В первую очередь, к таковым следует относить различного рода преобразователи сигналов. Преобразование сигналов из одного вида в другой звукорежиссёр может наблюдать, по меньшей мере, четырежды. Первый же прибор, с которого начинается вся технологическая цепочка звукозаписи — микрофон, преобразует акустические сигналы в электрические; функция преобразования для каждого типа микрофонов — строго определена. В идеальном случае электрический сигнал на выходе микрофона адекватен акустическому сигналу, действующему на его звукоприёмную часть, и мы можем считать, что это функционально детерминированное устройство само по себе не вмешивается в звукопередачу, являясь безынициативным инструментом в руках звукорежиссёра (подробнее см. в главе «МИКРОФОННЫЙ ПРИЁМ АКУСТИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ АКУСТИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ»).
Второй, обратный вид преобразования происходит у громкоговорителя, превращающего электрические сигналы в аналогичные механические, суть акустические. Функциональное качество этого устройства так же детерминировано, и даже если оно невысоко, звукорежиссёр не в силах (по меньшей мере, самостоятельно) влиять на результат преобразования.
Ещё два вида функционально детерминированного преобразования представляют аппаратуру записи и воспроизведения звука. Входной сигнал данных устройств в процессе записи, также как и выходной в процессе воспроизведения, в настоящее время — всегда электрический. Сам способ преобразования определяется видом фонограммы: для механической записи электрическая форма превращается в колебания
резца, создающего в совокупности с последующей технологией грампластинку; при воспроизведении последней механические колебания иглы звукоснимателя преобразуются в электрический сигнал, адекватный исходному. В случае магнитной звукозаписи электрический сигнал порождает переменное магнитное поле головки записи магнитофона, оставляющее на ленте след в виде остаточной намагниченности; магнитные сигналы преобразуются в электрические головкой воспроизведения.
При правильной юстировке и регламентированной эксплуатации современная аппаратура записи и воспроизведения не вносит в звукопередачу заметных искажений и дополнительных помех; во всяком случае, обсуждение этого вопроса выходит за рамки нашей книги. Будем считать эти устройства также «не вмешивающимися» в качество сигналов — для профессиональных магнитофонов такое допущение приемлемо.
До сих пор мы полагали, что все текущие значения амплитуд исходных сигналов повторяются в текущем значении амплитуд преобразованных сигналов: акустические колебания полностью аналогичны электрическим, электрические — магнитным, и так далее. Это справедливо лишь, для устройств, которые как класс носят этимологически родственное название: аналоговые.
Особый тип аппаратуры сегодня представлен большим рядом устройств для записи, редактирования и воспроизведения звука в цифровой форме. У этой аппаратуры, кроме взаимопреобразований электрических, магнитных и оптических сигналов существует еще и особый вид преобразования, связанный с представлением сигналов в ином математическом виде — так называемом двоичном коде.
Не вдаваясь в подробности сугубо технического характера, заметим только, что если аналоговые способы звукопере-дачи оперируют в допустимом диапазоне всеми мыслимыми мгновенными значениями сигналов, то цифровые методы пользуются приблизительным выборочным измерением текущей величины входного сигнала. Результату измерения придаётся значение в двоичной системе счисления (1,0 взамен 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10) ради оптимизации работы электронных устройств, передающих лишь легко распознаваемые импульсы.
Периодичность, с которой происходят указанные измерения, определяется так называемой частотой дискретизации (в некоторой литературе — частотой отсчётов, частотой выборок). Согласно исследованиям Найквиста, Шеннона и Котельникова, для безошибочной передачи спектра непрерывного сигнала эта частота должна, по меньшей мере, вдвое превышать частоту верхней спектральной компоненты. Определив предельный частотный диапазон воспринимаемых людьми звуков в 16-20500 Гц, фирмы «Sony» и «Philips» в 80-х годах XX века разработали цифровой формат «CD-Audio» с частотой дискретизации 44100 Гц. Сразу необходимо заметить, что если в смысле физики слуха интервал 16-20500 ГЦ можно считать обоснованным, то психофизиология слухового восприятия находит актуальным значительно более широкий частотный диапазон, — по некоторым экспериментам — до 150 кГц.
Поэтому в настоящее время для некоторых цифровых технологий частота квантований звукового сигнала увеличена (вплоть до 192 кГц).
Точность измерения текущих амплитуд определяется количеством разрядов двоичного кода. Существующие цифровые аудио форматы используют от 16 до 24 разрядов; во внутренних цепях некоторых устройств обработки сигналов их количество возрастает до 64.
Понять, чем ограничивается амплитудная безошибочность цифровой передачи, несложно. Давайте, уподобим количество разрядов при цифровых преобразованиях количеству делений на шкале любого измерительного инструмента, например, линейки. Если эта шкала — дециметровая, то на метровой линейке умещается всего 10 делений, а максимальная ошибка измерения «на глаз» составит половину цены деления, т. е. ± 5 сантиметров. Вряд ли с помощью такого «прибора» можно точно определить толщину спички, однако погрешность ± 5 см. при гипотетическом измерении им рас-стояния от Земли до Луны поставила бы дерзнувшего в один ряд с Евклидом, Архимедом и Пифагором.
Аналогично, абсолютная погрешность передачи мгновенного значения сигнала при «оцифровке», равна
Здесь U пот. — предельная амплитуда аналогового сигнала, a n — количество разрядов двоичного цифрового кода. Ясно, что чем выше число разрядов, тем меньше отклонение измеренного сигнала от его истинного значения. Ясно также, что при передаче больших сигналов ошибка не так актуальна, как для малых. Отсюда вытекает важное правило:
При работе с цифровыми, особенно 16-разрядными, звукопередающими трактами режиссёр не должен увлекаться слишком низкими уровнями сигналов, доверяясь теоретически обещанному динамическому диапазону в 96 дБ!
Реальная погрешность работы аналого-цифровых преобразователей (АЦП), так называемый шум квантования, ограничивает динамику, по меньшей мере, на уровне минус 76 — минус 80 дБ. Конечно, эта величина ощутимо выше, чем у аналоговых магнитофонов, тем более грампластинок, но подумайте, во что превратится окончание, к примеру, ревер-берационного отзвука, как только величина его сигнала станет ниже первого деления шкалы отсчёта цифрового тракта звукозаписи?
(Надо сказать, что в аналоговых звуковых системах, несмотря на завесу шума магнитных лент, пластинок, спадающий отзвук ощущается нами столь же долго, сколько он ощущался бы в концертном зале или тонателье).
На рис. 2-16 показан диапазон аналого-цифрового преобразования, за пределами которого изменения мгновенных значений текущего сигнала становятся неразличимыми. Ситуация в нижней части этого диапазона только что была прокомментирована. Что до верхней части, то резкое искажение формы входного сигнала вследствие его отсечки является необратимым, и это диктует второе важное правило:
При работе с любыми цифровыми трактами не допускайте даже приближения уровня входного сигнала к предельному значению (О дБ). Индикаторы текущего уровня инерционны и далеко не всегда отмечают непродолжительные всплески сигнала; между тем, пик-фактор может вызвать короткие перегрузки АЦП, что приводит к появлению хорошо слышимых щелчков или тресков.
Рис. 2-16
К числу функционально детерминированных устройств относятся также различные усилительные устройства с константными параметрами, источники питания аппаратуры, т. п. Все они находятся в компетенции студийных инженеров
и, поскольку их выбор звукорежиссёром возможен далеко не всегда, подробный анализ этих приборов здесь не проводится. Желающие могут получить исчерпывающие сведения о них в специальной литературе.
Исключительный практический интерес для нас представляет класс устройств, манипулируя которыми, мы трансформируем сигналы художественным образом, создавая звуковую картину.