Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—тереометрические обосновани€ выбора микрофонной техники




ѕри подготовке к созданию пространственной звуковой картины вы€сн€етс€, какие из ее компонент будут излагать≠с€ с той или иной шириной (прот€женностью), а какие Ч из≠лагатьс€ точечно. »сход€ из этого, решаетс€ вопрос о выбо≠ре принципиального вида микрофона Ч стереофонического, монофонического, или группы микрофонов.

ясно, что сигнал одного монофонического микрофона не может быть непосредственно использован дл€ изображени€ прот€женного квазиисточника. »ллюзию относительной ширины квазиобъекта можно получить, руководству€сь пред≠ставлением о том, каким было психобиологическое воспита≠ние нашей слуховой культуры.  онкретно: широкий звуко≠вой источник всегда сообщал двум ушам, по меньшей мере, несинфазные (а, может быть, даже и несинхронные) сигна≠лы из-за временной разницы в приходе звуковых волн от раз≠ных точек большого акустически колеблющегос€ тела. ¬пе≠чатление усиливалось, если, так сказать, Ђлева€ї и Ђправа€ї составл€ющие звуковой информации отличались еще и по спектру (вспомним, к примеру, акустическую геометрию боль≠шого концертного ро€л€). ѕредельным случаем в р€ду мно≠жества иллюстраций можно считать звучание огромной люд≠ской толпы, хора или оркестра, когда звуковые волны левого и правого направлений оказываютс€ еще и неизоморфными.

Ёлектроакустическому способу имитации прот€жЄнности в случае монофонического микрофона могла бы отвечать ске≠летна€ схема, приведенна€ на рис. 5-8, где ћЧ монофони≠ческий микрофон, ћ.”. Ч микрофонный усилитель, «ƒ— Ч устройство задержки электрического сигнала, “–” Ч транс≠понирующее устройство, –Ќ1 и –Ќ2 Ч регул€торы направ≠лени€ соответственно дл€ левой и правой составл€ющих квазиисточника, åL и åR Ч выходные сумматоры стереофо≠нического звукорежиссерского пульта.

—пектры сигналов в точках ј и ¬ отличаютс€ друг от дру≠га на величину частотного сдвига в тех небольших пределах изменени€ высоты (транспонировани€), пока слух не ощуща≠ет заметной интонационной расстройки.  ак правило, дл€


музыкальных сигналовЧ это 1-5 центов, а дл€ шумовых сдвиг может быть значительно больше.

–ис. 5-8

Ќа рис. 5-9 такое транспонирование иллюстрируетс€ па≠рой спектрограмм.

¬ рассмотренном варианте произведено качественное преобразование спектра сигнала. «нак частотного сдвига, в принципе, не имеет значени€. ≈сли же в распор€жении зву≠корежиссера нет устройства, выполн€ющего изменение вы≠соты звука (PITCH), то дл€ создани€ простейших иллюзий прот€женности его можно заменить корректором частотной характеристики или парой фильтров нижних и верхних час≠тот, один из которых включен в цепь ј, а другой Ч в цепь ¬ (количественное преобразование спектра). Ќо использование


 




этих звеньев пульта должно быть очень деликатным, чтобы они не слишком вли€ли на тембр источника (см. главу Ђ‘ќ-Ќќ ќЋќ–»—“» јї).

¬ременной сдвиг осуществл€етс€ с помощью устройства задержки (DELAY) также на небольшую величину, соответ≠ствующую естественным акустическим смещени€м времени прихода волн к слушателю от разных краев звучащего тела. ѕоскольку речь идет не столько об адекватности, сколько об аналогии, то дл€ приблизительной оценки времени задерж≠ки можно представить себе прот€женный источник, прослу≠шиваемый асимметрично в смысле акустической стереомет≠рии (рис. 5-10).

–ис. 5-10

ѕри указанных геометрических величинах приблизитель≠ное врем€ сдвига между сигналами левого и правого направ-лений равно 3 мсек. (ƒл€ сравнени€: при прослушивании симфонического оркестра у слушател€, сид€щего на крайнем месте первого р€да партера, подобное врем€ составит вели≠чину пор€дка 12 мсек.)

√. ’аас в своих исследовани€х показал, что пока врем€ относительного сдвига дл€ большинства изоморфных звуко≠вых сигналов не превышает 15-30 мсек., человеческий слух воспринимает их слитно. ѕри создании же виртуальных


источников звука по временному способу оперируют задер≠жками 0,1-3 мсек., в зависимости от характера сигнала и тре≠буемого стереонаправлени€.

ѕоэтому практические рекомендации по величине временного сдвига дл€ создани€ иллюзорной прот€женнос≠ти квазиобъекта лежат в пределах 3-20 мсек. Ќужно только учесть, что чем €рче и короче атака звука, тем заметнее, при прочих равных услови€х, может оказатьс€ эффект задержки.

¬печатление прот€жЄнности может быть создано приме≠нени€ми не только однократной задержки звука, но и мно≠жественными (см. ниже: Ђраннимиї) отражени€ми, а также, в некоторых случа€х, и реверберационными сигналами.

ћаксимальна€ ширина квазиисточника, согласно рис. 5-8, получитс€, если сигнал ј будет полностью воспроизводитьс€ левым громкоговорителем, а сигнал ¬ Ч правым. Ќельз€, впрочем, утверждать, что эта максимальна€ прот€женность покажетс€ равной ширине стереобазы, Ч слишком велика за≠висимость эффекта от характера звукового сигнала.

–езультат оцениваетс€ на слух. ¬иртуальна€ ширина ква≠зиобъекта может быть уменьшена вращением панорамных регул€торов –Ќ 1 и –Ќ 2 во взаимно-встречных направлени≠€х. ≈сли при этом желательно сохранить начальную симмет≠рию расположени€ квазиобъекта относительно стереофони≠ческой оси, то необходимо учесть, что при малых временных сдвигах сигнала ј относительно сигнала ¬ возможно смеще≠ние виртуального источника в сторону опережающего гром≠коговорител€. Ёто компенсируетс€, при необходимости, раз≠ницей усилени€ левого и правого каналов.

Ќужно также заметить, что при Ђсуженииї квазиобъекта, как правило, не уменьшаетс€ объемность его звучани€, про≠сто ширина, так сказать, трансформируетс€ в глубину, ибо по-прежнему существуют спектрально-временные искусст≠венные дополнени€.

ћы уделили так много внимани€ пространственной обра≠ботке моносигнала дл€ того, чтобы читатель смог убедитьс€, насколько проще и точнее оказываетс€ применение стерео≠фонического микрофона системы X/Y. ƒействительно, нали≠чие двух соосно совмещенных акустических приемников, ори≠ентированных на левую и правую части источника звука, обеспечивают весь необходимый набор спектрально-времен≠ных (спектрально-фазовых) дифференциалов дл€ стереофо≠нического изображени€ (рис. 5-11).


 




–ис. 5-11

ћанипул€ции с сигналами обоих приемников дл€ получе≠ни€ прот€женного квазиобъекта нужной ширины и азимута производ€тс€ не только панорамными регул€торами звуко-режиссЄрского пульта. ”гол а взаимного разворота соосных микрофонов Ч один из основных варьируемых параметров. ƒл€ его оптимального выбора существуют два соображени€. ¬о-первых, эта величина должна быть такой, чтобы стерео-микрофон в соответствии с характеристикой его направлен≠ности охватывал весь источник; (здесь нужно учитывать, что при неизменном рассто€нии между ними акустическое отно≠шение возрастает с увеличением угла а, ибо в зону приема попадает все большее и большее количество диффузных сиг-налов). ¬о-вторых, центральна€ часть источника при малых углах а будет передана с непропорционально увеличенным уровнем, а при больших Ч наоборот, и это особенно заметно при относительно близком расположении стереомикрофона у прот€женного источника (напр. хора, оркестра, т.п.).

¬ таких случа€х необходима корректировка расположе≠ни€ исполнителей по отношению к микрофону. ѕри этом пре≠следуетс€ цель достижени€ акустической изотропности, что


по€сн€етс€ рисунками 5-12 и 5-13 на примерах фонографии хора:

–ис. 5-12

—огласно рис. 5-12, Ђплоскоеї расположение хористов в то≠нателье приводит к неодинаковым рассто€ни€м R1 и R2 от единственного стереофонического совмещЄнного микрофона до срединных и крайних групп хора, что заметно вли€ет на пространственно-громкостные впечатлени€.


 





–ис. 5-13


¬ результате получаетс€ виртуальное звуковое изображе≠ние, в котором центральна€ часть хора (здесь: альты и тено≠ра) представл€етс€ ближе (да и громче), чем группы сопрано и басов.

¬ оптимальном же варианте хористы, как показано на рис. 5-13, располагаютс€ по дуге окружности, обеспечива€ одинаковые рассто€ни€ от стереомикрофона до разных групп.

“еперь соответствующа€ фонографи€ изображает хор как единое во всех направлени€х, то есть акустически изо≠морфное, слитное тело. » только в этом случае линеарное звуковое изложение в своей динамике будет адекватно хоро≠вой партитуре (по меньшей мере, тому, как она исполн€етс€).

—игналы дл€ создани€ иллюзии прот€женности можно по≠лучить от двух (или более) монофонических микрофонов, рас≠положенных вдоль источника. Ётот метод передачи получил в свое врем€ название стереосистемы ј¬ (рис. 5-14).

—овокупность виртуальных источников V1-V4, получен≠
ных из сигналов мономикрофонов ћ1-ћ4. в соответствую≠
щих направлени€х, дает впечатление некоего прот€женного
квазиобъекта даже в случае всего двух микрофонов Ml и ћ4,
наход€щихс€ в точках ј и ¬ (отсюда и название способа).
ћеста расположени€ микрофонов, характеристики их на≠
правленности и рассто€ние от них до источника вполне могут
быть оптимизированы дл€ получени€ звукопередачи, полно≠
ценной с точки зрени€ тембрально-громкостных соотноше≠
ний. Ѕолее того, если количество микрофонов превышает 2,
то наличие виртуальных точек V2, V3,......... Vn конкретизи≠
рует и обогащает фонографический рельеф, и дает возмож≠
ность откорректировать, в случае необходимости, громкост-
ной баланс. ”же только эти преимущества могли €витьс€
основанием дл€ широких рекомендаций к использованию
стереофонического метода ј¬, если бы не одно досадное об≠
сто€тельство. ƒело в том, что разные по длинам волн компо≠
ненты в широком спектре сигналов источника приход€т к
отдельным микрофонам с посто€нно мен€ющимс€ фазовым
соотношением, отчего фонографическое изображение тер€≠
ет стационарность и азимутальна€ картина становитс€ зна≠
чительно менее определенной, чем при использовании сте≠
реомикрофона. —итуаци€ может дойти до курьЄза, когда,


 




–ис. 5-14

например, при изложении ро€л€ звуки разной высоты лока≠лизуютс€ в разных местах фонографического изображени€, причем картина хаотически измен€етс€, то есть это €вление даже не имеет стереометрического посто€нства.


 роме того, фазова€ некоррелированность пагубно ска≠зываетс€ на совместимости стереофонограммы при монофо≠ническом воспроизведении, так как электрическа€ интерфе≠ренци€ беспор€дочного характера искажает громкостные балансы.

ќднако соблазн добитьс€ €ркой фонографии все врем€ за≠ставл€л звукорежиссеров обращатьс€ в том или ином виде к системе ј¬, и к насто€щему времени почти исключитель≠ное применение нашел комбинированный способ, названный в обиходе методом ј¬ / XY. ¬ нем основна€ звукоизобрази-тельна€ нагрузка ложитс€ на так называемый Ђобщийї сте≠реофонический совмещенный (XY) микрофон, создающий обзорный рисунок источника, а детали уточн€ютс€ дополни≠тельными монофоническими микрофонами, сигналы кото≠рых передаютс€ в тех же стереометрических направлени€х, где они слышатс€ (вид€тс€) в общей картине. „тобы описан≠ные недостатки этих ј¬-составл€ющих не приводили к силь≠ным пространственным искажени€м, их следует дозировать осторожно, скорее дл€ намека на конкретность, нежели дл€ ее полной очевидности.

–азумеетс€, инструментальна€ фактура и динамика испол≠нени€ записываемого музыкального произведени€ предпола≠гают соответствующее тонателье, акустические характеристи≠ки которого обеспечат оптимальную структуру звукового пол€, когда сигналы даже одного общего стереомикрофона смогут дать удовлетворительную фонографическую картину.

ѕри изложении прот€женного неоднородного источника (те же хор или оркестр) в качестве локальных микрофонов можно использовать также совмещенные стереофонические, регулиру€ как направление, так и ширину звукоизобрази-тельных фрагментов квазиобъекта. Ќо в этом случае требу≠етс€ особенное внимание как к месту расположени€ отдель≠ных стереомикрофонов, так и к установке угла разворота совмещенных приемников с тем, чтобы их Ђракурсыї соот≠ветствовали конкретному фрагменту прот€женного источни≠ка, передаваемого Ђобщимї микрофоном, если таковой суще≠ствует. Ќеаккуратность в этом смысле не только нарушит верность фонографического изображени€, но и приведет к еще большему вли€нию спонтанных фазовых сдвигов.

’очетс€ добавить следующее: не всегда априорно то, что дл€ точечной звукопередачи категорически необходимо использовать монофонический микрофон. ѕусть насыщенна€


 




большим количеством звуковых элементов фонографическа€ картина в своих масштабных пропорци€х требует точечного или минимально различимого углового азимута дл€ квази≠изображени€ источника, имеющего в естественной акустике отнюдь не точечные габариты, определ€ющие его звуко≠вую природу. “огда дл€ полноценной передачи такого объек≠та применение совмещенного стереофонического микрофо≠на с его возможностью двунаправленного охвата может оказатьс€ весьма целесообразным. ј соединение обоих его сигналов в одной точке виртуальной звуковой картины, во им€ соблюдени€ масштабных условий, сохранит объемность звучани€, только, как уже говорилось, простирающуюс€ те≠перь не в ширину, а вглубь.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 470 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬аше врем€ ограничено, не тратьте его, жив€ чужой жизнью © —тив ƒжобс
==> читать все изречени€...

2024 - | 1984 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.