Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—труктура отдельного входного канала




Ќа рисунке 2-18 изображена принципиальна€ блок Ч схе≠ма входного канала звукорежиссЄрского пульта. »ндивиду≠альные конструкторские решени€ могут вносить незначи≠тельные различи€ в структуру канала, однако его основные узлы в том или ином виде присутствуют не только в любом физическом пульте, но даже в цифровом пульте с компьютер≠ным процессором, Ч там алгоритм имитации физического устройства также восходит к подобному структурному прин≠ципу.

—игнал во входную часть канала поступает от одного из возможных источников (микрофон, линейное устройство, тест-генератор) через селектор. ѕереключение режима рабо≠ты селектора автоматически корректирует диапазон регули≠ровки входной чувствительности канала, либо делает актив≠ным соответствующий регул€тор, если их несколько. ” самых простых пультов входной селектор может отсутствовать; при этом единственный, относ€щийс€ к данному каналу, входной разъЄм на консоли пульта подключаетс€ к любому источни≠ку сигнала, а чувствительность входной цепи вручную при≠водитс€ в соответствие с его уровнем.


 





–ис. 2-18


–егул€торы входной чувствительности могут быть одно≠элементными либо двухэлементными. ¬ последнем случае ступенчатым переключателем выбирают оптимальный под≠диапазон настройки, в пределах которого другим регул€то≠ром плавно устанавливают необходимый режим (подробно об этом Ч ниже).

ƒополнительным манипул€тором во входном звене пуль≠та €вл€етс€ переключаемый инвертор фазы входного сигна≠ла, что позвол€ет, в случае необходимости, оперативно уст≠ранить взаимную противофазу сигналов пары св€занных электрических или акустических источников.

ƒл€ питани€ конденсаторных микрофонов ко входным цеп€м подключаетс€ внутренний источник посто€нного на≠пр€жени€ +48 в.

¬ходные микрофонные усилители по схемотехнике дел€т≠с€ на два основных класса: трансформаторные и бестранс≠форматорные. — точки зрени€ электроакустических качеств первые в сравнении со вторыми обеспечивают более м€гкое звучание и меньший уровень совокупных шумов входных зве≠ньев. Ќо дороговизна высококачественных звуковых транс≠форматоров ограничивает их повсеместное применение, и входные цепи сравнительно дешЄвых пультов изготавлива≠ютс€ на основе интегральных схем, единственное преимуще≠ство которых Ч значительно более широкий частотный диа≠пазон передачи, включа€ ультразвуковую область, что, впрочем, при работе с аппаратурой цифровой записи не так актуально.

—ледующим звеном канала €вл€етс€ переключаемый (ON/ OFF) блок корректора амплитудно-частотной характеристики канального сигнала. ќн состоит из определЄнного дл€ каж≠дой модели числа электрических фильтров, свойства и на≠значени€ которых подробно описаны в главе Ђ‘ќЌќ ќЋќ-–»—“» јї.

—уммарное усиление входного сигнала определ€етс€ чув≠ствительностью канала и настройкой корректора ј„’. ѕер≠ва€ же схемна€ точка, в которой контролируетс€ уровень ка≠нального сигналаЧ это выход корректора. Ѕольшинство пультов снабжены кнопкой с надписью PFL (pre fader listen или pre fader level); с еЄ помощью контрольна€ точка подклю≠чаетс€ к индикатору уровн€ PFL или к общему мониторному индикатору, так же локальным оказываетс€ и слуховой конт≠роль Ч мы слышим только сигнал входного блока данного


 





канала. ѕоказани€ индикаторов при оптимальной настрой≠ке входной чувствительности не должны превышать ќ дЅ дл€ пиковых значений сигнала, и это гарантирует отсутствие электрических перегрузок.

ќбратите внимание в рис. 2-18 на участок с надписью ЂINSERTї. Ёто, в большинстве случаев, Ч авторазмыка-ющеес€ соединение, расположенное либо на внешней сто≠роне консоли пульта, либо в коммутационной панели. ≈сли к нему ничего не подключено, сигнал после входного блока проходит дальше, к канальному регул€тору усилени€ (FADER). ѕодключение к разъЄму INSERT специального со≠единительного шнура приводит к разрыву канала таким образом, что его сигнал может быть отведЄн ко входу любо≠го дополнительного приЄмника, а цепи канала, расположен≠ные (по схеме) ниже точки INSERT, соедин€ютс€ с выходом любого дополнительного источника. ¬ большинстве случа≠ев, указанным дополнением €вл€етс€ устройство дл€ спе≠цифической обработки звуковых сигналов, не вход€щее в состав стандартного канала пульта (например, прибор ЂFLANGERї на рис. 2-19).

Ќекоторые творческие обосновани€ дл€ использовани€ цепей INSERT приведены в главе, посв€щенной редактиро≠ванию фонографии.

¬ блок канального регул€тора усилени€ входит основной манипул€тор дл€ установки требуемых громкостных соотно≠шений в записываемой или передаваемой в эфир програм≠ме. ≈го английское название FADER [fade Ч постепенно ис≠чезать) означает возможность плавного изменени€ (в том числе, конечно, и увеличени€) уровн€ канального сигнала.

—юда же входит и устройство дл€ создани€ определЄнно≠го азимута виртуального источника звука в стереофоничес≠кой картине Ч панорамный регул€тор или регул€тор направлени€. ¬ главе Ђ‘ќЌќ√–ј‘»„≈— јя  ќћѕќ«»≠÷»яї о нЄм рассказываетс€ подробнее.

”ровень сигнала на выходе блока канального регул€тора усилени€ провер€етс€ в контрольной точке, именуемой AFL (afterfader level) или SOLO. ѕри этом в мониторы и к индика≠торам уровн€ поступает только сигнал контролируемого ка≠нала, остальные отключаютс€. —ледует помнить, что пока≠зани€ приборов в режиме AFL завис€т не только от положени€ манипул€тора FADER, но, в случае стереофонии, и от положени€ панорамного регул€тора.


–ис. 2-19


 





ƒалее канальный сигнал поступает к основным кнопоч≠ным коммутаторам пульта, направл€ющим его к тем или иным сумматорам, где он смешиваетс€ с сигналами других входных каналов (рис. 2-17). –асположенна€ в каждом из каналов кнопка с надписью ЂMUTEї исключает собственный сигнал из суммы. —ами сумматоры св€заны с выходными каналами пульта, снабжЄнными регул€торами уровн€ полу≠ченных сигнальных смесей.

Ѕольшинство кнопочных коммутаторов сконфигурирова≠ны по так называемому матричному принципу (рис. 2-20), и их использование даже при большой разветвлЄнности проблем не вызывает.  онкретные конструктивные различи€ св€заны со способами объединени€ сигналов отдельных каналов в груп≠пы, чтобы одним манипул€тором можно было управл€ть сум≠марным уровнем частичной смеси без случайного нарушени€ еЄ внутренних пропорций. ƒл€ этой цели примен€ют либо так называемые субгрупповые сумматоры, как показано на рис. 2-20, либо с помощью дополнительных коммутаторов св€зы≠вают воедино произвольное число цепей управлени€ полуав≠томатическими канальными регул€торами уровн€, если тако≠вые имеютс€. ¬ последнем случае одному из этих регул€торов назначаетс€ функци€ ЂMASTERї; изменени€ его положени€ повлекут за собой равнозначные изменени€ коэффициентов передачи во всех объединЄнных каналах.

Ќаконец, выходные сигналы главных сумматоров посту≠пают во входные цепи устройств дл€ записи или радиопере≠дачи.

¬ыход корректора ј„’ и выход блока канального регул€≠тора усилени€ охвачены переключаемыми цеп€ми линий AUX. — их помощью сигнал, проход€щий в каждом канале, может быть ответвлЄн в коммутационную панель или к внеш≠ним разъЄмам пульта дл€ подачи на вход каких-либо дополни≠тельных электроакустических устройств. ƒол€ ответвл€емого сигнала регулируетс€ либо независимо от положени€ мани≠пул€тора FADER (в этом случае цепь AUX подключаетс€ к об≠ласти PFL), либо сигнал в цепи AUX, если еЄ подключить к выходному звену канала, будет подчинЄн общему канально≠му усилению. ”казанные оперативные переключени€ соответ≠ствуют стандартизованным надпис€м ЂPREї или ЂPOSTї вбли≠зи органов управлени€ цеп€ми AUX.

 оличество линий AUX в современных звукорежиссЄрских пультах может доходить до 16; как правило, они моноканальные,


–ис. 2-20. ѕринципиальна€ схема модели матричного коммутатора.


 




но встречаютс€ и сопр€жЄнные стереоканальные, с собствен≠ным панорамным регул€тором. ѕрименение линий AUX по≠звол€ет подать несколько различных сигналов, в регули≠руемых пропорци€х, на вход одного и того же прибора обработки звука, например, ревербератора. ѕри этом его вы≠ходные сигналы подвод€тс€ к линейным входам свободных каналов.

ќтдельна€ коммутационна€ панель €вл€етс€ средоточи≠ем большого числа соединительных гнЄзд. ќни св€заны со входными и выходными точками внутренних отделов пуль≠та, с цеп€ми INSERT и AUX, а также со входами и выходами внешних электроакустических приборов.

ѕоследовательное прохождение электрического сигнала в описанной цепочечной структуре звукорежиссЄрского пуль≠та требует внимательного отношени€ к его уровню, макси≠мальна€ динамика которого, в конечном счЄте, должна укла≠дыватьс€ в допустимые электрические пределы аппаратуры записи или передачи.  онтролиру€ сигнал на различных уча≠стках, не надо забывать, что чрезмерное снижение чувстви≠тельности каждой очередной входной цепи во избежание воз≠можных перегрузок может потребовать компенсирующего повышенного усилени€ в следующем звене. Ќо тогда этому же повышенному усилению подвергнутс€ собственные шумы предшествующих участков пульта, что может привести к за≠метному снижению отношени€ сигнал/шум в суммарном продукте.

“ворческое пользование соответствующими регул€торами приводит к компромиссу между указанными параметрами. «ащитна€ перегрузочна€ способность входных цепей совре≠менных пультов делает вполне достаточной настройку чув≠ствительности канала по максимально громкому звуковому эпизоду, и если при этом показани€ индикаторов PFL не пре≠вышают ќ дЅ, то можно считать, что оптимум найден. Ќо следует, пожалуй, учитывать одно обсто€тельство: в forte во врем€ настройки артисты могут Ђэкономить силыї, и на это нужно сделать скидку, в буквальном смысле, некоторое сни≠жение входной чувствительности. ѕредел же еЄ максималь≠ного значени€, когда звуковой материал слишком тих, под≠скажет, к примеру, шум микрофона, ставший вдруг в процессе настройки назойливо заметным.


Ѕолее подробную техническую информацию о звукоре-жиссЄрских пультах можно почерпнуть в литературе по элек≠троакустике, оборудованию студий, электронике. ƒопол≠нительные сведени€ содержатс€ в главе, посв€щенной редактированию фонограмм.

¬ главах Ђ‘ќЌќ√–ј‘»„≈— јя  ќћѕќ«»÷»яї и Ђ‘ќ-Ќќ ќЋќ–»—“» јї описан р€д электроакустических уст≠ройств со свободным доступом, составл€ющих большую часть технической палитры звукорежиссЄра. ¬се эти устрой≠ства позвол€ют делать более €ркими собственные свойства обрабатываемого материала, дополн€ть их экзотическими привнесени€ми, а подчас в корне измен€ть звуковую при≠роду.

Ѕольшой интерес представл€ют приборы, назначение ко≠торых почти служебное Ч они могут не сообщать звуку спе≠цифической окраски, занима€сь лишь тем, чтобы большие по своей динамике сигналы поместить в Ђпрокрустово ложеї динамического диапазона звукопередачи, доступного сегод≠н€шним звуконосител€м.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 603 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ѕобеда - это еще не все, все - это посто€нное желание побеждать. © ¬инс Ћомбарди
==> читать все изречени€...

2013 - | 1870 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.017 с.