Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»нвенции




Ѕах составил несколько сборников несложных пьес из числа тех, которые сочинил, обуча€ своего старшего сына ¬ильгельма ‘ридемана. ¬ один из таких сборников он поместил п€тнадцать двухголосных полифонических пьес в п€тнадцати тональност€х и назвал их Ђинвенци€миї. ¬ переводе с латинского €зыка слово Ђинвенци€ї означает Ђвыдумкаї, Ђизобретениеї. Ѕаховские двухголосные инвенции, доступные дл€ исполнени€ начинаю≠щими музыкантами, действительно замечательны по полифони≠ческой изобретательности и одновременно по художественной выразительности.

“ак, перва€ двухголосна€ инвенци€ до мажор рождаетс€ из краткой, плавной и неторопливой темы спокойного, рассуди≠тельного характера. ≈е запевает верхний голос и тотчас имитиру≠ет _ повтор€ет в другой октаве Ч нижний:

¬о врем€ повтора (имитации) верхний, голос продолжает мелодическое движение. “ак образуетс€ противосложение к теме, звучащей в басу. ƒалее это противосложение Ч с тем же мелодическим рисунком Ч иногда звучит, когда тема вновь по€вл€етс€ то в одном, то в другом голосе (такты 2Ч3, 7Ч8, 8Ч9). ¬ таких случа€х противосложение называетс€ удер≠жанным (в отличие от неудержанных, которые каждый раз при проведении темы сочин€ютс€ заново).  ак и в других полифонических произведени€х, в этой инвенции встречаютс€ разделы, где тема в своем полном виде не звучит, а используют≠с€ лишь отдельные ее обороты. “акие разделы помещаютс€ меж≠ду проведени€ми темы и называютс€ интермеди€ми. ќбщую ÷ельность инвенции до мажор придает развитие, основанное на одной теме, что характерно дл€ полифонической музыки. ¬ середине пьесы делаетс€ отход от главной тональности, а к концу она возвращаетс€. —луша€ эту инвенцию, можно предста≠вить себе, будто два ученика прилежно повтор€ют урок, стара€сь друг перед другом рассказать его получше, с большим выражением.

 лавесин в доме Ѕаха в Ёйзенахе

 

 

ј под звуки восьмой двухголосной инвенции фа мажор можно вообразить веселую, задорную игру-сост€зание: кажетс€, что] подпрыгивают и кат€тс€ упругие м€чики.

¬ этой пьесе, сходной по своему строению с до-мажорной инвенцией, больша€ роль принадлежит особому приему. ¬след за начальным вступлением темы в верхнем голосе нижний голос имитирует не только ее, но и ее продолжение (противосложение). “ак на некоторое врем€ возникает непрерывна€ ка≠ноническа€ имитаци€, или канон.

ќдновременно с двухголосными инвенци€ми Ѕах сочинил п€тнадцать трехголосных полифонических пьес в тех же тональност€х. ќн назвал их! Ђсимфони€миї (в переводе с греческого €зыка Ч Ђсозвучи€ї). »бо в старину так часто называли многоголосные инструментальные произведени€. Ќо позднее стало прин€тым именовать эти пьесы трехголосными инвенци€ми. ¬ них ис≠пользуютс€ более сложные приемы полифонического развити€.

—амый €ркий пример Ч трехголосна€ инвенци€ фа минор (дев€та€). ќна начинаетс€ с одновременного проведени€ двух контрастных тем. ќснова одной из них, звучащей в басовом голосе, Ч мерный напр€женный спуск по хромати≠ческим полутонам. ѕодобные ходы часты в трагических ари€х из старинных опер. Ёто как бы мрачный голос злого рока, судьбы. —корбными мотивами-вздохами пронизана втора€ тема в среднем, альтовом голосе:

¬ дальнейшем с этими двум€ темами тесно переплетаетс€ треть€ тема с еще более проникновенно мол€щими возгласами. ƒо самого конца пьесы голос злого рока остаетс€ неумолимым. Ќо не смолкают и голоса людской скорби. ¬ них теплитс€ неугасима€ искорка человеческой надежды. » она на мгновение будто вспыхивает в заключительном фа-мажорном аккорде.

Ћирической проникновенностью отличаетс€ также Ђсимфони€ї Ѕаха си минор (трехголосна€ инвенци€ є 15).

¬ предисловии к рукописи своих инвенций и Ђсимфонийї Ѕах указал, что они должны помочь выработать Ђпевучую манеру игрыї. Ќа клавесине это было трудно осуществить. ѕоэтому Ѕах предпочитал в домашних услови€х, в том числе на зан€ти€х с учениками, пользоватьс€ другим струнно-клавишным инст≠рументом Ч клавикордом. ≈го слабый звук непригоден дл€ концертного испол≠нени€. Ќо, как уже говорилось, в отличие от клавесина струны клавикорда не защипываютс€, а м€гко зажимаютс€ металлическими пластинками. Ёто способ≠ствует певучести звучани€ и позвол€ет делать динамические оттенки. “аким образом, Ѕах как бы предугадывал возможности певучего и св€зного голосове≠дени€ на фортепиано Ч инструменте, который в его врем€ был еще несовер≠шенным по конструкции. » это пожелание великого музыканта следует пом≠нить всем современным пианистам.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1387 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © »осиф Ѕродский
==> читать все изречени€...

742 - | 679 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.