Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Как продолжала развиваться полифония




В то время как в церковном пении начинало развиваться многоголосие, в светской музыке продолжало господствовать одноголосие. Расшифровано, например, множество записей од­ноголосных песен, которые в XII—XIV веках сочиняли и испол­няли средневековые поэты-певцы. На юге Франции, в Провансе, их называли трубадурами, на севере Франции — трувера­ми, в Германии — миннезингерами. Многие из них были знаменитыми рыцарями и в своих песнях часто воспевали красо­ту и добродетель «прекрасной дамы», которой поклонялись. Ме­лодии песен этих поэтов-певцов нередко были близки народным напевам, в том числе танцевальным, а ритм подчинен ритму стихотворного текста. Позднее, в XIV—XVI веках, объединялись в цехи' немецкие поэты-певцы из среды ремесленников, назы­вавшие себя мейстерзингерами («мастерами-певцами»).

Церковная полифония и светское песенное одноголосие не оказались изолированными друг от друга. Так, в голосах, кото­рые добавлялись в духовных песнопениях к григорианскому хо­ралу, стало заметно влияние светских песен (например, песен трубадуров и труверов). Вместе с тем к концу XIII века во Фран­ции появились чисто светские полифонические произведения, где партии всех голосов основывались на мелодиях песенного характера, а тексты сочинялись не на латинском, а на француз­ском языке.

Со временем в католической церковной музыке самым крупным музыкальным жанром стала месса. В обычную мессу[5] входят шесть основных песнопений на молитвенные латинские тексты. Это «Кириё элёизон» («Господи, помилуй»), «Глория» («Слава»), «Кредо» («Верую»), «Санктус» («Свят»), «Бенедйктус» («Благословен») и «Агнус Дэи» («Агнец Божий»).

Первоначально григорианский хорал звучал в мессах одно­голосно. Но примерно к XV веку месса превратилась в цикл из сложных полифонических частей[6]. При этом очень искусно ста­ли использоваться имитации. В переводе с латинского «imitatio» означает «подражание». В музыке можно иногда под­ражать внемузыкальным звукам, например трелям соловья, куко­ванию кукушки, шуму морских волн. Тогда это называется звукоподражанием или звукоизобразительностью. А имитация в музыке — такой прием, когда вслед за мелодией, заканчиваю­щейся в одном голосе, другой голос точно (или не вполне точно) повторяет ее от другого звука. Затем таким же образом могут вступать другие голоса. В гомофонной музыке имитации могут появляться ненадолго. А в полифонической музыке это один из основных приемов развития. Он помогает делать мелодическое движение почти непрерывным: паузы и каденции одновременно во всех голосах встречаются в полифонической музыке лишь в виде редких исключений[7].

Сочетая имитации с другими полифоническими приемами, композиторы сделали свои мессы большими хоровыми произве­дениями, в которых четыре или пять голосов переплетаются в сложную звуковую ткань. В ней мелодию григорианского хорала уже трудно различить и так же трудно расслышать молитвенные слова. Появились даже мессы, где в качестве основных исполь­зованы мелодии популярных светских песен.

Такое положение обеспокоило высшее католическое духов­ное начальство. В середине XVI века оно собиралось вообще запретить многоголосное пение во время церковной службы. Но такой запрет не состоялся благодаря замечательному итальян­скому композитору Палестрине, который почти всю жизнь про­вел в Риме и был близок к папскому двору (его полное имя — Джованни Пьерлуиджи да Палестрина, то есть «из Палестрины» — маленького городка неподалеку от Рима). Палестрина своими мессами (а он написал их более сотни) сумел доказать, что полифонические сочинения, оставаясь очень искусными, могут4звучать прозрачно и богослужебные тексты могут быть ясно слышны.

Музыка Палестрины — одна из вершин старинной хоровой полифонии так называемого строгого стиля. Она переносит нас в мир просветленного возвышенного созерцания — словно излу­чает ровное, умиротворяющее сияние.

Вопросы и задания

1.Кто такие трубадуры, труверы, миннезингеры и мейстерзингеры?

2. Есть ли связь между старинной церковной полифонией и светскими пе­сенными мелодиями?

3. Назовите основные части обычной мессы.

4. Приведите примеры звукоподражания в музыке.

5. Что в музыке называется имитацией?

6. Чего сумел достичь в своих мессах Палестрина?





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1897 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2240 - | 2171 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.