Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


‘онографическое пространство




Ќа рис. 5-5 в плоском фонографическом изображении представлено то же самое трио. «вукорежиссер, как бы руко≠водству€сь сугубо музыкальными соображени€ми, отвел дл€ скрипки 24∞ зону прот€женности, дл€ виолончелиЧ 12∞, а ро€ль Ђпоместилї в стереофоническом сегментике, занимаю≠щем всего 6∞(границы квазиисточников резко очерчены и точность приведенных угловых размеров Ч наивна, но это сделано лишь дл€ простоты рассуждений). Ќе исключено, что партитура записываемого музыкального произведени€, хот€ бы в одной из его частей, может предположить такие про≠порции с точки зрени€ линеарной важности. Ќо при плоском Ђрисункеї, создающем впечатление равной удаленности от слушател€ ро€л€ и скрипок, размерный дисбаланс совершен≠но очевиден. » если не ставилась задача добитьс€ в фоног≠рафии эмоционального специфического эффекта, то мы ви≠дим [слышим (!) ] в данном примере €вный л€псус.

ѕредставим себе теперь, что мы Ђрассматриваемї звуко≠вую картину, в которой квазиобъекты не просто располага≠ютс€ по фронту стереобазы, а наход€тс€ (по ощущению) на


–ис. 5-5

разных рассто€ни€х от слушател€, подобно тому, как это су≠ществует в естественных акустических услови€х, в особенно≠сти, когда один из источников находитс€ слишком близко, а инойЧудален (см. рис.5-6). ƒостаточно воображени€, и нельз€ будет не отметить, что зрительные впечатлени€ складываютс€ в некий рисунок из фрагментов, наход€щихс€ в определЄнных масштабно-размерных соотношени€х.

“очно такие же впечатлени€ о геометрических пропорци≠€х возникают у слушател€, даже когда он воспринимает звук с закрытыми глазами. —луховые ощущени€ сублимируютс€ в зрительные настолько отчетливо, что в совокупности с пси≠хологическими привычками, пам€тью, ассоциаци€ми и фан≠тазией мы вполне представл€ем себе эти соотношени€.


 





–ис. 5-6

Ќе требует доказательства тот факт, что предмет, нахо≠д€щийс€ вблизи, всегда кажетс€ больших размеров, чем соизмеримый с ним физически, но удаленный. »менно это обсто€тельство и обосновывает выбор относительных про-т€жЄнностей квазиизображений скрипок и ро€л€ на рисунке 5-6, иллюстрирующем простейшую пространственную фонографическую композицию. ѕозже будет рассказано о том, какими электроакустическими способами имитируетс€


удаленность, что такое изобразительный план и т.д. Ќо сей≠час необходимо только твердо усвоить, что несоблюдение ус≠ловий масштабных соотношений может иной раз свести на нет все усили€ по формированию убедительной звуковой кар≠тины.

ќбратим внимание на то, что угловые изображени€ зон виртуальных звуковых объектов на рисунках 5-5 и 5-6 дл€ одноимЄнных инструментов Ч одинаковы. ќднако, во втором случае Ђразмерї скрипки, вчетверо превышающий Ђгабари≠тыї ро€л€, не вызывает недоумени€.

¬едь не удивл€ет же никого крошечный кораблик на мор≠ском горизонте. ј сколько восторгов может вызвать это зре≠лище!

“еперь можно заключить: фонографическое изложение приобретает логическую €сность в том смысле, что удовлет≠ворены и музыкальные требовани€, и звукозрительные за≠кономерности.

ќстаетс€ добавить, что в случае большого количества зву≠ковых квазиобъектов (например, при оркестровых запис€х) следует тщательно анализировать вопросы, св€занные с уг≠ловыми стереофоническими пропорци€ми и решать, какие из квазиобъектов будут иметь конечную прот€женность, а ка≠кие, в соотношении с прочими, могут быть даже точечными, если их звукозрительные размеры не больше азимутальной разрешающей способности слуха (см. выше). Ёто впослед≠ствии определит выбор, как способов записи, так и типов микрофонов.

Ќе следует, впрочем, беспокоитьс€ по поводу скрупулез≠ных угловых и масштабных измерений, хот€ в процессе тео≠ретической подготовки будущему звукорежиссеру, наверное, не помешают упражнени€ в рисунках, подобных приведен≠ным. ј точность в количественной стороне задачи может быть и не слишком высока: практика показывает, что вполне удовлетворительны и простые реализации, если при них до≠стигаютс€ нужные слушательские впечатлени€.

–азумеетс€, не все звукорежиссеры утруждают себ€ тща≠тельной подготовкой к запис€м. ” опытных мастеров изобра≠зительные планы рождаютс€ в воображении и реализуютс€ непосредственно в студии, на начальных этапах электроаку≠стической настройки. Ќо такое умение приходит не сразу. ј потому в начале творческого пути необходимо как можно


 




больше тренироватьс€ в решении практических задач по сте≠реофонической Ђлепкеї, чтобы звукоизложение приобрело еще и качества, подобные пластическим. » вр€д ли стоит прислушиватьс€ ко мнению иных коллег, полагающих, что все это вообще несущественно, что вполне достаточно адек≠ватной передачи тембральных и динамических компонент звуковой программы. Ќо, во-первых, только что было пока≠зано, что без осмысленного изложени€ звукоразмерных форм вр€д ли будет обеспечено, по меньшей мере, Ђкомфортноеї воспри€тие, во-вторых, €сно, что не стоит лишать себ€ воз≠можности брать на вооружение такое могучее фонографичес≠кое средство, как изображение звуком, звукозрелище.

ј в-третьих, как мы поймем в дальнейшем, неразбериха во взаиморасположении звуковых квазиобъектов €вл€етс€ ощутимым преп€тствием при установке оптимальных гром-костных и тембральных соотношений.

ќдной из объективных предпосылок дл€ построени€ про≠странственных или хот€ бы фронтальных фонографических композиций €вл€етс€ также то обсто€тельство, что в реаль≠ных акустических пол€х разные по своей природе и спектру (см. главу Ђ‘ќЌќ ќЋќ–»—“» јї) звучани€ никогда не со≠здаютс€ одновременно одним и тем же источником. ј в элек≠троакустическом тракте универсальным источником звука становитс€ (стереофоническа€) пара громкоговорителей. ѕо≠этому активизаци€ психоакустического зрени€ слушател€ за счЄт множества звуковых азимутов в поле виртуальных ква≠зиобъектов хот€ бы отчасти компенсирует указанное едино≠образие, дела€ звуковую картину более прозрачной.

» приходитс€ только сожалеть о том, что игнорирование или просто незнание звуковой стереометрии ставит иной раз в тупик звукорежиссеров, даже познавших какие-то удачи.

ћожет быть, камнем преткновени€ €вл€етс€ некий сно≠бизм, к которому привод€т мысли о достаточности творчес≠кого озарени€, снобизм, свойственный иным коллегам с вы≠раженным ортодоксальным сознанием какого-либо одного превосходства, неважно, музыкального или технического.

“огда неплохо было бы вспомнить о том, как великий Ћео≠нардо да ¬инчи брал в руки угломер и линейку, вы€сн€€ точ≠ности пропорций в своих работах, или использовал мерные колбочки дл€ красок, перед их смешиванием.

» его не смущал скептицизм учеников или собратьев по кисти и резцу.






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 492 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћогика может привести ¬ас от пункта ј к пункту Ѕ, а воображение Ч куда угодно © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

2021 - | 1984 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.