Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


”правление спектральными и громкостными признаками удаленности




— удалением от источника звука, спектр акустического сигнала, по известным причинам, претерпевает количествен≠ные изменени€. Ќапомним об этом иллюстрацией; характер спектра на рисунке 5-16 Ч условный, дл€ нагл€дности.

–ис. 5-16

  сожалению, дл€ сложного звукового пол€ невозможно ус≠тановить точную зависимость спада амплитуд от частоты спек≠тральных составл€ющих при удаленности. Ќа сегодн€шний день приходитс€ довольствоватьс€ лишь приближени€ми. “ак, среднестатистический анализ потерь высокочастотных компо≠нент акустического спектра удаленных источников показыва≠ет, что на 10-метровом рассто€нии затухание колебаний с час≠тотой 12 к√ц. на 3,2 дЅ. выше затухани€ дл€ частоты 6 к√ц. Ќа рассто€нии в 5м. это отношение снижаетс€ до 1,6дЅ.

Ќа практике дл€ спектральной высокочастотной коррек≠ции сигналов ЂудалЄнныхї квазиобъектов наиболее пригод≠ными оказываютс€ фильтры первого пор€дка, с крутизной спада 6 дЅ / окт.

„то касаетс€ низкочастотной области, то, веро€тно, при одном и том же удалении от источника затухание колебаний


 




ной характеристики спада и подобной комбинацией регу≠лировок в фильтре Ќ„ (рис.5-17).

как функци€ частоты пропорционально длине волны, €вл€≠ющейс€ главным параметром ее сферичности. “о есть кру≠тизна низкочастотного акустического спада при удалении от источника также составл€ет, предположительно, 6дЅ/окт.

¬ составе каждого входного канала пульта звукорежиссЄра есть фильтры нижних и верхних частот 1 -го пор€дка с мак≠симальной крутизной частотной характеристики 6дЅ/окт. ¬о многих из современных конструкций этих фильтров регули≠руютс€ как частота перегиба ј„’, так и глубина вносимого частотно-зависимого затухани€.

„ем дальше отстоит точка среза от кра€ собственного ди≠апазона фильтра, тем больший участок соответствующей ча≠стотной области подвержен затуханию. „ем выше степень вли€ни€ фильтрующей цепи, тем ближе крутизна амплитуд≠но-частотной характеристики к 6дЅ/окт. ѕервое адекватно степени удаленности (величине плана квазиобъекта}, второе же св€зано с глубинно-масштабными контрастами, то есть с тем, насколько плановые пропорции фонографии соответ≠ствуют естественным соотношени€м. Ёто требует некоторых по€снений.

ƒействительно, разница между первым и вторым спосо≠бами регулировани€ Ч очень тонка€, и при отсутствии дол≠жного навыка и слуховой культуры Ч едва ощутима€. Ќо это как раз та тонкость, котора€ всегда и во всем была характер≠на дл€ высокого искусства.

¬ данных же случа€х аналогии снова нужно искать в изобразительных искусствах, в частности, в фотографии или кино. ћногие из читателей встречали в разных изда≠ни€х примеры использовани€ короткофокусной или длин≠нофокусной оптики, с помощью которой были сделаны снимки со специфической перспективой. Ќаверн€ка запом≠нились портреты на фоне заход€щего солнечного диска, размеры которого в изображении ненамного отличались от размеров человеческого лица, и возникало впечатление от≠сутстви€ взаимной удаленности. “акой эффект дает так на≠зываемый телеобъектив, сближающий предметы передне≠го и дальнего планов, вопреки астрономическому рассто€нию между ними. ѕодобного звукозрительного эф≠фекта можно достичь, излага€, к примеру, солиста в круп≠ном плане Ђна фонеї акустического органа, удаленность ко≠торого в спектральном отношении формируетс€ очень низкой точкой среза фильтра ¬„ с максимальной крутиз-


–ис. 5-17

»менно такого эффекта добилс€ автор в фонографии зонг-оперы ј. ∆урбина Ђќрфей и Ёвридикаї, где в финальной сце≠не ќрфей акустически проецируетс€ на изображение Ёври-дики, поющей ему уже с небес. ќба настолько соизмеримы в фонографическом масштабе, что полное сли€ние душ героев убеждает любого слушател€.

ƒруга€ перспективна€ аномали€ получаетс€ при исполь≠зовании короткофокусного, или широкоугольного объектива, когда размерные соотношени€ близко расположенных пред≠метов в изображении гипертрофируютс€, сообща€ снимку большую пластическую динамику. ¬ фонографической ана≠логии это может быть реализовано формированием ј„’ передачи в соответствии с рис.5-18, где при сравнительно небольшой крутизне характеристики затухани€ обрабатыва≠емые частотные области Ч довольно широкие.

–ис. 5-18

“ворческа€ судьба подарила автору возможность реали≠зовать и такую звуковую перспективу. ”мирающему арестан≠ту  андиду “арелкину (фонографи€ оперы Ч фарс ј.  олкера


 




Ђ—мерть “арелкинаї) в бреду €вл€етс€ призрак так давно ушедшей, что, может, и вовсе не существовавшей возлюблен≠ной. ќгромна€ дистанци€ между двум€ фонографическими изображени€ми говорит, вопреки тексту этого фрагмента опе≠ры, о невозможности соединитьс€ грешнику с ангелом.

≈стественно, что вмешательство в спектральную приро≠ду звуков при имитации удаленности не должно идти во вред тембральной стороне. ѕоэтому при предварительном обду≠мывании фонокомпозиционных построений необходимо при≠нимать решени€, исключающие нежелательные противоре≠чи€. «десь же уместно сказать о внимании, с которым следует относитьс€ к идентификации низкочастотной и высокочас≠тотной областей в спектрах различных музыкальных инст≠рументов и вокальных голосов, чтобы работа с фильтрами не превращалась в бессмыслицу, когда обработка проводитс€ в спектральной области, где вовсе отсутствуют те или иные компоненты (см. главу Ђ‘ќЌќ ќЋќ–»—“» јї).

„то касаетс€ громкостных признаков удаленности квази≠источника, то приблизительно двукратное уменьшение уров≠н€ можно считать адекватным удалению вдвое, если эту дис≠танцию координировать по предыдущему положению квазиобъекта, но не в сравнении с другими композиционны≠ми элементами. ¬ совокупности же вопросы громкостных со≠отношений с точки зрени€ плановых построений решаютс€ эмпирически, причем приоритеты, как и в случае тембров должны сохран€тьс€ за музыкально-драматургической тка≠нью.

ћногое, о чем говорилось выше, относитс€ к Ђизолирован≠нымї сигналам, встречающимс€ при многоканальной проце≠дуре, когда исполнители во врем€ записи технологически раздел€ютс€ в пространстве или времени, обеспечива€ в дальнейшем сепаратную обработку каждого квазиисточни≠ка. “о же можно сказать и об элементах фонографической композиции на основе электронно-синтезированых звуча≠ний.

“еперь покажем, что спектрально-громкостные коррел€≠ты удаленности реализуютс€ почти автоматически, когда пара Ђмикрофон Ч объектї помещаютс€ в естественные аку≠стические услови€.






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 447 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—лабые люди всю жизнь стараютс€ быть не хуже других. —ильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Ѕорис јкунин
==> читать все изречени€...

470 - | 452 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.