Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Расположение артистов и микрофонов в тонателье




Главная цель, которая при этом преследуется, состоит в создании максимальных удобств для музицирования или драматургического общения исполнителей, а также в обес­печении оптимальных условий для установки микрофонов.

Самыми простыми являются случаи, когда артисты рабо­тают «в одиночку», паче чаяния это диктуется выбранной тех­нологией записи. Современные профессиональные студии располагают несколькими тонателье небольших размеров (кабинами), акустически изолирующими артистов друг от друга, обеспечивая, таким образом, сепаратную передачу и обработку микрофонных сигналов; многодорожечные комп­лексы позволяют разделять исполнителей во времени, запи­сывать материал путём последовательных наложений музы­кальных партий. Известны случаи применения подобных способов даже для записи драматических произведений, если фонографические мизансцены сообразно звукорежиссёрской концепции должны объединяться в полиакустические про­странства, и единое тонателье не даёт возможности реализо­вать такой замысел при синхронном исполнении.

Принципы установки микрофона (микрофонов) у одного объекта подробно рассмотрены в данной главе, и расположе­ние единственного артиста в студии видимых проблем не вызывает. Хочется только напомнить о влиянии отражающих поверхностей тонателье на пространственные ощущения в авукопередаче. Если имитация маленькой комнаты не входит


 




в фонографическую задачу, то чем ближе исполнитель и мик­рофон будут находится к центру тонателье, и чем больше бу­дут размеры последнего, тем меньше «будут слышны стены». Конечно, предполагается, что сама центральная часть тона­телье не является средоточием каких-либо акустических ано­малий и реверберационных флуктуации, о чем говорилось в начале главы и в §§ 4-1 и 4-2. В противном случае для «элек­троакустической съёмки» ищется иное место.

Повествование непроизвольно привело к упоминанию ещё одной из причин окрашивания свистящих и шипящих рече­вых согласных. Когда поверхности, хорошо отражающие вы­сокочастотные акустические колебания расположены на­столько близко к исполнителю и микрофону, что амплитуды прямых и отражённых волн оказываются соизмеримыми, то в точке их приёма возникает интерференция сигналов, при­водящая к гребенчатой спектральной характеристике сигна­ла в области энергетических максимумов указанных звуков. Простое экспериментирование с прецизионным графическим эквалайзером или устройством задержки, включённым в ка­нал передачи речи, даст подтверждение той версии, что ли­нейные искажения гребенчатого вида в области частот по­рядка (3-6) кГц как раз соответствуют неприятным слуховым ощущениям подчёркнутости указанных согласных звуков.

Что касается размещения в тонателье исполнительского ансамбля, то, если не встаёт вопрос о пространственной изо­ляции артистов или их групп согласно выбранной техноло­гии, решение принимается в зависимости оттого, насколько желательны снижения проникновений в тот или иной мик­рофон звуков «чужих» источников. Так, сказанное совершен­но неактуально, когда речь идёт о записи идеально сбалан­сированного в громкостных и тембральных отношениях оркестра, хора или ансамбля, к тому же во вполне подходя­щем по своим акустическим свойствам помещении. Здесь не­обходимо только заботиться об удобствах для музыкантов: хо-роших слуховых и зрительных контактах, общении их с дирижёром, т. п. Тогда акустический объект будет представ­лен слитным звучащим телом, микрофонный приём которо­го станет аналогичным приёму одиночного источника.

Подробного анализа требуют случаи использования боль­шого числа микрофонов, каждый из которых предназначен лишь части ансамбля (оркестра), музицирующего без разде­ления в пространстве или во времени. Такой частью может


быть и один исполнитель, и группа инструменталистов или вокалистов. Многомикрофонная система звукопередачи преследует цель получения фонографической картины, не являющейся, так сказать, «электроакустическим протоколом» того, что происходит непосредственно в тонателье. Это отно­сится к тембральным, динамическим, стереофонометричес-ким и прочим её компонентам.

Не следует путать такой метод со случаем, когда дополни­тельные микрофоны используются совместно с обзорным (см. выше), и звукорежиссёр стремится к достижению известной электроакустической однородности; при этом доля локальных микрофонных сигналов в передаче невелика, следовательно, вопрос взаимной акустической изоляции отдельных каналов не столь актуален. В том же, что мы именуем собственно мно­гомикрофонной системой, «общие» микрофоны могут вообще не применяться, во всяком случае, рассмотрение их роли в рамках данного анализа несущественно.

Итак, речь идёт о расположении исполнителей и микро­фонов, обеспечивающем звукорежиссёру максимальную сво­боду манипулирования отдельными сигналами без ущерба для других.

Введём понятие внешней электроакустической связи (ВЭАС), характеризующей собою степень проникновения в дан­ный электроакустический канал, состоящий из микрофона и микрофонного усилителя с блоками частотной и динамической коррекции, сигналов посторонних, или, как мы их называли, «чужих» источников. Причины, влияющие на ВЭАС, следующие:

1. Совокупная чувствительность рассматриваемого мик­
рофонного канала. Чем она выше, тем сильнее для него
ВЭАС.

2. Акустическая мощность посторонних источников. Ес­
тественно, чем громче инструмент или группа, чьи сиг­
налы проникают в «чужой» канал, тем больше величина
этого проникновения.

3. Ориентации направленностей микрофона и источников,
как собственного, так и проникающих. Снижение ВЭАС
при прочих равных условиях всегда возможно за счёт
строгого согласования осей максимальной чувствитель­
ности микрофона и максимального акустического излу­
чения «своего» объекта.

4. Акустическая изолированность данного микрофона, оп­
ределяемая не только диаграммой его направленности,


 



10 Чакиз № 820



но также наличием или отсутствием вспомогательных конструкций (например, звукопоглощающих щитов).

5. Наличие вблизи мощных источников звука или микро­
фонов эффективных отражающих площадок приводит
к значительному возрастанию ВЭАС для всех посторон­
них микрофонных каналов.

6. Поскольку практический интерес представляет слухо­
вое восприятие проникновения посторонних источни­
ков за счет ВЭАС, а не её электрическая величина, то
необходимо учитывать частотную характеристику слу­
ха и эффекты маскировки, сообразно звуковым спект­
рам «своих» и проникающих источников. При этом
существует определённая двойственность: с одной сто­
роны, низкочастотные сигналы собственного источни­
ка эффективно маскируют проникающие высокочастот­
ные (разумеется, при их одновременном звучании),
а с другой стороны, — звуки более высоких регистров,
как правило, ощущаются более громкими.

Попутно заметим, что контрастирующие спектральные составы звуков источников, объединённых ВЭАС, могут рас­полагать к применению частотных фильтров, ограничиваю­щих полосы передачи, и это упрощает положение (см. главу «ФОНОКОЛ ОРИСТИКА»).

7. Восприятие ВЭАС усугубляется тем, что сигналы,
проникающие в посторонний микрофонный канал
задерживаются во времени по отношению к собствен­
ной передаче. Так, если расстояние между основным
и посторонним микрофонами приводит к задержке, пре­
вышающей интервал Хааса для звуков данного рода, то
ситуация приобретает критический характер, ибо пси­
хоакустическая маскировка перестаёт способствовать
незаметности проникновений. Это особенно актуально
в стереофонии, если сигналы связанной пары каналов
локализуются в противолежащих зонах фонографичес­
кий картины.

Рисунок 4-14 поясняет сказанное. «Чужой» акустический сигнал, проникающий в микрофонный канал саксофона, слы­шен по отношению к основному звуку барабана с незначи­тельной задержкой, и поэтому достаточно замаскирован. А продукты ВЭАС между каналами барабана и тромбона вос­принимаются уже с гораздо большей отчётливостью из-за ощутимой задержки проникающих сигналов.


Рис. 4-14

8. Динамическая коррекция (автоматическое компресси­рование динамического диапазона микрофонного сигнала) приводит к относительному увеличению уровня проникаю­щих звуков, то есть к увеличению ВЭАС. Это становится особенно заметным при малом времени релаксации динами­ческих преобразователей, когда слушатель наблюдает непро­порционально большие «всплески» диффузных отзвуков со­седних источников после резкого снятия собственного звука.

Теперь становится ясно, из чего нужно исходить, решая вопрос о расположении исполнителей в тонателье при мно­гомикрофонном способе записи. Ни на мгновение не забы­вая о доминанте удобства для артистов, принципиальные правила можно, пожалуй, черпать из следующего списка:

• Нахождение сравнительно громких инструментов (в том
числе и вокалистов) или их групп вблизи отражающих по­
верхностей помещения крайне нежелательно, что особен­
но относится к громким инструментам низких регистров,
с ненаправленным излучением. Это правило хорошо со­
прягается с другими аспектами настоящей главы.

• Для снижения ВЭАС желательно использовать направлен­
ные микрофоны. Дополнительную помощь оказывают аку­
стические изолирующие перегородки (щиты), которые
могут блокировать микрофон от посторонних проникно­
вений, или предохранять тонателье от излишнего аку­
стического возбуждения мощными источниками. Само


 




собой разумеется, что щиты целесообразно устанавливать перпендикулярно вектору максимальной чувствительно­сти направленного микрофона, «за спиной» исполнителя. Изолятором от посторонних сигналов может служить «жи­вой щит» из массы исполнителей, обладающей хорошим аку­стическим поглощением, в каковом качестве годится, к при­меру, хор, расположенный у одной из стен тонателье, так что микрофоны, ориентированные по его фронту, будут прини­мать, в основном, прямые сигналы.

• Расположение самого тихого источника в составе коллек­
тива должно быть таким, чтобы вектор минимальной
чувствительности направленного микрофона, установлен­
ного у него, был бы ориентирован в сторону наиболее мощ­
ного (разумеется, если это не ухудшает условия музици­
рования или иного взаимодействия участников).

• Группы однородных инструментов, в том числе и вокали­
стов, необходимо размещать как можно компактнее во имя
сужения зоны их акустической направленности.

• Достаточно очевидным представляется расположение испол-

нителей по кругу, но он не должен быть слишком большого диаметра из-за появления заметных сигнальных задержек.

• Максимальное внимание следует уделять микрофонным
каналам с актуальной ВЭАС, чьи виртуальные изображе­
ния будут локализованы в разных краях фонографичес­
кой картины.

Подготовка к записи включает в себя тщательный анализ рассмотренного вопроса. Результатом этого анализа являет­ся несложный рисунок (эпюра), на котором условно изобра­жаются исполнители и микрофоны в их взаиморасположе­нии. Но не стоит надеяться на исключительность такой подготовки. В самом начале микрофонной настройки пона­добятся какие-то коррективы, однако, они не будут слишком сложными, если основные закономерности учтены на подго­товительном этапе.

В критических случаях можно обращаться к дирижёру или артистам с просьбой об увеличении громкости тихих голосов или о снижении её у мощных. Как правило, особые проблемы при этом не возникают, тем более, что профессионально изложенная просьба будет свидетельством компетентного участия звукорежиссёра во всех рабочих моментах, а вырав­нивание громкостных балансов облегчит не только звукопе-редачу, но и создаст очевидный исполнительский комфорт.


Нужно только помнить, что большинство духовых инструмен­тов в принципе не может звучать тихо в высокой тесситуре, или, наоборот, громко в предельной нижней части своего ди­апазона: таковы законы музыкальной акустики.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 587 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2181 - | 2137 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.