлической фольги. ¬етер шуршал, шелестел, звенел ими, и они шевелились, как живые. ƒругие фигуры Ч неподвижные куклы в человеческий рост Ч были сделаны из-соломы и Ђжилиї в доме, Ђплылиї на пароходе, Ђпаслиї корову.. ≈ще была громадна€ Ђголоваї (как в Ђ–услане и Ћюдмилеї), лежавша€ у подножи€ хол≠ма ѕо всему этому населенному странными персонажами пространству бродили такие же странные люди. ƒва Ђподжигател€ї в костюмах Ђогн€ї (оранжевые,, красные и желтые ленты у него на плечах, как пончо, у нее на по€се, как юбка) "од€т и зажигают бачки с горючей смесью разного цвета, множество воткнутых в землю свечей (поле павших?) ѕостепенно весь абсурдный мир начинает раз≠рушатьс€, уничтожатьс€. Ђ√оловаї встает на ноги (оказываетс€, внутри все это врем€ сидел человек), идет на холм и там с треском лопаетс€. ‘игуры из фоль≠ги падают с дерева, сминаютс€ в бесформенную кучу, и их топчут ногами. ^ƒин из актеров, одетый в костюм пирата, берет брандспойт и мощной струей ¬оƒџ сначала гасит все свечи, а затем сбивает флажки. ќни плывут, кувырка€сь в потоках воды и гр€зи. ќт бачков постепенно загораютс€ пароход, дом и ко-

рова. —оломенные куклы корчатс€ в пламени, как живые, а от бумажных кон≠струкций остаетс€ только обугленный проволочный каркас-скелет...

Ќекоторые технические приемы этого странного зрелища, на мой взгл€д, заслуживают внимани€. Ќапример, поле флагов Ч это любопытно, фигуры из фольги Ч крас*иво, а гор€ща€ корова Ч это очень страшно.  ак писал бюлле≠тень фестивал€ Ђ урьерї: ЂЌемного Ђшума из ничегої, немного фантазии, не≠много детской игры, а в результате возникает нечто не повседневное, возника≠ет система мен€ющихс€ образов на пленэреї...

ƒл€ сравнени€ расскажу еще об одном представлении, поставленном мною в 1970 году. ќно было посв€щено 25-летию «‘ƒћ и происходило на берегу ¬олги, на территории одного из наших международных лагерей отдыха, где в те дни находились представители прогрессивной молодежи многих стран мира. Ёто было врем€, когда еще полыхала война во ¬ьетнаме, у власти в √реции на≠ходились Ђчерные полковники*, а в »спании правил фашистский каудильо ‘ранко. ћногое изменилось в международной обстановке за эти годы, поэтому диктор≠ский текст кое в чем устарел. Ќо Ђходї представлени€, а главное Ч специфика выразительных средств, основным из которых стало использование Ђживогої огн€, кажутс€ нам заслуживающими внимани€.

»так, поздний летний вечер. «рители сид€т амфитеатром на крутом берегу реки, а действие происходит внизу на узкой полосе песчаного пл€жа. ѕосле музыкального пролога (Ђзаставкаї на тему песни Ђћы все за мир!ї) на пло≠щадке по€вл€ютс€ трое юношей,Ч белый, черный и желтый Ч с гор€щими фа≠келами в руках ќни исполн€ют танец Ђ—вобода, равенство и братствої, на какой-то момент застыва€ ъ скульптурной мизансцене Ч эмблеме ¬‘ƒћ. “анец заканчиваетс€ тем, что юноши одновременно поджигают факелами концы бик≠фордова шнура, уложенного на землю в специальную канавку. ќгонь бежит по шнуру, поджига€ заложенную в канавки горючую смесь, и на земле вспыхи≠вают гор€щие цифры и буквы: Ђ1945Ч¬‘ƒћЧ1970ї. ќдновременно звучит дик≠торский текст (фонограмма):

Ч ¬ 1945 году впервые в истории был зажжен факел организованного ће≠
ждународного молодежного движени€ борьбы за мир, демократию и социализм.
— того дн€ минуло четверть века. » из искры возгорелось плам€!..

ќт последней цифры огонь бежит по шнуру дальше, и вот в самом центре площадки вспыхивает громадный костер. «вучит песн€ Ђ≈сли бы парни всей землиї, и на фоне мелодии продолжаетс€ дикторский текст:

Ч...ѕлам€ борьбы и труда молодежи всех континентов! ¬ горниле этогс пламени закал€лась и крепла юность планеты, в зареве этого пламени ¬‘ƒћ прожила 25 героических лет, искры этого пламени Ч в сердцах молодых патри отов ¬ьетнама и юных докеров ‘ранции, студентов —Ўј, сжигающих свои при зывные повестки, и молодых квакеров, публично сжигающих себ€ в знак проте (\ ста против агрессии... »бо в противовес очищающему пламени борьбы за свобо ' \ ду враги человечества вновь пытаютс€ раздуть смрадный огонь во.йны, ненави \сти и расизма... —горевшие города, сожженные люди, опаленные души... ¬оду w валивают водой, но грозный пожар войны можно потушить огнем юных сер 4 децЧнашим встречным палом Ч чистейшим огнем человеческого мужества -стойкости и борьбы!.. » сегодн€, здесь, в день 25-лети€ ¬‘ƒћ мы символичес≠ки предаем огню возмезди€ все, что сеет на земле ненависть, страх, смерть' Ѕарабанна€ дробь. √руппа молодых солдат несет над головой гигантскую бутафорскую свастику.

“ Ч ¬ огне второй мировой войны, на пол€х сражений и в печах крема ' ториев сожжены дес€тки миллионов наших сверстников. ћы предаем огшг символ фашизма, эмблему угнетени€ и рабства!

—вастика летит в костер. ј с другой стороны площадки уже движетс€ ко лонна молодежи в национальных костюмах разных народов мира. ќни нес} т громадную цепь.

Ч “ыс€челети€ми держали в угнетении людей всех народов и рас цепи
религии, цепи мракобеси€, цепи покорности. —ейчас пытаютс€ сковать цеп€ми
волю народов √реции и »спании, Ќикарагуа и √аити... Ќе выйдет! —оветскш"(
народ первым порвал эти цепи, порвут их все народы «емли. ¬ огонь!

¬ костер летит цепь, и уже подходит третьи колонна Ч девушки в белых оде€ни€х. ќни несут макет атомной бомбы.

Ч ¬ августе 1945 года в огне атомного пожара были сожжены мирные
€понские города Ч ’иросима и Ќагасаки. ѕепел двухсот тыс€ч стариков, жен≠
щин, детей, сгоревших заживо, стучит в наши сердца. Ќет! Ч атомному по≠
вару!

Ѕомба Ч в костер. »дет отр€д молодых бойцов ‘ронта освобождени€ ёж≠ного ¬ьетнама. ќни несут макет стратегического бомбардировщика ¬-52.

Ч Ёти самолеты несут смерть рисовым пол€м ¬ьетнама. ¬ огне напалма
гор€т больницы и школы, храмы и пагоды, заживо гор€т люди. ћы помним,
что такое война, мы с тобой, ¬ьетнам! ¬ костер огнедышащего дракона, в ко≠
стер символ империализма и агрессии!

—амолет бросают в костер. ѕо€вл€етс€ группа негров. ќни несут высокий крест с надетым на него балахоном ку-клукс-клана.

Ч √ор€щими крестами усе€н путь ку-клукс-клана, минитменов, общества
ƒжона Ѕэрча. Ёто они стрел€ют из-за угла в борцов за свободу и гражданские
права негров, это они подбрасывают бомбы в школы и церкви, это они сеют
террор в негрит€нских гетто и преследуют Ђ„ерных пантерї, это они убили
ћартина Ћютера  инга. ¬ огонь символ расизма!

Ѕалахон гоже летит в огонь, а к костру уже подходит колонна детей Ч мальчишек и девчонок в пионерских галстуках. ќни несут громадное чучело ¬ойны Ч скелет в сапогах, в каске, в противогазе и с автоматом.

Ч » наконец, сегодн€ мы хотим предать огню сам символ ¬ойны!.. ѕоджи≠
гатели войн! ќчи всегда начинали с того, что сжигали на площад€х книги Ч
наследие всех прошлых веков, они всегда кончали тем, что заживо сжигали де≠
тейЧ надежду всех будущих веков!1 “ак пусть навсегда сгинет ¬ойна!

„учело тоже летит в костер. Ѕарабанна€ дробь смен€етс€ мелодией Ђ√имна демократической молодежи мираї. Ќа его фоне продолжает звучать дикторский голос:

Ч ¬о им€ отцов, которых мы не дождались с полей сражений!

¬о им€ братьев, погибающих под бомбами, от голода и напалма, от сна≠р€дов и пуль!

¬о им€ детей, которые еще не родились и перед которыми мы в ответе!

 л€немс€ не допустить, чтобы погас в наших сердцах св€щенный огонь борьбы за мир.

¬се.  л€немс€!

» на склоне реки вспыхивают тыс€чи маленьких факелов Ч это все зри≠тели одновременно зажгли свернутые в трубку газеты. » пока они гор€т, зву≠чат последние слова диктора'

Ч ¬ 1917 году одним из первых декретов —оветской власти был ƒекрет
о мире. ¬ ответ 14 империалистических держав пошли на нас войной.

¬ тридцатые годы мы пели: Ђћы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути1ї » бронепоезду пришлось выйти в бой в сорок первом.

Ќа этих берегах, у стен легендарного —талинграда, изменили наши отцы ход истории. ќт этой великой реки двинулись мы на «апад, нес€ мир народам земного шара.

» сегодн€, в 1970-м, мы вновь говорим: Ђћы все за мир!ї

¬се. ћы все за мир!

ƒиктор. ѕусть над землей си€ют только мирные огни Ч огни мартенов и
новостроек, лампочки »льича и неоновые рекламы, пионерские костры и ново≠
годние свечи... ќ

» над всем берегом в небо взмывают сотни воздушных шаров, с прив€зан≠ными к ним гор €щими бенгальскими огн€м и.. ќни лет€т над рекой на фоне лу≠ны, и веселые огни рассыпаютс€ искрами, тыс€чекратно дроб€сь и отража€сь в темной воде, сверка€ золотыми брызгами в серебр€ной лунной дорожке...

¬ этом представлении было еще много всевозможного использовани€ огн€ Ч и ночное шествие со свечами к братской могиле воинов, погибших в годы ¬е-

' Ёта фраза Ч цитата из дикторского текста митинга-реквиема на ѕискарев- кладбище, но мы сознательно использовали ее еще раз.

ликой ќтечественной войны, и ритуальное зажигание ¬ечного огн€, и грандиоз≠ный фейерверк с противоположного берега реки и т. д. Ќо, конечно, все вырази≠тельные возможности такого средства, как Ђживойї огонь, были все равно не исчерпаны. Ќаверное, они и неисчерпаемы.

¬ода используетс€ в качестве основного выразительного сред≠ства на ежегодном Ђѕразднике фонтановї в ѕетергофе (автор и режиссер ». √уревич). Ќо в любом представлении на воде можно легко соорудить фонтаны произвольной мощности и высоты с по≠мощью гидромониторов или противопожарных судов. Ќочью эти фонтаны можно красиво подсветить цветными прожекторами. ј если на фоне специально подобранной музыки синхронно с ее ритмом и настроением мен€ть количество струй, их высоту, мощ≠ность и цвет, то может получитьс€ феерическое зрелище.

¬ качестве примера приведем эпизод из поставленного ћ. ƒ. —егалом в 1946Ч1947 годах на стадионе Ђƒинамої ¬сесоюзного парада физкультурников. ≈доль всей южной трибуны были уложены трубы с отверсти€ми и устроены специальные водостоки. ¬ определенный момент в небо ударили сотни искр€-шихс€ на солнце вод€ных струй. Ќад стадионом повисла радуга, на фоне ко≠торой выступали гимнасты. “о, что фонтаны забили не у реки или у мор€, а на стадионе, было полнейшей неожиданностью дл€ зрителей и произвело огром≠ный эффект...

 
 

ѕоследний по времени ћеждународный фестиваль молодежной песни Ђ рас≠на€ гвоздикаї в —очи мы ставили в новом киноконцертном зале Ђ‘естиваль≠ныйї. ѕри целом р€де архитектурных погрешностей у этого зала есть одно конструктивное достоинство Ч со сцены можно сн€ть дерев€нные щиты и на морозить лед дл€ выступлени€ фигуристов. Ћед нам был не нужен, но щить и ы сн€ли, покрасили бетонную ванну в черный цвет и залили ее водой. Ѕелы* ажурные конструкции на черном вод€ном зеркале (художник –. Ћ.  азачек) композиции из цветов на вод€ной глади (аранжировщик Ч известный сочин ский цветовод —. ». ¬ен.чагов), световые блики,1 р€бь и силуэты певцов, отра женные водой и спроецировавшиес€ на громадный кино«кран“ создали очеш красивое зрелище (рис. 30).

¬се это примеры того, как используетс€ вода в представлени€х на суше. Ќо ведь существует множество представлений, которые полностью став€тс€ на воде (например, попул€рный в курортных городах традиционный Ђѕраздник Ќептунаї). ¬ таких представ≠лени€х вода, естественно, становитс€ главным выразительным средством, а с помощью тех же фонтанов можно создать своеоб≠разный вод€ной занавес, чтобы скрыть перестановки.

–аз уж мы заговорили вновь о занавесе, надо вспомнить еще об одной его разновидности Ч дымовом занавесе, который полу≠чают, зажига€ дымовые шашки. Ётот занавес может быть сам по себе очень красив (дымы бывают разного цвета), а можно на бе≠лую дымовую завесу пускать кинопроекцию и т. д. Ќо использо≠вать этот трюк надо очень осторожно: при перемене ветра дым от≠несет на зрителей, при его отсутствии дымова€ завеса стоит долго на месте. ƒл€ создани€ дымового занавеса необходимо иметь спе≠циальные Ђветродуиї, провести р€д технических репетиций и т. д.

¬от пример, как можно совместить в представлении технику и стихию. Ќа одной из репетиций массового представлени€, которое готовилось на гребном канале в  рылатском, ко мне подошел руководитель группы спортсменов-под≠водников ƒќ—јј‘ и предложил следующее: Ђ“оварищ режиссер! ƒавайте

–ис. 30. »спользование воды в массовом театрализованном представлении. ‘естиваль песни Ђ расна€ гвоздикаї. —очи, киноконцертный зал Ђ‘естиваль≠ныйї, 1979 г. ’удожник –.  азачек.

сделаем такой номер. ћои реб€та десантируютс€ над каналом с вертолетов, вна≠чале буд>т падать Ђзат€жнымї и рисовать в небе цветными дымами, потом от≠кроют разноцветные парашюты и сориентируютс€ на трассу канала в зоне три≠бун, над самой водой отстегнутс€, уйдут под воду, цветные купола парашютов поплывут по течению, а а это врем€ хлопцы зажгут под водой специальные фа≠келы и выйдут из канала на берег с гор€щими факелами в руках. ј?..ї ћы попробовали. “ак все п было. —портсмены в черных резиновых костюмах под≠водников с масками и аквалангами, с которых стекала вода, но с гор€щими фа≠келами в руках, строем, держа равнение, вышли Ђиз пучины водї и маршем под музыку оркестра прошли по набережной.   сожалению, репетицией при≠шлось ограничитьс€, в представление этот номер не вошел...

ћы уже говорили о том, что режиссер массового представлени€ под откр'ытым небом должен учитывать и уметь использовать естественное освещение местности: солнце, луну, звезды.

¬от два примера.

¬ сочинском карнавале, который проходил, к сожалению, днем, у нас дей≠ствовали в одном из эпизодов Ђсолнечные зайчикиї. Ёто были дети в соответ≠ствующих костюмах с карманными зеркальцами в руках. ѕоймав лучи солнца, они по команде €рко освещали находившуюс€ до этого в тени √елио Ч богиню —олнца.

ј в Ђјртекеї начало представлени€ было точно приурочено к моменту вос≠хода луны. » когда девочка взмахнула жезлом, из-за ћедведь-горы по€вилс€ огромный багровый диск луны. ѕока все участники представлени€, возглавл€е≠мые маленьким тамбурмажором, маршировали в прологе, луна медленно и тор≠жественно выкатывалась в небо, дополн€€ и усилива€ настроение и атмосферу представлени€...

Ѕольшинство массовых театрализованных представлений, про≠ход€щих на открытом воздухе, заканчиваетс€ фейерверком.   со≠жалению, искусство пиротехники у нас сегодн€ во многом утрачено. ¬ 30-е годы в ÷ѕ иќ им. √орького была сво€ полукустар≠на€ пиротехническа€ мастерска€, котора€ дл€ парковых карнава≠лов изготовл€ла огненные буквы и змеи, верт€щиес€ солнца и мельницы, огненные рамы с портретами внутри, световые транспа≠ранты и огненные эмблемы, цветы и кусты из огней, бенгальские факелы и свечи, булавы дл€ гимнастов с бенгальским огнем и т. д. и т. п. Ќа одном из таких карнавалов (1936 г., ЂЌочь фейервер≠ковї) на ћоскве-реке сто€ло двенадцать барж, и на каждой была сво€ пиротехническа€ композици€. ¬ те же годы широко прак≠тиковалс€ дневной фейерверк: ракеты с разноцветными дымами; пушки, стрел€ющие конфетти и серпантином; пушки, стрел€ющие сотн€ми маленьких цветных парашютиков (на каждом был либо букетик цветов, либо куколка, либо конфета. ѕарашюты раскры≠вались в небе и медленно опускались в руки восторженных зри≠телей). ¬ 1930 году,-на одном из карнавалов были чучела высотой в 15 м и весом по полтонны каждое, которые по сюжету взрыва≠лись и пылали.

—ейчас, к сожалению, есть только одна пиротехническа€ ма≠стерска€ в ’арькове, котора€ Ђпо заказу организацийї постав≠л€ет стандартный фейерверк с примитивным набором ракет и бомб Ч то, что по привычке до сих пор именуют Ђсалютомї. ≈сть одиночки энтузиасты в Ђјртекеї, которые самоде€тельным путем пытаютс€ изготовить нечто более интересное. ¬от, пожалуй, и все. ќстаетс€ наде€тьс€, что с ростом количества и качества массовых представлений это положение изменитс€ к лучшему.

√лава VII.

Ђ”¬≈Ћ»„»¬јёў≈≈ —“≈ Ћќї





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 772 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬аше врем€ ограничено, не тратьте его, жив€ чужой жизнью © —тив ƒжобс
==> читать все изречени€...

2018 - | 1982 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.119 с.