Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Источника звука




Профессиональные студии звукозаписи располагают вы­сококачественными микрофонами, работающими в доволь­но широком диапазоне принимаемых звуковых давлений. Тем не менее, необходимо знать, что разные типы электроакус­тических преобразователей обладают различной чувстви­тельностью и разной перегрузочной способностью, то есть качеством, определяющим максимально возможное звуковое давление источника, при котором ещё не наступают искаже­ния передаваемого сигнала. Не вдаваясь в сугубо техничес­кие аспекты вопроса, отметим только, что, как правило, чув­ствительность и перегрузочная способность микрофонов связаны друг с другом противоположным образом: чем выше одно, тем хуже (ниже) другое. Косвенное подобие сказанному наблюдается и во взаимосвязи перегрузочной способности и частотного диапазона микрофонной передачи. Всё это осо­бенно характерно для электроакустических приёмников, со­держащих активные, т. е. электронные звенья, усилительные или согласующие.

Поэтому, при прочих равных условиях, динамические ка­тушечные микрофоны выдерживают большую акустическую нагрузку, чем конденсаторные. Промежуточное положение между ними занимают ленточные приёмники градиента зву­кового давления.

Нужно относиться с повышенным вниманием к рассмат­риваемому вопросу, ибо искажения, возникшие на стадии микрофонного приёма вследствие перегрузки, исправить в дальнейшем — невозможно.

В технических паспортах всегда указывается максималь­ное звуковое давление, при котором микрофон работает ещё линейно. В справочниках по акустике музыкальных инстру­ментов можно найти сведения о давлении, развиваемом ими в нюансах ff— fff. Понятно, что на основании этих данных ориентировочно решается вопрос взаимосогласования. Од­нако в расчёт следует принимать не просто среднестатисти­ческие характеристики источников. Необходимо учитывать величину пик-фактора, указывающего на действительное


максимальное звуковое давление, развиваемое акустическим объектом в атаках или иных экстремальных превышениях номинального значения.

Чувствительность конденсаторного микрофона, снабжён­ного электронными преобразователями переменного емкост­ного тока в выходное напряжение, может быть снижена оперативно. У большинства конструкций имеется переклю­чатель, позволяющий уменьшать чувствительность, соответ­ственно, повышать перегрузочную способность в интервале (5-20) дБ. Не следует, впрочем, безоглядно снижать чувстви­тельность микрофона до предельного значения, чтобы на­всегда перестать думать об электроакустических перегрузках. Эпизоды, нюансируемые в pianissimo, могут потребовать до­полнительного последующего усиления, а если таковое осу­ществлять за счёт входных звеньев звукорежиссёрского пульта, то наверняка возникнет проигрыш в уровне электри­ческого шума.

Существует ещё одна причина электроакустической пере­грузки, о которой не найдётся сообщений ни в технической документации, ни в справочниках. Речь идёт о работе приём­ников градиента звукового давления, и вообще направленных микрофонов вблизи низкочастотных источников звука. В боль­шинстве случаев усиление нижней части спектра очевидно, и, так как известно об эффекте ближней зоны, перегрузку мож­но предусмотреть. Но бывает, что искажения возникают, каза­лось бы, без всякой слышимой причины. Это происходит тог­да, когда в акустическом спектре однородной группы музыкальных инструментов, особенно инструментов нижне­го регистра— тромбонов, валторн, виолончелей, контрабасов (аrсо) или в хоре появляются инфранизкочастотные состав­ляющие унисонной природы. Поскольку эта спектральная об­ласть воспроизводится далеко не всякими аудиомониторны-ми устройствами, то адекватных слуховых ощущений не будет. Будут слышны лишь продукты искажений.

Напомним, что в таком случае часто обращает на себя внимание недостаточное количество звука (см. выше), воп­реки большим показаниям индикатора уровня.

Вообще говоря, наличие инфранизкочастотных колеба­ний в акустических спектрах может иметь другую этиологию, связанную, например, с особенностями архитектуры тона­телье. К подобным по своему характеру искажениям приво­дят и стоячие волны.


 




Во избежание указанных дефектов в микрофонных кон­струкциях предусматриваются фильтры ВЧ первого или вто­рого порядка с частотами среза от 30 до 300 герц. Пользо­ваться следует непременно этими фильтрами, а не корректорами микрофонных каналов звукорежиссёрского пульта, пусть последнее и представляется более комфортным. Устранять искажения целесообразно там, где они воз­никают.

Чисто механическая перегрузка микрофонов встречается значительно реже; на практике она связана с наличием в акустических сигналах мощных составляющих аэродинами­ческого типа. Чаще всего с нею сталкиваются при записи вокалистов, когда артикуляция взрывных согласных сопро­вождается концентрированной воздушной струёй. С этим явлением, именуемом в звукорежиссёрском обиходе «задува­ние», борются средствами так называемой ветрозащиты — колпачка из акустического поролона, надеваемого на микро­фон. Но, создавая действительное препятствие струе воздуха, такой колпачок проявляет серьёзный недостаток, связанный с поглощением высокочастотных акустических компонент. Разные конструкции ветрозащитных устройств позволяют в той или иной степени снижать этот недостаток, но ни одно из них не лишено его полностью. Весьма эффективными представляются ветрорассеиватели из тонкой плотной метал­лической или капроновой сетки, устанавливаемые под неко­торым углом на пути от источника к микрофону. Их действие основано не на поглощении воздушной струи, (и высокочас­тотных колебаний), а на её рассеивании, уменьшении её кон-центрированности, соответственно, аэродинамичности; при этом нагрузка на микрофон ощутимо снижается.

Необходимо знать, что «задуванием» чреваты не только во­калисты, амбюшурные и лабиальные духовые инструменты при ближнем приёме. Многие ударные инструменты, особен­но если учитывать их современную динамику, формируют вблизи себя акустические потоки вполне аэродинамического свойства.

К области паразитных реакций микрофонов следует от­нести также их чрезвычайную чувствительность к механи­ческим вибрациям. Правда, эта проблема скорее касается устройств для крепления и установки приёмников, но упомя­нуть о ней здесь нужно, ибо результаты вибрации, в конеч­ном итоге, проявляются в микрофонном сигнале.


Несмотря на то, что большинство крепёжных конструк­ций оснащены специальными амортизаторами, вибрации пола под ними всё-таки доходят до приёмной части, особен­но, если спектр механических помех сосредоточен в низко­частотной или, что ещё хуже, в инфразвуковой области. Та­кое характерно, к примеру, для поездов метрополитена, когда подземная линия проходит вблизи здания студии. Почва от­фильтровывает вибрацию, сообщая тонателье самые нижние составляющие колебаний.

Далеко не всякие студии располагают специфическими, так называемыми плавающими полами в тонателье типа «коробка в коробке». Подобные конструкции эффективно за­щищают микрофоны от вибраций, в том числе и низкочас­тотных. Взамен же можно рекомендовать лишь массивные, толстые резиновые ковры, маты или даже мягкие кресла, пуфы, располагаемые под микрофонными стойками.

Дефекты от инфрачастотных вибраций не всегда прояв­ляются впрямую, то есть в виде акустического продукта, из­лучаемого громкоговорителями, благо далеко не все из них воспроизводят сверхнизкочастотные колебания, информиро­вать о которых способны, впрочем, пиковые индикаторы уровня. В конце концов, можно применить электрическую коррекцию (фильтры ВЧ), если таковая, конечно, не повлия­ет отрицательно на полезный сигнал. Проблема усугубляет­ся двумя другими связанными обстоятельствовами. Во-пер­вых, вибрационная инфранизкочастотная добавка к колебаниям приёмной мембраны микрофона приближает ус­ловия его работы к пределу перегрузочной способности, что чревато появлением нелинейных искажений. Во-вторых, опять возникает ощущение в «недостаточности» звука, при повышенных показаниях индикаторов, к коим, как теперь стало ясно, нужно относиться со вниманием.

Если сами музыкальные инструменты или отдельные ча­сти их конструкций (большие ударные, педальный механизм рояля, т. п.) становятся источниками механических вибра­ций, то это также следует расценивать и как причины повы­шенной слышимости «чужих» звуковых объектов в чувстви­тельных соседних микрофонных каналах, и как причины передачи различного рода призвуков.

До сих пор мы рассуждали об экстремальных явлениях — большом динамическом давлении, воздушных струях, пере­грузках. Однако, не меньший интерес вызывает поведение


 




микрофонов в области слабых сигналов. Прежде всего, нуж­но отметить, что собственные шумы электроакустических преобразователей, в особенности конденсаторных, не всегда позволяют передать весь динамический диапазон музыкаль­ного или речевого источника, вплоть до piano-pianissimo. Вряд ли целесообразно, пользуясь техническими документа­ми, предопределять, годится ли тот или иной микрофон к ис­пользованию с тихими источниками. Нужно просто прояв­лять внимание к данному вопросу, следя на практике за соотношением полезного звука и микрофонного собственно­го шума, несмотря на то, что современные студийные кон­денсаторные микрофоны рекомендуются к применению в цифровых трактах, где динамический диапазон передачи не менее 86 дБ.

Что касается динамических микрофонов, то уровень их собственного шума очень мал. Тем не менее, ограничения в области слабых сигналов при их использовании существен­ны по двум причинам. Во-первых, их низкая, по сравнению с конденсаторными микрофонами, чувствительность заставля­ет повышать усиление входных цепей звукорежиссёрского пульта, и шум может возникнуть «не там, так здесь». Во-вто­рых, студии часто работают с динамическими микрофона­ми, предназначенными для концертного использования, где весьма актуальным является устранение паразитных акус­тических связей, во имя чего в микрофонной конструкции предусматриваются различные способы демпфирования пре­образователя на малых сигналах (что, кстати сказать, кос­венно обостряет диаграмму направленности). В студийной же практике преимущество внезапно превращается в недоста­ток, как только подобный динамический микрофон, к при­меру, убирается от малого барабана, и устанавливается у флейты; при этом передача звуков третьей октавы в ff ока­зывается вполне приемлемой, а нижнее субтильное си (ма­лой октавы) вовсе не слышно.

Пример, конечно, немного утрирован для пущей убеди­тельности, но тенденции действительно таковы.

В этом параграфе уместно проанализировать ещё одну из причин подчёркивания в звукопередаче звонких и шипящих согласных человеческой речи. Обращает на себя внимание то, что это проявляется, когда речь или пение — тихие, и мик­рофон, соответственно исполнительской динамике, располо­жен близко ко рту. Последнее наводит на мысль о «задувании»,


но оказывается, что никакие способы ветрозащиты не спа­сают.

Дело в том, что уровень согласных звуков, практически, не зависит от громкости разговорной или вокальной речи, оцениваемой слушателем за счёт уровня гласных звуков. Сле­довательно, микрофон, адаптированный на восприятие тихого голоса, имеющий, соответственно, повышенную чув­ствительность, передаёт согласные, так сказать, супер­пропорционально, что незамедлительно подчёркивается аудиомониторами, когда они создают уровень громкости, пре­восходящий естественный человеческий. Никаких нелиней­ных искажений при этом нет, как нет и искажений частотной характеристики звукопередачи. Поэтому целесообразность использования для коррекции этого феномена частотно-за­висимого компрессора, известного под романтическим назва­нием «де-эссер», не является столь уж несомненной, так как его влиянию подвергаются заодно и совершенно безобидные участки исправляемой фонограммы.

Проще и точнее было бы разъяснить артисту ситуацию, и просить его, по возможности, читать или петь громче.

Возвращаясь к вопросу о возможных перегрузках микро­фона целесообразно упомянуть о многомикрофонном спосо­бе передачи звука, когда на каждый из приемников действует сигнал не только собственного источника, но вся совокуп­ность звуковых волн тонателье. Такой суммарный акустичес­кий сигнал при большой мощности, скажем, в оркестровом tutti, вполне может вызвать перегрузку какого-нибудь из микрофонов, чья чувствительность, сообразно динамическим особенностям объекта его приёма, достаточно велика. В этом случае следует позаботиться об изоляции такого микрофона от общего акустического поля, либо оптимальной его ориен­тации.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 468 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2560 - | 2249 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.