Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Ее жанрах и формах




Долгое время игрой на инструментах чаще всего дублирова­ли партии голосов в вокальных произведениях или сопровожда­ли танцы. Были также распространены инструментальные пере­ложения вокальных сочинений. Самостоятельное развитие инст­рументальной музыки усилилось только в XVII веке. При этом в ней продолжали развиваться художественные приемы, сложив­шиеся в вокальной полифонии. Они обогащались элементами гомофонного склада, опиравшегося на песню и танец. Одновре­менно на инструментальные сочинения стали влиять вырази­тельные достижения оперной музыки.

Скрипка наряду с блестящими виртуозными возможно­стями обладает очень певучим голосом. И именно на родине оперы, в Италии, скрипичная музыка стала развиваться особен­но успешно. В конце XVII века расцвело творчество Арканджело Корелли и началась творческая деятельность Антонио Вивальди. Эти выдающиеся итальянские композиторы создали множество инструментальных произведений с участием и с ведущей ролью скрипки. В них скрипка может петь так же выразительно, как человеческий голос в оперной арии, и увлекательно развертывать виртуозное пассажное движение.

В наследии Корелли и Вивальди большое место принадлежит жанру трио-сонаты. В большинстве трио-сонат две главные партии исполняют скрипки, а третью партию — партию сопровождения — клавесин или орган, причем басо­вый голос удваивается виолончелью или фаготом. Вслед за трио-сонатой появи­лись соната для скрипки или другого инструмента в сопровождении клавесина,. а также кончерто гроссо — концерт для оркестра (сначала — струнного). Мно­гим произведениям этих жанров свойственна форма старинной сонаты. Обычно это цикл из четырех частей с соотношением по темпу «медленно—быстро— медленно—быстро». Несколько позднее, уже в XVIII веке, Вивальди стал сочи­нять сольные концерты для скрипки и некоторых других инструментов с сопро­вождением оркестра. Там установился цикл из трех частей: «быстро—медленно— быстро».

Еще в Древнем Египте начал свою многовековую историю орган. К XVII веку он стал очень сложным по конструкции инструментом с широкими художественными возможностями. Маленькие органы можно было встретить тогда даже в частных домах. Их использовали для учебных занятий, на них разыгрыва­ли вариации на мелодии народных песен и танцев. А большие органы со сверкающими рядами труб, с деревянными корпусами, украшенными резьбой, звучали, как и теперь, в церквах и соборах.

В наше время органы имеются также во многих концертных залах. В современных органах несколько тысяч труб и до семи клавиатур (мануалов), расположенных одна над другой — как лестничные ступеньки. Труб так много потому, что они разделя­ются на группы — регистры. Регистры включают и переключают специальными рычагами, чтобы получить другую окраску (тембр) звучания. Органы снабжены также педалью. Это целая ножная клавиатура из многих больших клавиш. Нажимая на них ногами, органист может извлекать, а также длительно выдержи­вать басовые звуки (такие выдержанные звуки тоже называются педалью или органным пунктом). По богатству тембров, по воз­можности сопоставить легчайшее пианиссимо с громоподобным фортиссимо орган не имеет себе равных среди музыкальных ин­струментов.

В XVII веке органное искусство достигло особенно высокого расцвета в Германии. Как и в других странах, немецкие церков­ные органисты являлись одновременно и композиторами, и ис­полнителями. Они не только сопровождали духовные песнопе­ния, но и солировали. В их числе было немало талантливых вир­туозов и импровизаторов, которые привлекали своей игрой це­лые толпы народа. Один из самых замечательных среди них — Дитрих Букстехуде. Послушать его игру приходил пешком из другого города молодой Иоганн Себастьян Бах. В разнообразном и обширном творчестве Букстехуде представлены основные типы органной музыки того времени. С одной стороны, это прелю­дии, фантазии и токкаты. В них полифонические эпизо­ды свободно чередуются с импровизационными — пассажными и аккордовыми. С другой стороны, это более строго построен­ные пьесы, которые привели к возникновению фуги — самой сложной формы имитационной полифонии.

Букстехуде сделал также много органных обработок про­тестантского хорал а в виде хоральных прелюдий. В отли­чие от григорианского хорала это — общее название духовных песнопений не на латинском, а на немецком языке. Они появи­лись в XVI веке, когда от католицизма отделился новый вид хри­стианского вероучения — протестантизм. Мелодической основой протестантского хорала послужили немецкие народные песни. В XVII веке протестантский хорал стали исполнять хором все при­хожане при поддержке органа. Для таких хоровых обработок типичен четырехголосный аккордовый склад с мелодией в верх­нем голосе. Впоследствии такой склад стали называть хораль­ным, даже если он встречается в инструментальном произве­дении.

Органисты играли также на струнно-клавишных инструмен­тах и сочиняли для них. Общее название произведений для этих инструментов — клавирная музыка[8].

Первые сведения о струнно-клавишных инструментах отно­сятся к XIV—XV векам. К XVII веку самым распространенным из них стал клавесин.

Так его называют во Франции, в Италии его именуют чембало, в Герма­нии — кильфлюгель, в Англии — харпсихорд. Название инструментов меньшего размера во Франции — эпинет, в Италии — спинетов Англии — вёрджинел.

Клавесин — предок фортепиано, которое начало входить в обиход с середины XVIII века. При нажиме на клавиши клаве­сина перышки или кожаные язычки, насаженные на стерженьки, как бы щиплют струны. Получаются отрывистые, звонкие и вме­сте с тем немного шуршащие звуки. На клавесине от силы удара по клавишам сила звука не зависит. Поэтому на нем нельзя де­лать крещендо и диминуэндо — в отличие от фортепиано, на ко­тором это возможно благодаря более гибкому соединению кла­виш с молоточками, ударяющими по струнам. У клавесина мо­жет быть две или три клавиатуры и имеется устройство, позво­ляющее изменять окраску звука.

Звучание еще одного небольшого клавишного инструмен­та — клавикорда — более слабое, чем звучание клавесина. Но зато на клавикорде возможна более певучая игра, потому что его струны не защипываются, а на них нажимают металлические пластинки.

Один из главных жанров старинной клавесинной музыки — сюита из нескольких законченных по форме частей, написан­ных в одной тональности. В каждой из частей обычно использу­ется движение какого-либо танца. Основу старинной сюиты со­ставляют четыре танца различного, не всегда точно выясненного национального происхождения. Это неспешная аллеманда (возможно, родом из Германии), более подвижная куранта (родом из Франции), медленная сарабанда (родом из Испа­нии) и быстрая жига (родом из Ирландии или Англии). С кон­ца XVII века по примеру парижских клавесинистов сюиты стали дополнять такими французскими танцами, как менуэт, гавот, бурре, паспье. Они вставлялись между основными танцами, об­разуя интермедийные разделы («intег» в переводе с латинского означает «между»). Старинную французскую клавесинную музы­ку отличают изящество, грация, обилие мелких мелодических украшений, например мордентов и трелей. Французский клаве­синный стиль расцвел в творчестве Франсуа Куперена (1668 – 1733), прозванного Великим. Он создал около двух с половиной сотен пьес и объединил их в двадцать семь сюит. В них постепенно стали преобладать пьесы с разнообразными программными названиями. Чаще всего это как бы миниатюр­ные клавесинные женские портреты — меткие звуковые зари­совки какой-нибудь черты характера, внешности, манеры пове­дения. Таковы, например, пьесы «Сумрачная», «Трогательная», «Проворная», «Рассеянная», «Озорница». К французской клаве­синной музыке, в том числе к пьесам Франсуа Куперена, про­явил большой интерес его великий современник Иоганн Себа­стьян Бах.

Вопросы и задания

1.Когда усилилось самостоятельное развитие инструментальных жанров?

2. Назовите любимый инструмент Арканджело Корелли и Антонио Ви­вальди.

3. Расскажите об устройстве органа.

4. В какой стране органное искусство достигло особенно высокого расцве­та? Что такое протестантский хорал?

5. Расскажите об устройстве клавесина. Движения каких танцев использо­ваны в основных частях старинной клавесинной сюиты?

Итак, вводный раздел учебника кратко познакомил с неко­торыми важными событиями в мире музыки начиная с древних времен. Это была историческая «экскурсия» с целью помочь в дальнейшем знакомству с наследием великих западноевропей­ских музыкантов, творивших в XVIII и XIX веках.

Иоганн





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1185 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2181 - | 2136 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.028 с.