Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Звукорежиссерского пульта




Как уже сообщалось, создание виртуального азимута по временному способу в силу ряда причин в настоящее время не используется, поэтому здесь мы рассмотрим принципы регулирования, связанные только с амплитудным методом, хотя неплохо помнить об известных преимуществах относи­тельных небольших задержек сигналов левого и правого ка­налов стереопередачи, обеспечивающих более достоверную локализацию квазиобъектов.

Уделим внимение принципам оценки результатов панора­мирования.

Самым надежным способом азимутально-широтной на­стройки можно было бы считать совокупное регулирование положений всех квазиобъектов, составляющих фонографию записываемого произведения или его эпизода. Постепенно устраняя неточности, мы двигались бы к желаемому резуль­тату «путем проб и ошибок», так называемым методом после­довательного приближения.

Но такая организация работы вряд ли может считаться целесообразной, в особенности, если ей предшествуют эскиз­ные зарисовки, из которых уже ясно, что и где находится. Эскиз ведь можно просто «перевести» в звуковой масштаб фонографического пространства. Для этой цели и нужно на­учиться быстрым звукозрительным оценкам.

Заметим, что шкалы у панорамных регуляторов отгра­дуированы мнемонически, и, как правило, конструкторы


звукорежиссерских пультов не слишком заботятся о точном взаимном согласовании регуляторов разных каналов. Но даже в пультах с цифровым управлением и пультах компьютерных звуковых станций, где существует такое согласование, величи­на поворота регулятора направления, строго говоря, не адек­ватна угловому перемещению виртуального источника звука, кроме, разумеется, центрального и крайних положений. Это также обосновывает соответствующие слуховые тренировки.

Способность оценивать результаты панорамирования про­ще всего воспитывать методом так называемой зрительной привязки. Пространство фонической аппаратной в районе аудиомониторов может быть заполнено какими-нибудь пред­метами, геометрия стен часто непрямоугольная, есть рельеф акустической отделки, т.д. Любую из зрительных деталей лег­ко вообразить себе мнимым источником звука, по меньшей мере, представить, что он (квазиисточник) находится в той или иной точке (области) стереофонического пространства. Вы вращаете регулятор направления, останавливаясь в тот момент, когда ощущение виртуального азимута совпадает с выбранным местом зрительной привязки. Для самопровер­ки можно на время закрыть глаза, чтобы оценить направле­ние только на слух, затем открыть их и убедиться в правиль­ности оценки, или внести нужные коррективы.

Следует учесть, что звуковые квазиобъекты, в особеннос­ти помещенные не вблизи громкоговорителей, слышатся (ви­дятся) несколько выше осей излучателей, поэтому и зоны «привязки» нужно искать на соответствующей параллели.

Подобным образом можно идентифицировать и ширину, и удаленность квазиисточников. Если же установка требуе­мой протяженности на первых порах вызывает проблемы, то рекомендуется следующее: вышеуказанным способом опре­деляются 2 границы по ширине, а затем уровни передачи в обоих направлениях балансируются так, чтобы «громкост-ная ось» протяженного квазиобъекта совпала с осью его зри­тельной симметрии (см. рис.5-15).

Здесь rl и г2, в соответствии с положениями канальных регуляторов направления для сигнала совмещённого стерео-микрофона — краевые азимуты протяженного квазиисточни­ка; rs — виртуальная ось его звукозрительной симметрии.

Канальные регуляторы усиления на пульте устанавлива­ются в такие положения, что ни одно из краевых направлений не кажется преобладающим. Естественно, это соотношение


 



13 Заказ № 820



остается неизменным при регулировке общего уровня звуча­ния данного квазиобъекта.

Рис. 5-15

Описанный способ тренировки азимутального восприятия не следует, очевидно, считать единственным. Автор этих стра­ниц испытал на себе экзотический метод, настоятельно реко­мендовать который, впрочем, не следует. В течение длительно­го времени работа производилась им в темноте, лишь основные органы управления пультом были слабо освещены. Таким обра­зом, воспитывалась специфическая звукозрительная физиоло­гия восприятия, подобная той, что свойственна слепым. Слава Богу, вовремя была замечена тенденция к ухудшению зрения, а то эксперимент мог бы закончиться плачевно.

Существует еще один, чисто звуковой прием. Синтези­рованный импульсный сигнал, напоминающий стрекот, с широким частотным спектром, отлично локализуемый в стереофоническом пространстве, на небольшом уровне направляется в любую из 3-х четко детерминируемых точек (L, R, центр),а панорамируемый квазиисточник или его боко­вые координаты сравниваются с ним по своему азимуталь­ному положению.


Так или иначе, постепенно отпадет необходимость в при­вязках, и звукорежиссер сможет выстраивать как плоскую, так и пространственную звуковую картину, оценивая ее толь­ко на слух.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 576 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2339 - | 2288 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.