Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Нестандартные способы микрофонного приёма




Одним из самых ранних открытий в стереофонической звукопередаче, появившемся в начале XX века, затем забы­том, и вновь возникшем уже в конце 60-х годов, являлся так называемый метод «искусственной головы». Идея состояла в том, что два идентичных микрофона помещались в специ­альную конструкцию, напоминавшую по форме и размерам человеческую голову, и расположенную, скажем, в концерт­ном зале. Приёмники находились приблизительно там, где природа расположила бы барабанные перепонки. По двум линиям связи сигналы передавались к двум телефонным ап­паратам, и слушатель у себя дома мог воспринимать некий пространственный акустический иллюзион, приложив к ушам две телефонные трубки, соответствующие левому и правому направлениям приёма. Разумеется, только очень состоятельные люди могли не отказывать себе в таком удо­вольствии. К тому же, на заре электроакустики качество зву-копередачи было весьма сомнительным. Поэтому идея не по­лучила широкого распространения, и, как это часто бывало, предалась постепенному забвению.

Много позже, когда появились высококачественные мик­рофоны очень маленьких размеров и хорошие головные те­лефоны, с широкой спектральной полосой передачи и низ­кими искажениями, к мыслям об «искусственной голове» вернулись акустические разработчики разных стран мира. Появились сложнейшие конструкции, иные из которых с не­вероятным педантизмом воспроизводили внутреннее устрой­ство всех биологических полостей, вплоть до материальной имитации головного мозга ради адекватных акустических свойств. Надо сказать, что достигаемые результаты порой бывали весьма убедительными, тем более, что звукорежис­сёры, со своей стороны, сумели дать существенные рекомен­дации по оптимальным способам пользования этим методом.


 




Необходимо было, во-первых, подбирать для передач залы, по акустическим свойствам наиболее соответствующие жан­рам исполняемых музыкальных или драматических про­грамм, а во-вторых, определять точную микрофонную пози­цию, чтобы обеспечить полноценную, как в техническом, так и в художественном отношениях, звукопередачу с помощью одной такой электроакустической конструкции.

Метод получил название бифонической звукопередачи, и был рассчитан на прослушивание с помощью головных те­лефонов, а не громкоговорителей. Правда, технологическая простота, исключающая множество микрофонов, соблазня­ла звукорежиссёров применить его и для обычной стереофо­нической передачи, однако фонографии при этом получались достаточно условными. Наблюдались пространственные ди-сторсии (нарушения виртуальных размерных пропорций) и отсутствие слитности в фонографическом изображении.

Для адаптации бифонических фонограмм были примене­ны попытки фазовой коррекции сигналов, разрабатывались специальные процессоры-конверторы, позволявшие не толь­ко использовать «искусственную голову» в стереофонии, но и создавать бифонические звуковые программы из электроаку­стических компонент многомикрофонных технологий, когда условия записи не позволяли обойтись описанной микрофон­ной парой, или требовали метода последовательных наложе­ний, то есть записи на многодорожечный носитель с после­дующей перезаписью (сведением).

Будем надеяться, что работы в этом направлении ещё не закончены, и звукорежиссёров ожидают интересные эстети­ческие открытия.

Технологически удобными представляются появившиеся в последнее время микрофонные блоки, подобные «искусст­венной голове» в том смысле, что также содержат два моно­фонических приёмника, расположенных на расстоянии, рав­ном ушной базе. Микрофоны находятся в полуоткрытом боксе сравнительно небольших размеров, разделённом на два от­сека для акустической сепарации сигналов левого и правого направлений. Но, поскольку практически все свойства мик­рофонов, приведенные в этой главе, справедливы для так называемого свободного акустического поля, прогнозиро­вать фонографический результат приёма описанной конст­рукцией сложно, и её использование сопряжено с эмпиричес­кими действиями.


Давние исследования фундаментальной акустики показа­ли, что около хорошо отражающей поверхности, размеры которой превышают длину падающей на неё звуковой вол­ны, благодаря интерференции возникает удвоение экстре­мумов звукового давления. Это явление позволяет вдвое уве­личить отдачу микрофона-приёмника давления, если расположить его в непосредственной близости от такого экра­на. Но интерференционный способ приёма эффективен лишь в том случае, когда музыкально сбалансированный звук от­ражается акустически зеркальной сплошной стеной, боль­шие размеры которой обеспечивают спектральную равномер­ность интерференции в широком частотном диапазоне. Использовать же отражающие площадки небольших разме­ров целесообразно лишь тогда, когда линейные искажения спектра окажутся благоприятными с эстетической точки зре­ния, что и здесь всякий раз потребует эксперимента. К тому же названный акустический экран должен быть максималь­но жёстким, иначе вызванная падающей волной вибрация превратит его во вторичный источник звука, отчего резуль­тат звукопередачи станет ещё более непредсказуемым.

Экзотический способ микрофонного приёма демонстри­ровался в одном из радиодомов Германии. Симфонический оркестр располагался под огромной раковиной, постепенно сужавшейся до трубы небольшого диаметра. Конструкция напоминала гигантскую улитку; в её вершине был установ­лен монофонический микрофон, и одного его вполне хватало для общеплановой звукопередачи. Те, кто слышал эту запись, рассказывали о хорошей регистрово-тембральной дифферен­цированности звучания. Это свидетельствует о каких-то ме­рах, принятых для устранения внутренних резонансов акус­тического «передатчика».

Характерно, что в таком способе вновь усматривается ана­логия с работой определённых оптических приборов, так на­зываемых светопроводов, действие которых основано на явлении полного внутреннего отражения светового (в нашем случае — акустического) потока.

Заключение

Читатель, вероятно, обратил внимание на то, что автор, через руки которого, предположительно, прошёл не один де­сяток высококачественных профессиональных микрофонов


 




различных фирм, не привёл в этой главе ни одного конкрет­ного примера с рекомендацией по использованию. Ответ на это замечание следующий: профессиональный высокока­чественный микрофон универсального применения может считаться таковым, если его электроакустические свойства отвечают описанным классическим закономерностям, вно­симые искажения и шумы— ничтожны, и, самое главное, если при работе с ним не наблюдается специфическая окрас­ка звука, независимо от свойств тонателье. В противном слу­чае это— микрофон специализированный, использование которого имеет какие-либо области предпочтений. Так, суще­ствуют микрофоны, подходящие для работы с большими ба­рабанами ударных установок, с вокалистами или солирую­щими медными духовыми инструментами.

Нет сомнений, что любые рекомендации могут быть впол­не обоснованными. Но бездумное повальное использование специализированных микрофонов являет путь к стандарту, где уже нет звукорежиссёрского актива, и постепенно исчеза­ет способность ориентироваться в неординарной обстановке.

Всё практические моменты, о которых читатель узнал из данной главы, ни в коем случае не должны восприниматься им как категорический инструктаж. Ведь даже незначитель­ные метаморфозы, казалось бы, издревле существующих му­зыкальных жанров требуют обязательного пересмотра зву-корежиссёрских позиций, как в эстетическом смысле, так и в плане выбора технических средств их фонографической реализации. А постоянно развивающиеся акустические и электроакустические науки, разве могут они простить мас­теру плен привычек, традиционной косности?

Индивидуальный звукорежиссёрский опыт несёт с собой огромное количество ежедневных открытий, связанных, в частности, с микрофонным приёмом. И, несмотря на то, что анализ любой «находки» всегда приведёт к хорошо известным принципиальным истокам, тонкие нюансы всегда будут сви­детельством новизны.

Однако, не следует отдаваться воле случая, полагая, буд­то спонтанность в работе непременно даст оригинальный результат.

Древние восточные философы считали, что в творчестве, да и вообще в любой деятельности должна непременно при­сутствовать медитативная субстанция. Это, безусловно, так, но назовите хоть одного из великих, чьим откровениям не


предшествовал бы практический опыт, объединённый в си­стему познаний?

Так и наши каждодневные практические приобретения не­обходимо расценивать лишь как дополнительный учебный курс, вклад в общую теорию мастерства.

Анализируя черновой фономатериал или партитуру, зву­корежиссёр движется к стадии микрофонного приёма с трёх сторон— от умозрительно предполагаемого результата, от выбора технологии записи и от оптимального расположения исполнителей и микрофонов в тонателье. На этих путях к со­вокупной цели и проявляется разносторонняя компетент­ность мастера.

Творческому огню всегда сопутствует жажда эксперимента. Но здесь следует избегать очевидных нелепостей, например, пытаться с помощью одного микрофона дать одноплановое фо­нографическое изложение группы музыкальных инструмен­тов, совершенно разнородных по своим акустическим и дина­мическим свойствам, и при этом расположенных в сильно диффундирующем тонателье. Или, в угоду экстравагантности, изолировать (в пространстве или времени) первые скрипки струнного ансамбля от вторых, создавая невероятные слож­ности для музицирования, оправдать которые вряд ли сможет даже самый гениальный фонографический замысел.

Эпюры расположения артистов и микрофонов в студии, выбор электроакустических приёмников — не только необхо­димые, но и увлекательные творческие этапы в звукорежис-сёрской работе. Заниматься этим следует всякий раз, гото­вясь к очередной записи, и Вы с большой радостью ощутите, что делаете это как бы впервые в жизни, пусть даже очеред­ной записи предшествует многолетний опыт работы. Нельзя полагаться на какие-то удачи, и игнорировать детали нов­шеств, отличающие сегодняшнюю запись, сегодняшний ма­териал от того, что бывало в аналогичных случаях. Тем более, невозможно слепо доверяться рекомендациям, базирующим­ся на частном опыте, в конкретных акустических условиях, с конкретными исполнителями, конкретными микрофонами. Ущербность подобных рекомендаций усугубляется ещё и тем, что их авторы не всегда освещают режиссёрскую задачу, а между тем именно она диктует художественные методы и технические средства её реализации.



Глава 5. ФОНОГРАФИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Тесные связи между зрительным и слуховым восприятия­ми позволяют говорить о фонографической плоскости и фонографическом пространстве, понятиях, с которы­ми приходится иметь дело при создании звуковых картин. И, несмотря на то, что некоторые физические категории, зако­ны и средства отличают, естественным образом, художествен­ную фонографию от изобразительных искусств, можно и нуж­но пользоваться в нашем деле звукозрительными подобиями.

Возможность полноценного суждения о фонографическом пространстве появилась только с широким развитием стерео­фонии, апеллирующей к бинауральным эффектам слухового восприятия. До этого времени, применительно к искусству звукоизложения в монофонической электроакустике, речь шла только о глубине расположения фонических образов и связанной с этим условной звуковой перспективе. Но нужно заметить, что опыт, полученный нашими коллегами, рабо­тавшими в «достереофоническую» эпоху, лег в основу боль­шинства положений и законов, применяемых в фонографии сегодня. Более того, работы этих звукорежиссёров заслужи­вают огромной благодарности еще и за то, что на плодах их творчества воспитывалась новая культура слушательского восприятия, культура общения со звуковыми композициями, опосредованными электроакустическими трактами переда­чи, и одухотворенными пионерами художественной фоно­графии.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 649 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2246 - | 1980 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.034 с.