Традиционный способ поиска интересующей нас точки фонограммы в компьютерных технологиях имеет свой аналог, именуемый операцией «SCRUB» (букв, тереть, скрести), выполняемый с помощью манипулятора «мышь», однако, в подавляющем большинстве программ, содержащих эту функцию, процедура поиска невероятно сложна, а подчас вовсе нерезультативна, и лишь невнятное звучание с переменным темпом и высотой намекают на её потенциальные
22 Заказ № 820
возможности. Дело в том, что если движения «мыши» подобны небольшим ручным перемещениям магнитной ленты вдоль головки воспроизведения, то высота и темп должны быть пропорциональны скорости перемещения, а при остановке манипулятора звука не должно быть вовсе. Именно так реализована функция «SCRUB» в программе «Wave Frame», нечто подобное сделано в версии 5.91 программы «Samplitude». А в некоторых программах темп, высота и направление звучания зависят от того, в какую сторону и насколько сместился курсор на дисплее от своего начального (cibsolute scrubbing mode) или предыдущего (relative scrubbing mode) положений. Наверное, ко всему можно привыкнуть, но как избавиться от недоумения, когда функционирование «SCRUB» существенно зависит от масштаба изображения на экране монитора, а при остановке «мыши» звук не прекращается немедленно?
Если программа «Wave Frame» изображает на дисплее звуковые файлы в виде прямоугольников, подобно рис. 9-9, то все остальные компьютерные аудио редакторы предлагают иную формальную модель звукового сигнала, вид которой связан с масштабом по горизонтали — от интегральной огибающей (рис. 9-10) до осциллограммы (рис. 9-11). Поскольку графика, полагают программисты, адекватно иллюстрирует слышимое, то нет необходимости в качественной операции «SCRUB», это де функция вспомогательная. Искомые атаки звуков, мол, отлично видны!
Действительно, поиск актуальных точек фонограммы «на слух»— удел профессионалов, а современное программное обеспечение ПК ориентировано на массового пользователя. Но если изображение огибающей позволяет безошибочно идентифицировать звуковые атаки в соло ударных инструментов (см. рис. 9-12), то как искать их, к примеру, в негромком контрапункте виолончелей при насыщенной оркестровой фактуре (рис. 9-13)?
Впрочем, из любого положения есть выход. Поиск монтажной точкд.увенчается успехом, если 1-2-х секундную область её нахождения воспроизводить циклически (LOOP) с половинной скоростью. Транспонирование звучания на октаву вниз у людей с музыкальным слухом не вызывает проблем восприятия, а малая скорость позволяет легко скоординировать видимое перемещение курсора со всеми деталями рисунка звуковой огибающей. Одна из этих деталей наверняка будет соответствовать искомой точке.
Рис. 9-10
Рис. 9-11
Рис. 9-12
Рис. 9-13
Каждая актуальная точка помечается маркером. Пара точек ограничивает в монтажной структуре область (см. рис. 9-14), где может быть выполнена та или иная операция.
Рис. 9-14
Способы установки маркеров, как и способы выделения монтажных областей в каждой программе свои, и сведения об этом содержатся в справочных руководствах аудио редакторов.