Энергичная настойчивость сочетается в теме с грациозностью, сквозь волевую собранность проглядывает лукавое озорство. В этом заложены возможности дальнейшего разнообразного и динамичного развития.
В начале разработки тема звучит светло — единственный раз она проводится в мажорной тональности (ми-бемоль мажор). В репризе же из трех главных проведений темы в основной тональности (до минор) второе, в басу, приобретает такой мощный размах, что заставляет вспомнить бушевание природных сил в прелюдии. И еще одно, заключительное проведение темы фуги завершается просветленным до-мажорным аккордом. В таком сходстве между концовками прелюдии и фуги обнаруживается внутреннее эмоциональное родство контрастных частей цикла.
Фуга — высшая форма полифонической музыки — достигла в творчестве Баха полной зрелости и ярчайшего расцвета. Знаменитый русский композитор и пианист XIX века Антон Григорьевич Рубинштейн в своей книге «Музыка и ее представители» написал, восхищаясь «Хорошо темперированным клавиром», что там можно найти «фуги религиозного, героического, меланхолического, величественного, жалобного, юмористического, пасторального, драматического характера; в одном только они все схожи — в красоте...»
Ровесником Иоганна Себастьяна Баха был великий немецкий композитор Георг Фридрих Гендель (1685—1759) — замечательный мастер полифонии, органист-виртуоз. Судьба у него сложилась по-иному. Большую часть жизни он провел вне Германии, переезжая из одной страны в другую (несколько десятилетий прожил в Англии). Гендель — автор многих опер, ораторий, разнообразных инструментальных произведений.
Вопросы и задания
1.Что роднит между собой духовные и светские произведения Баха?
2. Расскажите об образном характере Токкаты и фуги ре минор для органа.
3. Напойте темы инвенций Баха, которые вы знаете. Что такое противосложение, когда оно называется удержанным?
4. Что такое интермедия в полифоническом произведении? Какая имитация называется канонической или каноном?
5. Назовите и охарактеризуйте основные части «Французской сюиты» До минор.
6. Как построен «Хорошо темперированный клавир» Баха?
7. В чем состоит главное отличие прелюдии от фуги? Покажите это на примере Прелюдии и фуги до минор из первого тома «Хорошо темперированного клавира». Есть ли между ними также черты сходства?